+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Акт административного обследования объекта земельных отношений пример 2019 год

Этот год стал революционным моментом в земельном вопросе в нашей стране. Сначала, по сути, новый Земельный кодекс, а с 1 января 2015 года вступает в силу федеральный закон, который существенно совершенствует процедуры государственного земельного надзора.

Теперь законом установлен исчерпывающий перечень земельных правонарушений, при которых осуществляется земельный надзор.

Действующие нормы очень абстрактно определяют понятие государственного земельного надзора. В новой же редакции предмет и его понятие сформулированы предельно конкретно. Это, безусловно, и обеспечивает защиту прав проверяемых, и позволяет эффективно провести надзор.

Кроме того, документ уравнивает права всех правообладателей земельных участков при проведении надзорных мероприятий. Действующие гарантии распространяются только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вопрос осуществления земельного надзора в отношении граждан, органов государственной власти, местного самоуправления на законодательном уровне до сих пор урегулирован не был. То есть если к юридическому лицу с плановой проверкой на участок земельный инспектор мог прийти не чаще одного раза в три года, то к гражданам можно было приходить каждый год, а то и чаще.

Еще хуже с внеплановыми проверками — если в отношении юридических лиц все основания для проведения внеплановых проверок были предусмотрены законом, то в отношении граждан таких норм не существовало — фактически любая жалоба соседей и даже надуманный повод могли стать основанием для внеплановой проверки. Благодаря внесенным изменениям ситуация изменится — при осуществлении государственного земельного надзора на граждан будут распространяться те же гарантии, что и на юридических лиц, с учетом отдельных особенностей, установленных в Земельном кодексе.

Это особенности, установленные в части внеплановых проверок, проведение которых в отношении граждан и органов власти не надо будет согласовывать с прокуратурой.

Но законом расширяются случаи проведения внеплановых проверок как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц. Зачем это было сделано?

Павел Королев, заместитель министра экономического развития РФ: Перечень действующих оснований для внеплановых проверок, установленный в федеральном законе о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, явно недостаточен. Так, кроме поручений президента, правительства, требований прокурора и проверки выполнения ранее выданных предписаний основаниями для внеплановой проверки было лишь получение информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде. Соответственно, если нарушение земельного законодательства не влечет угрозы причинения вреда, то и оснований для внеплановой проверки нет.

Характерный пример — захват чужой земли (самовольное занятие земельного участка, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. — РГБ»). Это самое распространенное земельное правонарушение, каждое второе нарушение — самовольное занятие. Так вот при совершении этого деяния нарушаются имущественные права, однако вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде не возникает. То есть оснований для внеплановой проверки и, соответственно, привлечения виновных к ответственности нет. Проверку раньше можно было провести только планово в следующем году, предварительно включив ее в план, и, соответственно, только через год виновных можно было привлечь к ответственности. В этой связи новый закон предусматривает в качестве дополнительных оснований для проведения внеплановых проверок поступление информации о нарушении имущественных прав, а также выявление признаков нарушений после проведения административного обследования объекта земельных отношений.

— Понятие «административное обследование объекта земельных отношений» — это новая процедура?

Королев: Это действительно новая процедура, вводимая законом. Суть ее заключается в том, чтобы должностные лица земельного надзора самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований исследовали состояние и способы использования объекта земельных отношений на основании информации во всех доступных, подчеркну, легальных источниках. При этом должностные лица не взаимодействуют с правообладателями земель.

На практике она будет выглядеть так: земельный инспектор, изучая открытые источники информации, обнаруживает факт нецелевого использования земельного участка — он предназначен для индивидуального жилищного строительства, а там построен магазин, ведется коммерческая деятельность. Инспектор с помощью данных кадастра недвижимости, публичной кадастровой карты, правил землепользования и застройки, единого государственного реестра прав устанавливает юридические обстоятельства, составляет акт административного обследования, представляет его на утверждение. Затем в случае необходимости проводится внеплановая проверка в установленном порядке. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверка проводится после согласования с прокуратурой.

— Не станет ли такая процедура основанием для злоупотреблений со стороны недобросовестных инспекторов?

Королев: Мы рассчитываем, что не станет, так как выявление нарушения земельного законодательства при проведении административного обследования лишь основание для проведения внеплановой проверки. Окончательные же выводы о наличии факта нарушения и привлечении виновных лиц к ответственности будут сделаны только по ее итогам. Законопослушным правообладателям совершенно точно опасаться нечего. Процедура административного обследования объекта земельных отношений не дает возможностей для необоснованного привлечения к ответственности. В отношении же нарушителей у земельных инспекторов появится новый мощный инструмент фиксации нарушений.

Закон совершенствует не только механизмы проведения государственного, но и муниципального, а также общественного земельного контроля. В чем суть?

Королев: Определяется предмет и территория муниципального земельного контроля. Главное нововведение — это обязательное рассмотрение органами государственного земельного надзора материалов проверок по итогам муниципального земельного контроля. При этом итогом такого рассмотрения станет возбуждение дела об административном правонарушении или в случае отсутствия оснований — решение об отказе в этом.

Кроме того, упраздняется устаревший и неэффективный механизм производственного земельного контроля. Сейчас обязанность проводить этот контроль закреплена за правообладателем земельного участка, который, по сути, контролирует сам себя на соблюдение требований земельного законодательства. Но контроль за собственными действиями явно не нуждается в дополнительном законодательном регулировании, в связи с чем производственный земельный контроль был упразднен.

Будет ли совершенствоваться ответственность за земельные нарушения? Размеры штрафов за отдельные правонарушения сейчас просто смехотворны.

Королев: Мы подготовили проект федерального закона, не только увеличивающий размер штрафов за отдельные нарушения земельного законодательства, но и устанавливающий новый подход к его исчислению в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. Считать штрафы таким образом планируется в случае самовольного занятия земельного участка и использования их не по целевому назначению. Правда, предложение об увеличении ответственности идет так называемым вторым пакетом, прежде будут совершенствоваться процедура и порядок, определены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.

Процесс изучения отношений в системе владения земельными участками

В законодательстве Российской Федерации обследование объектов земельных отношений является обязательным требованием. В соответствии с Земельным кодексом земля может расцениваться в нескольких понятиях. Прежде всего, земля выступает важным природным ресурсом, который может быть использован в интересах государства или частных лиц. В юриспруденции земля часто расценивается, как собственность или имущество. На практике чаще всего земельный участок подлежит разделу, если речь идет об общей собственности или наследстве.

В целях повышения продуктивности сельского хозяйства могут создаваться искусственные земельные участки, которые имеют статус недвижимого имущества. Регистрируется такая собственность официально, право распоряжаться имуществом закрепляется за организацией или частным лицом.

Собственники имеют право на проведение практически любых действий на территории своего земельного участка. Порядок передачи прав также может устанавливаться в индивидуальном порядке. Государство создает правила и нормы, которые помогают налаживать отношения в сфере земельного законодательства.

Делимым участок можно назвать, когда во время раздела каждая его часть приобретает независимый характер и может называться земельным участком. Стоит учитывать, что земля может носить статус объекта отношений только до момента раздела.

Участки подлежат разделу только в том случае, если указанная процедура не приведет к определенному уменьшению размера, который предусмотрен государственным законодательством. Административное обследование объекта земельных отношений предполагает и наличие субъектов, таких, как:

  • собственно государство;
  • физические лица;
  • юридические лица;
  • государственные структуры;
  • муниципальные структуры.

Физическими лицами в данном случае могут выступать:

  • граждане Российской Федерации;
  • граждане, имеющие иностранное гражданство;
  • лица, которые по факту не имеют доказательств гражданства какой-либо страны.

Содержание

Составление официального документа

составляется соответствующими должностными лицами, которые имеют непосредственное отношение к надзору земельному Российской Федерации. Исполнительные лица имеют право проводить, как плановые, так и неплановые проверки, цель которых заключается в установлении факта выполнения требований в соответствии с законодательством сферы земли.

Проведение проверок всегда носит официальный и открытый характер, отчеты должностных лиц могут иметь публичное размещение. В процессе исследования особое внимание уделяется состоянию и способу эксплуатации всех объектов отношений земельных. Порядок проведения процедур имеет четкий алгоритм действий, предусмотренный законодательством. Основаниями для проведения мероприятий по обследованию объектов является информация, источниками которой являются:

  • юридические архивы;
  • официальные ресурсы общего пользования и доступа;
  • информационные системы государственного и муниципального уровня;
  • данные, полученные от всеобщего мониторинга земельных ресурсов;
  • документы, которые отображают результаты проведенных ранее обследований;
  • информация, которая была получена с помощью дистанционного метода передачи данных;
  • результаты научных исследований в сфере изучения состояния почв, экологии и внутренних вод;
  • данные, которые были получены посредством визуального осмотра объекта земельных отношений.
Это интересно:  Как списать долги за коммунальные услуги 2019 год

Акт административного обследования объекта земельных отношений служит подтверждением проведения операций. На основе официального документа осуществляется анализ полученных данных, порядок которого регламентирован государственным законодательством.

Начать процедуру проверки должностные лица имеют право без предварительного контакта с собственниками земельного участка. Это понятие обусловлено правилами обязательности и государственности. Проведение рейдов (плановых осмотров) не относится к административному типу обследования. Государственный Федеральный надзор экологический также не учитывается административными обследованиями. Данные проверки имеют иной правовой характер, их понятие закреплено за другими структурами.

Как указывалось выше, обследования административного характера требуют наличия определенных сведений. По большей степени данными пользуются должностные лица, которые осуществляют непосредственное обследование условий и способов реализации объектов отношений земельных. Должностные государственные лица имеют право запрашивать необходимые сведения у следующих структур:

  • органы власти государственной;
  • органы власти муниципальной;
  • организации, которые выполняют функции информационной системы для государственных и муниципальных структур;
  • владельцы фондов архивных данных;
  • обладатели информации, которая была получена с помощью дистанционного метода.

Стоит учитывать, что проведение некоторых исследований касается информации, которая является закрытой. Получение таких данных возможно только после подачи запроса в соответствующие органы, которые занимаются вопросами государственной и коммерческой тайны.

Учитываются и обстоятельства, которые могут стать преградой при получении информации на электронных носителях. В данном случае сведения предоставляются в бумажном виде для проведения необходимых административных обследований объекта земельных отношений.

Какие земли подлежат проверке?

Кадастровый номер земель играет важную роль, если встает вопрос об их проверке. Государство определяет минимальную стоимость земель, для которых административное обследование может проводиться. В свою очередь, стоимость земель зависит от гражданской оборотности собственности. Сведения об этом показателе содержатся в Едином государственном реестре заключения сделок о купле-продаже земельных участков.

Важным показателем являются также общие характеристики земельного объекта, такие, как плодородность, количество органических веществ и экологическая чистота. Проведение обследования предполагает составление отчета (акта), который публикуется в дальнейшем.

Документ утверждается уполномоченными должностными лицами государственного органа надзора за землями или представителями его подразделения. Акт подлежит не только письменной, но и электронной подписи. После осуществления всех необходимых подписей бумага имеет юридическую силу, как в реальном, так и виртуальном виде.

Земельный участок, на территории которого не было выявлено нарушений, не подлежит административной ответственности. В отношении таких объектов никогда не составляются назначения по проведению рейдовых (плановых) проверок. Повторное обследование объекта будет осуществлено через два года, если на протяжении этого времени не будут выявлены грубые нарушения, которые привлекли внимание общественности.

Должностные лица органов государственного надзора земельных объектов, которые осуществляют непосредственную проверку и составляют акты, несут административную и дисциплинарную ответственность во время исполнения своих должностных обязанностей.

Вопрос

С 2014 года в ЗК РФ внесены изменения, в частности, введена Статья 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений. Вправе ли должностные лица контролирующего органа (в данном случае Росреестра), проводить административное обследование земельного участка и по результату обследования возбуждать дело об административным правонарушении, без проведения внеплановой проверки? Должны ли контролирующие органы ознакомить организацию с результатами административного осмотра до составления протокола об административном правонарушении? Фабула: организация, являющаяся собственником здания на арендуемом земельном участке, произвела благоустройство прилегающего земельного участка — зеленые насаждения и т.п. (в соответствии с требованиями договора аренды). На данном прилегающем земельном посетители здания и иные лица паркуют автомобили, а собственник здания иногда оставляет садовую технику (эта техника используется для поддержания зеленых насаждений в надлежащем виде). Сотрудники контролирующих органов, без предъявления соответствующих распоряжений о проведении проверки. без предъявления служебных удостоверений, не составляя акты осмотра и т.п. предъявили собственнику здания Извещение о вызове для возбуждения дела об административном правонарушении, из которого следует, что по результатам административного обследования земельного участка установлены достаточные данные, указывающие на состав административного правонарушения по ст.7.1. КоАП РФ. При этом не указано в отношении, какого именно земельного участка проводилось обследование, что именно установлено и т.п.

Ответ

Должностные лица Росреестра вправе проводить административное обследование земельного участка. Данные мероприятия проводятся вне рамок проведения внеплановой проверки. При этом, проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждены Постановлением Правительства РФ от .

В соответствии с данным порядком, в случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

Прямой обязанности ознакомить организацию с результатами административного осмотра до составления протокола об административном правонарушении Порядком, утв. Постановлением Правительства РФ от на контролирующие органы не возложено. Однако, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении () вправе знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы. Таким образом, лицо, привлекаемое к административной ответственности вправе заявить ходатайство об ознакомлении со всеми материалами дела, в т.ч. с актом осмотра.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Акт административного обследования объекта земельных отношений

Новости партнеров

Похожие формы

Результаты обследования территории, прилегающей к зданию (участка) (приложение к акту обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры)

Результаты обследования входа (входов) в здание (приложение к акту обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры)

Результаты обследования пути (путей) движения внутри здания (в т.ч. путей эвакуации) (приложение к акту обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры)

Результаты обследования зоны целевого назначения здания (зона обслуживания инвалидов) (приложение к акту обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры)

Результаты обследования зоны целевого назначения здания (места приложения труда) (приложение к акту обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры)

Результаты обследования зоны целевого назначения здания (жилые помещения) (приложение к акту обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры)

Административное обследование объектов земельных отношений

Порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений отражен в федеральном законодательстве.

Административное обследование объекта отношений. Понятие, должностные лица, имеющие право проводить административную проверку объектов земельных отношений

Постановлением Правительства РФ четко установлены основные моменты проведения административного обследования объектов земельных отношений.

Согласно данному нормативно-правовому акту мероприятие должно проводиться только уполномоченными должностными лицами, осуществляющими свою деятельность в государственном органе земельного кадастра.

Данные должностные лица должны быть уполномочены на проведение плановых, внеплановых проверок, направленных на выявление соблюдения всех требований, установленных земельным законодательством, в рамках возникновения и действия отношений по пользованию участками.

Административное обследование объекта земельных отношений требует от должностного лица совершения нескольких действий:

  • проведения комплексного исследования состояния и способ использования одного или сразу нескольких земельных участков;
  • сбор информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах.
  • сбор информации, имеющейся на общедоступных ресурсах с соответствующей информацией.
  • сбор информации в архивах;
  • сбор информации, которая была получена в ходе проведения уполномоченными должностными лицами государственного мониторинга земель;
  • сбор информации из документов, которые были подготовлены в ходе проведения процедур по трудоустройству земель;
  • сбор информации, которая была получена в ходе дистанционного исследования;
  • сбор информации, которая была получена в ходе проведения различного рода проверок, таких как агрохимическая, фитосанитарная.
  • анализ информации, полученной в ходе самостоятельного визуального обследования земель.

Порядок, по которому осуществляется обследование, регулируется соответствующим постановлением Правительства РФ.

Порядок, по которому осуществляется проведение обследование земельных отношений

Порядок проведения мероприятий, направленных на проверку объектов земельных отношений, четко урегулирован федеральным законодательством.

Проверка начинается с анализа должностным лицом всей полученной в ходе исследований информации. Данный анализ осуществляется уполномоченным лицом самостоятельно и не требует получения каких-либо дополнительных документов, разрешений и согласований на сбор всех необходимых бумаг.

Отдельно стоит отметить, что подобное обследование объектов отношений проводится без фактических собственников земель и без получения их согласия на подобную проверку отсутствия каких-либо нарушений. Кроме того, в ходе проведения данной проверки, должностному лицу не обеспечивается доступ на проверяемый им объект недвижимости.

Стоит акцентировать внимание на том, что обследование никак не связано:

  • с проведением регулярных рейдовых проверок участка;
  • с проведением осмотров;
  • с проведением обследований.

Данные проверки устанавливаются на уровне федерального законодательства и входят в программу осуществления экологического надзора. Никакого отношения к обследованию они не имеют.

Должностное лицо, осуществляющее обследование, имеет право запросить у органов государственной, региональной или местной власти, организаций, которые являются операторами информационных систем, владельцев архивов любую необходимую информацию. На уровне федерального законодательства установлено требование о том, что любой такой орган и юридическое лицо должно предоставить всю необходимую для проведения обследования документацию.

Порядок предоставления данных сведений урегулирован нормативно-правовыми актами федерального характера.

Административное обследование должно осуществляться в первую очередь в отношении объектов, кадастровая стоимость которых превышает удельные показатели кадастровой стоимости в данном конкретном муниципальном образовании.

Это интересно:  Великие луки аренда квартир на долгий срок 2019 год

Также проверка проводится в преимущественном порядке в отношении участков земли, которые востребованы в гражданском обороте. Востребованность объектов недвижимости изучается путем анализов договоров купли-продажи, сведения о которых содержатся в государственном учреждении, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество.

Кроме того, в приоритетном порядке проводится обследование участков, которые в случае обнаружения факта их ненадлежащего использования, могут быть переданы гражданам или юридическим лицам.

Правила оформления акта о проведении обследования объекта отношений

Любые результаты, полученные после проведения обследования, должны быть оформлены в виде акта, образец которого представлен в соответствующем постановлении Правительства РФ.

Если в ходе проведения подобной проверки были выявлены какие-либо нарушения, касающиеся объекта земельных отношений, результаты подобной процедуры также должны быть оформлены в виде такого акта. Причем оформление данного документа должно производиться даже в случаях, если за подобные нарушения на законодательном уровне предусматривается ответственность.

В ситуации, когда в ходе проведения данной административной проверки не было выявлено никаких нарушений, в том числе тех, за которые полагается административная ответственность, должностное лицо, проводившее подобное мероприятии, должно составить заключение об отсутствии нарушений.

На законодательном уровне устанавливаются общие сведения, которые должен содержать акт административного обследования объекта земельных отношений

  • общее описание данного объекта недвижимости;
  • описание нескольких объектов недвижимого имущества.

Все сведения должны точно идентифицировать земельный участок, следовательно, акт должен содержать следующую информацию:

  • кадастровый номер;
  • точный адрес расположения;
  • описание месторасположения.

Акт о проведении административного обследования, заключение об отсутствии административных нарушений земельного законодательства должен оформляться в электронном виде. Если же составление документа в электронном виде невозможно, допускается составление акта или заключения на бумажном носителе.

Ответственность, которая грозит каждому нарушителю земельного законодательства

Если в ходе проведения административного обследования должностными лицами были выявлены нарушения действующего земельного законодательства, за которые виновный должен понести административную ответственность, акт административного обследования объекта земельных отношений в течение пяти суток после своего составления должен быть направлен в государственный орган, осуществляющий земельный надзор.

Данный орган государственной власти, который уполномочен Правительством РФ на рассмотрение дел по подобного рода правонарушениям, должен осуществить проверку. Проверка нарушений, выявленных в ходе проведения административного обследования, должна осуществляться в соответствии с нормативно-правовыми актами федерального уровня.

Акт административного обследования объекта земельных отношений образец. Административное обследование земельного участка

Вопрос

С 2014 года в ЗК РФ внесены изменения, в частности, введена Статья 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений. Вправе ли должностные лица контролирующего органа (в данном случае Росреестра), проводить административное обследование земельного участка и по результату обследования возбуждать дело об административным правонарушении, без проведения внеплановой проверки? Должны ли контролирующие органы ознакомить организацию с результатами административного осмотра до составления протокола об административном правонарушении? Фабула: организация, являющаяся собственником здания на арендуемом земельном участке, произвела благоустройство прилегающего земельного участка — зеленые насаждения и т.п. (в соответствии с требованиями договора аренды). На данном прилегающем земельном посетители здания и иные лица паркуют автомобили, а собственник здания иногда оставляет садовую технику (эта техника используется для поддержания зеленых насаждений в надлежащем виде). Сотрудники контролирующих органов, без предъявления соответствующих распоряжений о проведении проверки. без предъявления служебных удостоверений, не составляя акты осмотра и т.п. предъявили собственнику здания Извещение о вызове для возбуждения дела об административном правонарушении, из которого следует, что по результатам административного обследования земельного участка установлены достаточные данные, указывающие на состав административного правонарушения по ст.7.1. КоАП РФ. При этом не указано в отношении, какого именно земельного участка проводилось обследование, что именно установлено и т.п.

Ответ

Должностные лица Росреестра вправе проводить административное обследование земельного участка. Данные мероприятия проводятся вне рамок проведения внеплановой проверки. При этом, проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждены Постановлением Правительства РФ от .

В соответствии с данным порядком, в случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

Прямой обязанности ознакомить организацию с результатами административного осмотра до составления протокола об административном правонарушении Порядком, утв. Постановлением Правительства РФ от на контролирующие органы не возложено. Однако, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении () вправе знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы. Таким образом, лицо, привлекаемое к административной ответственности вправе заявить ходатайство об ознакомлении со всеми материалами дела, в т.ч. с актом осмотра.

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Этот год стал революционным моментом в земельном вопросе в нашей стране. Сначала, по сути, новый Земельный кодекс, а с 1 января 2015 года вступает в силу федеральный закон, который существенно совершенствует процедуры государственного земельного надзора.

Теперь законом установлен исчерпывающий перечень земельных правонарушений, при которых осуществляется земельный надзор.

Действующие нормы очень абстрактно определяют понятие государственного земельного надзора. В новой же редакции предмет и его понятие сформулированы предельно конкретно. Это, безусловно, и обеспечивает защиту прав проверяемых, и позволяет эффективно провести надзор.

Кроме того, документ уравнивает права всех правообладателей земельных участков при проведении надзорных мероприятий. Действующие гарантии распространяются только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вопрос осуществления земельного надзора в отношении граждан, органов государственной власти, местного самоуправления на законодательном уровне до сих пор урегулирован не был. То есть если к юридическому лицу с плановой проверкой на участок земельный инспектор мог прийти не чаще одного раза в три года, то к гражданам можно было приходить каждый год, а то и чаще.

Еще хуже с внеплановыми проверками — если в отношении юридических лиц все основания для проведения внеплановых проверок были предусмотрены законом, то в отношении граждан таких норм не существовало — фактически любая жалоба соседей и даже надуманный повод могли стать основанием для внеплановой проверки. Благодаря внесенным изменениям ситуация изменится — при осуществлении государственного земельного надзора на граждан будут распространяться те же гарантии, что и на юридических лиц, с учетом отдельных особенностей, установленных в Земельном кодексе.

Это особенности, установленные в части внеплановых проверок, проведение которых в отношении граждан и органов власти не надо будет согласовывать с прокуратурой.

Но законом расширяются случаи проведения внеплановых проверок как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц. Зачем это было сделано?

Павел Королев, заместитель министра экономического развития РФ: Перечень действующих оснований для внеплановых проверок, установленный в федеральном законе о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, явно недостаточен. Так, кроме поручений президента, правительства, требований прокурора и проверки выполнения ранее выданных предписаний основаниями для внеплановой проверки было лишь получение информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде. Соответственно, если нарушение земельного законодательства не влечет угрозы причинения вреда, то и оснований для внеплановой проверки нет.

Характерный пример — захват чужой земли (самовольное занятие земельного участка, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. — «РГБ»). Это самое распространенное земельное правонарушение, каждое второе нарушение — самовольное занятие. Так вот при совершении этого деяния нарушаются имущественные права, однако вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде не возникает. То есть оснований для внеплановой проверки и, соответственно, привлечения виновных к ответственности нет. Проверку раньше можно было провести только планово в следующем году, предварительно включив ее в план, и, соответственно, только через год виновных можно было привлечь к ответственности. В этой связи новый закон предусматривает в качестве дополнительных оснований для проведения внеплановых проверок поступление информации о нарушении имущественных прав, а также выявление признаков нарушений после проведения административного обследования объекта земельных отношений.

— Понятие «административное обследование объекта земельных отношений» — это новая процедура?

Королев: Это действительно новая процедура, вводимая законом. Суть ее заключается в том, чтобы должностные лица земельного надзора самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований исследовали состояние и способы использования объекта земельных отношений на основании информации во всех доступных, подчеркну, легальных источниках. При этом должностные лица не взаимодействуют с правообладателями земель.

На практике она будет выглядеть так: земельный инспектор, изучая открытые источники информации, обнаруживает факт нецелевого использования земельного участка — он предназначен для индивидуального жилищного строительства, а там построен магазин, ведется коммерческая деятельность. Инспектор с помощью данных кадастра недвижимости, публичной кадастровой карты, правил землепользования и застройки, единого государственного реестра прав устанавливает юридические обстоятельства, составляет акт административного обследования, представляет его на утверждение. Затем в случае необходимости проводится внеплановая проверка в установленном порядке. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверка проводится после согласования с прокуратурой.

Это интересно:  Молодая семья программа 2019 ангарск 2019 год

— Не станет ли такая процедура основанием для злоупотреблений со стороны недобросовестных инспекторов?

Королев: Мы рассчитываем, что не станет, так как выявление нарушения земельного законодательства при проведении административного обследования лишь основание для проведения внеплановой проверки. Окончательные же выводы о наличии факта нарушения и привлечении виновных лиц к ответственности будут сделаны только по ее итогам. Законопослушным правообладателям совершенно точно опасаться нечего. Процедура административного обследования объекта земельных отношений не дает возможностей для необоснованного привлечения к ответственности. В отношении же нарушителей у земельных инспекторов появится новый мощный инструмент фиксации нарушений.

Закон совершенствует не только механизмы проведения государственного, но и муниципального, а также общественного земельного контроля. В чем суть?

Королев: Определяется предмет и территория муниципального земельного контроля. Главное нововведение — это обязательное рассмотрение органами государственного земельного надзора материалов проверок по итогам муниципального земельного контроля. При этом итогом такого рассмотрения станет возбуждение дела об административном правонарушении или в случае отсутствия оснований — решение об отказе в этом.

Кроме того, упраздняется устаревший и неэффективный механизм производственного земельного контроля. Сейчас обязанность проводить этот контроль закреплена за правообладателем земельного участка, который, по сути, контролирует сам себя на соблюдение требований земельного законодательства. Но контроль за собственными действиями явно не нуждается в дополнительном законодательном регулировании, в связи с чем производственный земельный контроль был упразднен.

Будет ли совершенствоваться ответственность за земельные нарушения? Размеры штрафов за отдельные правонарушения сейчас просто смехотворны.

Королев: Мы подготовили проект федерального закона, не только увеличивающий размер штрафов за отдельные нарушения земельного законодательства, но и устанавливающий новый подход к его исчислению в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. Считать штрафы таким образом планируется в случае самовольного занятия земельного участка и использования их не по целевому назначению. Правда, предложение об увеличении ответственности идет так называемым вторым пакетом, прежде будут совершенствоваться процедура и порядок, определены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.

Процесс изучения отношений в системе владения земельными участками

В законодательстве Российской Федерации обследование объектов земельных отношений является обязательным требованием. В соответствии с Земельным кодексом земля может расцениваться в нескольких понятиях. Прежде всего, земля выступает важным природным ресурсом, который может быть использован в интересах государства или частных лиц. В юриспруденции земля часто расценивается, как собственность или имущество. На практике чаще всего земельный участок подлежит разделу, если речь идет об общей собственности или наследстве.

В целях повышения продуктивности сельского хозяйства могут создаваться искусственные земельные участки, которые имеют статус недвижимого имущества. Регистрируется такая собственность официально, право распоряжаться имуществом закрепляется за организацией или частным лицом.

Собственники имеют право на проведение практически любых действий на территории своего земельного участка. Порядок передачи прав также может устанавливаться в индивидуальном порядке. Государство создает правила и нормы, которые помогают налаживать отношения в сфере земельного законодательства.

Делимым участок можно назвать, когда во время раздела каждая его часть приобретает независимый характер и может называться земельным участком. Стоит учитывать, что земля может носить статус объекта отношений только до момента раздела.

Участки подлежат разделу только в том случае, если указанная процедура не приведет к определенному уменьшению размера, который предусмотрен государственным законодательством. Административное обследование объекта земельных отношений предполагает и наличие субъектов, таких, как:

  • собственно государство;
  • физические лица;
  • юридические лица;
  • государственные структуры;
  • муниципальные структуры.

Физическими лицами в данном случае могут выступать:

  • граждане Российской Федерации;
  • граждане, имеющие иностранное гражданство;
  • лица, которые по факту не имеют доказательств гражданства какой-либо страны.

Составление официального документа

составляется соответствующими должностными лицами, которые имеют непосредственное отношение к надзору земельному Российской Федерации. Исполнительные лица имеют право проводить, как плановые, так и неплановые проверки, цель которых заключается в установлении факта выполнения требований в соответствии с законодательством сферы земли.

Проведение проверок всегда носит официальный и открытый характер, отчеты должностных лиц могут иметь публичное размещение. В процессе исследования особое внимание уделяется состоянию и способу эксплуатации всех объектов отношений земельных. Порядок проведения процедур имеет четкий алгоритм действий, предусмотренный законодательством. Основаниями для проведения мероприятий по обследованию объектов является информация, источниками которой являются:

  • юридические архивы;
  • официальные ресурсы общего пользования и доступа;
  • информационные системы государственного и муниципального уровня;
  • данные, полученные от всеобщего мониторинга земельных ресурсов;
  • документы, которые отображают результаты проведенных ранее обследований;
  • информация, которая была получена с помощью дистанционного метода передачи данных;
  • результаты научных исследований в сфере изучения состояния почв, экологии и внутренних вод;
  • данные, которые были получены посредством визуального осмотра объекта земельных отношений.

Акт административного обследования объекта земельных отношений служит подтверждением проведения операций. На основе официального документа осуществляется анализ полученных данных, порядок которого регламентирован государственным законодательством.

Начать процедуру проверки должностные лица имеют право без предварительного контакта с собственниками земельного участка. Это понятие обусловлено правилами обязательности и государственности. Проведение рейдов (плановых осмотров) не относится к административному типу обследования. Государственный Федеральный надзор экологический также не учитывается административными обследованиями. Данные проверки имеют иной правовой характер, их понятие закреплено за другими структурами.

Как указывалось выше, обследования административного характера требуют наличия определенных сведений. По большей степени данными пользуются должностные лица, которые осуществляют непосредственное обследование условий и способов реализации объектов отношений земельных. Должностные государственные лица имеют право запрашивать необходимые сведения у следующих структур:

  • органы власти государственной;
  • органы власти муниципальной;
  • организации, которые выполняют функции информационной системы для государственных и муниципальных структур;
  • владельцы фондов архивных данных;
  • обладатели информации, которая была получена с помощью дистанционного метода.

Стоит учитывать, что проведение некоторых исследований касается информации, которая является закрытой. Получение таких данных возможно только после подачи запроса в соответствующие органы, которые занимаются вопросами государственной и коммерческой тайны.

Учитываются и обстоятельства, которые могут стать преградой при получении информации на электронных носителях. В данном случае сведения предоставляются в бумажном виде для проведения необходимых административных обследований объекта земельных отношений.

Какие земли подлежат проверке?

Кадастровый номер земель играет важную роль, если встает вопрос об их проверке. Государство определяет минимальную стоимость земель, для которых административное обследование может проводиться. В свою очередь, стоимость земель зависит от гражданской оборотности собственности. Сведения об этом показателе содержатся в Едином государственном реестре заключения сделок о купле-продаже земельных участков.

Важным показателем являются также общие характеристики земельного объекта, такие, как плодородность, количество органических веществ и экологическая чистота. Проведение обследования предполагает составление отчета (акта), который публикуется в дальнейшем.

Документ утверждается уполномоченными должностными лицами государственного органа надзора за землями или представителями его подразделения. Акт подлежит не только письменной, но и электронной подписи. После осуществления всех необходимых подписей бумага имеет юридическую силу, как в реальном, так и виртуальном виде.

Земельный участок, на территории которого не было выявлено нарушений, не подлежит административной ответственности. В отношении таких объектов никогда не составляются назначения по проведению рейдовых (плановых) проверок. Повторное обследование объекта будет осуществлено через два года, если на протяжении этого времени не будут выявлены грубые нарушения, которые привлекли внимание общественности.

Должностные лица органов государственного надзора земельных объектов, которые осуществляют непосредственную проверку и составляют акты, несут административную и дисциплинарную ответственность во время исполнения своих должностных обязанностей.

Для этого специалисту потребуются

  1. паспорт собственника недвижимости,
  2. при необходимости доверенность от правообладателя на данный объект недвижимости,
  3. правоустанавливающие документы,
  4. действующий кадастровый паспорт.
  • При необходимости специалист получает дополнительные документы по рассматриваемому объекту у других организаций.
  • Выполняется осмотр на месте.
  • Составляется акт обследования здания, земельного участка в соответствии с регламентированной приказом Правительства РФ формой. При вынесении решения в обязательном порядке принимаются во внимание сведения, указанные в Государственном Кадастре Недвижимости, а также имеющиеся официальные документы, которые могут служить подтверждением того, что рассматриваемый объект перестал существовать.

Обследование территории земельного участка

Задачи технического обследования:

  1. Определение наличия реальной возможности на обследуемом участке фактического присоединения к электрическим сетям;
  2. Определить наличие и соответствие договорным условиям дороги с твердым покрытием к обследуемому участку.

2.1.Состав работ и этапы проведения технического обследования. Состав работ по проведению технического обследования включает:

  • общий осмотр объекта;
  • выполнение необходимых измерений;
  • выполнение фотофиксации элементов обследуемого объекта.

2.2.
Методика. Основной задачей обследования является определение наличия на обследуемом объекте результатов оказания услуг на основе сопоставления фактических значений количественно оцениваемых признаков со значениями этих же признаков нормативными документами. 2.3. Обследование объекта.

Акт обследования земельного участка

Московской области от 17 марта 2006 г. N 63 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА (РОСПОТРЕБНАДЗОР) Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (Территориальное управление Роспотребнадзора по Московской области) Территориальный отдел

Статья написана по материалам сайтов: ruforma.info, advokat-malov.ru, buhconsul.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector