+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Прокурорский надзор за соблюдением прав несовершеннолетних 2019 год

Особенности прокурорского надзора по делам несовершеннолетних определяются особой защитой и вниманием законодателя к проблемам несовершеннолетних. В связи с этим Семейным кодексом РФ предусмотрено обязательное участие прокурора по делам о лишении родительских прав , о восстановлении в родительских правах, об ограничении в родительских правах.

Заслуживает внимания приказ Генерального прокурора от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи». В частности, прокурорам приказано в ходе досудебного производства по уголовному делу требовать от органов дознания и следственных органов неукоснительного соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правовых гарантий для несовершеннолетних. Они должны с особой ответственностью подходить к даче согласия органу дознания на возбуждение перед судом ходатайств об избрании или изменении меры пресечения, имея в виду, что для несовершеннолетнего заключение под стражу является исключительной мерой пресечения. Также в п. 11.3 приказывается усилить прокурорский надзор за исполнением требований главы 50 УПК РФ при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также при проверке законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовных дел, потерпевшими в которых являются дети. Особое внимание уделяется в п. 13 установлению постоянного надзора за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, на получение образования и профессиональной подготовки, защиту иных социальных гарантий, предусмотренных законодательством.

Поводом к прокурорской проверке являются любые сообщения о нарушении прав детей. Это могут быть заявления и жалобы граждан; сообщения различных организаций и учреждений, в том числе и общественных организаций; материалы конкретных уголовных и гражданских дел, попадающих к нам на изучение; сообщения в средствах массовой информации. Прокуратура обязана их проверить и принять меры в соответствии со своими полномочиями. Также одной из функций прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в частности, преступностью среди несовершеннолетних.

Задача прокурора в начальной стадии уголовного процесса по делам несовершеннолетних состоит в том, чтобы, с одной стороны, возбуждение уголовного дела всегда было обусловлено наличием в подлежащем расследованию событии признаков преступления несовершеннолетнего, а, с другой, были бы полностью исключены случаи отказа в возбуждении дела по материалам, содержащим в себе несомненные признаки преступления.

В стадии возбуждения уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних на прокурора возлагается:

а) обеспечение принятия неотложных мер к предотвращению или пресечению преступлений и проведения для этой цели необходимых мероприятий;

б) установление строгого надзора за тщательной проверкой заявлений и сообщений о преступлениях несовершеннолетних судом, органами следствия и дознания, предотвращение фактов неосновательного возбуждения уголовных дел;

в) тщательная и своевременная проверка поступивших в органы прокуратуры заявлений .

Государственное обвинение по делам о преступлениях несовершеннолетних приказанно поручать наиболее подготовленным прокурорам. Государственным обвинителям не оставлять без реагирования выявленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе органов опеки и попечительства, социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, учебных заведений и общественных организаций. В необходимых случаях ставить перед судом вопросы о вынесении частных определений с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростками, и лиц, по вине которых оно стало возможным.

3. Осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (пособия, компенсационные выплаты, организация питания в образовательных учреждениях и т.д.).

3.1. Используя предоставленные полномочия, решительно пресекать факты жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях. При наличии оснований инициировать проведение проверки в рамках уголовно-процессуального законодательства.

3.3. Своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних. Принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.
Ставить вопрос об ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, опеки и попечительства, жилищных органов, нотариусов и учреждений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за каждое нарушение требований закона об особом порядке совершения сделок с жильем (приватизация, продажа, обмен и т.д.), в котором проживают несовершеннолетние.

3.4. Систематически проверять исполнение законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, обращая внимание на законность, качество и полноту оказываемых медицинских услуг, на соблюдение установленного Конституцией Российской Федерации права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Принимать меры воздействия к виновным лицам в случаях незаконного получения платы за лечение. Использовать право обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Осуществлять конкретные меры по обеспечению надлежащего прокурорского надзора за исполнением законов в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, трудовой занятости и жилищного обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особое внимание уделять законности разрешения дел и материалов по фактам смертности детей первого года жизни и детоубийства, а также самоубийства несовершеннолетних. Привлекать к ответственности лиц, виновных в неисполнении обязанностей по уходу и воспитанию, оказанию медицинской и социальной помощи детям.
6.3. При осуществлении надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (обучающихся и воспитанников) и их законных представителей в сфере экспериментальной и инновационной образовательной деятельности использовать меры прокурорского реагирования на нарушения порядка ее лицензирования, процедуры разработки и внедрения новых образовательных программ, методик и технологий.
Принимать меры по прекращению безлицензионной образовательной деятельности или деятельности с нарушением условий лицензирования, а также использования в образовательной практике не разрешенных органами здравоохранения методов воздействия на психику обучающихся и воспитанников, методов и средств оккультного, мистического, религиозного характера.
6.4. Обеспечить надзор за соблюдением прав несовершеннолетних и молодежи на свободу совести и вероисповеданий. Пресекать незаконную деятельность деструктивных религиозных объединений, связанную с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, изоляцией их от семьи и общества, причинением вреда их здоровью или имуществу, а также с воспрепятствованием получению основного общего образования, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершением иных противоправных деяний.
7. Исходя из основных направлений государственной молодежной политики усилить надзор за соблюдением прав органов и учреждений по делам молодежи, молодежных и детских общественных объединений, а также за соблюдением законности в их деятельности. Не допускать противоправного использования названных объединений в политических, экстремистских, оккультных, религиозных целях.

5. Регулярно проверять исполнение законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
10.2. Обеспечить действенный прокурорский надзор за деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по выявлению и учету несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей, проведению с ними индивидуальной профилактической работы.
Остро реагировать на случаи использования административного задержания в целях раскрытия преступления путем оказания давления на подростка для признания им вины. Организовать контроль за фактическим устранением нарушений прав и свобод несовершеннолетних.
12.1. Организовать эффективный надзор за исполнением законодательства о профилактике преступлений несовершеннолетних исходя из принципов гуманного обращения с ними, индивидуального подхода к их исправлению, дифференциации уголовной ответственности на основе Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятых в Эр-Рияде. Во всех действиях, связанных с привлечением несовершеннолетних к ответственности, обеспечить их конфиденциальность и соответствие Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).
12.2. Государственное обвинение по делам о преступлениях несовершеннолетних поручать наиболее подготовленным прокурорам. Государственным обвинителям не оставлять без реагирования выявленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе органов опеки и попечительства, социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, учебных заведений и общественных организаций. В необходимых случаях ставить перед судом вопросы о вынесении частных определений с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростками, и лиц, по вине которых оно стало возможным.

12.3. Регулярно анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел в отношении несовершеннолетних, внесения представлений на незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов; работу по рассмотрению и разрешению жалоб на вступившие в законную силу постановления судов.

Это интересно:  Акт обследования помещения после затопления образец 2019 год

Содержание

Прокурорский надзор за соблюдением прав несовершеннолетних

Раздел 2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ВНЕ УГОЛОВНОЙ СФЕРЫ

Прокурорский надзор за исполнением законов в отношении несовершеннолетних

1.1 Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов по делам несовершеннолетних.

Каждое государство кровно заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, каждый подросток вырос настоящим человеком и достойным гражданином своей страны. Оно также заинтересовано и в том, чтобы среди подрастающего поколения не было правонарушителей и преступников. Наша страна – далеко не исключение. Важнейшим этапом формирования полноценного человека является политико-культурное и морально- нравственное воспитание.

Необходимость особой государственной защиты основных прав и интересов несовершеннолетних связана с тем, что они подвержены различному роду посягательств, и в силу объективных причин не могут самостоятельно защитить себя как физически, так и юридически. Поэтому проблема соблюдения законности в этой сфере носит весьма важный характер. В защите прав и свобод, несовершеннолетних органы прокуратуры играют важную роль, так как реализует функцию надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних в целях обеспечения законности и правопорядка в обществе, защиты их прав и свобод от преступных и иных посягательств.

Исходя из положений Конвенции ООН о правах ребенка, норм международного права и российского законодательства, закрепляющих приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства, приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» от 26 ноября 2007 г. № 188 определены приоритетные направления деятельности прокурора, нацеленные на обеспечение исполнения законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних.

Перед прокурорами поставлены следующие задачи:

1. Осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних. В ходе данной деятельности особое внимание должно уделяться своевременности оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей. Необходимо пресекать факты жестокого обращения с детьми, физического, психологического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях, систематически проверять соблюдение законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры, своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, систематически проверять исполнение законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, осуществлять конкретные меры по обеспечению надлежащего прокурорского надзора за исполнением законов, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, добиваться безусловного исполнения органами и учреждениями системы профилактики требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении.

2. Обеспечить систематический надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве в семью, под опеку, попечительство, на усыновление или в интернатные учреждения. Вплоть до инициирования возбуждения уголовного дела пресекать попытки коммерциализации процесса усыновления.

3. Регулярно проверять исполнение законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требовать от должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления эффективных мер, направленных на получение образования и медицинской помощи, устройство на работу, реализацию права на имущество и жилое помещение, социальную адаптацию в обществе лиц указанной категории.

4. При осуществлении надзора за исполнением законодательства об образовании пресекать факты противозаконного отказа в приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения, реагировать на случаи незаконной коммерциализации образовательной сферы, использовать меры прокурорского реагирования на нарушения порядка ее лицензирования, процедуры разработки и внедрения новых образовательных программ, методик, технологий.

5. Усилить надзор за соблюдением прав органов и учреждений по делам молодежи.

6. Проверять исполнение требований закона о воинском учете граждан, подлежащих призыву.

7. Регулярно проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

8. В ходе досудебного производства по уголовному делу требовать от органов дознания и следственных органов неукоснительного соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правовых гарантий для несовершеннолетних. Особое внимание уделять изучению социальной и психологической характеристик обвиняемых, а также выяснению условий их жизни и воспитания, принятию мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетними преступлений. Регулярно анализировать состояние надзора и практику расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних.

9. Государственным обвинителям не оставлять без реагирования выявленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе органов опеки и попечительства, социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, учебных заведений и общественных организаций. Ставить перед судом вопросы о вынесении частных определений. К сожалению, федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не закрепляет самостоятельную отрасль надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних. Именно отсутствие установленного законом предмета надзора влечет отсутствие единообразия в организации работы органов прокуратуры. Следовательно, работа по реализации данного направления в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации неодинакова.

1.2 Полномочия прокурора по охране прав и законных интересов несовершеннолетних.

Прокуроры при осуществлении данного надзора руководствуются Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 22 июня 2001 г. № 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».
В данной сфере деятельности прокуроры уполномочены:
1) обеспечивать исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних; пресекать и предупреждать преступность среди несовершеннолетних;

2) следовать положениям Конвенции ООН о правах ребенка, общепризнанным нормам международного права и законодательства РФ, в которых закреплен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства. Прокуроры должны иметь в виду, что государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
3) осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (выдачу пособий, компенсационных выплат, организацию питания в образовательных учреждениях);

4) обеспечивать надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве в интернаты;
5) проверять исполнение законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения;
6) осуществлять надзор за исполнением законодательства об образовании, реализации государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность и бесплатность среднего (полного) общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования, считая это важным средством защиты прав и интересов несовершеннолетних;

7) осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства в отношении несовершеннолетних;

8) проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и органами внутренних дел;

9) с особой ответственностью подходить к вопросам возбуждения уголовных дел, задержания и арестов, обеспечения законного представителя в досудебном и судебном производстве;

10) осуществлять постоянный надзор за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание;

11) следить за трудовой занятостью, подготовкой к военной службе и воинской обязанностью, законностью деятельности детских и молодежных общественных объединений.

Надзор за соблюдением прав несовершеннолетних

Общие положения об организации и осуществлении надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних

Органы прокуратуры РФ в своей повседневной деятельности по организации надзора придают приоритетное значение надзору за соблюдением прав несовершеннолетних, обеспечением интересов и благосостояния. Данный подход закреплен в Конвенции о правах ребенка 1989 г., иных общепризнанных международных правовых актах, Конституции РФ и отраслевом отечественном законодательстве. Государственная политика России основывается на обеспечении единства прав, обязанностей и ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Это интересно:  Жилищные права и обязанности граждан 2019 год

Прокуроры субъектов РФ, городов, районов, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур на основании ст. 129 Конституции РФ, Закона о прокуратуре, приказов Генпрокурора РФ от 26.11.2007 № 188 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», от 07.12.2007 № 195, других организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность органов прокуратуры в сфере защиты прав человека, обеспечивают с использованием предоставленных им полномочий исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних по следующим основным направлениям:

  • – осуществление постоянного надзора за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, своевременностью оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей;
  • – пресечение фактов жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях;
  • – своевременное и принципиальное реагирование на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних;
  • – систематическая проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию;
  • – надзор за исполнением законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, проверка законности, качества и полноты оказываемых медицинских услуг;
  • – надзор за исполнением органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении, а также о соблюдении ими обязанности информировать о них компетентные органы;
  • – надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве в семью, под опеку, попечительство, на усыновление или в интернатные учреждения;
  • – проверка исполнения законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • – надзор за исполнением законодательства об образовании, реализацией государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования;
  • – проверка исполнения в отношении несовершеннолетних требований трудового законодательства, правил охраны труда и техники безопасности, особенно на предприятиях среднего и малого бизнеса;
  • – проверка исполнения законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • – надзор за исполнением законодательства о профилактике преступлений несовершеннолетних;
  • – надзор за исполнением законодательства о предупреждении и пресечении всех форм сексуальной и всех видов коммерческой эксплуатации и совершения иных преступлений против несовершеннолетних;
  • – надзор за соблюдением законности и целевым расходованием средств в учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной зашиты населения;
  • – надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции в основных сферах жизнедеятельности несовершеннолетних;
  • – надзор за соблюдением законодательства о противодействии молодежному экстремизму;
  • – надзор за соблюдением прав несовершеннолетних на свободу совести и вероисповеданий и др.

Надзор за соблюдением прав несовершеннолетних – одно из важнейших направлений надзорной деятельности органов прокуратуры. Принимая во внимание комплексный характер рассматриваемой сферы, предметом надзора с учетом положений ст. 21, 26, 29 и 32 Закона о прокуратуре являются:

  • – соблюдение Конституции РФ и исполнение действующих на территории РФ законов о несовершеннолетних федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • – соответствие законам правовых актов, затрагивающих права несовершеннолетних, издаваемых вышеперечисленными органами и должностными лицами;
  • – соблюдение прав несовершеннолетних указанными органами и должностными лицами;
  • – соблюдение прав несовершеннолетних органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, в том числе законность решений, принимаемых данными органами и затрагивающих права несовершеннолетних;
  • – соблюдение прав несовершеннолетних администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу несовершеннолетних, в том числе законность нахождения несовершеннолетних в указанных органах и учреждениях; соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей несовершеннолетних, задержанных, заключенных под стражу, осужденных и подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий содержания несовершеннолетних в указанных органах и учреждениях; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, в отношении несовершеннолетних.

Пределы надзора за соблюдением прав несовершеннолетних определяются с учетом вышеизложенного содержания предмета, требований организационно-распорядительных документов Генпрокурора РФ, а также компетенции прокуроров соответствующего уровня и специализации.

В свою очередь, задачи рассматриваемого направления надзора предопределяются предметом надзора и положениями приказа Генпрокурора РФ от 26.11.2007 № 188. Они сформулированы в соответствии с основными направлениями деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением прав несовершеннолетних. При этом особое внимание обращается на защиту прав детей из малообеспеченных семей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на усиление надзора за органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Полномочия прокурора определяются нормами ст. 22, 27, 30, 33, 36 Закона о прокуратуре. Прокурор реализует их в полном объеме в процессе осуществления надзора за соблюдением прав несовершеннолетних с использованием актов прокурорского реагирования, предусмотренных Законом о прокуратуре (протест, представление, постановление, предостережение) и рядом других законодательных актов, а также посредством обращения в интересах несовершеннолетнего с заявлением (иском) в суд.

Организация работы прокурора включает в себя:

  • – распределение обязанностей между работниками органа прокуратуры (отдела, управления) и возложение на работника обязанностей по осуществлению надзора за соблюдением прав несовершеннолетних;
  • – анализ состояния законности в рассматриваемой сфере, в том числе анализ статистической отчетности прокурора и поднадзорных органов;
  • – планирование работы в органах прокуратуры по надзору за соблюдением прав несовершеннолетних;
  • – подготовку методических рекомендаций и указаний по данному направлению надзора;
  • – организацию контроля исполнения поручений, проверок, решений, актов прокурорского реагирования;
  • – организацию взаимодействия между сотрудниками различных подразделений органа прокуратуры;
  • – делопроизводство в органах прокуратуры;
  • – организацию работы по разрешению обращений и приема граждан в органах прокуратуры;
  • – организацию систематизации нормативных правовых актов. Перечень мероприятий не является исчерпывающим, он совершенствуется в соответствии с новыми направлениями деятельности органов прокуратуры.

Анализ практики надзора за соблюдением прав несовершеннолетних осуществляется посредством обобщения результатов прокурорских проверок, результатов расследования уголовных дел, изучения материалов гражданских, административных дел, статистической отчетности, результатов рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры и других аналитических действий.

Для характеристики динамики некоторых иных существенных параметров преступлений оцениваются данные о преступлениях, совершенных подростками в группах, в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии наркотического опьянения. Существенной характеристикой преступности подростков является состояние рецидивной преступности, их участие в преступлениях, совершенных организованными преступными группами.

В целях изучения состояния законности в части предупреждения правонарушений со стороны несовершеннолетних используются такие формы государственной и ведомственной статотчетности, как: 1) форма «Дети-1» Минздрава России (сведения о беспризорных детях, поступающих в приюты, реабилитационные центры для несовершеннолетних и центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей); 2) форма «Дети-1» МВД России (сведения о детях, помещенных в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП)); 3) форма 18 МВД России (сведения о несовершеннолетних, поставленных на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел, и сведения о задержанных несовершеннолетних в связи с совершением правонарушений); 4) форма 2 Судебного департамента при ВС РФ (число родителей, лишенных родительских прав); 5) форма 103-рик Минобрнауки России (сведения о выявлении и устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей); 6) форма 1-Е Генпрокуратуры РФ (количество дел о преступлениях несовершеннолетних, по которым внесены представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений); 7) формы 3-ЕГС, 2-ЕГС (в части сведений о преступности несовершеннолетних); 8) форма 12 Судебного департамента при ВС РФ (сведения об осужденных подростках).

Это интересно:  Программа молодая семья 2019 условия в Самаре 2019 год

Для анализа виктимологического аспекта личности несовершеннолетних, пострадавших от совершения преступлений, используются формы государственной статотчетности 1-П (о потерпевших), 1-А, 1-ЕГС, 2-ЕГС, 4-ЕГС [2] .

В организационном плане важное значение имеет взаимодействие прокуратуры и контролирующих органов. Все органы, входящие в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи, органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения, органы службы занятости, органы внутренних дел (подразделения по делам несовершеннолетних, подразделения полиции, центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей)), другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, контролируют деятельность подведомственных им учреждений.

К объектам надзора помимо названных выше применительно к предмету надзорной деятельности прокурора органов и должностных лиц непосредственно относятся перечисленные в Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; органы управления образованием и образовательные учреждения; специальные учебно- воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи; органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения; органы службы занятости; органы внутренних дел (в том числе подразделения по делам несовершеннолетних; ЦВСНГ1; подразделения полиции); органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма; уголовно-исполнительные инспекции; федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба.

Основой прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних является прокурорская проверка. Методика проверки (совокупность способов, приемов, используемых прокурором при осуществлении проверки) включает три этапа проверки: подготовительный, проверочный и аналитический.

На подготовительном этапе проверки прокурор знакомится с федеральным и региональным законодательством, ведомственными актами, определяет предмет и объекты надзора, изучает материалы предыдущих прокурорских проверок и их результаты, анализирует статистические сведения из поднадзорных органов, получает необходимую информацию из контролирующих органов, решает вопрос о привлечении к участию в проверке специалистов, изучает результаты рассмотрения обращений граждан, осуществляет иные действия, которые могут способствовать наиболее качественному проведению проверки. Подготовительный этап завершается составлением плана проверки с перечнем вопросов, подлежащих изучению.

В процессе проверки прокурор использует предоставленные ему Законом о прокуратуре полномочия, получает письменные объяснения от граждан, должностных лиц, истребует необходимую информацию из поднадзорного учреждения, из контролирующих органов, анализирует получаемую информацию и осуществляет другие действия, способствующие эффективности проверки.

На заключительном (аналитическом) этапе прокурор исследует результаты проверки, решает вопрос о мерах прокурорского реагирования и ответственности виновных лиц. Результаты проверки закрепляются в форме докладной записки или справки на имя прокурора (руководителя органа прокуратуры, начальника подразделения органа прокуратуры).

Нарушения прав несовершеннолетних прокуроры устраняют, используя акты прокурорского реагирования, предусмотренные ст. 23– 25.1 Закона о прокуратуре и рядом других законодательных актов, а также посредством обращения с заявлением (иском) в суд.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ОБРАЗОВАНИЕ

Статьи 2 и 38 Конституции Российской Федерации устанавливают, что человек, а также его права и свободы являются высшей ценностью, и что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Особую важность имеет и то, что в Российской Федерации каждый имеет право на образование, и гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и па предприятиях (ч. 1 и ч. 2 ст. 43) [1] . В настоящее время существует много проблем в реализации этих конституционных гарантий, таких как многочисленные нарушения прав несовершеннолетних в сфере образования.

Реализация воспитательной функции является неотъемлемой частью образовательного процесса, в значительной степени, определяющей возможность практического достижения целей образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», а также имеющей, наряду с семейным воспитанием, первостепенное значение для развития и становления личности ребенка, как законопослушного гражданина и полноценного члена общества [2] .

Одной из важнейших сфер надзора органов прокуратуры является надзор за исполнением законов об образовании и защита прав, законных интересов несовершеннолетних в образовательной сфере. Внимание прокуроров должно быть обращено на все типы учреждений: дошкольные, общеобразовательные, специальные (коррекционные), учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и учреждения дополнительного образования.

Я бы хотел обратить внимание на общий порядок проверок в образовательном учреждении, и с чем обычно связаны основные нарушения. Когда прокурор приступает к проверке конкретного учреждения, он первым делом выясняет надлежащий ли учредитель у образовательного учреждения и особое внимание уделить уставу, так он является основным нормативным актом, который регламентирует правовой статус учащихся, как участников образовательного процесса. На практике часто выходит так, что во время проверки устава, прокурором выясняется, что в нем отсутствуют обязательные разделы, из-за чего уменьшается нормоустанавливающая ценность этих уставов, так как некоторые правоотношения, которые складываются в образовательном процессе, становятся неопределенными, что часто приводит к противоправным действиям. Соответственно стоит проверять и локальные акты (они не должны противоречить уставу и должны быть надлежаще оформлены).

В ходе проверки надлежит установить, соответствуют ли уставу процедура создания в учебном заведении органов самоуправления и направления их деятельности [3] .

Кроме того, не стоит забывать, что основные нарушения могут быть связаны с лицензией образовательного учреждения и свидетельством об их государственной аккредитации. На эти документы стоит также обращать особое внимание.

При проверке прокурором исполнения законов в сфере образования возможны и ознакомление с документами, и истребование объяснений, и снятие копий с документов (лицензии, свидетельства об аккредитации) и др [4] .

Также хотелось бы заметить, что немаловажным является сопоставление образовательных программ, которые указаны в лицензии и свидетельстве о государственной аккредитации, с теми которые фактически реализуются. Я считаю, что для этого прокурорам стоит обращать внимание па расписания занятий, документы о приеме в учреждение и выпуске из него и т.п.

Проверки, проводимые прокурорами, являются важным средством в борьбе с нарушениями в образовательной сфере. Поэтому, исходя из всего выше изложенного, я считаю, что разработка методических рекомендаций для проведения проверок в рассматриваемой сфере постоянно должна развиваться и дополняться.

Для выявления фактов нарушений, прокурорам следует тщательно изучать фактическое состояние законности в образовательной сфере, анализировать социально-демографические сведения, нормативно-правовую базу, которой регулируется образовательная деятельность в регионе, и порядок организации образовательной деятельности, после чего уже можно прийти к выводу о том, какую проверку стоит проводить: специализированную или комплексную.

Образовательная сфера достаточно публична и прозрачна [5] . Поэтому хотелось бы привести пример работы прокуратуры Саратова, которая открыла «горячую линию», чтобы принимать сообщения о незаконных поборах в городских школах (принудительные сборы денег на учебники, в фонд школы или класса, на оплату технического персонала, охрану и т.п.).

Несовершеннолетние являются наиболее уязвимой социальной группой населения, поэтому соблюдение и обеспечение всех их прав, и в частности прав на образование, имеет повышенную значимость. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства, которое регулирует образовательную сферу, является одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры. Своевременное реагирование и применение результативных правовых мер в случае нарушения прав несовершеннолетних, будет способствовать совершенствованию и развитию этого направления надзора.

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Научный руководитель: к.ю.н., доцент С.Е. Якушева

Статья написана по материалам сайтов: zinref.ru, studme.org, bstudy.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector