+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Родители как законные представители реализации прав несовершеннолетних 2019 год

Хван Ирина Анатольевна, аспирантка кафедры семейного и ювенального права РГСУ.

Работа посвящена проблемам семейно-правового положения несовершеннолетних родителей. В ней анализируется как законодательство РФ об их правах и обязанностях, так и законодательство Украины об основаниях лишения несовершеннолетних родителей родительских прав. Работа может быть полезной для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, для научных сотрудников и аспирантов научно-исследовательских учреждений, а также для разработчиков нового проекта СК РФ и сотрудников органов опеки и попечительства.

Ключевые слова: семья, право, закон, возраст, родители, дети, воспитание, опекуны, попечители, положение, права, обязанности, ответственность.

The work is devoted to the problems of family-law status of minor parents. It analyses how the legislation of the RF on their rights and duties and legislation of Ukraine on the grounds of deprivation of minor parents of parental rights. The work can be useful for students, postgraduates and teachers of juridical institutions of higher education, for teadurs and postgraduates of scientific-research institutions and also for developers of new project of the Investigative Committee of the RF and employees of agencies of guardianship and custody.

Key words: family, law, legislative act, age, parents, children, upbringing, guardians, trustees, status, rights, duties, responsibility.

Проблемы, обозначенные в названии настоящей работы, являются частью более общих проблем семейного права: с одной стороны, они входят в проблему прав и обязанностей родителей по воспитанию детей и ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Вряд ли стоит лишний раз доказывать актуальность данной проблемы, если принять во внимание то, что сиротство детей при живых родителях, получившее в настоящее время название социальное сиротство», является для Российской Федерации настоящим бедствием. У несовершеннолетних родителей, которые чаще всего приобретают свой родительский статус ввиду воспитания в неблагополучных семьях, что нередко ведет к неупорядоченности сексуальных отношений, гораздо больше, чем у взрослых родителей, причин и поводов к оставлению своих детей без родительского попечения, к превращению их в социальных сирот. С учетом этого обстоятельства необходим детальный анализ норм о правах и обязанностях несовершеннолетних родителей в сфере воспитания своих детей и об ответственности за их надлежащее воспитание. Необходимо оценить, насколько эти нормы учитывают возрастные особенности несовершеннолетних родителей, их социальный статус, психологию и иные факторы, отличающие несовершеннолетних родителей от взрослых.

С другой стороны, данная проблема является важной частью теоретической проблемы — проблемы гражданской и семейной правосубъектности несовершеннолетних родителей, которая, как представляется, разработана в науке гражданского и семейного права явно недостаточно, особенно в доктрине семейного права, где только начинают разрабатываться более общие вопросы — вопросы семейной правосубъектности в целом и семейной правосубъектности несовершеннолетних в частности. Оценивая законодательство РФ, особенно семейное, устанавливающее ответственность несовершеннолетних родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, полезно провести сравнение с законодательством других стран, прежде всего стран ближнего зарубежья, с тем чтобы своевременно изучить и заимствовать их позитивный нормотворческий опыт и перенести его на российскую почву, что должно послужить повышению эффективности законодательных мер ответственности несовершеннолетних родителей за воспитание своих малолетних детей.

Вопрос о родительской правоспособности несовершеннолетних представляет значительную сложность. В правовой литературе высказано суждение о том, что на несовершеннолетних родителей закон вообще не возлагает никаких юридических обязанностей [1]. Такой вывод представляется спорным, хотя примечательно, что в ст. 62 СК РФ говорится лишь о правах, но не об обязанностях несовершеннолетних родителей. Если рассматривать вопрос о правовом положении несовершеннолетних родителей только в рамках ст. 62 СК РФ, то можно прийти к выводу о том, что закон действительно не возлагает на них ни личных неимущественных, ни имущественных обязанностей. Однако не следует упускать из виду то, что в ст. 62 СК РФ выделены лишь сугубо специальные права несовершеннолетних родителей, закрепленные с учетом их несовершеннолетнего возраста. В данной статье было бы неуместно закреплять какие-либо обязанности несовершеннолетних родителей, не отличающиеся от обычных родительских обязанностей. Это вовсе не означает, что закон не возлагает на них тех родительских обязанностей, которые предусмотрены, в частности, в главах 12 и 13 СК РФ. Таким образом, лица, родившие в несовершеннолетнем возрасте ребенка, хотя и остаются несовершеннолетними, но все же являются родителями, поскольку, как уже говорилось, наличие специальных прав несовершеннолетних не исключает наличия у них общей семейной правоспособности, хотя и несколько ограниченной по сравнению со взрослыми.

Для окончательного уяснения данного вопроса важно учитывать еще один момент: в главе 12, в том числе в ст. 62, и в главе 13 СК РФ нет никаких оговорок о том, что нормы указанных глав не распространяются на несовершеннолетних родителей. Поэтому представляется бесспорным, что несовершеннолетние родители несут обязанности по воспитанию и содержанию своих малолетних детей.

Конечно, речь идет только о несовершеннолетних родителях, не состоящих в браке и достигших возраста 16 лет. Если родители состоят в браке, который в соответствии с законами субъектов РФ можно заключить уже с 14 лет, а иногда минимальный возраст вступления в брак вообще не указан, то они как лица, приобретшие гражданскую дееспособность в полном объеме, обладают всем комплексом родительских прав и несут как личные неимущественные, так и имущественные обязанности в отношении своих детей. Даже если они явно не справляются со своими родительскими обязанностями, органы опеки и попечительства не вправе назначать их детям опекунов, что, конечно же, далеко не всегда обеспечивает надлежащий уход и надлежащее воспитание малолетних детей, рожденных у лиц, состоящих в столь раннем браке.

В соответствии со ст. 62 СК РФ на родителей, не состоящих в браке и не достигших возраста 16 лет, такие обязанности не возлагаются потому, что в основном воспитанием детей занимается их опекун, который, как правило, одновременно является законным представителем самих несовершеннолетних родителей и несет в отношении подопечных все личные неимущественные и имущественные права и обязанности. Что касается родителей, то они не обязаны, а лишь вправе участвовать в воспитании детей; разногласия по вопросам их воспитания, возникающие между несовершеннолетним родителем и опекуном ребенка, разрешают органы опеки и попечительства.

Логика подсказывает, что если на таких родителей не возложено никаких обязанностей, то к ним и не должны применяться меры ответственности за ненадлежащее воспитание детей. Эти меры на данном этапе развития родительской дееспособности несовершеннолетних применяются к опекунам малолетних детей, рожденных несовершеннолетними лицами.

По справедливому замечанию А.М. Рабец, вызывает недоумение лишь то, что назначение опекуна — не обязанность, а лишь право органов опеки и попечительства, поскольку в данной статье говорится, что таким детям «может быть назначен» опекун. Если хотя бы теоретически представить себе, что опекун им не назначен, а на несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет и не состоящих в браке, никаких обязанностей не возлагается, то станет ясно, что правовое положение таких детей является весьма неопределенным, поскольку, строго говоря, юридически они не относятся к числу детей, оставшихся без попечения родителей, хотя фактически являются таковыми. Особенно сложным в этом отношении представляется положение малолетних детей, родителями которых являются несовершеннолетние дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие опыта семейной жизни и только что вышедшие из-под надзора организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо иных детских учреждений.

Несовершеннолетние родители, достигшие возраста 16 лет, в том числе и те, о которых говорилось выше, в соответствии со ст. 62 СК РФ самостоятельно осуществляют свои родительские права в полном объеме; опека их детям не назначается, а ранее назначенная опека прекращает свое действие.

Понятно, что права и обязанности родителей по воспитанию детей реализуются прежде всего с помощью семейного законодательства: родители вправе и обязаны проживать совместно с ребенком, самостоятельно осуществлять его воспитание, т.е. сознательно и целенаправленно воздействовать на его психику, и т.п. В полной мере это относится и к несовершеннолетним родителям, которые по мере своих сил все-таки могут реализовать данные права и обязанности. Если несовершеннолетний родитель проживает отдельно от ребенка, он вправе требовать общения с ним и получения от любых лиц, у которых находится ребенок, полной и достоверной информации о нем.

Однако трудно себе представить возможность реализации родителями только в рамках семейного законодательства их обязанности заботиться о здоровье ребенка, о его физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Эти родительские права, являющиеся одновременно и обязанностями родителей (ст. 63 СК РФ), могут быть реализованы не только в семейных, но прежде всего в гражданских правоотношениях. Родители вступают в целый ряд гражданско-правовых сделок, а также совершают многочисленные иные юридически значимые действия, связанные с оказанием детям медицинской помощи, с приобретением всякого рода вещей, предназначенных для ухода за детьми и для их развития. В подобных случаях в отношении несовершеннолетних родителей возникает парадоксальная ситуация: они вправе в полном объеме представлять и защищать интересы своих малолетних детей, включая управление их имуществом, в то время как для совершения сделок с их собственным имуществом необходимо согласие их законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя) [2]. Однако вполне понятно, что чаще всего у малолетних детей, рожденных у несовершеннолетних родителей, собственного имущества нет, а потому родители, достигшие возраста 16 лет, у которых уже возникла полная трудовая правоспособность и дееспособность, которые вправе заключать любой трудовой договор без согласия своих законных представителей, вынуждены добиваться от последних письменного согласия на совершение сколько-нибудь значимых гражданско-правовых сделок не только в своих интересах, но и в интересах своих несовершеннолетних детей. Ситуация нередко осложняется тем, что законными представителями несовершеннолетних родителей являются, как правило, их родители, с которыми у несовершеннолетних зачастую складывается конфликтная ситуация именно в связи с рождением ими внебрачного ребенка да еще в несовершеннолетнем возрасте. В таких условиях любое обращение несовершеннолетнего родителя за согласием на совершение сделки, в том числе в интересах ребенка, вызывает конфликт.

Можно ли найти выход из подобной ситуации, с тем чтобы несовершеннолетние родители могли максимально полно, насколько это возможно для несовершеннолетних, реализовать свои родительские права и обязанности? На данный вопрос вполне можно дать утвердительный ответ, предусмотрев в качестве основания для приобретения несовершеннолетними родителями, достигшими возраста 16 лет, полной гражданской дееспособности, рождение ими ребенка независимо от того, состоят они в браке или нет.

Требует серьезного обсуждения еще одна чрезвычайно важная для несовершеннолетних родителей проблема: проблема усыновления их малолетних детей. Несовершеннолетние родители в соответствии с ч. 1 ст. 129 СК РФ, как и прочие родители, наделены правом давать свое согласие на усыновление своих детей. Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства.

Из текста статьи не совсем понятно, чье согласие требуется: согласие опекунов малолетних детей (но тогда неясно, для чего упоминается о попечителях) или согласие попечителей, но тогда неясно, для чего упоминается о согласии опекунов. Дело в том, что несовершеннолетние лица могут стать родителями и до достижения ими возраста 14 лет, тогда требуется согласие именно опекунов этих несовершеннолетних родителей, так как в таком возрасте над ними устанавливается опека. Однако, на мой взгляд, таких детей вообще не следовало бы усыновлять, так как неизвестно, будут ли еще дети у несовершеннолетней матери, которая не в полной мере осознает, что порывает со своим ребенком всякие правовые связи. Необходимо учитывать и то, что инициатором усыновления ребенка, его передачи «в хорошие руки» иногда являются вовсе не его несовершеннолетние родители (нередко в лице единственного известного родителя — одинокой матери), а дедушка и (или) бабушка ребенка, стремящиеся поскорее скрыть «позор» рождения их несовершеннолетней дочерью внебрачного ребенка, а иногда и получить определенное денежное вознаграждение. Кроме того, таким усыновлением без особой на то необходимости нарушаются права ребенка знать своих родителей и общаться с ними, установленные ст. 55 СК РФ в соответствии с требованиями Конвенции ООН «О правах ребенка». Такое усыновление можно разрешить только в отношении отчима или мачехи, разумеется, с сохранением всех родительских прав и обязанностей за родителем противоположного с усыновителем ребенка пола. Целесообразно разрешить такое усыновление близким родственникам несовершеннолетнего родителя, с тем чтобы они могли обеспечить контакты ребенка с кровным родителем, если это не противоречит интересам ребенка, а затем, возможно, вообще поставить вопрос об отмене усыновления и о восстановлении правовых связей ребенка с бывшим несовершеннолетним родителем.

Таким образом, можно прийти к выводу о наличии у несовершеннолетних родителей тех же прав и обязанностей, что и у взрослых. Однако такой вывод можно сделать лишь путем логического и систематического толкования глав 11 и 12 СК РФ, что в правоприменительной практике не обеспечивает точного и единообразного применения на всей территории РФ семейного законодательства. Что касается реализации несовершеннолетними родителями гражданских прав и обязанностей, обеспечивающих надлежащее исполнение семейно-правовых обязанностей по воспитанию детей, то их реализация затруднена наличием серьезных противоречий между гражданским и семейным законодательством.

Это интересно:  Намеренное ухудшение жилищных условий судебная практика 2019 год

Особое внимание необходимо обратить на то, что вопрос о возможности применения к несовершеннолетним родителям мер ответственности за ненадлежащее воспитание детей, установленных главой 12 СК РФ, остается неясным, так как на этот счет нет прямого указания ни в СК РФ, ни в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г., специально посвященном практике рассмотрения судами дел по спорам, связанным с воспитанием детей. Вероятнее всего, из-за неясности в данном вопросе на практике не встречается дел о лишении или ограничении несовершеннолетних родителей родительских прав. Представляется, что поскольку права и обязанности возникают у несовершеннолетних родителей в полном объеме только после достижения ими 16 лет, то и меры ответственности за ненадлежащее воспитание детей, по крайней мере в семейном праве, также должны применяться только с этого возраста.

Интересно обратиться к нормотворческому опыту Украины. В ст. 156 СК данного государства четко сформулировано положение о том, что несовершеннолетние родители имеют такие же права и обязанности в отношении ребенка, что и совершеннолетние, и могут осуществлять их самостоятельно в полном объеме по достижении возраста 14 лет, в том числе вправе обращаться за защитой прав и интересов своих детей в суд, где им должна быть оказана бесплатная юридическая помощь. Более того, они, так же как и взрослые родители, могут быть лишены родительских прав. Правда, круг оснований лишения их родительских прав по сравнению со взрослыми родителями несколько ограничен. Несовершеннолетние родители могут быть лишены родительских прав при уклонении от обязанностей по воспитанию и по содержанию своих детей; в случае, если они являются хроническими алкоголиками или наркоманами; если они прибегают к любым видам эксплуатации детей, принуждают их к попрошайничеству или бродяжничают. По другим основаниям они могут быть лишены родительских прав только после достижения совершеннолетия [3].

Итак, приходится признать несовершенство как семейного, так и гражданского законодательства, обеспечивающего закрепление и реализацию несовершеннолетними родителями их прав и обязанностей в области воспитания детей и устанавливающего ответственность за их ненадлежащее исполнение. Как уже отмечалось ранее, представляется неоправданным предоставление полной самостоятельности родителям, достигшим возраста 16 лет. Представляется целесообразным также ограничить семейную правоспособность и дееспособность несовершеннолетних родителей при решении вопроса об усыновлении их малолетних детей другими лицами, кроме отчима (мачехи) или близких родственников. Вопрос об усыновлении их детей и о даче ими согласия на такое усыновление вполне можно отложить до достижения родителями совершеннолетия с тем, чтобы они могли принять более зрелое решение. С другой стороны, необходимо предоставить несовершеннолетним родителям больше самостоятельности в участии их в гражданско-правовых отношениях в целях реализации их прав и обязанностей по воспитанию своих малолетних детей. Заслуживает внимания также законодательный опыт тех государств, которые устанавливают с учетом возрастных особенностей несовершеннолетних родителей конкретные основания ответственности за ненадлежащее воспитание детей.

ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ РОДИТЕЛЯМИ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ СВОИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Руководствуясь положением п. 2 статьи 20 и п. 1 статьи 26 Гражданского кодекса (ГК), можно сделать вывод о том, что законным представителем несовершеннолетнего ребенка являются его родители, усыновители или опекуны.

Семейный кодекс (СК), наоборот, крайне редко говорит о законных представителях несовершеннолетних детей. Согласно п. 1 статьи 64 СК защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

СК также понимает под законными представителями не только родителей, но и всех других лиц, их заменяющих: усыновителей, опекунов, попечителей и приемных родителей.

Пункт 1 статьи 52 Гражданско-процессуального кодекса (ГПК) понимает под законными представителями недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан их родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или иных лиц, которым это право предоставлено федеральным законом.

Являются ли являться законными представителями несовершеннолетнего ребенка его несовершеннолетние родители?

Права несовершеннолетних родителей определены в статье 62 СК. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста 16 лет.

До достижения несовершеннолетними родителями возраста 16 лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

Несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста 14 лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке. Значит, появление родительского статуса может произойти и у четырнадцатилетнего родителя.

Родительские права, прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (п. 2 статьи 61 СК).

Таким образом, несовершеннолетние родители, заключившие брак, находятся в более выгодном положении, нежели несовершеннолетние родители, не состоящие в браке. Первые приобретают полный объем гражданской дееспособности, чтобы быть надлежащими представителями своих детей; вторые же имеют право быть надлежащими представителями своих детей только по достижении или 16 лет.

В то же время, на несовершеннолетних родителей распространяются все нормы права, касающиеся несовершеннолетних вообще. Так, согласно п. 1 статьи 26 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей. При этом, однако, исключением являются сделки, связанные с:

  • распоряжение своими заработком, стипендией и иными доходами;
  • осуществлением авторского права;
  • вложением денежных средств в кредитные учреждения и распоряжением ими;
  • совершением мелких бытовых сделок.

Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет ( в том числе и несовершеннолетних родителей) защищают в процессе их законные представители (п. 1 статьи 37 ГПК). Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, также защищают в процессе их законные представители (п. 5 статьи 37 ГПК).

В результате, например, в случае заключения алиментного соглашения, когда несовершеннолетний родитель является плательщиком алиментов, требуется согласие его законных представителей. При этом тот же родитель выступает как представитель получателя алиментов (действует как законный представитель своего ребенка), он самостоятельно заключает алиментное соглашение, согласия его законных представителей не требуется.

Конечно же, по нашему мнению, неверно перекладывать все обязанности и проблемы по защите своих детей на несовершеннолетних родителей: они свои интересы зачастую не могут отстоять, а закон их обязывает защищать интересы своего собственного ребенка.

Возможны два выхода из сложившейся ситуации.

Во-первых, законодательно может быть установлен институт опеки над детьми несовершеннолетних родителей, на который следует переложить все обязанности по защите прав и интересов таких детей. Опекун при этом должен не только нести обязанности по защите прав и интересов несовершеннолетних, но и осуществлять их непосредственное воспитание.

Во-вторых, согласно п. 2 статьи 64 СК родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. То есть если допустить, что несовершеннолетний родитель не в состоянии представлять интересы детей и осуществлять надлежащую защиту их законных прав и интересов, тогда орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

Мельникова С.А.

Аннотация: в настоящей статье анализируются нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы административной ответственности родителей и законных представителей за неисполнение ими обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, определяются проблемы в этой области и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: несовершеннолетний, административная ответственность, правонарушение, предусмотренные ст. 5.35 КоАП, обязанности, законные представители.

Цель: разработка предложений по совершенствованию административного законодательства в сфере интересов несовершеннолетних, а также практики его применения лицами, ответственными за содержание и воспитание несовершеннолетних.

[1] Основные статистические данные по вопросам защиты прав и интересов детей (2009 — 2013 гг.) Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка // http://www.rfdeti.ru/menu/31 (дата обращения: 23.07.2014).

Данные статистики свидетельствует о том, что семейные ценности в современной России переживают большие перемены, часто обусловленные социальными факторами, далеко не всегда способствующие установлению в семье и обществе социального согласия и стабильности. Именно поэтому вопросы правового регулирования защиты прав несовершеннолетних при ненадлежащем исполнении обязанностей родителей по воспитанию детей сегодня в нашей стране очень актуальны.

Статья 5.35 КоАП РФ устанавливает административную ответственность в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случае, если они не выполняют обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Данная статья содержит 3 части. При этом частью 2 указанной статьи предусмотрено административное наказание за нарушение и воспрепятствование осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, а частью 3 — за повторное совершение данных правонарушений в течение одного года.

Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного статьей, являются интересы несовершеннолетнего ребенка. Согласно Конституции РФ забота о детях, их воспитании — равные право и обязанность родителей (ч.2.ст.8), родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ч.4.ст.43). Семейный кодекс РФ обязывает обеспечение содержания родителями детей, говорит о воспитании и образовании несовершеннолетних, обеспечивает защиту прав и интересов детей (ст. 63).

Согласно п.1 ст.21 ГК РФ под несовершеннолетним понимается лицо, не достигшее возраста 18 лет. По смыслу Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» понятия «несовершеннолетнее лицо» и «ребенок» являются идентичными понятиями.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в бездействии, невыполнении, неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних.

Под воспитанием ребенка подразумевается непрерывный процесс воздействия на ребенка со стороны родителей или иных законных представителей, а также работников государственных органов. Этот процесс направлен на то, чтобы прививать ему правила и нормы поведения, которые приняты в обществе и направлены на его духовное, физическое, нравственное, психическое, культурное, интеллектуальное развитие; этот же процесс должен обеспечить защиту от негативного влияния социальной среды.

В обязанности по содержанию детей входит создание родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего условий для его здорового развития, защиты его имущественных и неимущественных прав и интересов.

Под правовой защитой детей следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, которые устанавливают правовой статус несовершеннолетних как участников общественных отношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляют основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними. Правовая защита должна охватывать всю сферу жизнедеятельности несовершеннолетнего: его воспитание, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг и др.

Обязанности по содержанию несовершеннолетних возлагаются также на руководителей воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

Под несоблюдением родителями или опекунами обязанностей по воспитанию и обучению не достигших совершеннолетия детей понимается систематичность противоправных действий (бездействия), осуществляемых на протяжении длительного времени; такой проступок относится к длящемуся административному правонарушению (ст.4.5).

Из анализа нормативно-правовыхов, регулирующих вопросы административной ответственности родителей и законных представителей за неисполнение ими обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних видно, что определенного перечисления, что конкретно является неисполнением либо ненадлежащим исполнением родителями или другими законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних законодательством Российской Федерации не установлено. Мы видим, что присутствуют пробелы в правовом регулировании административной ответственности по ст.5.35 КоАП, в частности отсутствует круг действий, составляющих неисполнение либо ненадлежащее исполнение вышеуказанных обязанностей.

Конституционные обязанности заботы о ребенке, в том числе о его воспитании, несмотря на их основополагающий характер, до сих пор имеют весьма слабые гарантии на законодательном уровне. Семейному воспитанию как основе социализации детей принадлежит исключительно важная роль в духовно-нравственном и социальном формировании новых поколений [2]. То есть, им определяется дальнейшая судьба всего общества. Поэтому в ч.2 ст. 38 Конституции РФ отражены обязанности родителей по воспитанию детей и заботе о них. Без содержания, которое будет предоставлено родителями, а в случае их отсутствия — опекунами, попечителями, в том числе государственными учреждениями, осуществляющими эти функции, ребенок может выжить, а без надлежащего воспитания он не сможет стать достойным членом общества.

Это интересно:  В чем заключается уголовное право несовершеннолетних 2019 год

[2] Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. М., 2006. С. 92.

Именно эта любая благая цель — воспитание достойного гражданина- может быть достигнута, только если ее достижение будет обеспечено мерами юридической ответственности. Это полностью касается и обеспечения обязанностей родителей или иных законных представителей.

Семейным кодексом Российской Федерации определен комплекс родительских прав и обязанностей по воспитанию ребенка и заботе о нем в соответствии с действующим законодательством. Так, п. 1 ст. 60 определяет обязанности по содержанию ребенка, так п. 1 ст. 63 устанавливает права и обязанности по воспитанию ребенка, этот же пункт СК характеризует обязанности по обеспечению получения ребенком общего образования и право выбора образовательной организации и формы обучения до получения им основного общего образования с учетом мнения ребенка. П.п. РФ определяют обязанности и гарантии по защите прав и интересов ребенка.

Некоторые обязанности носят пассивный характер, например, требуют воздержания от отрицательно влияющих на физическое и психическое состояние ребенка факторов. Другие же обязанности нуждаются в активных действиях родителей. К ним относятся: содержание ребенка, обеспечение получения им общего образования и т.д. Если комплекс родительских прав и обязанностей установлен семейным, уголовным, административным и гражданским законодательством в целях реализации конституционных норм, то в отношении системы четких и ясных мер по реагированию на неправомерное поведение родителей, лишающих ребенка надлежащего воспитания и содержания, этого сказать нельзя.

С правом одного лица всегда соотносится обязанность другого. А поскольку в силу своего психического и умственного развития ребенок явно уступает взрослому, то от имени общества, считающего справедливым обеспечить каждому ребенку право на воспитание и заботу, государство берет на себя обязательство по контролю родителей. Из этого следует, что обязанности родителя по воспитанию ребенка существуют не только в правоотношениях с ним, но и с государством [3]. Поэтому следует включить меры ответственности за ненадлежащее исполнение родителями конституционной обязанности заботы о ребенке и о его воспитании в Семейный кодекс РФ, а также в ряд других нормативных актов.

[3] Казанцева А.Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. Томск, 1987. С. 19.

Еще одна проблема ненадлежащего исполнения родителями своих конституционных обязанностей связана с распространяемым в научной и научно-педагогической литературе мнением о том, что воспитание должно заключаться лишь в подготовке ребенка к выживанию в современных условиях, приспособлению к быстро меняющимся приоритетам и ценностям [4]. Как и любой другой человек, ребенок — это член общества, а в обществе в соответствии с условиями общежития человек может и должен использовать права, которые ему принадлежат, только в той мере, в какой это не нарушает прав и свобод других лиц. Частью 3 ст. 17 Конституцией РФ устанавливается данное требование.

[4] Кокорина М.С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России: Монография. М., 2011. С. 11.

Часто бывает, что государство не реагирует на качественную сторону воспитательного процесса, пока дело не доходит до крайней степени отсутствия заботы со стороны родителей — оставление детей на несколько дней без еды, долгое непосещение ребенком школы, применение к нему насилия и т.п., что является еще одним существенным упущением в обеспечении исполнения родителями своих конституционных обязанностей.

Так, статьей 156 УК РФ определена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким с ним обращением.

Очевидной проблемой реализации конституционной нормы об исполнении родителями своих обязанностей является то, что в связи с полным отсутствием воспитания ребенка, содержанием его в ненадлежащих условиях, угрожающих его физическому или психическому здоровью, родителей не наказывают, а ограничивают в правах на ребенка или лишают этих прав. Многие исследователи такие правовые последствия называют мерами семейно-правовой ответственности [5]. Однако, как известно, ответственность — это всегда возложение на субъекта правонарушения каких-либо дополнительных обременений и обязанностей, лишение имеющих для него ценность прав или преимуществ. А какие же обременения, дополнительные обязанности или лишения возникают у родителей, которые освобождаются от воспитания, судя по тому, как они себя ведут, вовсе ненужного им ребенка? Ведь оставшиеся у таких родителей обязанности по уплате алиментов на содержание ребенка и сохранение за несовершеннолетним права на жилое помещение являются лишь частью ранее имевшихся родительских обязанностей.

[5] Муратова С.А. Семейное право: Учебник. М., 2010. С. 178.

Существенной социально-правовой проблемой является и то, что духовное и нравственное развитие ребенка зависит от личных качеств родителей, их ценностей, а это не учитывается нашим законодательством. На сегодняшний день этот аспект воспитания упущен. А ведь ст.58 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г. допускалась возможность лишения лиц родительских прав, если они оказывали вредное влияние на детей своим аморальным, антиобщественным поведением. И видимо, в некоторых случаях это могло быть верным решением. Так и с словах знаменитого педагога А.С. Макаренко, в его советах родителям по воспитанию ребенка, главной мыслью было собственное поведение родителей. Оно, по мнению педагога было решающей вещью. Он всегда призывал родителей помнить о том, что воспитываем мы не только, когда разговариваем, хвалим или наказываем своих детей, а прежде всего всем своим собственным поведением.

Учитывая вышеизложенное, полагаем необходимым внести изменения в Семейный Кодекс или в КоАП РФ путем перечисления неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. В частности, представляются заслуживающими административного наказания:

1) ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, выразившееся в нарушении ребенком норм общественного поведения (например, сквернословие);

2) ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, повлекшее систематическое употребление им психотропных средств или наркотических веществ, увлечение токсикоманией (в отношении малолетних — также табакокурением);

3) ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, приведшее к применению ребенком психического насилия в отношении другого ребенка;

4) ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, приведшее к систематическому применению ребенком физического насилия в отношении других детей и т.д.

Субъект административного правонарушения — специальный, а именно — законными представителями несовершеннолетних являются не только родители ребенка, но и лица, в отношении которых законодательством РФ установлены обязанности по воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Так, это могут быть и усыновители и опекуны детей и их приемные родители.

Обязанности по содержанию и воспитанию детей в соответствии с ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ возлагаются также на социальные службы для детей. К ним относятся независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, службы, которые осуществляют мероприятия по социальному обслуживанию детей, а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.

Применительно к п.1 ст.26 ГК РФ законными представителями несовершеннолетнего являются родители, усыновители, попечители.

Субъективная сторона административного правонарушения выражается в умышленной форме вины.

В заключение хотелось бы отметить, что лишь внимательное отношение к проблемам реализации конституционных норм, предусматривающих обязанности родителей и т за их невыполнение и внесение соответствующих изменений в законодательство может обеспечить реальные условия по ликвидации беспризорности, уменьшит факты жестокого обращения родителей с детьми, а также снизит возможность негативного влияния родителей на формирующуюся психику ребенка.

Законодатель должен совершенствовать правовые инструменты, что должно позволить спасти детей, которые находятся в серьезной опасности, исходящей от их родителей. Необходимо обновлять правовые механизмы регулирования конфликтной ситуации в целях гармонизации семьи — главной ценности гражданского сообщества.

  1. Забота о ребенке: проблемы гарантирования конституционной нормы (Трофимова Г.А.) («Адвокат», 2015, N 4)
  2. Проблемы совершенствования правовых норм, регламентирующих правовое положение несовершеннолетних детей в неблагополучных семьях (Иванова Ж.Б., Ращектаева Н.Н.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2014, N 4)
  3. Правовая возможность отобрания ребенка у родителей: социальные риски в законодательстве и пути их преодоления (Краснова Т.В.) («Вестник Пермского университета. Юридические науки», 2016, N 1)
  4. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию детей (Вахрамеева Л.Н.) («Законность», 2015, N 5)
  5. Спор о лишении родительских прав (на основании судебно й практики Московского городского суда) («Электронный журнал «Помощник адвоката», 2017)

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся

ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Это интересно:  Программа молодая семья в калининграде 2019 условия 2019 год

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, заменяющие их, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

2. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии своих детей.

3. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

4. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования

5. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения детьми основного общего образования.

Статья 65. Осуществление родительских прав.

1. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

2. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 69. Лишение родительских прав.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

— отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

— злоупотребляют своими родительскими правами;

— жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность,

— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ,

ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ,

ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

1.1. КоАП РФ, Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

«Под невыполнением обязанностей по воспитанию и обучению детей следует понимать различные меры бездействия, в результате которого отсутствует должная забота о воспитании и образовании несовершеннолетних»

«О злостности может свидетельствовать, в частности, повторность (неоднократность) нарушений несовершеннолетним правовых норм и нравственных норм поведения, характер этих нарушений; наличие ранее предупреждений родителей различными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел, администрацией школы др.) о неудовлетворительном поведении либо неуспеваемости ребенка и т.п.».

Также статьей 20.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность родителей или иных законных представителей за появление несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в состоянии опьянения, а также за распитие ими пива, алкогольной продукции, употребление наркотических и одурманивающих веществ в общественных местах.

2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Как уже отмечалось, родители по закону имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ч. 1 ст. 63 СК РФ). Обязанности по воспитанию налагаются также на опекунов и попечителей. Поэтому они несут полную и субсидиарную (дополнительную) гражданско-правовую (имущественную) ответственность за действие своих несовершеннолетних детей, причинившие вред имуществу юридических и (или) физических лиц или вред здоровью граждан, если причинение этого вреда связанно с виновным пренебрежением своими родительскими (опекунскими, попечительскими) обязанностями. В частности:

1.1. за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажу, что вред возник не по их вине.

1.2. в случае, когда несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине (п. 3, ст. 28 ГК РФ).

3. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ.

3.1 УК РФ, Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

— Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

3.2. Уголовная ответственность родителей и других лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, установлена также за:

— вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (чч.2,3,4 ст. 150 УК РФ);

— вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, т.е. в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (чч.2 и 3 ст. 151 УК РФ).

Родители (лица, их заменяющие) имеют право:

1. На выбор образовательных программ и образовательного учреждения, т.е. на получение их детьми бесплатного общего и среднего образования;

— на выбор (вместе с детьми) формы получения образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка:

а) в образовательном учреждении;

б) в форме семейного образования;

д) сочетания различных форм обучения.

— на получение ребенком начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье. На любом этапе обучения (при положительной аттестации) ребенок имеет право на продолжение образования в школе;

— на возможность выбора программ в рамках государственных общеобразовательных стандартов:

а) по индивидуальным учебным планам;

б) на ускоренный курс обучения;

в) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторов, занятий с углубленным изучением предметов и других услуг за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

— на выбор форм обучения детей, имеющих академическую задолженность и не освоивших программу учебного года (повторное обучение, перевод в класс компенсирующего обучения, если таковой имеется в школе, или обучение в форме семейного образования);

— на перевод детей в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

2. На помощь в образовании и воспитании:

— на внимание и поддержку со стороны учителей при разрешении тревожащих родителей проблем школьной и внешкольной жизни ребенка;

— на получение профессиональной консультации педагогов и иных специалистов по проблемам обучения и воспитания ребенка;

— на обеспечение детей учебниками и библиотечно-информационными ресурсами;

— на материальную помощь, предусмотренную законодательством РФ и актами органов местного самоуправления;

— на определение ребенка в группу продленного дня;

— на организацию досуга своих детей в школе и во внешкольное время.

3. На информацию:

— по всем вопросам, связанным с пребыванием ребенка в школе, ознакомление с Уставом школы, правилами приема учащихся, перевода и отчисления их из шко-лы, расписанием занятий и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся;

— о квалификации педагога;

— присутствие с согласия учителя и администрации школы на уроках и других занятиях с целью наблюдения за деятельностью своего ребенка и корректировки оптимальных условий для учебной работы дома.

4. На защиту прав личности, т.е.

— на тактичное и благожелательное отношение к себе со стороны всех работников школы, нераспространение конфиденциальных сведений, уважение личного достоинства;

— на обращение в апелляционную комиссию.

5. На участие в управлении школой, т.е.

— на участие в управлении школой в порядке, определенном Уставом школы;

— избирать и быть избранным в представительные органы;

— на внесение предложений по всем направлениям деятельности школы с целью совершенствования школьной жизни, ее развития;

— на участие в разрешении конфликтных ситуаций с их ребенком;

— на обращение в любые органы (педсовет школы, районное управление образования и др.) в целях защиты прав и интересов своего ребенка;

— на создание дополнительных источников финансирования и материальных средств (для осуществления уставной деятельности школы).

Родители (лица, их заменяющие) обязаны:

— выполнять Устав школы в части, касающейся их прав и обязанностей;

— защищать права и интересы своих несовершеннолетних детей, не применять мер наказания, унижающих личность ребенка;

— воспитывать и создавать необходимые условия для получения детьми образования: направлять ребенка в школу в опрятном виде, с необходимыми принадлежностями для учебного процесса в школе;

— оказать ребенку посильную помощь в учебной деятельности дома, обеспечивать необходимые условия для выполнения домашних заданий, поддержать интересы, творческие инициативы, проявление самостоятельности (если они служат созданию добра);

— обеспечивать систематический контроль за посещаемость уроков, внеклассных школьных занятий, за результатами учебной деятельности и выполнением домашних заданий;

— содействовать выполнению Правил для учащихся школы;

— не допускать пропусков занятий детьми без уважительной причины, следить за здоровьем детей, своевременно ставить в известность школу о болезни ребенка, подтверждать пропуски отдельных уроков и учебных дней медицинскими справками, обеспечивать прохождение программного материала детьми за период их отсутствия в школе;

— обеспечивать безопасный путь ребенку в школу и из школы;

— обращать внимание педагогов на острые проблемы, с которыми сталкивается их ребенок, искать пути обоюдного их решения, представлять телефоны для оперативной связи во время пребывания ребенка в школе;

— разумно организовывать режим и свободное время ребенка, в том числе в выходные, праздничные и каникулярные дни, следить за его времяпровождением;

— возмещать материальный ущерб за неблаговидные дела и поступки своих детей;

— нести ответственность за ликвидацию академической задолженности ребенка в течение лета в случае его условного перевода;

— решать вопрос в месячный срок (совместно с органами местного самоуправления) о направлении исключенного из школы ребенка в другое образовательное учреждение или о его трудоустройстве;

— уважать права, честь и достоинство педагогов, поддерживать их авторитет и воспитывать к ним уважительное отношение ребенка, если их деятельность соответствует нормам педагогической этики;

— заботиться о престиже школы;

— показывать своим детям положительный пример выполнения трудовых, гражданских и семейных обязанностей; ограждать их от вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания и т.д.), прививать здоровый образ жизни; нести равную ответственность в отношении своих детей в случаях, когда брак между родителями расторгнут;

— поддерживать постоянную связь с педагогами, регулярно посещать родительские собрания;

— добросовестно выполнять свои обязанности в любых выборных органах школьного самоуправления, в которые делегирован от имени родителей.

Статья написана по материалам сайтов: familyties.ru, journalpro.ru, sosh35.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector