+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Постановление администрации о сносе самовольной постройки 2019 год

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

О сносе самовольной постройки

В соответствии со ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения реализации мер по сносу зданий, сооружений и других строений, являющихся самовольными постройками на территории города Сургута:

1. Утвердить перечень зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданных или возведенных в городе Сургуте на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, зонах с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, согласно приложению.

2. Установить, что действие настоящего постановления распространяется на объекты капитального строительства.

3. Департаменту архитектуры и градостроительства осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки в соответствии с пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации согласно приложению:

3.1. В течение семи дней направить копию настоящего постановления:

— лицу, осуществившему самовольную постройку;

— правообладателю земельного участка, на котором создана самовольная постройка;

— лицу, владеющему (пользующемуся) самовольной постройкой.

3.2. Определить указанным выше лицам срок сноса самовольной постройкой в течение двух календарных месяцев с момента вступления в силу настоящего постановления.

3.3. Осуществить снос (демонтаж) по истечении срока, указанного в пункте 3.2, но не более чем 10 месяцев.

4. Управлению информационной политики в течение семи дней опубли — ковать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном портале Администрации города.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы Администрации города

от ____________ № ______

зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками,

созданных или возведенных в городе Сургуте на земельных участках,

не предоставленных в установленном порядке для этих целей, зонах

с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны

охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования

либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального

или местного значения

город Сургут, поселок Снежный (смежный участок с кадастровым номером)

Местная администрация приняла решение о сносе постройки на основании ст. 222 ГК РФ. Что делать ее владельцу?

С 1 сентября 2015 г. вступила в силу новая редакция ст. 222 ГК РФ. Теперь в ней появилась ч. 4, которая предоставляет муниципальным властям право самостоятельно, во внесудебном порядке сносить самовольные постройки, расположенные на муниципальных земельных участках, если это участки с особыми условиями использования либо находятся на территории общего пользования или в полосе отвода инженерных сетей (Федеральный закон от 13.07.2015 № 258-ФЗ). Как эта норма работает на практике, можно было увидеть в многочисленных сюжетах о событиях 9—10 февраля 2016 г., когда власти Москвы снесли около 100 объектов, признав их самовольными постройками (см. постановление Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы»). На сегодняшний день, пока действия московских властей не получили оценку высших судебных инстанций, а норму ч. 4 ст. 222 ГК РФ еще не проверили на соответствие Конституции РФ, этот опыт может в любой момент повторить любая городская администрация в России. О том, как владелец постройки может защититься от сноса и что можно предпринять, если постройку все-таки снесли, читайте в этом материале.

В части 4 ст. 222 ГК РФ предусмотрено два варианта процедуры сноса самовольных построек муниципальными властями во внесудебном порядке.

Первый предусмотрен для ситуации, когда лицо, которое возвело самовольную постройку, известно. Администрация принимает решение о сносе, а затем в течение семи дней направляет лицу, создавшему самовольную постройку, копию решения и дает срок на добровольный снос. Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.

Второй вариант процедуры сноса применяется, если лицо, которое возвело самовольную постройку, неизвестно. В таком случае администрация также принимает решение о сносе, а затем в течение семи дней публикует сообщение о сносе в своей официальной газете, на сайте, а также ставит в границах участка, на котором создана постройка, информационный щит с сообщением о планируемом сносе. По истечении двух месяцев после публикации администрация имеет право снести постройку.

Причем если в случае, когда лицо, которое возвело постройку, неизвестно, право местной администрации снести самовольную постройку прямо предусмотрено в законе, то в случае, когда владелец самовольной постройки известен, право администрации на снос во внесудебном порядке прямо в законе не прописано.

Это интересно:  Езда без прав несовершеннолетних наКазание 2019 2019 год

Какие риски заложены в ч. 4 ст. 222 ГК РФ

Чтобы определить стратегию защиты в ситуации, когда объекту, который построила компания, грозит снос на основании ч. 4 ст. 222 ГК РФ, необходимо правильно понимать, какие угрозы для бизнеса исходят от этой нормы. Здесь можно выделить четыре основных риска:

в части 4 ст. 222 ГК РФ не установлен минимальный срок для добровольного сноса. Поэтому администрация может дать владельцу постройки любой сколь угодно короткий срок, вплоть до одного дня, по истечении которого она сможет снести постройку. Для сравнения отметим, что в случае сноса на основании решения суда пристав обязан дать на добровольный снос пять дней (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон об исполнительном производстве);

в норме нет указания на то, что должно являться основанием для принятия муниципальным органом решения о сносе, а именно, как администрация должна проверять самовольность строительства и как должны быть оформлены результаты проверки. Поэтому муниципальный орган может признать постройку самовольной исключительно по своему усмотрению, не обращая внимания на документы о праве собственности и решения судов. Для сравнения отметим, что снос в судебном порядке осуществляется только на основании вступившего в силу решения суда, которое суд принимает, заслушав владельца постройки и оценив представленные им доказательства законности ее возведения;

в части 4 ст. 222 ГК РФ не установлен срок для принятия администрацией решения о сносе, поэтому администрация может никуда не торопиться и сколь угодно долго держать владельца постройки в состоянии неопределенности: снесет администрация постройку или нет? Для сравнения отметим, что для случаев сноса в судебном порядке существует трехлетний срок давности, кроме случаев, когда постройка угрожает жизни и здоровью граждан или собственник земельного участка, на котором возведена постройка, владеет им, а значит, его требование о сносе представляет собой негаторный иск, на который исковая давность не распространяется (ч. 6, 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации»);

в рассматриваемой норме не установлена обязанность администрации производить снос с участием понятых, составлять опись имущества, находящегося в сносимой постройке, принимать меры по обеспечению его сохранности. Для сравнения отметим, что в случае, когда постройка сносится на основании решения суда, все эти действия обязан провести судебный пристав (ст. 107 Закона об исполнительном производстве).

Как предотвратить снос

Прежде всего владельцам построек, находящихся в «группе риска», необходимо следить за сообщениями о планируемых сносах, которые публикуются в официальном издании и на интернет-сайте местной администрации, за установкой на земельном участке щитов с информацией о сносе. Если же постановление о предстоящем сносе принадлежащей вам постройки на основании ч. 4 ст. 222 ГК РФ все же опубликовано, возможны два варианта действий, выбор между которыми зависит от текущего состояния оформления прав на постройку.

Вариант первый: постройка возведена самовольно, право собственности на нее не зарегистрировано. Сюда же относятся случаи, когда администрация ранее обращалась в суд с иском о сносе постройки, но суд ей отказал по формальным основаниям, не связанным с наличием права собственности на постройку, например из-за пропуска срока исковой давности. В такой ситуации необходимо прежде всего обращаться в суд с иском к местной администрации о признании права собственности на самовольную постройку. Если суд иск удовлетворит, у владельца постройки появится право собственности, возникшее на основании решения суда, а сама постройка уже перестанет быть самовольной. Сносить такую постройку администрация будет не вправе. Если же суд в иске откажет, то постройку снесут. В этом случае необходимо будет решать вопрос с компенсацией расходов на строительство.

Вариант второй: постройка не является самовольной, так как возведена на законном основании с соблюдением норм земельного и градостроительного законодательства. В этом случае необходимо сделать следующее:

обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления местной администрации о сносе. Если постановление касается только одного объекта, принадлежащего индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации, то заявление необходимо подавать в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заявитель узнал о постановлении (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Если постановление касается многих владельцев построек и по своему характеру является нормативным актом, то заявление о его оспаривании необходимо подавать в краевой или областной суд общей юрисдикции (ч. 2 ст. 20 КАС РФ). В заявлении стоит просить суд принять обеспечительные меры или меры предварительной защиты в виде запрета администрации совершать снос до вступления в силу решения по вашей жалобе. Доказывать самовольность постройки должна администрация. Если она этого не сделает, то суд обязан признать постановление незаконным.

Это интересно:  Предмет договора социального найма жилого помещения 2019 год

Практика такого оспаривания уже есть, однако складывается она пока что не в пользу владельцев построек. Так, некоторые владельцы снесенных объектов в Москве обжаловали постановление Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП, на основании которого проводился снос торговых павильонов 9 февраля 2016 г. в части принадлежащих им объектов. В обоснование они ссылались на то, что каждый из этих объектов был принят местными властями в эксплуатацию, на каждый из объектов в ЕГРП зарегистрировано право собственности и под строительство каждого объекта выделялся земельный участок. В отношении одного из объектов префектура округа обращалась в суд с иском о его сносе, но суд в иске отказал по причине пропуска срока исковой давности. Тем не менее, несмотря на это решением Мосгорсуда от 24.12.2015 по делу № 3а‑907/2015, владельцам построек в удовлетворении их заявлений было отказано.

Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в ч. 1 ст. 222 ГК РФ четыре признака самовольной постройки: постройка возведена либо на земельном участке, не предоставленном в установленном законом порядке, либо на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо без получения необходимых разрешений, либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в ч. 2 этой же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком

Суд признал все четыре объекта, в отношении которых подавались заявления, самовольными постройками, поскольку земельные участки, на которых они были возведены, предоставлялись для строительства некапитальных сооружений, тогда как все здания оказались капитальными и к тому же находились в охранных зонах сетей и сооружений централизованной системы водоотведения, сетей связи и сооружений связи, линейных объектов, а также на территориях общего пользования.

Нередки ситуации, когда на планируемые администрацией к сносу объекты у их застройщиков есть зарегистрированное право собственности. В ходе оспаривания постановления местной администрации о сносе необходимо быть готовым к тому, что администрация, отстаивая законность своего постановления, будет отрицать какое-либо значение этого обстоятельства, ссылаясь на ч. 23 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которому регистрация права на недвижимое имущество не исключает возможности предъявления требования о его сносе как самовольной постройки. Возражая против этого довода, стоит обратить внимание суда на то, что в этом разъяснении «предъявление требования» означает предъявление иска в суд, так как на момент принятия этого постановления снос самовольной постройки мог быть осуществлен только в судебном порядке. В период, когда принималось это постановление, административного порядка сноса самовольных построек не существовало. Данное разъяснение основано на ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которой зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку на сегодняшний день данная норма не изменилась, то разъяснение Пленумов ВС РФ и ВАС РФ сохраняет силу и в настоящее время с учетом действия новой редакции ч. 4 ст. 222 ГК РФ.

Если объект все-таки снесли

Прежде всего в качестве примера необходимо обратить внимание на п. 11—13 постановления Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП — в них предусмотрена выплата компенсации за снесенные объекты. Правда, порядок ее расчета не определен и сведений о том, что кто-то из бывших владельцев снесенных объектов ее получил, пока нет. Но тем не менее сама эта норма позволяет владельцам снесенных построек рассчитывать на компенсацию.

Бывший владелец снесенных объектов может предъявлять в суд иск к администрации о возмещении вреда, причиненного сносом на основании ст. 1069 ГК РФ. Размер возмещения будет включать в себя рыночную стоимость постройки, расходы на ее восстановление, а также стоимость уничтоженных остатков товара. Для этой цели стоит заранее, еще до сноса, получить отчет о рыночной стоимости здания и права на земельный участок под ним, организовать в ночное время охрану здания и видеонаблюдение за происходящим вокруг него, если в постройке расположен магазин, то обеспечить точный учет товарных остатков на конец каждого дня. Но это сработает только в том случае, если снесенный объект не являлся самовольной постройкой и этот факт будет установлен в суде.

Это интересно:  Правильность начисления по коммунальным платежам контролирует 2019 год

Иная ситуация, если снесенный объект является самовольной постройкой. С одной стороны, ее возведение является нарушением, допущенным построившим ее лицом, а снос произведен администрацией на законном основании. С другой стороны, часто бывает ситуация, когда самовольное строительство было невозможным без «содействия» местной администрации, которая в нарушение закона предоставила под строительство земельный участок, выдала необходимые для строительства разрешения и согласования. Владелец самовольной постройки был вправе доверять администрации как органу власти и считать, что все действия совершаются на законном основании. Так можно ли взыскать возмещение вреда в этом случае?

После сноса торговых павильонов в Москве 9 февраля 2016 г. известен пока только один случай предъявления иска к Правительству Москвы о возмещении убытков. Истцом выступает собственник ТЦ «Альбатрос» Алексей Воронин, размер требований которого составляет 3 млрд руб. Сведений о результате рассмотрения спора на текущий момент нет.

Делать выводы о том, как суды будут толковать ч. 4 ст. 222 ГК РФ, пока рано. Но, вероятно, уже через несколько месяцев начнет складываться практика, на основании которой можно будет говорить о перспективах ч. 4 ст. 222 ГК РФ.

На первый взгляд ч. 4 ст. 222 ГК РФ не соответствует положению ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Поэтому, вполне вероятно, что, если владельцы снесенных построек не смогут отстоять свои интересы в суде, они обратятся в Конституционный суд РФ с жалобой на несоответствие нормы ч. 4 ст. 222 ГК РФ Конституции РФ. Как истолкует эту норму Конституционный суд РФ, покажет время.

Постановление администрации о сносе самовольной постройки

О сносе самовольной постройки

Руководствуясь статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании письма департамента муниципальной собственности администрации города Мегиона от 05.07.2017 №09/4980, письма управления архитектуры и градостроительства администрации города Мегиона от 11.07.2017 №16-782, акта обследования земельного участка от 05.07.2017:

1.Снести строение (капитальный гараж), расположенный по адресу: город Мегион, берег реки Сайма, напротив жилых многоквартирных домов №1 по улице Таежная, №2А по улице Советская (вдоль проезжей части улицы Первомайская), в связи с их возведением на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, распложенном в зоне озелененных территорий общего пользования.

2.Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города (А.Е.Куликову):

2.1.В течение семи дней со дня принятия настоящего постановления обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, указанная в пункте 1 настоящего постановления, сообщение о планируемом сносе самовольных построек.

3.Управлению информационной политики администрации города (О.Л.Луткова) в течение семи дней со дня принятия настоящего постановления опубликовать сообщение о планируемом сносе самовольной постройки в газете «Мегионские новости» и разместить на официальном сайте администрации города в сети «Интернет».

4.Муниципальному казенному учреждению «Капитальное строительство» (Д.Л.Лысогор):

4.1.Организовать снос самовольной постройки, указанной в пункте 1 настоящего постановления, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения сообщения о планируемом сносе самовольной постройки в газете «Мегионские новости» и на официальном сайте администрации города в сети «Интернет».

5.Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы города – начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Р.Ш.Речапова.

Скребловское сельское поселение

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 августа 2018 года № 348 О сносе самовольных построек.

Лужский муниципальный район

Администрация Скребловского сельского поселения

От 14 августа 2018 года № 348

О сносе самовольных построек.

2.Специалисту администрации Скребловского сельского поселения по земельным отношениям в течение семи рабочих дней после принятия данного постановления обеспечить :

2.1. опубликование настоящего постановления в газете «Лужская правда» и размещение на официальном сайте в сети «Интернет» «скреблово.рф».

2.2. размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка.

3.Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Статья написана по материалам сайтов: www.eg-online.ru, admmegion.ru, xn--90achthsbkh.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector