+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья 2019 год

1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

  • 1) прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные организации и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • 3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
  • 4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.

3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ/Глава 6

← Глава 5 Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — Глава 6 Глава 7 →

Содержание

Глава 6. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЁНКА, ВОПРОСЫ СЕМЬИ И РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ [ править ]

Статья 51. Права семьи в сфере охраны здоровья [ править ]

1. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врождённых заболеваний у потомства.

2. Отцу ребёнка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учётом состояния её здоровья присутствовать при рождении ребёнка, за исключением случаев оперативного родоразрешения, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний. Реализация такого права осуществляется без взимания платы с отца ребёнка или иного члена семьи.

3. Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребёнком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребёнка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребёнком до достижения им возраста четырёх лет, а с ребёнком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Статья 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья [ править ]

1. Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством.

2. Каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3. Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трёх лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 53. Рождение ребёнка [ править ]

1. Моментом рождения ребёнка является момент отделения плода от организма матери посредством родов.

2. При рождении живого ребёнка медицинская организация, в которой произошли роды, выдаёт документ установленной формы.

3. Медицинские критерии рождения, в том числе сроки беременности, масса тела ребёнка при рождении и признаки живорождения, а также порядок выдачи документа о рождении и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья [ править ]

1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьёй 22 настоящего Федерального закона.

2. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.

3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырёх лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 55. Применение вспомогательных репродуктивных технологий [ править ]

1. Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).

2. Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии её информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.

4. При использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребёнка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом.

5. Граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов за счёт личных средств и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Половые клетки, ткани репродуктивных органов и эмбрионы человека не могут быть использованы для промышленных целей.

7. Быть донорами половых клеток имеют право граждане в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование.

8. При использовании донорских половых клеток и эмбрионов граждане имеют право на получение информации о результатах медицинского, медико-генетического обследования донора, о его расе и национальности, а также о внешних данных.

9. Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребёнка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребёнка невозможно по медицинским показаниям.

10. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребёнка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.

Статья 56. Искусственное прерывание беременности [ править ]

1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.

2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.

3. Искусственное прерывание беременности проводится:

1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:

а) при сроке беременности четвёртая — седьмая недели;

б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;

2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая — десятая недели беременности.

4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности.

Это интересно:  Иск о признании членом семьи 2019 год

5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.

6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению её законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.

8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечёт за собой административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 57. Медицинская стерилизация [ править ]

1. Медицинская стерилизация как специальное медицинское вмешательство в целях лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина в возрасте старше тридцати пяти лет или гражданина, имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и информированного добровольного согласия гражданина — независимо от возраста и наличия детей.

2. По заявлению законного представителя совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно выразить свою волю, медицинская стерилизация возможна по решению суда, принимаемому с участием совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным.

3. Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Права детей в сфере охраны здоровья

Права детей в сфере охраны здоровья.

Еще в 1959 г., в Декларации прав ребенка было принято «во внимание, что ребенок в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе». И потому название темы: «Право на охрану здоровья как естественное право ребенка» является закономерным.

Основополагающим нормативным актом, признающим ребенка субъектом права, является Конвенция о правах ребенка – единственный закон, который признали 200 стран мира и единственный закон ООН, который был принят безоговорочно в течение 2 минут.

Статья 6 Конвенции о правах ребенка провозглашает «Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» и «Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка».

Статья 24 Конвенции нормативно закрепляет право ребенка на здравоохранение и медицинское обслуживание с утробы матери и до исполнения им 18 лет: «Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными условиями системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранении».

Права детей на охрану здоровья гарантируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан также закрепляются права несовершеннолетних на охрану здоровья

В отличие от ранее действовавших Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее — Основы) в новом Законе гораздо больше внимания уделено правам детей как особой группы населения. Отметим, что наряду с понятием «несовершеннолетние», которое использовалось в Основах, в Законе об охране здоровья применяется понятие «дети», что, по нашему мнению, наиболее соответствует Конвенции ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 01.01.2001, вступила в силу для СССР 15.09.1990; далее — Конвенция).

Впервые в истории российского медицинского права приоритет охраны здоровья детей назван одним из основных принципов охраны здоровья (п. 3 ст. 4 Закона об охране здоровья). Означенный принцип раскрывается в ст. 7 Закона. Согласно п. 1 указанной статьи государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей возложена на родителей в рамках реализации ими родительских прав по воспитанию. При этом особо подчеркивается, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей (п. 1 ст. 65 СК РФ).

Таким образом, охрана здоровья детей является одной из важных целей деятельности государства и предметом особой заботы семьи.

Принцип приоритета охраны здоровья детей означает, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (п. 2 ст. 7 Закона об охране здоровья). Интересно, что в приведенной норме Закона говорится именно об особой охране самих детей, а не их прав в сфере здравоохранения. Данная норма созвучна положениям преамбул Декларации прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 01.01.2001) и Конвенции. В первой говорится о том, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», во второй о том, что «дети имеют право на особую заботу и помощь».

Таким образом, охрана здоровья детей является одной из важных целей деятельности государства и предметом особой заботы семьи.

Принцип приоритета охраны здоровья детей означает, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (п. 2 ст. 7 Закона об охране здоровья). Интересно, что в приведенной норме Закона говорится именно об особой охране самих детей, а не их прав в сфере здравоохранения. Данная норма созвучна положениям преамбул Декларации прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 01.01.2001) и Конвенции. В первой говорится о том, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», во второй о том, что «дети имеют право на особую заботу и помощь».

Таким образом, охрана здоровья детей является одной из важных целей деятельности государства и предметом особой заботы семьи.

Принцип приоритета охраны здоровья детей означает, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (п. 2 ст. 7 Закона об охране здоровья). Интересно, что в приведенной норме Закона говорится именно об особой охране самих детей, а не их прав в сфере здравоохранения. Данная норма созвучна положениям преамбул Декларации прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 01.01.2001) и Конвенции. В первой говорится о том, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», во второй о том, что «дети имеют право на особую заботу и помощь».

По новому Закону медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья (п. 3 ст. 7 Закона об охране здоровья). Данная норма развивает положение Федерального закона -ФЗ (в ред. от 01.01.2001) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» о том, что обеспечение прав детей на охрану здоровья гарантируется государством.

Согласно ст. 10 Закона в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь детям оказывается бесплатно. Мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи предусматривают профилактику заболевания, медицинскую диагностику и лечебно-оздоровительную работу, в т. ч. диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:

1. скорая медицинская помощь, при: — состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;

2. амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятии по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому:

o первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная;

o консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь;

o консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;

o прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);

o профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;

o целевые медицинские осмотры;

o диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;

3. стационарная помощь при:

o острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;

o инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

o плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т. ч. в детских и специализированных санаториях);

4. помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и интенсивной терапии;

Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:

· ВИЧ-инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;

· проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.

Принцип приоритета охраны здоровья детей находит практическое выражение в сформулированных Законом задачах органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья детей.

Перечисленные органы в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (п. 4 ст. 7 Закона об охране здоровья).

Это интересно:  Сертификат молодая семья как использовать пошаговая инструкция 2019 год

Кроме того, органы государственной власти как Российской Федерации, так и ее субъектов в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в т. ч. детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья (п. 5 ст. 7 Закона об охране здоровья).

Закон об охране здоровья предусматривает участие юного пациента в решении вопроса о необходимости медицинского вмешательства. По общему правилу несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет (несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше 16 лет) имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него (п. 2 ст. 54). В исключительных случаях, установленных законом, такое согласие дает один из родителей или иной законный представитель. Оно требуется:
— если лицо не достигло возраста, установленного ч. 2 ст. 54 Закона об охране здоровья;
— если лицо признано недееспособным в установленном законом порядке и по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
— если речь идет о несовершеннолетнем больном наркоманией при оказании ему наркологической помощи или медицинском освидетельствовании в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством РФ случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) (п. 2 ст. 20 Закона об охране здоровья).

При определенных обстоятельствах законом допускается медицинское вмешательство без согласия одного из родителей или иного законного представителя. Такое вмешательство возможно:
— если оно необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни несовершеннолетнего и если отсутствуют законные представители;
— в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также страдающих тяжелыми психическими расстройствами или совершивших общественно опасные деяния (преступления).

Особенность реализации прав детей в сфере охраны здоровья состоит в том, что реализация ряда важных прав осуществляется их законными представителями. Одним из таких прав является право на получение информации о состоянии здоровья (ст. 22 Закона об охране здоровья). В отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 15 лет (больных наркоманией — 16 лет), данным правом обладают их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители). Перечисленным лицам должна предоставляться информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего, как то: сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи(п.1ст.22).
При этом законный представитель несовершеннолетнего пациента имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья подопечного, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов (п. 4 ст. 22). Кроме того, у законного представителя есть право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.5ст.22).

Право на получение информации о состоянии здоровья своего ребенка принадлежит любому родителю, не лишенному родительских прав и не ограниченному в этих правах, независимо от того, проживает ли ребенок с обоими родителями или с одним из них.

Данное право основано на принципе равенства прав обоих родителей (п. 1 ст. 61 СК РФ), в соответствии с которым родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет те же права, что и родитель, с которым проживает ребенок, включая право на получение информации о ребенке из любых учреждений, в т. ч. лечебных (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Помимо этого, отдельно живущий родитель вправе общаться с ребенком в случаях, когда ребенок находится в экстремальной ситуации, включая нахождение ребенка в лечебном учреждении, о чем будет сказано далее. Необходимость обеспечения перечисленных прав продиктована, прежде всего, интересами ребенка: чтобы родитель, проживающий отдельно от ребенка, мог полноценно участвовать в его жизни и заботиться о нем.

Вместе с тем положение Закона об охране здоровья о праве законных представителей несовершеннолетних на получение информации об их здоровье вызывает ряд вопросов.

Если следовать букве нового Закона, а именно п. 2 ст. 22, то получается, что родилетнего подростка лишен права на получение информации о состоянии его здоровья. Более того, по достижении 15 лет ребенок вправе самостоятельно определять, кому следует предоставить право на получение такой информации. Однако законодатель не учел, что родительские права, к числу которых относится и право на получение информации о здоровье ребенка, сохраняют силу до достижения детьми возраста 18 лет (совершеннолетия). Исключение составляет вступление несовершеннолетних детей в брак и иные установленные законом случаи приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (п. 2 ст. 61 СК РФ), когда родительские права прекращаются раньше. Во всех остальных случаях родители вплоть до достижения детьми 18 лет обязаны заботиться об их здоровье, а следовательно, и иметь право на получение информации о здоровье ребенка. Однако норма Закона об охране здоровья (как и предшествующая ей норма Основ) противоречит положению Семейного кодекса РФ.

Представляется, что такая ситуация не только нарушает права родителей, но, прежде всего, не соответствует интересам детей. Вовремя полученная и осмысленная родителем достоверная информация о здоровье своего ребенка поможет ему принять решение относительно дальнейшего лечения (или отказа от него).

Напротив, ребенок даже при условии получения информации о своем здоровье чаще всего по объективным причинам (недостаток жизненного опыта, боязнь брать на себя ответственность) не в состоянии адекватно оценить ситуацию. В связи с этим полагаем, что возрастная граница должна быть пересмотрена и приведена в соответствие с СК РФ.

Право на получение информации о состоянии здоровья ребенка должно быть предоставлено его родителям (законным представителям) до достижения ребенком возраста 18 лет.

Еще одно право, в интересах ребенка реализуемое его родителями, — это право родителя (в т. ч. проживающего отдельно) на общение с ребенком в случаях, когда ребенок находится в экстремальной ситуации, включая его нахождение в лечебном учреждении (п.2 ст.55 СКРФ).

Следует уточнить, что в СК РФ не раскрыто понятие экстремальной ситуации. Вместе с тем в СК РФ дан примерный перечень таких ситуаций, к которым относится и нахождение ребенка в лечебном учреждении. В этих условиях возрастает риск причинения ребенку морального и физического вреда, в связи с чем ему необходимо предоставить возможность общаться с близкими людьми, прежде всего с родителями. Право на общение подразумевает не только личный контакт, но и общение при помощи средств связи, например по телефону. Ограничение этого права ребенка возможно только при наличии существенных причин (например, опасность для ребенка со стороны родственников).

В целях обеспечения права на защиту и права на общение при нахождении ребенка в лечебном учреждении одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка (п. 3 ст. 51 Закона об охране здоровья).

При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний, плата за создание условий пребывания в стационаре, в т. ч. за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается (п. 3 ст. 51 Закона об охране здоровья). Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.

Согласно ст. 18 Федерального закона -ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» родителям и лицам, их заменяющим, разрешается совместное пребывание с ВИЧ-инфицированными детьми в возрасте до 15 лет.

Особое внимание в новом Законе уделено вопросу о донорстве органов и тканей человека и их трансплантации (пересадке).

Согласно ст. 47 изъятие органов и тканей для трансплантации не допускается у живого лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга) (п. 3).

Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека разрешена при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего реципиента, данного в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 5).

В случае смерти несовершеннолетнего лица изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей (п. 8).

В ст.51 Закона РФ «Об образовании» устанавливаются требования об охране здоровья обучающихся и воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий должны быть согласованы с органами здравоохранения.

Таким образом, действующим российским законодательством регулируются различные аспекты прав детей в сфере охраны здоровья. Важно, чтобы существующие правовые нормы применялись на практике должным образом, а обнаруженные в законодательстве пробелы своевременно устранялись. Это и будет означать приоритет охраны здоровья детей в государстве.

Информация о правах несовершеннолетних в сфере охраны здоровья

Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья закреплены в ст. 54 Федерального закона 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Камчатского края

Несовершеннолетние имеют право:

1) на бесплатное прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные организации и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в Порядке, утвержденном приказами Минздрава России: от 21.12.2012 № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них», и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации; от 15.02.2013 г. № 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»; от 14 февраля 2013 г. N 116 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;

Это интересно:  Презентация на тему права несовершеннолетних 2019 год

2) на оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 363н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха»;

3) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке, утвержденном приказом Минздрава Камчатского края от 22 декабря 2014 г. № 1006 «Об утверждении Порядка и условий проведения медицинских консультаций без взимания платы государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Камчатского края при определении профессиональной пригодности несовершеннолетних»;

4) на получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

II. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.

III. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

IV. Объемы, порядок и условия оказания бесплатной медицинской помощи определены в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Камчатского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 24.12.2014 № 545-П.

Основанием для бесплатного оказания медицинской помощи несовершеннолетним является наличие полиса обязательного медицинского страхования, за исключением оказания скорой медицинской помощи, когда наличия полиса не требуется.

V. Детям инвалидам, детям-сиротам и детям первого года жизни медицинская помощь в краевых медицинских организациях предоставляется во внеочередном порядке.

VI. При оказании стационарной помощи в интересах лечения ребенка в возрасте до 4 лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний, одному из родителей (иному члену семьи или иному законному представителю) по усмотрению родителей предоставляется право находиться вместе с ребенком в больничной организации без взимания платы за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания.

VII. При направлении ребенка на лечение в медицинскую организацию, расположенную за пределами Камчатского края несовершеннолетнему оплачивается проезд к месту лечения и обратно в порядке, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 06 марта 2008 года № 50-П «Об утверждении положения о порядке оплаты лечения граждан в учреждениях здравоохранения, расположенных за пределами территории камчатского края, и оплаты проезда отдельных категорий граждан к месту лечения и обратно».

VIII. При направлении ребенка-инвалида на лечение за пределы Камчатского края оплачивается проезд к месту лечения и обратно в порядке, утвержденном постановлением утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 06 марта 2008 года № 50-П «Об утверждении положения о порядке оплаты лечения граждан в учреждениях здравоохранения, расположенных за пределами территории камчатского края, и оплаты проезда отдельных категорий граждан к месту лечения и обратно», а также за счет средств регионального отделения фонда социального страхования (ребенку-инвалиду и сопровождающему лицу), при направлении для оказания высокотехнологичной медицинской помощи (Федеральный закон Российская Федерация 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

IX. Несовершеннолетние, проживающие на территории Камчатского края обеспечиваются санаторно-курортной помощью в санаториях, подведомственных Минздраву России, в порядке, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение».

X. Несовершеннолетние имеют право на бесплатную медицинскую реабилитацию в амбулаторно-поликлинических учреждениях по месту жительства, а также на базе реабилитационного отделения ГБУЗ «Камчатская краевая детская больница», при наличии медицинских показаний.

XI. Дети-инвалиды, проживающие на территории Камчатского края нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, обеспечиваются путевками региональным отделением Фонда социального страхования, а также Министерством здравоохранения Камчатского края в местных санаториях («Жемчужина Камчатки»), и в санаториях подведомственных Минздраву России, в порядке, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение».

XII. Дети-инвалиды, проживающие на территории Камчатского края, имеют право на бесплатную медицинскую реабилитацию в государственных медицинских организациях Камчатского края, частных медицинских организациях, участвующих в реализации Территориальной программы, а также в любом реабилитационном центре страны с последующим возмещением затрат на проезд и лечение в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Камчатского края от 22 мая 2014 г. № 466/1 «Об утверждении Порядка компенсации расходов, связанных с медицинской реабилитацией на территории Российской Федерации детей-инвалидов, постоянно проживающих по месту жительства в Камчатском крае».

XIII. Право на бесплатное лекарственное обеспечение

1) Дети-инвалиды до 18 лет, относящиеся к категории «федеральные льготники» имеют право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2014 N 2782-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

2) Право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными препаратами по медицинским показаниям в соответствии с утвержденными в установленном порядке стандартами оказания медицинской помощи в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», (региональные льготники) имеют:

Категории льготников (региональные)

Группы лекарственных препаратов

Дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет

Все лекарственные препараты

дети-инвалиды в возрасте до 18 лет

Все лекарственные препараты

дети-инвалиды до 18 лет

Средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалами (по медицинским показаниям)

Дети из числа Коренных малочисленных народов, проживающие В Камчатском Крае (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации»)

Все леrарственные препараты

3) Право на бесплатное лекарственное обеспечение по медицинским показаниям при лечении отдельных заболеваний в соответствии с утвержденными в установленном порядке стандартами оказания медицинской помощи имеют несовершеннолетние, (независимо от наличия статуса «инвалид», страдающие следующими заболеваниями:

Группы заболеваний

Группы лекарственных препаратов

Детский церебральный паралич

Лекарственные препараты для лечения данной категории заболеваний

Гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия

Безбелковые продукты питания, белковые гидролизаты, ферменты, психостимуляторы, витамины, биостимуляторы

Муковисцидоз (больным детям)

Муковисцидоз (больным детям)

Острая перемежающаяся порфирия

Анальгетики, В-блокаторы, фосфаден, рибоксин, андрогены, аденил

Все лекарственные препараты

Все лекарственные препараты

Гематологические заболевания, гемобластозы, цитопения, наследственные гемопатии

Цитостатики, иммунодепрессанты, иммунокорректоры, стероидные и нестероидные гормоны, антибиотики и другие препараты для лечения данных заболеваний и коррекции осложнений их лечения

Лекарственные препараты, необходимые для лечения данного заболевания

Противотуберкулезные препараты, гепатопротекторы

Все лекарственные препараты

Тяжелая форма бруцеллеза

Антибиотики, анальгетики, нестероидные и стероидные противовоспалительные препараты

Системные хронические тяжелые заболевания кожи

Лекарственные препараты для лечения данного заболевания

Лекарственные средства для лечения данного заболевания

Ревматизм и ревматоидный артрит, системная (острая) красная волчанка, болезнь Бехтерева

Стероидные гормоны, цитостатики, препараты коллоидного золота, противовоспалительные нестероидные препараты, антибиотики, антигистаминные препараты, сердечные гликозиды, коронаролитики, мочегонные, антагонисты Са, препараты К, хондропротекторы

Состояние после операции по протезированию клапанов сердца

Пересадка органов и тканей

Иммунодепрессанты, цитостатики, стероидные гормоны, противогрибковые, противогерпетические и противоиммуновирусные препараты, антибиотики, уросептики, антикоагулянты, дезагреганты, коронаролитики, антагонисты Са, препараты К, гипотензивные препараты, спазмолитики, диуретики, гепатопротекторы, ферменты поджелудочной железы

Все лекарственные препараты, этиловый спирт (100 г в месяц)

Анаболические стероиды, соматотропный гормон, половые гормоны, инсулин, тиреоидные препараты, поливитамины

Преждевременное половое развитие

Стероидные гормоны, парлодел, андрокур

Лекарственные препараты, необходимые для лечения данного заболевания

Антихолинэстеразные лекарственные препараты, стероидные гормоны

Лекарственные препараты, необходимые для лечения данного заболевания

Мозжечковая атаксия Мари

Лекарственные препараты, необходимые для лечения данного заболевания

Антибиотики, препараты висмута

Антихолинэстеразные, холиномиметические, дегидратационные, мочегонные препараты

Психические заболевания (инвалидам I и II групп, а также больным, работающим в лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях)

Все лекарственные препараты

Гормоны коры надпочечников (минерало- и глю-кокортикоиды)

Статья написана по материалам сайтов: ru.wikisource.org, pandia.ru, minzdrav.kamgov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector