+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих 2019 год

Тема намеренного ухудшения условий проживания получила широкое распространение сегодня.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Эта тема актуальна, поскольку большинство семей, имея в распоряжении достаточный метраж, желает претендовать на получение:

  • новой недвижимости;
  • субсидий от государства на её покупку.

Поэтому такой вопрос не мог остаться открытым, и действующее законодательство предусматривает последствия ухудшения условий проживания.

Что это такое?

Намеренное ухудшение условий проживания – действия людей, в итоге проведения которых они могут признаваться нуждающимися в получении новой жилой площади.

Законодательство не регулирует список действий, признающихся преднамеренными.

Важно понимать различия между реализацией гражданами своих прав в лице собственника и намеренным ухудшением условий жительства.

Жилищный Кодекс

Намеренное ухудшение жилищных условий регулируется статьей 53 Жилищного Кодекса РФ.

В соответствии с ней граждане, преднамеренно ухудшающие условия жительства, не могут встать на очередь, чтобы получить субсидии на жилплощадь в течение пяти лет.

Если же гражданин все равно собрал все необходимые документы и подал их на рассмотрение комиссии, то требование в улучшении условий проживания будет отклонено в соответствии со статьей 54 ЖК РФ.

Причина – не истек пятилетний срок с момента намеренного ухудшения условий жительства.

Намеренное ухудшение жилищных условий

Специальное ухудшение жилищных условий – новелла ЖК РФ. Появление этой статьи предотвратило проведение большинства фиктивных сделок, к примеру, вступление в брак.

Это позволяет участвовать в программах федерального значения и числиться в списках на получение жилплощади только тем, кому это, действительно, необходимо.

Военнослужащие

Военнослужащие РФ получают множество льгот, одна из которых – право участвовать в федеральной программе по улучшению жилищных условий.

Чтобы получить субсидию на строительство дома или покупку квартиры, военнослужащий:

  • не должен быть нанимателем;
  • обязан предъявить справку о нуждаемости.

Отказ в рассмотрении заявления военнослужащего на участие в программе может быть выдан по причине намеренного ухудшения условий проживания, если с этого момента не истекло пяти лет.

Прописка военнослужащими гражданами супруга, детей и других лиц по адресу нахождения воинской части, в которой они служат, не будут признаны действиями, направленными на ухудшение условий жительства в ряде случаев.

Если вселяемые лица:

  • не имеют в распоряжении жилплощади;
  • являлись собственниками жилой площади, впоследствии признанной непригодной для жительства;
  • прекратили пользоваться помещением вследствие выезда на новое место – адрес расположения воинской части по причине вступления в брак с военнослужащим;
  • прекратили пользоваться помещением по причине выезда на место расположения воинской части и являющиеся военнослужащему родителями или детьми.

При рассмотрении подобных вопросов военнослужащие должны предоставить документацию, подтверждающую наступление этих фактов.

Молодая семья

Молодая семья лишается права участвовать в программах или получать ипотеку, если в течение последних пяти лет намеренно ухудшала условия проживания.

Если такие факты были установлены, то семья исключается из очереди на получение субсидии или других дополнительных льгот в соответствии со статьей 56 ЖК РФ.

Это право будет получено обратно по истечению пяти лет.

Сознательное ухудшение условий проживания связано со снижением метража на одного члена семьи.

Это может быть:

  1. Фиктивный развод (фиктивное вступление в брак).
  2. Купля-продажа жилой площади ниже рыночной стоимости, безвозмездное дарение собственности.
  3. Невыполнение требований договора аренды или социального найма, в результате чего наниматель выселяется из занимаемой им жилой площади.
  4. Выход из кооператива, чтобы получить его долю.

Интересует помощь многодетным семьям в улучшении жилищных условий? Смотрите тут.

Судебная практика

Рассмотрим намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих и судебную практику по этому вопросу.

В судебной практике не часто происходят случаи, когда признается факт специального ухудшения жилищного положения человеком:

  • Военная Коллегия суда в своем постановлении от 2008 года установила, что Р. стоял в очереди на получение жилплощади на площади гарнизона Боровичи.
  • В этом населенном пункте он в 2001 году приобрел квартиру с тремя комнатами.
  • В дальнейшем в ней он зарегистрировал свою мать, а через четыре года продал ей квартиру.
  • Сам военнослужащий Р. вместе с тремя членами семьи (супруга и две детей) снимал по договору найма другое помещение для проживания.

2007 года он был исключен из очереди нуждающихся на улучшение условий жительства.

Суд принял это решение, основываясь на нецелесообразность решений, принятых гражданином Р.

Еще один пример:

  • Высший суд в 2007 году по Москве и Московской области рассматривал исковое заявление гражданки О. с требованием признать решение комиссии на постановление в очередь на улучшение жилищных условий недействительным.
  • Гражданка О. получила отказ по причине намеренного ухудшения жилищных условия в течение последних пяти лет.
  • Она подарила трехкомнатную квартиру два года назад своей дочери. Через некоторое время приобрела однокомнатную квартиру, в которой прописала двух других детей.
  • Через год гражданка заключила брачный союз с гражданином Д. и прописала его в квартире.

Судебное решение подтвердило отказ комиссии и отказало в удовлетворении требований гражданки.

Причина – преднамеренное ухудшение условий проживания, заключение возможно фиктивного брачного союза с целью признания её нуждаемости в получении квартиры.

Доказательства намеренности

Действиями, направленными на уменьшение обеспеченности квадратных метров на человека, являются:

  • деление жилой комнаты, её безвозмездный обмен на другое помещение с меньшим метражом;
  • перевод комнаты, пригодной для жительства в нежилое помещение;
  • смена порядка использования комнаты;
  • вселение владельцем жилой площади других граждан в лице членов семьи, исключением из правила является супруг, дети и родители, потерявшие трудоспособность;
  • отчуждения помещение, пригодного для жительства;
  • расторжение соглашения социального найма по желанию наймодателя;
  • выселение гражданина по его инициативе из помещения, которое он занимал в лице нанимателя;
  • перераспределение долей собственности, если эти действия стали причиной уменьшения занимаемой площади.

Каковы условия ипотеки от Сбербанка без первоначального взноса? Читайте здесь.

Как получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий? Подробности в этой статье.

Последствия

Последствием специального ухудшения жилищных условий является отказ в постановлении в очередь на улучшение условий проживания, в течение пяти лет с момента их совершения.

Если гражданин, действительно намеренно ухудшил условия жительства, то он не сможет получить субсидии или новое жилье, а также встать на очередь в соответствии со статьей 52 ЖК РФ.

На видео о постановке в очередь на жилье

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Намеренное ухудшение жилищных условий: вопросы правоприменения

Зайков Д.Е., кандидат юридических наук, начальник юридической службы федерального автономного учреждения.

В статье рассмотрен институт намеренного ухудшения жилищных условий в механизме реализации жилищных прав военнослужащих.

Ключевые слова: военнослужащие, жилищное обеспечение, намеренное ухудшение жилищных условий.

Delibarate worsening of living conditions: enforcement issues

Considering the insitution of the deliberate deterioration of living conditions in the mechanism of realization of housing rights of servicemen.

Key words: military, housing, deliberate deterioration of living conditions.

Намеренное ухудшение жилищных условий — относительно новый институт жилищного права, который, в силу отсутствия достаточной практики его правоприменения, неоднозначности толкования закрепляющих его норм права, разницы определения содержания указанной правовой конструкции в различных нормативных правовых актах, а также важности его значения для реализации жилищных прав граждан, вызывает повышенный интерес к себе со стороны специалистов .

Необходимо отметить, что военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, столкнулись с прообразом института намеренного ухудшения жилищных условий достаточно давно . Так, подп. «д» п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», были установлены виды действий по ухудшению жилищных условий, а также последствия их совершения: «не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья».

При этом, например, в г. Москве проблема ухудшения жилищных условий и последствий его совершения существовала в советский период и в Российской Федерации еще до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации. См.: Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве, утвержденные решением Исполкома Моссовета и президиума Московского городского союза профессиональных союзов от 30 ноября 1984 г. N 3365 (утратили силу); Постановление Правительства Москвы от 13 мая 1997 г. «О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Москве» N 356 (утратило силу), Закон г. Москвы от 15 января 2003 г. N 22 «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы» (утратил силу).

Окончательное становление института намеренного ухудшения жилищных условий на федеральном уровне произошло с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 53 которого определила его сущность и содержание.

Необходимо отметить, что достаточно общие положения указанной нормы права требуют конкретизации в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок жилищного обеспечения соответствующей категории лиц.

Так, отсутствие в Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 года N 80 (далее — Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации), положений о намеренном ухудшении жилищных условий и последствиях его совершения порождало противоречивые позиции ответственных должностных лиц (командиров воинских частей, членов жилищных комиссий) о необходимости (возможности) применения к военнослужащим и членам их семей требований ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также различные подходы к толкованию указанной правовой нормы.

В подтверждение неоднозначности трактовки и сложности использования применения рассматриваемого института жилищного права следует привести пример из достаточно скудной судебной практики по вопросу ухудшения жилищных условий путем снятия с регистрационного учета по месту жительства, в результате которого изменяется порядок пользования жилым помещением : согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Это интересно:  Покупка квартир сиротам в благовещенске 2019 год 2019 год

Данное основание применения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет широкое использование на практике.

Таким образом, для применения в отношении гражданина последствий этой нормы следует иметь объективные данные о том, что гражданин: а) совершил действия по ухудшению своих жилищных условий; б) данные действия носили умышленный, а не вынужденный характер; и в) данные действия искусственно направлены на создание условий, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилье.

Данный вывод основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, в котором указано, что по, смыслу этой нормы Закона, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Аналогичная позиция просматривается и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2009 г. N 6н-424/08, в котором указано, что при таких обстоятельствах суду следует выяснить следующие имеющие значение для дела обстоятельства: привели ли действия заявителя к искусственному ухудшению жилищных условий, были ли совершены они умышленно.

При таких обстоятельствах изменение женой заявителя места регистрации, по мнению суда, нельзя рассматривать как умышленное ухудшение ею своих жилищных условий, которое в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не давало бы ей оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий в течение пяти лет с момента ухудшения .

Решение Пушкинского гарнизонного военного суда от 18 июня 2010 г. URL: http:// pgvs.spb.sudrf.ru/ modules.php?name= docum_sud& >

Краснознаменский гарнизонный военный суд в решении от 17 декабря 2010 г., вступившем в законную силу, при рассмотрении аналогичного дела также разрешил спорный вопрос об определении лиц, на которых должна быть возложена обязанность по восстановлению в период после 9 ноября 2010 г. жилищных прав военнослужащего, нарушенных жилищной комиссией и командиром воинской части до 9 ноября 2010 г., — в период действия Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации:

«Оценивая довод представителя командира воинской части о преднамеренности ухудшения отцом супруги заявителя своих жилищных условий, военный суд исходит из того, что переезд отца супруги заявителя к своей дочери был обусловлен имевшимися у О. серьезными заболеваниями, его нуждаемостью в постоянном уходе, а также отсутствием иных возможностей для получения надлежащих условий жизни, а поэтому расценивать указанный факт как ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений оснований не имеется.

Разрешая вопрос о том, на какой жилищный орган должна быть возложена обязанность осуществления действий по восстановлению нарушенных жилищных прав заявителя, военный суд исходит из следующего.

На момент возникновения рассматриваемых спорных правоотношений, согласно пункту 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80), принятие военнослужащих и членов их семей на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений входило в компетенцию жилищных комиссий воинских частей, решение которых оформлялось протоколом и утверждалось командиром воинской части.

С 9 ноября 2010 г., то есть с момента вступления в силу Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, функции по ведению жилищного учета и распределению жилья среди военнослужащих были переданы Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Вместе с тем ни Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не предусматривают возможности распространения действия этого Приказа на правоотношения, имевшие место до его вступления в силу.

Поэтому военный суд полагает необходимым возложить обязанность осуществления действий по восстановлению нарушенных жилищных прав заявителя на командира и жилищную комиссию воинской части».

Исполнение указанного решения военного суда представляется если не затруднительным, то как минимум проблематичным в связи с отсутствием необходимых полномочий как у командира воинской части, так и у соответствующей жилищной комиссии, правовые основания деятельности которой вообще утратили силу.

Новый этап в развитии жилищных отношений с участием военнослужащих начался с принятием Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 г. N 1280 (далее — Инструкция), п. 4 которой регламентирует последствия намеренного ухудшения военнослужащими и членами их семей своих жилищных условий:

«Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются — действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке — родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;

имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;

произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;

в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение».

Таким образом, Инструкция установила открытый перечень действий по намеренному ухудшению жилищных условий, предоставив уполномоченному органу Министерства обороны Российской Федерации — Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее — Департамент) право принимать решение об отнесении к таковым по своему усмотрению любых иных действий, отвечающих установленным требованиям.

См.: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации»; Приказ Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 1888 «Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации».

Особый интерес вызывает такое действие, предусмотренное Инструкцией в качестве действия по намеренному ухудшению жилищных условий, как расторжение брака. Несмотря на то что фактически оно является достаточно распространенным среди военнослужащих способом улучшения жилищных условий, практическое применение соответствующей нормы Инструкции представляется проблематичным.

Несомненно, для признания расторжения брака действием, ухудшившим жилищные условия, необходимо, чтобы в результате его совершения на военнослужащего и членов его семьи стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, однако при этом нельзя не принимать во внимание и то обстоятельство, что расторжение брака должно быть намеренным (умышленным) и иметь своей целью приобретение военнослужащим права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Сам факт указания в Инструкции расторжения брака вызывает вполне обоснованные сомнения, связанные с целесообразностью определения данного юридического факта в качестве одного из основополагающих среди действий по намеренному ухудшению жилищных условий, которые обусловлены особым характером института расторжения брака.

Необходимо отметить, что жилищные отношения — это имущественные отношения, представляющие собой отношения, складывающиеся по поводу имущества или прав на имущество — жилое помещение.

В то же время основания и порядок расторжения брака регламентируются Семейным кодексом Российской Федерации, который тем не менее предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование имущественных отношений, вытекающих из семейных (личных) отношений.

Однако в семейном праве личные отношения имеют приоритетный характер, а имущественные отношения всегда связаны с ними. Личные отношения во многом предопределяют содержание норм, регулирующих имущественные отношения. Имущественные отношения в семье, хотя и имеют важное значение, производны от личных, так как возникают лишь при наличии последних и призваны обслуживать их .

Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2006.

В свете изложенного очевидно, что определение умысла военнослужащего при расторжении брака, который был бы направлен на приобретение им права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, представляет трудноразрешимую задачу.

Главным и основным доказательством ухудшения жилищных условий является то, что между действиями гражданина и целью таких действий — приобретение права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях — должна быть установлена прямая причинная связь. Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений .

Максимчук И.В., Мальцев Р.Н. Указ. соч.

Однако как указанные положения применить к расторжению брака?

Проблема в данной ситуации состоит в конкурировании личных и имущественных отношений, которые часто неразрывно связаны, и определенно разделить интересы (потребности), из них вытекающие, практически невозможно. Сложность заключается как в необходимости определения инициатора расторжения брака, исследования используемого супругами способа расторжения брака, так и в определении мотивации совершения такого действия, которая может зависеть от неограниченного количества факторов, нередко обусловленных личностными, моральными, мировоззренческими, поведенческими и иными чертами военнослужащего или его супруга, не поддающимися ни нормативному регулированию, ни материальному отображению (закреплению). При этом вышеуказанные обстоятельства могут составлять личную и семейную тайну, что вызовет еще больше трудностей у правоприменителей.

Это интересно:  Акт обследования труб отопления 2019 год

Конечно, если при наличии несовершеннолетних детей военнослужащим расторгнут брак в административном порядке (в органах записи актов гражданского состояния), а по истечении нескольких дней со дня государственной регистрации расторжения брака военнослужащий обратился с рапортом о признании его нуждающимся в жилых помещениях, налицо существование обстоятельств, подтверждающих наличие умысла в действиях данного лица. Однако и в этой ситуации могут существовать условия, опровергающие намеренность действий военнослужащего.

При этом необходимо учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации», в силу которой применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Согласно ст. 4 Семейного кодекса Российской Федерации к названным в ст. 2 данного Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

Рассматривая расторжение брака в призме гражданских отношений, нельзя не отметить то обстоятельство, что при всех условиях вряд ли можно охарактеризовать указанное действие такими качествами, как разумность и добросовестность, хотя и присущими ему как действию, опосредующему имущественные отношения, но категорически не соответствующими его в первую очередь личностной природе, не подчиняемой каким-либо конкретным качественным характеристикам.

Любопытный вывод можно сделать из анализа законодательства субъектов Российской Федерации, регламентирующего порядок обеспечения жилыми помещениями, который показал, что определение расторжения брака в качестве действия по намеренному ухудшению жилищных условий является исключением .

См.: подпункт 4 пункта 2 статьи 10 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее — Закон Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

При этом, по мнению автора настоящей статьи, данное обстоятельство вызвано особой конструкцией института ухудшения жилищных условий, установленного Законом Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», который, в отличие от Жилищного кодекса Российской Федерации, понятия «намеренность» не содержит и никоим образом не связывает наличие или отсутствие этого субъективного фактора с признанием соответствующих действий граждан ухудшающими их жилищные условия, принимая во внимание лишь фактически совершенные действия, что, как представляется, нельзя признать соответствующим положениям Жилищного кодекса Российской Федерации .

Данная проблема была предметом рассмотрения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, которая, к сожалению, фактически уклонилась от ее разрешения. См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2007 г. N 5-Г07-56.

Тем не менее норма указанного Закона в части обжалования признания расторжения брака действием, повлекшим ухудшение жилищных условий, рассмотрена в судебном порядке. Решением Московского городского суда от 13 марта 2007 г. в удовлетворении заявления отказано. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2007 г. решение Московского городского суда оставлено без изменений .

Постановление Московской городской Думы от 30 января 2008 г. N 25 «О докладе Московской городской Думы «О состоянии законодательства города Москвы».

Таким образом, при применении подп. 4 п. 2 ст. 10 Закона Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» уполномоченные органы (должностные лица) не связаны необходимостью определения намеренности (умысла) гражданина приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях при расторжении брака. В связи с этим рассмотренные выше обстоятельства расторжения брака их не затрагивают, чего нельзя сказать о должностных лицах Департамента, правоприменительной практике которых еще предстоит стать предметом пристального изучения со стороны как научной общественности, так и судебных и правоохранительных органов.

Ухудшение жилищных условий военнослужащего

Является ли ухудшением жилищных условий у военнослужащего при подаче документов на субсидию на жильё, продажа квартиры будующей женой за пол года до заключения брака?

Я Вам уже ответила на Ваш вопрос.

Является ли ухудшением жилищных условий у военнослужащего продажа квартиры будущей жены до заключены брака?

Добрый день! Нет, не является. Данная квартира никакого отношения не имеет к военнослужащему.

Изменился ли срок (5 лет) ухудшение жилищных условий для военнослужащих после которого возможно встать на очередь получения ж. пл.

Нет, не изменился, это вообще общее правило для всех, в том числе и для военнослужащих, после чего вы имеете право встать на учет как нуждающийся.

Доброго времени суток! Статья 53 ЖК РФ предусматривает лишь то, что граждане, совершившие действия, повлекшие за собой ухудшение жилищных условий, в течение 5 лет будут не вправе вставать на очередь как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Этот срок будет считаться с момента совершения действий.

Я военнослужащий. Будет ли считаться намеренным ухудшением жилищных условий, если я будучи прописанным в приватизированной квартире жены с формулировкой «без права на жилье» и отказавшийся от участия в приватизации данной квартире выпишусь из нее?

Не совсем понятен вопрос. Если квартира уже приватизирована на супругу, то от какой приватизации Вы отказываетесь? Если Вы проживаете в муниципальной квартире и напишете отказ от приватизации, выписавшись, то это будет ухудшением жилищный условий и 5 лет не имеете права претендовать на улучшение. Если просто прописаны в чужой собственности — это не будет расценено как ухудшение.

Это правда, что военнослужащие после ухудшения жилищных условий 5 лет не ставятся в очередь на жилье? Спасибо.

Алексей Валерьевич, да, это так. И не только военнослужащие.

Для категории военнослужащих признаки умышленных деяний, ухудшающих жилищные условия, прописаны в Инструкции Министерства обороны от 30. 09. 2010 г. (Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений») (далее – Приказ № 1280). Согласно этого документа к ним относятся: сознательное нарушение порядка пользования жильем; обмен жилья, ведущий к уменьшению уровня обеспеченности жилыми квадратными метрами каждого представителя семьи; развод с последующим выделением доли в квартире; фиктивный брак и регистрация супруги или супруга на жилой площади; не соблюдаются условия проживания в социальном жилье (неуплата коммунальных услуг, порча жилья и пр); дарение или же сделка купли-продажи квартиры либо ее доли, повлекшие за собой уменьшение учетной нормы на каждого представителя семьи военнослужащего. В соответствии с положениями ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В п. 4. Приказа № 1280 сказано, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются — действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей. Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий: а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке — родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица: не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности; имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания; произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак; произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения); б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения; в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилы помещением или собственности на жилое помещение. При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 (ред. от 28.06.2016) «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» сказано: П. 25. При рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления…. П. 27 … Если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств. При этом буквально рассмотрев положения п. 14 ст. 15, Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) «О статусе военнослужащих», раскрывающих принцип однократности на который ссылается ЮРУЖО, применим к увольняемым военнослужащим: «Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства».

Это интересно:  Как получить субсидию на улучшение жилищных условий 2019 год

Военнослужащая, квартиру от Минобороны не получала, после ухудшения жилищных условий прошло 5 лет. Договор на проживание в бывшей квартире с новыми владельцами имеется. Доожна ли я быть выписана из этой квартиры, чтобы встать на очередь на жилье? По договору я имею право быть прописана, проживать и оплачивать все коммунальные услуги. В части на очередь не ставят, мотивируя тем, что я зарегистрирована в данной квартире. Выписываться в никуда? Но это влечет за собой шраф за неимением регистрации. Спасибо.

Нет, не должны. Отказ в признании нуждающейся и постановке на очередь незаконный, обжалуйте в суде. В суд необходимо представить убедительные доказательства того, что не являетесь членами семьи собственника по ЖК РФ (не путать с членами семьи по СК РФ). Подробней: http://armylawyer.ru/

Я военнослужащий. Считается ли намеренным ухудшением жилищных условий то, что после развода с женой я подарил свою часть дома младшей дочери? Дом был куплен для нас с женой моими родственниками и отцом жены в совместную собственность в 2003 году (позже мы разделили его в долевую собственность).
Ссудой на строительство жилья и жильем от Министерства обороны не обеспечивался. Срок службы 17 лет.
Если не считается, каким образом мне это доказывать и на что ссылаться?
Меня в очередь на жилье не ставят, требуя дополнительные документы по этому дому. Бывшая жена документов не дает.

Андрей Владимирович! Если с момента дарения уже прошло пять лет, то это обстоятельство не учитывается.Если меньше, то считается , что ухудшили жилищные условия/приказ № 80 МО/Если вы все же считаете отказ командования в постановке вас на очередь не правомерным , обжалуйте его в военный суд.Документы можно просить суд истребовать.Удачи

Намеренное ухудшение жилищных условий


ВВЕДЕНИЕ

Вы — намеренно ухудшили свои жилищные условия.
Это — любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста. Это — как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции.

Поучаствовал в приватизации? — Ухудшил! Намеренно!!
Продал — подарил? — Еще худшее, ещё намереннее.
Выкидываем из очереди! Через пять лет — поставим снова, но в самый конец!
Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

«Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

КОММЕНТАРИИ
Если вы попытаетесь расширить свои знания в области намеренного ухудшения жилищных условий, используя опубликованные комментарии к жилищному законодательству, то будете неприятно удивлены. В худшем случае это будет «пересказ своими словами» (лохотронистый, но, видимо, коммерчески очень успешный вид издания дорогостоящих комментариев), а в лучшем случае – кочуемая из комментария к комментарию цитата (как правило, без ссылок) из Грудцыной Л.Ю.[1]

1) они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

3) эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);

4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.

Особое внимание обратим на тезис № 2: какие-либо действия можно признать намеренным ухудшением только тогда, когда гражданин не состоит на учёте. Это совершенно справедливо, так как если гражданин уже состоит на учёте нуждающихся, то любые его действия необходимо оценивать не по ст. 53, а уже по части 8 ст. 57 ЖК РФ (подробнее об этом – чуть ниже).

И, наконец, наиболее «продвинутые» комментарии всё-таки дают ссылку на правовую позицию, изложенную в Постановление Конституционного суда РФ[2]:

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Надо сказать, что данная правовая позиция имеет необыкновенно важное значение. Дело в том, субъекты РФ, а также министерства, вправе принимать нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия, признаваемые (или не признаваемые) намеренным ухудшением жилищных условий. И хотя, в целом, они во многом похожи, всё-таки тенденция «кто в лес, кто – по дрова» — явно прослеживается. Но главное заключается в том, что в большинстве случаев эти самые условия никак не соответствуют правовой позиции, изложенной КС РФ, а значит, для нас, для адвокатов,есть непаханое поле для работы.

Для примера возьмём закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», где в статье 10 установлено, в частности, что:
«Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
… — вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве»
Давайте построим эту тяжёлую для восприятия фразу попроще:
Если супруг(а) ранее не была принята на жилищный учёт, то его/её вселение является намеренным ухудшением жилищных условий.

Абсурдность этого правила очевидна. Возьмём весьма распространённую ситуацию: гражданин проживает в квартире своих родителей, собственности не имеет, но является членом семьи собственника, на каждого приходится более учётной нормы – он не может быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения и принят на учёт. Далее вступление в брак, где супруг имеет в собственности жильё, также не имеет права быть принятым на учёт, но после вселения супруга приходящаяся на каждого площадь становится меньше учётной. Можно ли вселение одного супруга к другому считать «умышленными действиями с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий»?

Но выход есть. Ниже приводится интересная позиция Верховного Суда РФ[3]:

«Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также учитывает следующее.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О (далее следуют вышеприведённые цитаты)…

Из содержания искового заявления следует, что после заключения брака Рыбкина В.П. и Рыбкин В.И. пришли к выводу о том, что проживание и ведение совместного хозяйства целесообразно в квартире, в которой проживает Рыбкина В.П., площадью 56.1 кв. метров). При этом они исходили из того, что данная квартира является трехкомнатной, то есть позволяет семье Рыбкиных, семье Хорошавиных, а также совершеннолетней Хорошавиной Е.П. проживать в изолированных жилых помещениях, в то время как квартира, в которой проживал Рыбкин В.И. ( площадью 51,6 кв. метров), является двухкомнатной, что исключает возможность истцам, Рыбкину И.Я. и Рыбкину М.И. проживать в изолированных жилых помещениях.

Таким образом, следует признать разумными, добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства действия Рыбкина В.И. по вселению в квартиру N и регистрации в ней.

[1] (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147).
[2] Определение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О
[3] Определение Верховного Суда РФ от 15 марта 2011 г. N 5-В10-102

Продолжение следует.


АНОНС
!Во второй части статьи (публикация – 23 января) будут рассмотрены вопросы:
1. Почему при определении намеренного ухудшения жилищных условий не обойтись без математики.
2. Методика определения намеренного ухудшения жилищных условий.
3. Разграничение правовых последствий статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ — наглядная таблица.

Статья написана по материалам сайтов: wiselawyer.ru, www.9111.ru, pravorub.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector