+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Порядок заключения договора социального найма жилого помещения 2019 год

Если у человека по определенным причинам или обстоятельствам возникают проблемы с жильем, можно воспользоваться помощью от государства и получить его на временное пользование. Это практически единая возможность получить личное жилье тем, кто в нем нуждается, но не может себе позволить.

Важно понимать, что понятия соцнайма и приватизации не идентичны. В случае соглашения о социальном найме жилья, недвижимость находится в муниципальной собственности. В дальнейшем физическое лицо вправе его приватизировать.

В ходе данной процедуры между сторонами заключается договорное соглашение. Сторонами в нем выступают:

  • арендатор;
  • местные власти, либо отдельная организация.

Основания для заключения договора социального найма жилого помещения

Как результат подобной сделки, заявители на льготных условиях получают недвижимость. Порядок заключения договора социального найма регламентируют главы7-8 ЖК РФ.

Лица, которые могут рассчитывать на такую помощь, определяются федеральным, либо местным законодательством. Причем, в первом случае недвижимость предоставляется из государственных резервов, а во втором – от муниципалитета.

Договор социального найма жилого помещения заключается с категорией малоимущих, которые в обязательном порядке должны соответствовать ряду требований:

  1. Физлицо или члены его семьи не имеют права снимать помещение по аналогичным соглашениям.
  2. Граждане или кто-нибудь из их семьи арендуют жилье, но площадь его ниже установленных законодательством норм.
  3. Место обитания потенциального арендатора абсолютно не соответствует установленным отечественным законодательством нормам.

Существует также категория, имеющая основания заключения договора социального найма жилого помещения вне очереди. Данный перечень включает:

  • дети-сироты, либо лишенные родительского попечения;
  • граждане, болеющие хроническими недугами, перечисленными в законодательных актах;
  • физические лица, жилье которых признано непригодным для дальнейшего проживания и не подлежащее проведению восстановительных работ.

Еще одну категорию малоимущего населения, которая имеет право на оформление договора социального найма, определяет специальный Федеральный закон. К таким субъектам относятся:

  • инвалиды I-II групп;
  • граждане, получившие инвалидность при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • ветераны ВОВ;
  • жертвы природных катастроф, утратившие собственный дом в их следствии;
  • военнослужащие, травмированные в ходе выполнения профессиональных обязанностей.

Основания заключения договора социального найма заключается в принятии решения соответствующим органом власти, согласно которому одобряет предоставление жилья конкретному физическому лицу. Заключения подобного соглашения носит добровольный характер. Сейчас они не наделены юридической силой, поскольку право его выдавать принадлежит Департаменту жилищной политики конкретного города.

Но его наличие дает арендатору следующие возможности:

  • оформлять субсидии;
  • приватизировать в дальнейшем предоставленное жилье;
  • получить возможность сдавать в поднаем полученную недвижимость.

Документы для договора социального найма жилого помещения

Для начала стоит разобраться, где оформляют договор социального найма. Ранее заявитель должен был сотрудничать с эксплуатирующей организации, то сейчас эти функции положено на жилищный департамент города.

Для обращения в жилищный департамент с целью получения во временное пользование социального жилья, заявитель, либо его официальный представитель (понадобится предъявить доверенность), должен предоставить определенный законодательством пакет.

Сотруднику жилотдела необходимо представить следующие документы для договора соц найма:

  • заявление строгой формы;
  • подтверждающие личность документы и их копии (касается всех членов семьи заявителя);
  • свидетельство о браке или о его расторжении при необходимости;
  • справки, подтверждающие основания для вселения в такое жилье (ордер, выписку из решения муниципалитета, договор).

Бланк заявителя размещен в свободном для скачивания доступе на интернет-ресурсе государственных услуг. Для его полного заполнения заранее стоит подготовить следующую информацию:

  • адрес жилого помещения;
  • основания для его предоставления физическому лицу;
  • полное название организации, которая предоставляет помещения во временное пользование;
  • основание для вселения (номер документа);
  • личные данные всех субъектов, которые будут упомянуты в договоре социального найма.

Документы рассматривают на протяжении 30 дней. Если комиссия решит потребовать какие-либо дополнительные справки или требования, срок могут продлить до полутора месяца. При этом заявитель в обязательном порядке должен быть об этом осведомлен в письменной форме.

Сотрудник жилотдела должен тщательно изучить все представленные документы для заключения договора социального найма, зарегистрировать их и выдать заявителю выписку с указанием даты приема, подписью и штампом.

Документы для договора социального найма квартиры могут быть не приняты в ряде случаев:

  1. Если указанное жилье не принадлежит городскому муниципалитету.
  2. Отсутствуют законодательные основания для предоставления социального жилья.
  3. Если в предоставленных документах обнаружены ошибки, отсутствие необходимых печатей и подписей.
  4. При подаче неполного пакета требуемых документов.

Чтобы заключить договор соц найма, заявитель и все члены семьи, указанные в соглашении, должны лично явиться в жилищный отдел управления.

Плата за предоставленное жилье включает следующие суммы:

  • арендные платежи, оговоренные в соглашении. Поскольку граждане, претендующие на социальную недвижимость, являются малоимущими, чаще всего их освобождают от оплаты подобных сумм;
  • оплата по квитанциям или счетчикам коммунальных платежей и услуг;
  • содержание и текущий ремонт помещения.

Подобные соглашения носят бессрочный характер.

Порядок заключения договора социального найма

Согласно новому ГК РФ (ст. 672) в государственном и муниципальном жилищных фондах социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

Договор найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов заключается в письменной форме на основании выданного гражданину ордера на вселение в конкретное жилое помещение между наймодателем — жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии — соответствующим предприятием (учреждением, организацией) и нанимателем — гражданином, на имя которого выдан ордер. В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями (ст. 51 ЖК РСФСР).

Вопрос о соотношении ордера на жилое помещение и договора найма жилого помещения неоднократно затрагивался в юридической литературе, по нему были высказаны разные мнения. Так, широко распространена точка зрения, согласно которой право на жилое помещение возникает из сложного юридического (фактического) состава, элементами которого являются: административные акты (решение местной администрации о предоставлении жилого помещения и ордер) и заключенный на их основе договор найма жилого помещения[149]. Другие считают, что жилищное правоотношение найма жилого помещения возникает только из договора. Пока договор не заключен, у гражданина-ордеродержателя нет права пользования жилым помещением, нет обязанности вносить квартирную плату, обеспечивать сохранность помещения и т. д. Он приобретает права и обязанности нанимателя только с момента заключения договора»[150]. Высказано также мнение, что на основании названных выше юридических фактов (ордера, договора найма и др.) возникает не одно жилищное правоотношение и право на жилую площадь, а множество жилищных правоотношений[151].

Ордер представляет собой административный акт (документ), который выдается на основании решения органа местной администрации. Ордер выдается только на вселение в жилое помещение социального использования.

Гражданин вправе отказаться от вселения по ордеру, если предоставляемое жилье его не удовлетворяет. Для жилищно-эксплуатационной организации вступление в договор социального найма является обязанностью, вытекающей из факта выдачи ордера, предписывающего жилищно-эксплуатационной организации вступить в договор, предоставить гражданину возможность занять данное жилое помещение.

Право пользования жилым помещением в домах государственного и муниципального жилищных фондов социального использования возникает из нескольких юридических фактов, одни из которых являются административными актами (решения органов местного самоуправления о принятии гражданина на учет, о предоставлении жилого помещения, ордер и др.), другие же юридические факты носят гражданско-правовой характер (договор найма жилого помещения).

Это интересно:  Очередь по программе молодая семья выкса 2019 год

Можно согласиться с профессором С. М. Корнеевым в том, что ордер является порождением жилищной нужды и что он будет использоваться лишь при предоставлении жилья отдельными категориями граждан.

Согласно ст. 52 ЖК РСФСР предметом (объектом) договора найма может быть лишь изолированное жилое помещение, состоящее из квартиры либо одной или нескольких комнат. Не могут быть самостоятельным предметом договора найма часть комнаты или комната, связанная с другой комнатой общим входом (смежные комнаты), подсобные помещения.

Предметом договора найма не может быть помещение (строение), не являющееся жилым.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Порядок заключения договора социального найма

Договор социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда заключается на основании решения (постановления) о предоставлении жилого помещения.

Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме. Форма данной сделки относится к простой письменной форме, так как в Жилищном и Гражданском кодексах прямо не сказано, что несоблюдение письменной формы договора социального найма влечет его недействительность.

Жилищным кодексом Российской Федерации установлено, что договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока действия. Это значит, что в договоре отсутствует период, на который он заключается, то есть договор социального найма жилого помещения является бессрочным и действует с момента его заключения до момента его расторжения на основаниях, предусмотренных законом или договором.

В договоре социального найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилым помещением.

Гражданский и Жилищный кодексы Российской Федерации содержат основные положения, определяющие права и обязанности наймодателя и нанимателя по договору социального найма жилого помещения. Помимо их, к документам, регулирующим взаимоотношения сторон по договору социального найма, следует отнести Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.85 N415 “Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N1099”.

В домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования, где в основании возникновения жилищных правоотношений лежит индивидуальный административный акт – решение (постановление), которому стороны на практике придают значение акта, заменяющего письменную форму договора, как правило, и происходит нарушение простой письменной формы несмотря на то, что законодатель предложил типовую форму договора социального найма жилого помещения (Приложение №1).

Нарушение простой письменной формы не влечет в данном случае недействительность договора , но лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, не лишая их права приводить и другие доказательства .

В соответствии с договором социального найма жилого помещения жилые помещения находятся у граждан в бессрочном пользовании (а не на определенный срок). Поэтому одной из особенностей отношений пользования жилищем по договору социального найма является то, что они носят, по общему правилу, длящийся, стабильный характер, даже не смотря на то, что рано или поздно наступают обстоятельства, с которыми закон связывает их прекращение.

Договор социального найма возмездный. Возмездность договора предполагает обязанность внесения платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами. Наниматель обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

По договору найма жилого помещения одна сторона-собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) — обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нём.[38]

Приведённое определение договора найма жилого помещения является универсальным и охватывает три разновидности такого договора.

Первая-договор коммерческого найма, предметом которого являются объекты жилищного фонда, находящиеся в частной, государственной и муниципальной собственности относящиеся к жилищному фонду коммерческого использования.

Вторая- договор найма специализированного жилого помещения статья 100 чего. согласно которому собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нём. К специализированным жилым помещениям относятся…..

Третья разновидность договора жилого помещения-договор социального найма, заключаемый в отношении только тех объектов, которые входят в состав государственного или муниципального жилищного фонда и относятся к жилищному фонду социального использования. Статья 19

Предметом договора социального найма могут быть только те жилые помещения, которые относятся к государственному или муниципальному жилищному фонду. При этом в собственности государства (Российской Федерации и её субъектов) а также муниципальных образовании находятся жилые помещения различного целевого назначения – жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования. В соответствии с целями использования по договору социального найма предоставляются жилые помещения из жилищного фонда социального использования.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам). Порядок признания помещения жилым помещением и требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. .

Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами.[39]

Разъясняя выше указанную норму Конституции Российской Федерации, специалисты отмечают, что она закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья. В новой системе государство и муниципальные органы тотально не аккумулируют средства населения для последующего жилищного строительства и распределения квартир. Теперь каждый должен самостоятельно вкладывать средства в покупку или строительство жилья, не рассчитывая на решение своей жилищной проблемы за счёт государственного и муниципального жилищных фондов. Время новоселья будет определяться не многими ожиданиями в очереди на получение жилья, не решением органов управления и профкомов, как было ранее, а доходами гражданина, материальной возможностью купить, построить или нанять жильё. Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, то есть малоимущие, будут обеспечиваться жильём исходя из традиционных для отечественного законодательства принципов: сохраняется режим предоставления им жилых помещении в соответствии с установленными нормами из государственного или муниципального жилищного фонда.

Эмоциональная оценка приведённых рассуждении может быть различной, однако необходимо признать, что они объективно отражают существующую в современной России экономико-правовую реальность.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимся в жилом помещении могут быть признаны:

1) малоимущие граждане;

2) иные категории граждан, определённые федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.[40]

Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договору социального найма жилых помещении муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.[41]

Это интересно:  Молодая семья программа 2019 мурманск 2019 год

Ориентиром здесь могут служить, например, положения Федерального Закона от 05.04.2003 года “О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи”. Перечень видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 года № 512.

При признании гражданина малоимущим должны учитываться не только размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, но и стоимость имущества, принадлежащего на праве собственности членам его семьи и подлежащего налогообложению. Ведение такого критерия, как стоимость семейного имущества, направлено на обеспечение более объективного подхода при решении вопроса о признании лица малоимущим.

По общему правилу, участниками жилищных отношении могут быть как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Статья 4 кодекса Однако применительно к социальному найму введено исключение из этого правила: по договорам социального найма жилые помещения предоставляются только гражданам Российской Федерации, если международным договором не предусмотрено иное (нормы международного права приоритетны по отношению к национальному законодательству). Следует полагать, что эта норма имеет целью обеспечить бесплатным или предоставляемым за более или менее доступную плату жильём прежде всего российских граждан.

Приказом Министерства России от 25.02.2005 года №17 были утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учёт и предоставления малоимущим граждан, признанными нуждающимся в жилых помещениях, жилых помещении муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Они носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положении Жилищного кодекса Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещении муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учёта доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества.

Порядок и условия заключения договора социального найма

Жилое помещение предоставляется лишь определённой категории граждан, указанных в ст.49 и 51 ЖК РФ. «Малоимущим гражданам жилые помещения предоставляются в муниципальном жилищном фонде по решению органа местного самоуправления. Что касается категории граждан, которые не являются малоимущими, но нуждаются в жилых помещениях, то им жильё предоставляется по решению соответствующих государственных органов (федеральных и региональных).Порядок обеспечения их жильём определяется Федеральным законом или иными законами субъекта РФ. Иным категориям граждан также может предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда по решениям органов местного самоуправления». Жилые помещения предоставляются иностранным гражданам, гражданам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное (п.5 ст.49 ЖК РФ). При этом гражданин признаётся малоимущим с учётом его дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Помимо данных лиц жилое помещение может быть предоставлено гражданам, жилое помещение которых признано в установленном порядке не пригодным для проживания и ремонту и реконструкции; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончанию их пребывания в образовательных или иных учреждениях, гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний.

Законодательство определяет необходимый перечень документов для постановки на учёт для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий: заявление гражданина; копии финансового и лицевого счёта; выписка из домовой книги; акт либо справка о проверке жилищных условий; сведения о наличии жилья в собственности или осуществление сделок по его отчуждению; план Ростех инвентаризации; документы, подтверждающие родственные отношения 4 паспортные данные; документы с прежнего места жительства; документы, подтверждающие статус; решение органа местного самоуправления о признании лица малоимущим.

«Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Согласно ч. 1 ст.61 ЖК РФ наниматель жилого помещения в многоквартирном доме приобретает право пользования в этом доме. Предметом договора должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом не может быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме ».

Договор социального найма является бессрочным, «т.е. жилое помещение предоставляется гражданину в постоянное владение и пользование. В бессрочном характере договора социального найма жилого помещения выражается стабильность жилищных правоотношений и гарантированность права граждан на жилище государством».

Необходимо обратить внимание на то, что в практике применения жилищного законодательства, действовавшего до введения в действие ЖК РФ, были широко распространены случаи несоблюдения письменной формы договора социального найма. Такой договор заключался на основании административного акта (ордера), причём именно этому акту наймодатели жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде и правоприменительные органы нередко придавали значение документа, подтверждающие письменную форму договора. Такому положению в немалой степени способствовало правило ст.47 ЖК РСФСР, согласно которому ордер на жилое помещение признавался единственным основанием для вселения.

Если ранее ордер — это документ, по которому по которому гражданину предоставлялось жилое помещение, а договор найма — документ, в соответствии с которым должно осуществляться пользование жилым помещением, то теперь будет иметь место только последний. По своей юридической природе-ордер, это приказ, в котором содержится распоряжение жилищно-эксплуатационной организации предоставить гражданину, которому выдали ордер, и членам его семьи конкретное юридически и фактически свободное жильё. Таким образом, ордер и договор социального найма находятся в тесном, неразрывном единстве и взаимосвязи.

При выработке условий конкретный договор социального найма жилых помещений на практике целесообразно иметь ввиду Типовой договор социального найма жилого помещения, утверждённый Постановлением правительства РФ от 21.05.2005 №315.Многие его положения соответствуют нормам ЖК РФ, хотя при внимательном его прочтении выявляются недостатки и неточности, так в некоторых случаях предусматривается наличие соответствующих актов, ни форма, ни содержание которых не определены; неудачна и редакция в части платы за жилое помещение по утверждённым ценам и тарифам.

Отношение, возникающее из договора социального найма, является длящимся. В период своего существования данное правоотношение может измениться.

Согласно п.9 Типового договора социального найма жилого помещения может быть изменён или расторгнут по соглашению сторон в установленном законодательством РФ порядке в любое время. В п.6 Типового договора предусмотрено право нанимателя требовать с письменного согласия проживающих с ним членов семьи, в случаях, установленных законодательством изменения договора.

В ЖК РСФСР также предусматривалась возможность замены нанимателя по ч.1, ст.88, однако условия были сформулированы несколько иначе.

Кроме того, даже в указанном выше простом примере из практики может быть ряд исключений, когда то же вселение не может считаться намеренным ухудшением жилищных условий, и эти исключения опять же юридически закреплены в региональных правовых актах.

Так, согласно Закону г. Москвы от 14.06.2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей, а также вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет, не признаются действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий.

Это интересно:  Основные изменения по программе молодая семья 2019 год

Представляется необходимым при определении намеренности ухудшения жилищных условий также учитывать и объективные временные обстоятельства.

Так, в случае вселения и регистрации по месту жительства супруга (супруги) после заключения брака вопросов не возникает, но если указанные действия производятся по истечении нескольких лет семейной жизни, а затем гражданин сразу обращается в органы местного самоуправления по вопросу признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, то следует учитывать и период времени с момента совершенных действий.

Помимо указанных выше, не могут считаться намеренным ухудшением жилищных условий следующие действия:

расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:

  • — обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
  • — безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной или муниципальной власти;

отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

вселение временных жильцов (Закон Республики Карелия от 06.02.2006 г. № 958-ЗРК).

Однако, представляется, что утверждение в федеральном законе или Жилищном кодексе РФ закрытого перечня всех возможных действий граждан, которые на практике не должны расцениваться как намеренное ухудшение ими своих жилищных условий, не представляется возможным ввиду различных условий жизни граждан и своеобразия гражданско-правовых сделок. В каждом отдельно взятом случае решение о намеренности действий гражданина должно приниматься объективно с учетом оценки всех обстоятельств жилищных условий заявителя.

В судебной практике достаточно редко встречаются случаи признания факта намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Так, Военная коллегия Верховного суда РФ в определении от 11.11.2008 г. №6н-298/08 установила, что А. был включен в очередь на получение жилой площади на территории гарнизона Боровичи, 1 ноября 2000 года он приобрел в указанном населенном пункте на свои средства трехкомнатную квартиру, в которой впоследствии была зарегистрирована его мать и которую он 15 апреля 2005 года продал ей, а сам вместе с членами семьи (всего 3 человека), стал снимать по договору поднайма другое жилое помещение, будучи зарегистрированным с членами семьи в проданной квартире, а 10 сентября 2007 года обоснованно исключен из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что в большинстве субъектов РФ аналогичные указанным выше правовые акты отсутствуют, органы местного самоуправления фактически вынуждены руководствоваться только диспозицией статьи 53 Жилищного кодекса РФ и документами, предоставленными заявителем.

Для установления факта намеренного ухудшения жилищных условий уполномоченный орган местного самоуправления проверяет предоставленные документы и при необходимости направляет в организации и учреждения соответствующие запросы.

В свою очередь, сбор дополнительных документов должен быть осуществлен в пределах срока рассмотрения заявления гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, как правило, в течение 30 дней.

При анализе вышеуказанных правовых актов выявлена весьма спорная норма права, установленная Законом ХМАО — Югры от 06.07.2005 г. № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»: «В случаях, если гражданин в течение десяти лет, предшествующих предоставлению ему специализированного жилого помещения, ухудшил свои жилищные условия путем продажи, дарения или отчуждения иным способом жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, жилое помещение предоставляется данному гражданину и членам его семьи в размере нормы предоставления жилого помещения за минусом общей площади отчужденного жилого помещения».

Вместе с тем действующим законодательством РФ не предусмотрено применение нормы о намеренности ухудшения жилищных условий при предоставлении жилого помещения, а равно и об уменьшении общей площади предоставляемого жилого помещения.

Изложенное позволяет сделать вывод, что органы государственной власти субъектов РФ вправе утверждать перечни действий, являющихся (не являющихся) намеренным ухудшением жилищных условий, в рамках применения статьи 53 Жилищного кодекса РФ, но не наделены правом распространять положения указанной статьи Жилищного кодекса РФ на отношения, не связанные с учетом граждан, нуждающихся улучшении жилищных условий.

Представляется, что в тех субъектах РФ, где вышеуказанные перечни действий до настоящего времени не утверждены, необходимо направление в представительные органы власти предложений и проектов соответствующего нормативно-правового акта.

В свою очередь, Закон Волгоградской области от 01.12.2005 г. № 1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области» содержит только бланкетную норму: «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, приведших к ухудшению жилищных условий» (статья 14).

С учетом вышеизложенного анализа регионального законодательства в целях законодательного установления перечня действий, являющихся намеренным ухудшением жилищных условий, устранения пробела в применении нормы права в Волгоградскую городскую Думу будет направлен соответствующий проект нормативно-правового акта для внесения его в порядке законодательной инициативы в Волгоградскую областную Думу.

Ухудшение жилищных условий может выражаться в различных формах и действиях, но главное и основное доказательство состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий — постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении — должна быть установлена прямая причинная связь.

Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Практика показывает, что в большинстве случаев в действиях граждан, совершивших ухудшение своих жилищных условий, нет намеренности на создание искусственного ухудшения жилищных условий с целью постановки на учет.

Так, гражданин может до обращения в органы местного самоуправления совершить действия, которые являются намеренным ухудшением жилищных условий и утверждены в качестве таковых нормативно-правовым актом субъекта РФ, но указанные действия совершены им не для постановки на учет, обеспечения жильем, а в рамках свободы договора, и, следовательно, статья 53 Жилищного кодекса не будет подлежать применению.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, megaobuchalka.ru, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector