+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Намеренное ухудшение жилищных условий судебная практика 2019 год

Одним из условий переселения граждан является признание жилого здания аварийным, то есть непригодным для проживания.

Одним из условий переселения граждан в новое жилье является признание жилого здания аварийным, то есть непригодным для проживания. Ежегодно на территории каждого субъекта РФ создается специальный список многоквартирных домов, которые подлежат расселению и дальнейшему сносу. Как показывает практика, в большинстве случаев новая жилплощадь обладает лучшими эксплуатационными характеристиками, чем те, которыми было наделено признанное аварийным жилье. Поэтому многие граждане намеренно ухудшают условия своего проживания, но при этом не задумываются о том, к каким последствиям могут привести подобные противоправные действия.

Намеренное ухудшение жилищных условий

Последствия, которые ожидают граждан при намеренном ухудшении жилищных условий, прописаны в ст. 53 ЖК РФ. Перед тем как перейти к более детальному и подробному рассмотрению злободневной темы, необходимо определиться с тем, что собой подразумевает намеренное ухудшение жилищных условий.

Наиболее полное представление дефиниции ухудшение жилищных условий прописано в определении Конституционного суда РФ под номером 258-О-О. Намеренное ухудшение жилищных условий будет признано осуществленным в том случае, если будет доказано компетентными органами, что субъект правоотношений на протяжении некоторого времени осуществлял действия, повлекшие за собой искусственное ухудшение жилищных условий, которые могут вызвать собой необходимость вмешательства госорганов федерального или же муниципального уровня с целью выделения гражданам благоустроенного жилого помещения из местного жилищного фонда.

Однако в данном случае существуют некоторые законодательные коллизии, которые обусловлены тем, что правовая сущность намеренного ухудшения условий проживания четко не регламентируется ни нормами ЖК РФ, ни опытом судебной практики. Оставил без должного внимания данную практическую проблему и Пленум Верховного суда. Иными словами, какие действия граждан можно считать умышленными, каждый представитель судебных органов может трактовать по-своему, что и вызывает споры в научном сообществе юристов.

Если основываться на теоретических умозаключениях, данных В.М. Корякиным в процессе комментирования ст. 53 ЖК РФ, то можно вывести следующие характеристики намеренного ухудшения жилищных условий с целью постановки граждан на учет как нуждающихся:

  • намеренное ухудшение жилищных условий это целенаправленные действия граждан, которые способствуют постановке на учет физлиц, как нуждающихся в улучшении условий проживания;
  • ухудшение жилищных условий подразумевает то, что первоначально подобный гражданин не состоит на учете в специализированных органах жилищного фонда;
  • намеренное ухудшение жилищных условий осуществляется гражданами преднамеренно для достижения конкретной цели;
  • ухудшение жилищных условий влечет за собой участие госорганов, которые могут принять решение о постановке физлица на учет в качестве нуждающегося.

Согласно другой точке зрения, можно также выделить иные, дополняющие признаки преднамеренности деяний граждан. Например, когда совершение действия должно осуществляться специальными субъектами – такими лицами, которые предпринимали попытки целенаправленного ухудшения условий. Однако в этом случае необходимо рассматривать ситуации, которые сопровождались регламентированным законом уменьшением нормы учета общей жилой площади. В данном случае доказать преднамеренность намного сложнее.

Намеренное ухудшение жилищных условий следует рассматривать в том случае, если при осуществлении действия происходит уменьшение учетной нормы на одного субъекта правоотношений за счет одностороннего изменения договора соцнайма, усыновления и др.

Однако здесь следует учитывать этот факт, если до подобных действий норма на одно лицо была более закрепленной законом учетной нормы.

Резюмируя выше сказанное, можно прийти к выводу о том, что преднамеренное ухудшение условий для проживания это активное поведение граждан, которые путем своих действий способствуют достижению цели постановки на учет в качестве нуждающихся.

Последствия намеренного ухудшения жилищных условий

В случае если компетентный на то орган выявит преднамеренность действия субъекта правоотношений, направленного на ухудшение условий проживания, тогда согласно ст. 53 и 54 ЖК РФ могут наступить определенные правовые последствия для этого лица. Во-первых, для таких граждан выдвигается отказ в постановке на учет как субъектов нуждающейся категории.

Во-вторых, повторно встать на учет в РФ такая когорта граждан может лишь по истечению пятилетнего срока после свершения противоправных действий.
Однако в данном случае следует помнить о том, что факт обнаружения осуществления намеренного действия с целью ухудшения условий не считается детерминантой того, чтобы лица, которые были приняты на учет на территории РФ, были с него сняты. Это обуславливается тем, что в данных ситуациях вступает в действие ст. 56 ЖК РФ. Согласно правовой норме, основанием для снятия с учета является:

  • предоставление неверных и заведомо ложных сведений, которые способствовали тому, что лицо было взято на учет;
  • противоправные действия, совершенные должностными лицами на территории муниципалитета, которые обусловили постановку на учет.

Приобретение права постановки на учет

Право постановки граждан на учет по договору соцнайма регламентировано ст. 49 ЖК РФ. Если субъект правоотношений был принят на учет в жилищной инспекции сразу с учетом нескольких оснований (предусмотренных ЖК РФ и/или Указом Президента РФ, законом субъекта РФ), то лицо может на свой выбор предпочесть один из подобных критериев. Предусматривается постановка на учет и с соблюдением всех оснований.

Однако следует отметить, что такое право имеют только те субъекты, кто признан органами соцзащиты малоимущим. Кого можно отнести к данной категории граждан?

Для определения статуса «малоимущие» органы местной власти берут во внимание средний заработок на человека за предыдущие три месяца в определенной семье, которая совершает правомочные действия для постановки на учет. Для этого комиссия берет во внимание все официальные доходы, которые были получены от трудоспособных граждан, а также пенсионное и стипендиальное обеспечение и проводит расчеты:

  • сумма финансового дохода суммируется, после чего делится на три. Путем нехитрых действий удается установить среднемесячный доход семьи;
  • далее полученный показатель подлежит делению на количество членов семьи, которая добивается признания статуса малоимущей;
  • окончательную сумму сравнивают с прожиточным минимумом, установленным на конкретной территории РФ.

Соответственно, если этот показатель менее заявленной госорганами планки, то такая семья является малоимущей, что гарантирует ей доступность всех благ, в том числе и постановку на учет.

Чтобы возникло право постановки на учет, лица должны совершить определенные действия, а именно: представить в компетентный орган весь необходимый перечень документов, в частности, заявление в письменной форме и документы, которые подтверждают статус нуждающихся.

Предусмотрены современным законодательством и иные категории граждан, чье право на постановку на учет является привилегированным. К примеру, субъекты, получившие инвалидность, а также семьи с детьми-инвалидами, которые признаны нуждающимися согласно ФЗ N 181-ФЗ, ставятся на учет и наделяются жилплощадью с учитыванием основных льгот, предусмотренных законами.

Кроме того, инвалиды, страдающие определенными заболеваниями (перечень установлен Постановлением Правительства России) имеют право получить дополнительную площадь в виде отдельной комнаты, даже если будет превышена учетная норма и норма предоставления. Данное правило является важным критерием для постановки на учет как для получения жилья из федеральной собственности, так и муниципальной.

Приобретение права постановки на учет не подразумевает собой обязанность лица вставать на учет по месту жительства. Главное, чтобы были соблюдены установленные законодательством правила и порядок постановки на жилищный учет. В том случае если какой-либо из критериев будет нарушен или не соблюден, государственный орган наделяется правом отказать нуждающемуся субъекту в постановке на учет, основываясь на ст. 54 ЖК РФ.

Развод как ухудшение жилищных условий — судебная практика

Сегодня развод как ухудшение жилищных условий является нормальной судебной практикой.

Судьи руководствуются статьей 53 ЖК РФ во время разрешения споров. Некоторые семьи намеренно разводятся, чтобы одну из сторон можно было признать нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Если фиктивность разрыва семейных отношений будет доказана, то применяются предусмотренные законом санкции.

Что является ухудшением жилищных условий по ЖК РФ

Согласно положениям ЖК РФ, ухудшение жилищных условий — это действия семьи, которые приводят к тому, что все ее члены или некоторые из них получают жилье более низкого качества. Часто это происходит [link_webnavoz]в результате развода[/link_webnavoz], когда супруги продают свою квартиру с цель приобрести две небольших. Предусмотрено два случая снижения качества жизни: непреднамеренное и умышленное. Стоит рассмотреть их более подробно.

Непреднамеренное ухудшение жилищных условий

Оно сводится к тому, что в силу различных жизненных обстоятельств семья или отдельные ее члены становятся малоимущими. Также возможно ухудшение жилищных условий по другим объективным причинам:

  • [link_webnavoz]увеличение числа членов семьи[/link_webnavoz];
  • [link_webnavoz]выселение в судебном порядке[/link_webnavoz];
  • [link_webnavoz]развод[/link_webnavoz];
  • пожар или затопление соседями;
  • различные стихийные бедствия, которые привели к снижению качества объекта недвижимости;
  • выделение детям доли в квартире, в результате чего снижается доля родителей;
  • покупка жилья, качество которого ниже, в результате невозможности содержать имеющееся.

Все это считается объективными причинами, которые влекут к снижению уровня жизни. Они позволяют обратиться в жилищный отдел районной администрации для постановки на [link_webnavoz]очередь с целью получения жилья от государства[/link_webnavoz].

Умышленное ухудшение качества жизни

Оно происходит с корыстной целью. Если граждане не попадают под условия программы помощи нуждающимся, они часто умышленно разводятся, чтобы доказать, что являются малоимущими. Согласно ст. 53 ЖК РФ, если будет доказано желание супругов таким образом получить недвижимость от государства, то их снимают с очереди на жилье, а также запрещают обращаться с данным вопросом в течение 5 лет.

Это интересно:  Акт обследования межпанельных швов образец 2019 год

Есть несколько нюансов, которые могут рассматриваться как умышленное ухудшение жилищных условий:

  • покупка недвижимости, которая в дальнейшем используется не по назначению (в качестве магазина, салона красоты и так далее);
  • совершение обмена или продажи, в результате чего общая и жилая площадь уменьшаются;
  • выселение жильцов в судебном порядке из-за того, что объект недвижимости используется не по назначению;
  • заселение новых жильцов;
  • умышленное затопление или поджог жилья;
  • фиктивный развод;
  • изменение долей собственника.

Если у специалистов жилищного отдела, в котором кандидат встал на очередь на получение жилья от государства, возникнут сомнения в действительности статуса малоимущего, то может начаться расследование.

Считается ли развод ухудшением жилищных условий

Не всегда развод может повлечь за собой ухудшение жилищных условий.

Все зависит от достатка каждого члена семьи и от того, как происходит бракоразводный процесс.

В некоторых случаях у обоих членов семьи имеется по квартире, поэтому при разрыве отношений у всех есть, где жить.

Условия жизни ухудшаются, если у семьи была только одна квартира и после бракоразводного процесса:

  • одна из сторон полностью отказывается от претензий на жилое имущество (тогда только у одного из супругов есть возможность встать на очередь для получения недвижимости от муниципалитета);
  • квартира продается, чтобы обе стороны купили себе недвижимость (тогда необходимо изучать соответствие требованиям для постановки на учет).

Если после брака супруги по-прежнему продолжают общение и ведут совместный быт, то в судебном порядке им будет отказано в выдаче новой квартиры. Дело в том, что сотрудники жилищного отдела могут приезжать с проверкой, чтобы удостовериться, что заявитель по-прежнему нуждается в жилье. Если они обнаружат, что качество жизни значительно улучшилось или не ухудшалось после развода, то они не смогут удовлетворить заявление о постановке на учет.

Последствия намеренных действий супругов

На основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ специалисты администрации могут отказать заявителю в предоставлении муниципальной собственности по договору социального найма. Также будет отказано в возможности вставать на учет в течение 5 лет. Но это только административная ответственность.

  • штраф до 300 000 рублей;
  • исправительные работы до 480 часов;
  • ограничение свободы до 1 года;
  • лишение свободы до 5 лет.

Перед разводом для получения жилья необходимо понимать, какие последствия могут быть в дальнейшем. Настоятельно рекомендуется не прибегать к мошенническим действиям, так как они редко остаются безнаказанными.

Судебная практика

В интернете можно найти много решений судов различных инстанций по таким делам. Во время процесса судьи руководствуются:

  • статьей 53 ЖК РФ об ухудшении жилищных условий;
  • региональными законами, предусматривающими возможность и порядок постановки на очередь для получения муниципального жилья;
  • положениями ГК РФ;
  • статьей 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона во время суда должна предоставить доказательства.

Если брак признается фиктивным с целью мошенническим способом получить жилье, то стороны наказываются на основании УК РФ (мошенничество) и снимаются с очереди на получение жилья от государства. Но иногда граждане сами обращаются в суд, если специалисты жилищных отделов неправомочно отказали в постановке на учет. Для грамотного представления своей позиции рекомендуется обращаться к практикующим юристам. Они помогут составить иск и смогут представлять интересы клиента в суде. Стоимость относительно небольшая, если учесть возможную выгоду.

Но если действительно развод носит фиктивный характер, то лучше некоторое время пожить раздельно, не поддерживая отношения. В дальнейшем возможно снова заключить брак, когда заявитель получит жилье. Но это достаточно долгий период, во время которого супруги могут стать чужими друг другу, поэтому юристы не рекомендуют прибегать к разводу для получения жилья от государства.

Намеренное ухудшение жилищных условий

Поскольку цены на недвижимость, как и спрос с каждым годом возрастают, чего нельзя сказать о доходах, многие пытаются получить себе угол любыми доступными и недоступными способами.

Если семья признана малообеспеченной, она может претендовать на программу социальной помощи. Несколько иначе обстоят дела, когда человек намеренно ухудшает свое состояние для того, чтобы иметь возможность претендовать на помощь. Данное правонарушение может повлечь за собой определенные лишения.

Что говорит закон?

В жилищном кодексе РФ №53 прописано, что граждане, которые пытаются стать на учет путем неправомерных действий, лишаются данной возможности на срок до 5 лет. Отсчет времени начинается с момента правонарушения, а не установления его факта.

В некоторых случаях ухудшение условий осуществляется путем фиктивного развода или бракосочетания, пополнения в семье и прочее . В каждом регионе Российской Федерации к существующему закону вносятся определенные правки, которые должны помогать бороться с правонарушителями.

Какие действия могут расцениваться как ухудшение жилищных условий с целью получения социальной помощи?

Жилищное законодательство выделило ряд действий, которые попадают в их число. Эти действия станут причиной для отказа в получении жилья, так как они считаются неправомерными. На примере Москвы выделяются следующие факторы:

  • заключение сделок, вследствие которых принцип использования недвижимости существенно отличается от первоначально предполагаемого. В число входит сдача недвижимости под магазин, салон и прочие;
  • обмен недвижимостью, вследствие чего уменьшается метраж жилой площади;
  • ухудшение условий происходит вследствие судебных разбирательств, результат которых предполагает выселение. Причиной обращения в высшие инстанции выступает невыполнение условий сделки, а точнее несоответствие принципа использования недвижимости с теми, которые указаны в договоре;
  • увеличение числа членов семьи, этот пункт предполагает прописку дополнительных лиц вследствие разрыва брачных отношений или напротив бракосочетания;
  • заселение новых жильцов в квартиру, за исключением временных постояльцев;
  • уменьшение жилой площади путем продажи как полностью, так и частично, или же путем дарения. В данном случае действия не целесообразны, поэтому постановка на учет невозможна;
  • выделение, изменение, определение доли собственникам жилья.

Ухудшение условий через фиктивный развод

Развод супругов при принятии решения предоставления жилья по истечении пяти лет в расчет не берется. Если указанный срок не истек, то расторжение брака может расцениваться как намеренное ухудшение условий жизни.

Неправомерным решением является фиктивное расторжение брака, при котором фактические брачные отношения не прекращаются. При этом очередник, который таким образом, ухудшил качество жизни и стал на учет, лишается права на получение жилья.

Правонарушения среди молодых семей и военнослужащих

Довольно распространено ухудшение жилищных условий среди молодых семей. Бытует мнение, что для получения субсидии пара идет на любые действия. Кроме того, военнослужащие также могут лишиться права на получение жилья.

К умышленному ухудшению относится ряд действий, предпринимаемые гражданами РФ:

  • вселение несовершеннолетнего ребенка;
  • вселение граждан состоящих в родстве, исключением является переселение с целью ухода за родственником, который не в состоянии самостоятельно ухаживать за собой;
  • расторжение получателем договора ренты;
  • отказ принятия в дар недвижимости, исключением является подарок с целью получения услуг нарушающих моральные устои одаряемого;
  • в процессе дарения, дарящая сторона отказывается отдавать жилье, и процесс обращается вспять;
  • в судебном порядке сделка с жильем признается недействительной.

Последствия неправомерных действий

В качестве наказания таким гражданам указывается пятилетняя отсрочка на возможность претендовать на недвижимость. Кроме того, возможно привлечение к уголовной или административной ответственности. Но в связи с тем, что документации о бедственном положении человека или сознательности ухудшения условий не существует, то могут возникнуть определенные сложности.

Определить факт преднамеренности действий в некоторых случаях попросту невозможно. Поэтому, нередко, подобные дела оспариваются или решаются в суде.

Несмотря на то, что преднамеренное ухудшение условий жизни является серьезным правонарушением, суровых санкций оно не предполагает. Единственным ограничением является отсрочка на получении помощи. Отсчет начинается с того момента, когда преступление было совершенно, а не со времени вычисления оного.

Судебная практика

Рассмотрим показательные случаи.

В 2008 году военной коллегией было установлено, что гражданин, стоявший на очереди, предпринимал определенные действия, чтобы сделать свои условия хуже, чем есть на самом деле. В 2001 им была осуществлена покупка трехкомнатной квартиры. Далее по этому адресу была зарегистрирована мать данного лица. Через 4 года ей же квартира была продана. При этом сам покупатель вместе со своей женой и двумя детьми снимал жилплощадь. В 2007 году военнослужащий был снят с очереди на получение квартиры. По решению суда, действия данного лица были признаны неправомерными.

Другой случай произошел в 2007 году. Гражданкой РФ был направлен иск, которая хотела оспорить решение комиссии, отказавшей ей в постановке на учет. Гражданка получила отказ в связи с намеренным ухудшением условий. Дело в том, что за несколько лет до того, как стать на учет, она отдала свою квартиру на 3 комнаты дочери. После, для себя приобрела однокомнатное жилье и прописала туда других двух детей и через еще один год новоиспеченного мужа. В отношении последнего комиссия заподозрила фиктивное заключение брака. Дело было проиграно и судебное решение лишь стало подтверждением правильности отказа комиссии. Был признан факт специально предпринимаемых действий, чтобы ухудшить жилищные условия.

Видеоконсультация

На видео ниже адвокат Олег Сухов разъясняет, что делать, если было отказано в предоставлении свободных комнат в коммунальной квартире, при том, что жилищные условия проживающих ухудшились.

Намеренное ухудшение жилищных условий: норма и практика применения

Максимчук И.В., начальник управления по жилищной политике Администрации г. Волгограда, кандидат экономических наук, действительный муниципальный советник Волгоградской области 1 класса.

Мальцев Р.Н., главный специалист отдела нормотворческой деятельности и представительства в судебных органах управления по жилищной политике Администрации г. Волгограда.

Это интересно:  Узнать долг по квартплате по лицевому счету 2019 год

Намеренное ухудшение жилищных условий является новеллой Жилищного кодекса РФ. Статья 53 Жилищного кодекса РФ «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий» установила новые правила, неизвестные прежнему жилищному законодательству.

Так, из содержания указанной статьи следует, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К сожалению, законодатель не предусмотрел, какие именно действия могут послужить основанием для применения данной нормы. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

В настоящее время на вопросы, что признавать намеренным ухудшением жилищных условий, в каких случаях следует отличать реализацию прав граждан от ухудшения своих жилищных условий, какие действия не могут расцениваться как намеренное ухудшения жилищных условий, не может быть дано четкого ответа.

К примеру, семья из 3 человек проживает в квартире общей площадью 42 кв. м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет 14 кв. м. Затем в указанную квартиру переезжает и регистрируется по месту жительства родственник и количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, уменьшается до 10,5 кв. м.

Важно пояснить, что Жилищный кодекс РФ в отличие от ранее действующего Жилищного кодекса РСФСР большинство отношений, связанных с признанием нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлением жилых помещений, регулирует, исходя из общей площади жилого помещения, а не жилой площади.

Так, учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (части 4, 5 статьи 50 ЖК РФ).

К примеру, в Волгограде в соответствии с пунктом 1.1 Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.06.2005 N 19/342 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде» с 1 марта 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.

В указанном примере до вселения четвертого члена семьи граждане были обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы (14,2 кв. м на каждого) и не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на соответствующий учет. Но после вселения обеспеченность стала менее учетной нормы и у органов местного самоуправления возникла обязанность по постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма .

Комментирует: Ева Шипунова, к.ю.н., адвокат.

Действительно, как справедливо отмечают авторы, обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ) будет служить основанием для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако одного только уменьшения размера общей площади жилого помещения недостаточно для принятия граждан на учет, поскольку согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете имеют право только определенные категории граждан: 1) малоимущие (ими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению) и 2) иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (например, сотрудники милиции, педагогические работники образовательных учреждений).

В связи с изложенным сразу возникает несколько существенных вопросов.

Считаются ли подобные действия намеренным ухудшением жилищных условий или же это реализация права на свободу передвижения?

Как определить и юридически констатировать, что совершенное действие является намеренным ухудшением жилищных условий?

Какими нормативными актами руководствуются органы местного самоуправления при разрешении указанных ситуаций?

Для юридической оценки всех обстоятельств и дачи правового заключения следует учитывать, что установление перечня действий, являющих намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ.

В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления.

Само по себе перечисление в законе субъекта Российской Федерации действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также последствий таких действий не свидетельствует о противоречии данной нормы статье 53 Жилищного кодекса. Данной федеральной нормой непосредственно перечень намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий, не установлен, а следовательно, нет правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта Российской Федерации этого перечня.

Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 11.07.2007 N 5-Г07-56 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13.03.2007, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими отдельных положений Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 N 29 и Закона г. Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от 25.01.2006 N 7″.

Однако в большинстве субъектов РФ органами государственной власти субъектов РФ не приняты законы, регламентирующие указанные выше действия.

Из 83 субъектов РФ только в 15 приняты правовые акты, регламентирующие вышеуказанные вопросы.

В свою очередь, органы местного самоуправления не вправе самостоятельно принимать правовые акты, регламентирующие указанные вопросы, в связи с чем возникают пробелы в правовом регулировании возникающих правоотношений.

Детально рассмотрим действия, признаваемые намеренным ухудшением жилищных условий, предусмотренные в региональном законодательстве РФ.

ПРАКТИКА СУБЪЕКТОВ РФ

Анализ вышеуказанных правовых актов 15 субъектов РФ позволяет привести наиболее полный перечень тех действий, которые законодательно определены намеренным ухудшением жилищных условий:

изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;

обмен жилыми помещениями;

невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;

вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);

выдел доли собственниками жилых помещений;

отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

Кроме того, в нескольких регионах помимо вышеуказанных действий намеренным ухудшением жилищных условий считается:

расторжение договора социального найма по инициативе гражданина

регистрация по месту жительства, если до совершения данного действия гражданин не являлся нуждающимися в жилых помещениях

(Закон Псковской области от 10.07.2006 N 566-ОЗ);

перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;

изменение порядка пользования жилым помещением;

выход из жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с получением пая;

выселение гражданина по своей инициативе из жилого помещения, занимаемого им в качестве нанимателя (члена семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или собственника (члена семьи собственника) жилого помещения

(Закон Краснодарского края от 29.12.2008 N 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»).

В указанном выше примере вселение члена семьи, повлекшее уменьшение количества квадратных метров общей площади, приходящегося на одного человека, расценивается как намеренное ухудшение жилищных условий.

Но в то же время, как разъяснено Конституционным Судом РФ в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Буквальное толкование данного разъяснения Конституционного Суда РФ может привести к применению статьи 53 Жилищного кодекса РФ только после вступившего в законную силу приговора суда, которым установлены вышеуказанные умышленные действия.

Кроме того, даже в указанном выше простом примере из практики может быть ряд исключений, когда то же вселение не может считаться намеренным ухудшением жилищных условий, и эти исключения опять же юридически закреплены в региональных правовых актах.

Так, согласно Закону г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей, а также вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет, не признаются действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий.

Это интересно:  Исковые заявления в суд по жилищным вопросам 2019 год

Представляется необходимым при определении намеренности ухудшения жилищных условий также учитывать и объективные временные обстоятельства.

Так, в случае вселения и регистрации по месту жительства супруга (супруги) после заключения брака вопросов не возникает, но если указанные действия производятся по истечении нескольких лет семейной жизни, а затем гражданин сразу обращается в органы местного самоуправления по вопросу признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, то следует учитывать и период времени с момента совершенных действий.

Помимо указанных выше, не могут считаться намеренным ухудшением жилищных условий следующие действия:

расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

  • обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
  • безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной или муниципальной власти;

отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

вселение временных жильцов (Закон Республики Карелия от 06.02.2006 N 958-ЗРК).

Однако представляется, что утверждение в федеральном законе или Жилищном кодексе РФ закрытого перечня всех возможных действий граждан, которые на практике не должны расцениваться как намеренное ухудшение ими своих жилищных условий, не представляется возможным ввиду различных условий жизни граждан и своеобразия гражданско-правовых сделок. В каждом отдельно взятом случае решение о намеренности действий гражданина должно приниматься объективно с учетом оценки всех обстоятельств жилищных условий заявителя .

Комментирует: Ева Шипунова, к.ю.н., адвокат.

В судебной практике достаточно редко встречаются случаи признания факта намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Так, Военная коллегия Верховного Суда РФ в Определении от 11.11.2008 N 6н-298/08 установила, что А. был включен в очередь на получение жилой площади на территории гарнизона Боровичи, 1 ноября 2000 года он приобрел в указанном населенном пункте на свои средства трехкомнатную квартиру, в которой впоследствии была зарегистрирована его мать и которую он 15 апреля 2005 года продал ей, а сам вместе с членами семьи (всего 3 человека) стал снимать по договору поднайма другое жилое помещение, будучи зарегистрированным с членами семьи в проданной квартире, а 10 сентября 2007 года обоснованно исключен из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что в большинстве субъектов РФ аналогичные указанным выше правовые акты отсутствуют, органы местного самоуправления фактически вынуждены руководствоваться только диспозицией статьи 53 Жилищного кодекса РФ и документами, представленными заявителем.

Для установления факта намеренного ухудшения жилищных условий уполномоченный орган местного самоуправления проверяет представленные документы и при необходимости направляет в организации и учреждения соответствующие запросы.

В свою очередь, сбор дополнительных документов должен быть осуществлен в пределах срока рассмотрения заявления гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как правило, в течение 30 дней.

При анализе вышеуказанных правовых актов выявлена весьма спорная норма права, установленная Законом ХМАО — Югры от 06.07.2005 N 57-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»: «В случаях, если гражданин в течение десяти лет, предшествующих предоставлению ему специализированного жилого помещения, ухудшил свои жилищные условия путем продажи, дарения или отчуждения иным способом жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, жилое помещение предоставляется данному гражданину и членам его семьи в размере нормы предоставления жилого помещения за минусом общей площади отчужденного жилого помещения».

Вместе с тем действующим законодательством РФ не предусмотрено применение нормы о намеренности ухудшения жилищных условий при предоставлении жилого помещения, а равно и об уменьшении общей площади предоставляемого жилого помещения.

Изложенное позволяет сделать вывод, что органы государственной власти субъектов РФ вправе утверждать перечни действий, являющихся (не являющихся) намеренным ухудшением жилищных условий, в рамках применения статьи 53 Жилищного кодекса РФ, но не наделены правом распространять положения указанной статьи Жилищного кодекса РФ на отношения, не связанные с учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представляется, что в тех субъектах РФ, где вышеуказанные перечни действий до настоящего времени не утверждены, необходимо направление в представительные органы власти предложений и проектов соответствующего нормативно-правового акта.

В свою очередь, Закон Волгоградской области от 01.12.2005 N 1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области» содержит только бланкетную норму: «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, приведших к ухудшению жилищных условий» (статья 14).

С учетом вышеизложенного анализа регионального законодательства в целях законодательного установления перечня действий, являющихся намеренным ухудшением жилищных условий, устранения пробела в применении нормы права в Волгоградскую городскую Думу будет направлен соответствующий проект нормативно-правового акта для внесения его в порядке законодательной инициативы в Волгоградскую областную Думу.

Ухудшение жилищных условий может выражаться в различных формах и действиях, но главное и основное доказательство состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий — постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении — должна быть установлена прямая причинная связь.

Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Практика показывает, что в большинстве случаев в действиях граждан, совершивших ухудшение своих жилищных условий, нет нацеленности на создание искусственного ухудшения жилищных условии с целью постановки на учет.

Так, гражданин может до обращения в органы местного самоуправления совершить действия, которые являются намеренным ухудшением жилищных условий и утверждены в качестве таковых нормативно-правовым актом субъекта РФ, но указанные действия совершены им не для постановки на учет, обеспечения жильем, а в рамках свободы договора, и, следовательно, статья 53 Жилищного кодекса не будет подлежать применению.

По результатам проведенного исследования полагаем необходимым внести дополнения в статью 53 Жилищного кодекса РФ, законодательно установив следующий перечень действий, определяемых как намеренное ухудшение жилищных условий:

изменение порядка пользования жилым помещением путем совершения сделок;

обмен жилыми помещениями;

невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

вселение в жилое помещение лиц, не являющихся членами семьи нанимателя (за исключением вселения временных жильцов);

выдел доли собственником жилого помещения;

отчуждение принадлежащего на праве собственности гражданину жилого помещения или части жилого помещения .

Комментирует: Дмитрий Карпухин, к.и.н.

Кроме того, в ЖК РФ, следует детально конкретизировать само понятие «намеренное ухудшение жилищных условий» — умышленные действия, влекущие уменьшение размера учетной нормы жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи, в результате которых гражданине, их совершившие, могут быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий. Последствия для лиц, намеренно ухудшивших свои жилищные условия, следует рассматривать в качестве жилищно-правовой санкции, наряду с выселением с предоставлением другого жилого помещения и выселением без предоставления другого жилого помещения.

Комментирует: Ева Шипунова, адвокат.

Хотелось бы отметить, что попытки внесения изменений в ст. 53 ЖК РФ уже предпринимались. Так, Московская областная Дума разработала законопроект , регламентирующий перечень действий, которые, наоборот, не следует относить к намеренному ухудшению жилищных условий:

«1) вселение в жилое помещение супруга (супруги), несовершеннолетних детей;

  1. расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
  2. признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
  3. вселение в жилое помещение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

а) обладали по предыдущему месту самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;

б) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления».

В то же время, учитывая, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ и утверждение закрытого перечня всех возможных действий граждан, которые на практике не должны расцениваться как намеренное ухудшение ими своих жилищных условий, не представляется возможным, органы государственной власти субъектов РФ должны самостоятельно принимать нормативно-правовые акты, детально регулирующие данные правоотношения.

Утверждение нормативными актами действий, расценивающихся как намеренное ухудшение жилищных условий, и тех действий, которые таковыми не являются, будет способствовать исключению возможности произвольного толкования нормы статьи 53 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, неукоснительному и однозначному применению жилищного законодательства.

Статья написана по материалам сайтов: prozakon.guru, terrafaq.ru, wiselawyer.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector