+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Кто имеет право на улучшение жилищных условий 2019 год

Льготные категории граждан при получении жилья в городе Нижнем Новгороде.

В соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ существует определенная категория граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий в порядке очередности:

  • 1) граждане, не являющиеся нанимателями жилья по договору социального найма или не являющиеся собственниками жилого помещения;
  • 2) наниматели (или собственники) жилья, площадь которого на одного члена семьи меньше учетной нормы;
  • 3) граждане, проживающие в помещении, не соответствующем установленным для жилых помещений требованиям;
  • 4) сироты, дети, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях. Такое право у них возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно. С 2013 года порядок предоставления жилья детям-сиротам изменился. Если ранее обеспечение их жилыми помещениями производилось вне очереди на основании договора социального найма, то по новым правилам жилье сиротам 2015 года предоставляется по договору найма специализированного жилого помещения, срок действия которого составляет 5 лет. По истечении этого времени жилое помещение переходит в бессрочное пользование на условиях социального найма.

(!) Вне очереди жилье по договору социального найма предоставляется:

  • 1) лицам, чье жилое помещение является непригодным для проживания;
  • 2) гражданам, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На текущей момент действует Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Как встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Прием на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, в случае с недееспособными гражданами заявление подается их законными представителями. После предоставления заявления с комплектом документов в соответствующие органы проводится проверка жилья, жилищной комиссией составляется акт обследования жилищно-бытовых условий. Улучшение жилищных условий возможно получить только в том случае, если гражданин будет признан нуждающимся в жилье. При рассмотрении вопроса о включении в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо отталкиваться от учетной жилищной нормы.

(!) Под учетной нормой площади жилого помещения понимается минимальный размер площади жилого помещения, который положен каждому человеку. Эта норма устанавливается в каждом из регионов органами местного самоуправления. В Нижнем Новгороде учетная норма установлена Постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 16 марта 2005 года № 14 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в городе Нижнем Новгороде». При расчете учетной жилищной нормы учитывается общая площадь квартиры, включая санузел, кухню, коридоры и т.д. Также будет суммироваться площадь всех квартир и домов, которыми владеют члены семьи (или которые они снимают по договору социального найма), но только если они расположены в одном городе.

Комплект документов, как правило, состоит из:

  • — паспорта и свидетельства о рождении (для несовершеннолетних) всех членов семьи;
  • — справки о регистрации жилья на каждого из членов семьи;
  • — правоустанавливающих документов на жилье, находящегося в собственности (в распоряжении) у заявителя и совместно с ним проживающих членов его семьи;
  • — справки с места работы и учебы всех членов семьи;
  • — военных билетов, пенсионных удостоверений, свидетельств о заключении (расторжении) брака членов семьи (при наличии).

Важно! Еще один нюанс, который следует учесть претендентам на социальное жилье – «совместная собственность». Если у разведенных супругов есть квартира или иной жилое помещение, площадь которой превышает учетную норму (на всех членов семьи), ни один из супругов не может претендовать на жилье, даже если официально не проживает с другим супругом.

Кроме того, вне данной очереди на улучшение жилищных условий предоставляется жилье манёвренного фонда в соответствии с Положением о порядке предоставления жилых помещений муниципального маневренного жилищного фонда города Нижнего Новгорода, утвержденным постановлением городской Думы от 24.05.2006 № 38.

Жилые помещения муниципального маневренного жилищного фонда города Нижнего Новгорода предназначены для временного проживания граждан, не обеспеченных жилыми помещениями в городе Нижнем Новгороде и зарегистрированных в городе Нижнем Новгороде. Предоставляется такое жилье в следующих случаях:

  • 1) в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма;
  • 2) гражданам, утратившим единственные жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита или целевого займа, и заложены в обеспечение возврата кредита или займа;
  • 3) если единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
  • 4) гражданам, неправомерно лишившимся жилых помещений в городе Нижнем Новгороде в результате преступных действий третьих лиц (в исключительных случаях);
  • 5) гражданам, вернувшимся из мест лишения свободы и утратившим право на жилую площадь по месту прежнего проживания в городе Нижнем Новгороде за время отбывания наказания (в исключительных случаях).

Для инвалидов и ветеранов ВОВ предусмотрены отдельные очереди

Порядок постановки на учет нуждающихся инвалидов аналогичен вышеописанному. Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке жилищным законодательством РФ. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке. Заявление о принятые на учет граждан-инвалидов или семей, имеющих детей-инвалидов, о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий происходит органами местного самоуправления по месту жительства инвалидов.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ. Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

(!) Специально оборудованные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Что касается ветеранов ВОВ, то в соответствии с пп. 2 п. 3 статьи 23² Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» правом на улучшение жилищных условий обладают следующие категории граждан:

  • • инвалиды Великой Отечественной войны;
  • • участники, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских Великой Отечественной войны частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • • члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. (!) Обеспечение жильем ветеранов ВОВ происходит однократно независимо об их имущественного положения в рамках очередности согласно жилищного законодательства на основании целевого бюджетного финансирования согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов».

Программы по улучшению жилищных условий

Кроме того, в Нижнем Новгороде действует несколько программ по предоставлению субсидий на приобретение жилья. В частности «Молодая семья» и «Жилье для российской семьи».

• Программа «Обеспечение жильем молодых семей в Нижегородской области доступным и комфортным жильём на период до 2024 года» утверждена постановлением Правительства Нижегородской области» №748 от 18.10.2013 года.

Участником программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, все члены которой имеют постоянное место жительства в одном муниципальном образовании на территории Нижегородской области, соответствующая следующим условиям:

  • а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день утверждения Правительством Нижегородской области списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
  • б) признание семьи нуждающейся в жилых помещениях; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

• Программой «Жилье для российской семьи» предусмотрено приобретение гражданами жилья экономического класса, построенное (строящееся) застройщиками в рамках Программы на территории Нижегородской области. Стоимость 1 кв. метра жилья экономического класса составляет 35 тысяч рублей.

Право на приобретение жилья экономического класса в соответствии с Программой имеют граждане, постоянно проживающие на территории Нижегородской области, и относящиеся к следующим категориям граждан:

  • 1) имеющих 2 и более несовершеннолетних детей и являющиеся получателями материнского (семейного) капитала при условии использования его на приобретение жилья экономического класса в рамках Программы;
  • 2) имеющих трех и более несовершеннолетних детей;
  • 3) граждане, для которых работа в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти Нижегородской области, органах местного самоуправления Нижегородской области является основным местом работы;
  • 4) граждане, для которых работа в государственных и муниципальных учреждениях, являющихся научными организациями или организациями научного обслуживания, в качестве научных работников, специалистов научной организации или работников сферы научного обслуживания, в государственных (муниципальных) образовательных организациях, государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта является основным местом работы;
  • 5) граждане, для которых работа в организациях оборонно-промышленного комплекса, включенных в установленном Правительством РФ порядке в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, независимо от организационно-правовой формы таких организаций является основным местом работы;
  • 6) лица, являющиеся участниками государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 — 2016 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 14 октября 2013 года № 724, приобретшие гражданство Российской Федерации и проживающие на территории Нижегородской области.
  • 7) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • 8) состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но не состоящие на таком учете;
  • 9) имеющие обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого члена его семьи, не превышающую 18 кв. метров в расчете на одного человека (не более 32 кв. метров на одиноко проживающего гражданина), в случае если гражданин постоянно проживает на территории Нижегородской области не менее пяти лет и его доходы и доходы членов его семьи не превышают среднедушевой денежный доход, определенный за полугодие по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области;
  • 10) имеющие 1 ребенка и более, при этом возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
  • 11) являющиеся ветеранами боевых действий;
  • 12) проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
  • 13) граждане, для которых работа в градообразующих организациях, в том числе входящих в состав научно-производственных комплексов наукоградов, независимо от организационно-правовой формы таких организаций является основным местом работы.
  • 14) не имеющие детей супруги, возраст каждого из которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет;
  • 15) граждане, участники накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
  • 16) работники ЖКХ.

Заявление о включении в ту или иную программу подается в орган местного самоуправления по месту жительства с приложением документов, удостоверяющих личность всех членов семьи, сведениями о «нуждаемости» семьи в улучшении жилищных условий, сведения о доходах семьи и т.д.

Елена Никоненкова, директор юридической компании «Прецедент»

Кто имеет право на улучшение жилищных условий

Наверное, сложно найти человека, который не мечтал бы об улучшении своих жилищных условий. Кому-то тяжело ютиться всей семьей в маленькой однокомнатной квартирке, а у кого-то нет и такого жилья.

Обеспечить себе приемлемое проживание в современных экономических условиях самостоятельно может далеко не каждый. Поэтому распространена такая практика, когда улучшить жилищные условия помогает государство.

О действующих жилищных нормативах

Прежде, чем выяснять, какие лица могут рассчитывать на квадратные метры от государства, нужно ознакомиться с действующими нормами, которые регламентируют требуемые и достаточные параметры жилья.

Нормативы определяют минимальное количество квадратных метров, причитающихся каждому жильцу. Этот показатель и становится стандартной нормой. Значение норматива может варьироваться по географическому принципу и в разных субъектах федерации иметь разные значения. Это связано с тем, что значение рассчитывается в организациях местного самоуправления.

Например, если говорить о Самаре, то на каждого жильца полагается 8 квадратных метров жилой площади, для жителей столицы эта норма выше – от 10 м 2 в собственном жилье.

Если у членов семьи в собственности есть несколько жилых помещений, то их площади суммируют. Но это действие выполняется не всегда.

Например, если жена — хозяйка двух домовладений в одном городе, то учитывается сумма их площадей. Когда же одна из квартир расположена в одном, а вторая в другом регионе – расчеты будут производиться независимо.

Кто имеет право на помощь государства

Так как государственный бюджет не в состоянии удовлетворить потребности, связанные с обеспечением хороших условий проживания каждого гражданина, такую поддержку оказывают строго определенным категориям граждан и только по очереди.

В категории тех, кому необходимо улучшение жилищных условий, входят следующие лица.

  1. Собственники аварийных домовладений. При этом, важно официальное признание имеющихся жилищных помещений негодными для проживания. Это, обычно, происходит в том случае, когда оно не соответствует базовым, законодательно установленным требованиям РФ.
  2. Соискатели, имеющие статус малоимущих и остронуждающихся. При причислении к этой категории, учитывается общая цена имущества, принадлежащего всей семье, а также доходы каждого из ее членов.
  3. Если лицо вынуждено жить совместно с больным, который страдает от опасной болезни. Это касается владельцев и тех, кто снимает жилье. Список хронических заболеваний, которые представляют опасность и влекут необходимость в улучшении условий проживания регламентирован законодательно.
  4. Граждане, арендующие государственную или муниципальную жилплощадь. У таких лиц имеется право обратиться за помощью к государству, когда суммарная квадратура арендуемого помещения является недостаточной.
Это интересно:  Кредит на улучшение жилищных условий в сбербанке 2019 год

Во всех этих случаях, стать полноправным собственником недвижимости, предоставленной государством, нельзя. В соответствии с условиями программ такого плана, жилище выделяется в домах федерального, регионального либо муниципального жилого фонда. С гражданином, в этом случае, заключают специальное соглашение.

Это значит, что государство помогает какой-либо семье обеспечить нормальные параметры существования и происходит улучшение жилья. Однако, в собственность эти квадратные метры не передает.

Нужно обязательно учитывать тот факт, что мать, воспитывающая детей в одиночку, имеет право получить социальные квадратные метры без дополнительных льгот и послаблений. На это же могут рассчитывать сироты и аналогичные группы граждан.

У иностранцев, а также людей, у которых нет никакого гражданства, проживающих на территории страны, право на государственную поддержку такого рода отсутствует.

Если соискатель ранее состоял в официальном браке, но в настоящее время семейные отношения официально прекратились, ему стоит помнить о нюансе, который связан с понятием «совместная собственность».

Когда у бывших супругов наличествует жилье, квадратура которого 3 и больше расчетные нормы (когда есть ребенок или несколько) либо 2 расчетные нормы (при отсутствии детей), то претендовать на улучшение жилищных условий не имеет права каждый супруг. Это справедливо и для тех случаев, когда супруги официально не живут вместе.

Улучшение без очереди

Некоторые категории граждан, из-за объективных причин, могут быть отнесены к тем, кто нуждается в срочном предоставлении государственной жилплощади. Внеочередное предоставление жилья предусмотрено как раз для них. С некоторых пор, такое право утратил целый ряд граждан.

Сейчас таких категорий существует всего две и к ним относятся:

  • граждане, которые страдают от хронических болезней в тяжелой форме;
  • люди, жилая недвижимость которых официально признается не приспособленной для проживания и, при этом, ее невозможно реконструировать и отремонтировать (право на получение жилья имеет гражданин, собственность которого пострадала при взрывах, стихийных бедствиях и так далее).

Даже если гражданин относится к одной из этих категорий, он не сможет получить жилье сразу после обращения. Минимальный срок ожидания составляет около трех-четырех месяцев. Но на такое оперативное решение проблемы могут рассчитывать только те, чей случай исключительный.

Как попасть в очередь

Очередь на улучшение жилищных условий формируют территориальные власти, к которым граждане имеют право обращаться по месту прописки. Чтобы попасть в очередь, потребуется предоставить определенный пакет документов, подтверждающий право на получение такой помощи. Его состав можно уточнить в организациях, осуществляющих прием граждан по вопросам улучшения жилищных условий.

Традиционно, потребуется предъявить:

  • паспорта всех членов семьи;
  • документы, устанавливающие право собственности на имеющуюся недвижимость (это касается как самого соискателя, так и всех проживающих вместе с ним членов семьи);
  • на каждого члена семьи нужно взять выписку о регистрации имеющегося жилья;
  • потребуются справки с места обучения или работы каждого из членов семьи;
  • при наличии: свидетельство о заключении брака, СНИЛС, пенсионные книжки, а также свидетельство о рождении несовершеннолетних детей (предоставляются в оригинале).

После того, как заявка оформлена надлежащим образом и передана компетентному органу, уполномоченный сотрудник обязан выдать гражданину подтверждение о принятии пакета документов.

Ответа, в письменном виде, гражданину, нуждающемуся в помощи, придется ожидать тридцать дней с даты подачи заявки. Получив положительный ответ, соискатель может рассчитывать на получение жилья. В случае отказа, ответ должен содержать подробные разъяснения его причин.

Это крайне долгий срок и ожидать в течение такого длительного времени готовы не все. Граждане могут обращаться к альтернативным вариантам. В подобных ситуациях, приемлемым вариантом, при помощи которого можно провести улучшение жилищный условий, является социальная ипотека.

Для многодетных семей

Семьи, имеющие статус многодетных, могут подать заявку на участие в программе, действующей на территории региона или страны, по улучшению жилищных условий. При этом, многодетной семья считается, если в ней воспитывает более двух детей.

В этом случае принимается во внимание каждый ребенок, который не достигший совершеннолетнего возраста или обучающийся в вузе на дневной форме. Во втором случае, ребенок будет учитываться при определении статуса семьи до достижения им 23 лет.

Обязательно потребуются свидетельства о рождении детей либо их паспорта плюс справка из ВУЗа. В некоторых случаях, понадобится справка о том, что семья является малоимущей.

Таким образом, улучшение жилищных условий посредством разного рода государственных программ – перспектива заманчивая. Однако, претендовать на них зачастую бывает непросто.

Важно понимать, что на постановку в очередь могут рассчитывать не все, кто в этом нуждается, а только несколько категорий граждан. Более того, если льготники не относятся к категории первоочередников, даже попадание в очередь не может гарантировать быстрого решения вопроса даже для тех, кто в этом нуждается.

Закон «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы»

Закон города Москвы «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы»

15 января 2003 года N 22

(в ред. Законов г. Москвы от 17.12.2003 N 76, от 08.12.2004 N 83) Настоящий Закон устанавливает порядок и условия улучшения жилищных условий москвичей с помощью города. Статья 1. Право граждан на улучшение жилищных условий

1. Граждане имеют право:

1) получить жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору:

найма (коммерческого найма);

2) приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:

используя безвозмездные субсидии;

с рассрочкой платежа;

используя ссуду на возвратной основе;

по другим законным основаниям.

2. Граждане, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее — законодательство) нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.

3. Постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений, а также обеспечение денежными средствами на их приобретение в собственность осуществляются бесплатно.

Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ

Статья 2. Норма постановки на учет

1. Норма постановки на учет — размер общей площади жилых помещений, приходящийся на долю каждого проживающего, в пределах которого граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет.

При определении числа проживающих учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок их временного отсутствия.

В число проживающих не включаются граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.

2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством.

Супруги и их несовершеннолетние дети являются членами одной семьи.

Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, когда отселение другой семьи позволяет снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семью, обладающую таким правом, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.

5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.

Статья 3. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

1. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством) и занимают независимо от формы собственности:

1) жилые помещения размером менее нормы постановки на учет;

2) жилые помещения, которые в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами, а также перечнем, приведенным в приложении 1, не подлежат коммунальному заселению при условии, что в жилом помещении, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

3) жилые помещения, которые на основании судебного решения об отказе гражданам в заключении отдельного договора социального найма на изолированное жилое помещение в соответствии с приходящейся на их долю площадью не подлежат коммунальному заселению при условии, что в квартире, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

4) жилые помещения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет за вычетом дополнительной площади, право на пользование которой учитывается для каждого больного в соответствии с приложением 3, другими правовыми актами Российской Федерации;

5) жилые помещения, состоящие из одной комнаты или смежных неизолированных комнат, при отсутствии у проживающих в них граждан родственных отношений независимо от нормы постановки на учет;

6) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от нормы постановки на учет;

7) жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от нормы постановки на учет;

8) жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания, независимо от нормы постановки на учет;

9) жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от нормы постановки на учет;

10) жилые помещения, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от нормы постановки на учет.

2. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от нормы постановки на учет при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:

1) последних 10 лет и при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) последних 5 лет при наличии инвалидности I или II группы.

Граждане, перечисленные в настоящей части, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по категории «Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения» вместе с членами их семей при отсутствии у граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

3. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Глава 3. УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ

Статья 4. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства

1. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы по месту жительства.

2. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами города Москвы.

3. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится решением исполнительного органа государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

Общественная жилищная комиссия формируется при исполнительных органах государственной власти города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления.

5. В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе обжаловать его в установленном порядке.

6. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы предоставляют информацию о количестве граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивая свободный доступ к спискам очередников, а также спискам граждан, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями в соответствующих районах.

Статья 5. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев:

1) выезда на место жительства за пределы территории города Москвы;

2) изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для улучшения жилищных условий;

3) использования в установленном порядке субсидий, ссуд на возвратной основе или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений;

4) выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;

5) выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;

6) подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета.

2. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня принятия решения.

3. Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном порядке.

4. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:

1) не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления;

2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой.

Статья 6. Действия граждан, приведшие к необходимости улучшения жилищных условий

1. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла необходимость в улучшении жилищных условий.

2. Ухудшением жилищных условий считаются следующие действия граждан:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями;

2) обмен жилого помещения;

3) невыполнение условий договора социального найма, коммерческого найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

4) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака;

5) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;

6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.

3. Часть 1 настоящей статьи не подлежит применению в следующих случаях:

1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения они:

не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;

безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;

Это интересно:  Программа молодая семья от сбербанка условия 2019 2019 год

2) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Статья 7. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве

Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной власти города Москвы по месту нахождения утраченного жилого помещения.

Статья 8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы

1. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств города Москвы и местных бюджетов муниципальных образований в городе Москве, которым в установленном порядке выделяются жилые помещения из городского жилищного фонда, осуществляются по решению администрации совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзными комитетами), действующим в учреждениях на основании коллективного, иных договоров работников с администрацией предприятий и учреждений.

Наравне с работниками вышеуказанных учреждений на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, оставившие работу в этих учреждениях в связи с уходом на пенсию.

2. Решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по месту работы утверждается решением исполнительного органа государственной власти города Москвы.

3. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, могут состоять по их желанию на учете и по месту жительства при соблюдении правил, установленных настоящим Законом.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 9. Очередность обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди в соответствии с законодательством.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения», имеют право на обеспечение жилыми помещениями в первую очередь.

Иные категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями в первую очередь в соответствии с законодательством.

3. На общих основаниях обеспечиваются жилыми помещениями:

1) граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие права на внеочередное и первоочередное обеспечение в соответствии с законодательством;

2) иные категории граждан, установленные законодательством.

Статья 10. Порядок обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Решение об улучшении жилищных условий принимается исполнительным органом государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

2. Обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, договора безвозмездного пользования осуществляется в пределах нормы предоставления (18 квадратных метров общей площади на одного человека), если законодательством не предусмотрено иное.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения размером до 33 квадратных метров общей площади одиноко проживающему человеку и до 42 квадратных метров общей площади семье, состоящей из двух человек.

3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан проверка сведений о наличии у граждан и членов их семей жилых помещений (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также действий, совершенных гражданами и членами их семей, приведших к ухудшению жилищных условий, осуществляется жилищными органами, ответственными за обеспечение граждан жилыми помещениями.

Указанные действия учитываются за пятилетний период, предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об улучшении жилищных условий.

При совершении гражданами либо членами их семей гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями либо действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений либо к их отчуждению, размер предоставляемого гражданам жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади.

При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма граждане подтверждают, что доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышает уровень, установленный законом города Москвы.

4. В зависимости от результатов проверки принимаются следующие решения:

1) граждане снимаются с учета;

2) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане не подлежали постановке на учет;

3) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане подлежат обеспечению по соответствующему договору с учетом дохода семьи и требований федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан;

4) жилое помещение предоставляется гражданам в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Граждане, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, обеспечиваются по их заявлению жилыми помещениями на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

6. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.

7. Перечень заболеваний, дающих гражданам право на предоставление дополнительной площади по состоянию здоровья, устанавливается правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Не подлежат удовлетворению требования указанных граждан о предоставлении дополнительной площади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления.

8. Граждане вправе приобрести либо получить жилое помещение менее нормы предоставления, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.

9. Граждане, в отношении которых принято решение об улучшении жилищных условий, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти, осуществляющие предоставление жилых помещений, с заявлением о предоставлении жилого помещения свыше нормы предоставления.

При наличии у жилищных органов таких жилых помещений они предоставляются:

— по договору социального найма в случае превышения нормы предоставления на семью до 9 квадратных метров общей площади;

— по договору найма (коммерческого найма) в случае превышения нормы предоставления на семью свыше 9 квадратных метров общей площади при соблюдении общих требований к уровню дохода семьи;

— по договору безвозмездного пользования независимо от размера превышения нормы предоставления.

10. По желанию граждан жилое помещение предоставляется с учетом размера общей площади занимаемого ими жилого помещения. При этом суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной численности.

11. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору социального найма или договору безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев предоставления жилого помещения с учетом размера общей площади занимаемого и пригодного для проживания жилого помещения.

В случае вселения иных граждан в освобождаемое жилое помещение либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о предоставлении жилого помещения подлежит отмене.

12. Гражданам и членам их семей, занимающим жилые помещения на праве собственности, жилые помещения предоставляются по договору мены, кроме случаев предоставления жилых помещений с учетом размера общей площади занимаемых жилых помещений.

13. Освободившиеся жилые помещения, в том числе в квартирах коммунального заселения, предоставляются гражданам в порядке улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством.

Статья 11. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений

1. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты или однокомнатной квартиры совершеннолетними гражданами, кроме супругов, а также лицами разного пола старше 9 лет.

2. Не допускается предоставление разным семьям жилых помещений в квартире, не подлежащей коммунальному заселению.

3. Жилые помещения предоставляются с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Сроки, предусмотренные законодательством города Москвы для обеспечения жилыми помещениями тяжелобольных граждан, сокращаются для граждан, ранее состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и впоследствии получивших право на первоочередное улучшение жилищных условий по состоянию здоровья.

Порядок сокращения сроков обеспечения вышеуказанных тяжелобольных граждан ежегодно устанавливается законом города Москвы.

В настоящем Законе к тяжелобольным гражданам отнесены лица, перечень заболеваний которых установлен правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 12. Права граждан, ранее принятых на учет

1. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона:

1) сохраняют свою очередность и право на предоставление жилого помещения по договору социального найма;

2) имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий по договору коммерческого найма, договору безвозмездного пользования при соблюдении общих положений (уровень дохода, положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан);

3) имеют преимущественное право на приобретение жилого помещения в собственность с использованием безвозмездных субсидий, ссуды на возвратной основе, рассрочки платежа.

2. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК до 1 февраля 1998 года, при соблюдении общих положений (норма постановки на учет, уровень дохода, а также положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан) имеют право на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК.

При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования период пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не учитывается.

Глава 5. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

С ПОМОЩЬЮ ГОРОДА

Статья 13. Приобретение гражданами жилых помещений с использованием безвозмездных субсидий и ссуд на возвратной основе

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе получить ссуду на возвратной основе на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы.

Статья 14. Приобретение гражданами жилых помещений с рассрочкой платежа

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение жилых помещений по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с законодательством города Москвы.

2. После государственной регистрации договора купли-продажи с рассрочкой платежа граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой платежа) занимаемого ими жилого помещения по соглашению с собственником или управомоченным им лицом, предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

НЕ ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 15. Право граждан на замену жилого помещения на жилое помещение меньшего размера

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны в установленном порядке по обращению граждан о замене благоустроенного и отвечающего санитарным, техническим нормам и требованиям жилого помещения предоставить взамен занимаемого жилого помещения жилое помещение меньшего размера в пределах социальной нормы.

2. Замена производится гражданам, занимающим жилое помещение:

1) на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на праве собственности, по договору мены.

3. Замена жилого помещения не допускается, если в результате ее граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 16. Право граждан на замену жилого помещения по состоянию здоровья

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны по обращению граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, заменить занимаемое жилое помещение на жилое помещение на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

2. При наличии согласия граждан замена производится:

1) на равнозначное по общей площади жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на равноценное по рыночной стоимости жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на праве собственности, по договору мены.

3. Граждане, в отношении которых решение о необходимости замены жилого помещения было принято до введения в действие настоящего Закона, сохраняют это право.

4. Решение о необходимости замены гражданам жилого помещения не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 17. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в случаях:

1) ликвидации коммунального заселения квартир в порядке и на условиях, установленных законодательством;

2) отселения граждан, проживающих в квартире коммунального заселения, с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в той же квартире и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления в пользование (собственность) жилого помещения (субсидии либо ссуды на возвратной основе на его приобретение) при наличии согласия всех проживающих в квартире.

Выкуп жилого помещения в квартире коммунального заселения осуществляется в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы;

3) отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма.

В этом случае жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены гражданам, проживающим в условиях коммунального заселения либо занимающим жилые помещения размером менее социальной нормы на каждого проживающего.

При отсутствии граждан, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей части, жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены иным гражданам в порядке, установленном законодательством города Москвы;

4) в иных случаях, установленных законодательством.

Статья 18. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не являющихся жителями города Москвы

Лица, не являющиеся москвичами, подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 19. Заключение договора, дающего право пользования жилым помещением

1. Договор, дающий право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, заключается собственником этого жилого помещения либо управомоченным им лицом с гражданами, которым предоставлено жилое помещение, на основании решения исполнительного органа государственной власти города Москвы.

2. Порядок и условия заключения договора, дающего гражданам право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, устанавливаются правовыми актами города Москвы.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении порядка и условий постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления гражданам жилых помещений, предоставления гражданам денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений с помощью города, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Это интересно:  Акт осмотра помещения для ремонта образец 2019 год

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу постановление Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12 «О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве».

Москва, Московская городская Дума

15 января 2003 года

к Закону города Москвы

от 15 января 2003 г. N 22

ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕЛЕНИЮ

НЕСКОЛЬКИМИ СЕМЬЯМИ (КОММУНАЛЬНОМУ ЗАСЕЛЕНИЮ)

1. Однокомнатные квартиры.

2. Квартиры со смежными комнатами, не имеющими отдельного входа.

3. Квартиры из двух изолированных комнат, одна из которых имеет жилую площадь менее 9 квадратных метров, при условии, что доля общей площади квартиры, приходящаяся на эту комнату, составляет менее 16 квадратных метров общей площади.

4. Квартиры из двух и более изолированных комнат, из которых только одна пригодна для проживания в соответствии с правовыми актами по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания.

к Закону города Москвы

от 15 января 2003 г. N 22

СТАНДАРТОВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ БЛАГОУСТРОЕННЫЕ

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.

к Закону города Москвы

от 15 января 2003 г. N 22

ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДАЮЩИХ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ,

СТРАДАЮЩИМ ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Право на дополнительную площадь по состоянию здоровья имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих правовых актах:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 214 «Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты»;

циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15 «Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью».

Улучшение жилищных условий

Что это такое?

Улучшение жилищных условий предполагает повышение уровня комфорта и качества жизни российских семей.

Для этого разрабатываются различные государственные программы как на федеральном уровне, так и на региональном.

Например, материнский капитал. Его могут получить семьи, в которых второй или последующий дети родились после 01. 01. 2007 года.

Эти средства имеют целевое назначение, и одна из целей — улучшение жилищных условий.

Эту сумму можно использовать как для оплаты первоначального взноса по ипотеке, так и для досрочного её погашения.

Улучшение жилищных условий предполагает под собой:

Расширение площади проживания в каждом регионе установлены нормы предоставления жилой площади на каждого прописанного человека. Если в квартире не хватает места, то нарушаются установленные нормы. Это касается жилья, предоставляемого по договору соцнайма. Если нормы нарушены, то семья может встать в очередь, и ей будет предоставлено другое жильё по договору соцнайма, которое соответствует по площади для данной семьи
Покупка совершенно нового жилья это подразумевает под собой приобретение нового жилья (квартиры или строительство собственного дома) с госпомощью. Например, государство предоставляет субсидию на покупку квартиры.
Получение жилья в связи с состоянием здоровья это также относится к жилью, занимаемому по договору соцнайма. Например, инвалидам, которые плохо ходят, лучше жить на нижних этажах

Какие бывают

Условия проживания бывают некомфортные и плохие. Чтобы дать точную оценку этому, необходимо изучить само помещение.

Жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим нормам и требованиям.

Видео: как улучшить свои жилищные условия

Чтобы принять семью на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо не только рассчитывать количество квадратных метров на каждого прописанного, но и основные технические и санитарные нормы.

Например:

Уровень влажности повышенная влажность может вызвать развитие грибка и плесени, что неблагоприятно влияет на состояние здоровья проживающих, особенно детей
Уровень освещённости это приводит к снижению уровня зрения
Наличие необходимых коммунальных удобств отсутствие таких обязательных, как холодная вода, канализация, электричество и отопление, приводит к тому, что помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому
Уровень безопасности жилья для проживания в нём граждан

Для характеристики жилищных условий используют следующие степени:

Комфортные условия проживания когда кроме общепринятых коммунальных удобств, есть и дополнительные. Например, в подъезде сидит консьержка, квартиры в доме большой площади, социальные учреждения находятся в шаговой доступности и прочее
Удовлетворительные присутствуют все необходимые коммунальные удобства
Неудовлетворительные помещение не отвечает требованиям, которые предъявляются к жилью

Как улучшить жилищные условия

Сделать это можно за свой счёт или с помощью государства.

Необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения и в департамент жилищной политики, и точно выяснить, какие именно категории граждан в этом регионе могут рассчитывать на помощь государства в получении и покупке лучшего жилья.

Далее нужно встать в очередь. Для этого подается заявление в уполномоченных государственный орган.

Как правило, это департамент жилищной политики или жилищный отдел в администрации муниципального образования.

Вместе с заявлением подаются и документы, которые подтверждают необходимость предоставления помощи от государства конкретной семье.

Правовые акты

Постановка на учёт в качестве нуждающихся, а также дальнейшая помощь государства в этом вопросе регулируется главой 7 ЖК РФ, а именно:

Ст. 51 ЖК РФ здесь перечислены основания для улучшения жилищных условий семьям, которые занимают жильё по договору соцнайма
Ст. 57 ЖК РФ регулирует порядок предоставления нуждающимся нового жилья по договору соцнайма

Признание нуждающимся

Семья-соискатель не должна:

Быть собственником жилья которое отвечает всем установленным нормам и не относится к аварийному фонду. Если один из членов семьи владеет жильём, то его площадь должна быть меньше нормы предоставления
Занимать другое жильё по договору соцнайма Исключением является случай, когда занимаемая квартира стала «мала» для всех членов семьи
Быть владельцем жилья, но при этом оно не соответствует норме жилья установленной законом для данного региона
Проживать в коммунальной квартире или в таком помещении где живут несколько семей, не связанных между собой близкими родственными связями
Проживать в одном жилом помещении с человеком, страдающим хроническим заболеванием и которому нужно отдельное помещение. Точный перечень болезней, при наличии которых больному нужно отдельное жильё, приведён в Постановлении Правительства № 378

Как получить субсидию на коммунальные платежи в России, читайте здесь.

Кто имеет право?

Государство оказывает помощь в получении жилья социально незащищённым слоям населения.

К таковым относятся:

Многодетные семьи разработано несколько федеральных и региональных программ, которыми могут воспользоваться такие семьи
Малоимущие семьи нужно официально получить этот статус в отделе социальной защиты населения
Дети-сироты и дети оставшиеся без родительского попечения
Граждане проживающие:

  1. В аварийных домах.
  2. В коммунальных квартирах.
  3. В соседстве с человеком, который имеет хроническое заболевание, перечисленное в Постановлении Правительства РФ от 16. 06. 2006 года № 378.
  4. В квартирах по договору соцнайма с превышением площади на одного прописанного человека

Постановка на очередь

Когда семья будет признана малоимущей, представитель получит на руки письменное подтверждение этого факта.

С этим заключением необходимо посетить уполномоченный государственный орган, который занимается постановкой на учёт.

Как правило, это Департамент жилищной политики или же жилищный отдел администрации.

Здесь снова нужно будет писать заявление, но уже на постановку на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Чтобы семья была признана малоимущей именно для целей улучшения жилищных условий, необходимо не только представить сведения о своих доходах, но и об имуществе, которое имеется в собственности.

Варианты помощи

Это:

Предоставить жильё по договору социального найма и субсидию на покупку нового
Помочь в предоставлении кредита на льготных условиях

Если нуждающаяся семья проживает в муниципальной квартире, то государство может выделить им жильё из муниципального фонда по договору соцнайма.

Жильё должно соответствовать по площади установленным нормам, а также быть пригодным для проживания.

Впоследствии, эту квартиру можно будет приватизировать, тем самым оформив её в собственность.

Существующие программы

Это:

«Молодая семья» кредиты на покупку жилья выдаются только российским семьям, в которых обоим супругам ещё не исполнилось 35 лет. Кредит выдаётся по более низким процентным ставкам
«Жилище» оказывается помощь нуждающимся в покупке жилья эконом-класса. Есть ограничения по площади и стоимости в зависимости от количества человек в семье. Для многодетных эти ограничения снимаются. Помощь заключается в предоставлении кредита под низкий процент и выделении средств на оплату первоначального взноса
«Обеспечение жильём молодых семей» суть программы — помощь молодым семьям с детьми. За каждого ребёнка (имеющегося или родившегося впоследствии) государство компенсирует часть основного долга банку. Например, если на момент вступления в программу в семье был один ребёнок, государство выделяет семье помощь в размере 10% от суммы основного долга. Если затем рождаются ещё дети, то на каждого последующего ещё по 10% от суммы долга на момент рождения
«Губернаторская программа» действует во многих субъектах РФ. Регионы оказывают помощь семьям в покупке или строительстве собственного жилья

Производимые действия

Сначала необходимо получить статус малоимущей семьи.

Для этого нужно обратиться в отдел соцзащиты и подать документы о доходах и об имеющемся имуществе.

Как только семья получит такой статус, нужно посетить департамент жилищной политики или жилищный отдел.

Здесь необходимо написать заявление на присвоение статуса «нуждающихся в улучшении жилищных условий».

Затем нужно ждать решения от государственного органа.

Пакет документов

К заявлению нужно приложить:

Бумаги, подтверждающие право владения или пользования имеющимся жильём. Если его нет, то выписку из ЕГРП о том, что за данной семьёй не числится никакой жилплощади
Выписку из домовой книги или справку о составе семьи
Документы о доходах если речь идёт об оформлении льготного кредита
Выписку из лицевого счёта об отсутствии долгов по коммунальным платежам
Документы всех членов семьи копии паспортов и свидетельств о рождении детей
Справки подтверждающие статус малоимущей семьи
Другие бумаги по требованию специалистов департамента

Образец заявления

В нем указывается следующая информация:

О уполномоченном государственном органе который занимается вопросом улучшения условий проживающих в регионе семей
Сведения о заявителе, и обо всех членах его семьи которые проживают вместе с ним
Просьба признать семью нуждающейся способ оказания государственной помощи
Сведения о доходах семьи и об имуществе семьи, которое находится у них в собственности, о жилье, где данная семья проживает
Основание по которому данная семья занимает эту жилплощадь
Другие сведения которые нужно будет указать, исходя из вида помощи, которая будет оказываться

Материнский капитал

Эта программа действует с 01. 01. 2007 года.

Семьи, в которых второй или последующий ребёнок родились после этой даты, имеют право на получение данного сертификата.

Он имеет целевое назначение, и одной из целей является улучшение жилищных условий семьи.

С 2012 года средства маткапитала разрешено направлять на погашение ипотеки.

Сертификат можно использовать в качестве первоначального взноса или же для досрочного погашения кредита.

Как оформить материнский капитал на улучшение жилищных условий, читайте здесь.

Как правильно заполнить справку о проверке жилищных условий, читайте здесь.

Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи

Что это такое? Это документ, описывающий жилищные условия заявителя или иного лица. В нем указываются: тип планировки; общее состояние дома и квартиры; качество ремонта; наличие и перечень коммуникаций; тип отопления и т.д. Также документ может содержать сведения о самой семье, о психологической обстановке в квартире, взаимоотношениях родителей и детей. Составляется акт .

Ухудшение жилищных условий

Что это такое? Это стечение обстоятельств, при которых собственники жилья становятся обладателями меньшей жилой площади, или количество жильцов, прописанных в доме или квартире, увеличивается по различным причинам. Жилищный кодекс ЖК РФ дает лишь описание некоторых действий граждан, способных привести к ухудшению условий проживания. Видео: отказ в выкупе освободившихся комнат в коммунальной .

Как улучшить жилищные условия

Что это такое? Это комплекс государственных и муниципальных мероприятий, с помощью которых решается проблема обеспечения российских граждан жильем повышенного комфорта. Признание нуждающимися Требования: Отсутствие какого-либо жилья по договору социального найма или на праве собственности Наличие помещения но его площадь не соответствует установленной законодателем норме. Она составляет 15 кв.м Несоответствие жилья санитарно-гигиеническим требованиям что делает .

Очередь на улучшение жилищных условий

Некомфортные условия проживания — это проблема нашей страны! Многие молодые семьи, не имея собственного жилья, вынуждены жить со своими родственниками или снимать чужое жильё.

Закон об улучшении жилищных условий

Кто имеет право? Это: Собственники или проживающие на условиях договора социального найма, но площадь этого помещения не соответствует минимальной жилищной норме в расчете на одного человека Граждане, проживающие в домах признанных аварийными Лица, живущие на одной жилой территории с тяжело больными людьми (существует перечень заболеваний, которые являются основанием для получения нового жилья) .

Улучшение жилищных условий матерям-одиночкам

Действующее законодательство Такого рода льготы предоставляются, если женщина: не имеет собственного жилья; имеющееся у нее в наличии помещение не соответствует социальной норме по площади, санитарно-гигиеническим требованиям. Матери-одиночки могут принять участие в социальной программе «Жилье», которая действует с 2011 года. Размер выделяемых средств зависит от: Количества детей которых содержит женщина Средняя стоимость .

Государственные программы для улучшения жилищных условий

Правовые акты Основными в этом вопросе являются: Конституция Российской Федерации. Гражданский Кодекс РФ. ЖК РФ. Различные Постановления Правительства РФ. Законные акты Правительств различных областей и регионов. С господдержкой Рассчитывать на получение помощи могут: многодетные семьи; военнослужащие; работники бюджетной сферы; инвалиды и лица, воспитывающие детей-инвалидов; молодые семейные пары; малообеспеченные граждане; матери-одиночки; участники .

Снятие с учета на улучшение жилищных условий

Обоснования действия Варианты исключения из очереди на получение государственной поддержки прописаны в Жилищном кодексе РФ, статье 56. К ним относятся: Лица, стоящие на учете сами подали заявление для снятия их с очереди Утеряны основания по которым изначально предоставлялось право на получение жилья Переезд на другое место жительства Получена материальная помощь на .

Субсидии на улучшение жилищных условий

Кому положена? Претенденты: Ветераны Великой Отечественной войны и участники боевых действий Малоимущие граждане чей заработок не позволяет самостоятельно изменить неудовлетворительные условия проживания Многодетные семьи и военнослужащие Граждане, работающие на Крайнем Севере и других территориях с приравненными к северным условиями Молодые люди состоящие в законном браке и/или имеющие детей Граждане имеющие определенные .

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий

Кто входит в группу? Законодатель наделил преимущественным правом на получение социальной помощи малоимущие слои населения. Основания для признания Правом постановки на учет наделены лица: Не являются нанимателями жилья сообразно договора социального найма и владельцами жилой площади на праве собственности Обладают жильем с площадью менее 15 кв.м, что не соответствует установленной .

Статья написана по материалам сайтов: bytrf.ru, move.ru, domdomoff.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector