+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Судебная практика по жилищным вопросам военнослужащих 2019 год

Наличие права на дополнительную общую площадь жилого помещения не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий

Ошибочно выплаченная заработная плата не подлежит возврату (взысканию), если не было допущено счетной ошибки

Военнослужащий, признанный не годным к летной работе, права на получение надбавки за особые условия военной службы не имеет

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. № 3236-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зиновкина Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 17 статьи 15 Федерального закона О статусе военнослужащих»

С учетом того, что мать заявителя является нанимателем квартиры, принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию, для разрешения настоящего заявления имеет значение и выяснение возможности и порядка сдачи этого жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением определенных категорий военнослужащих, к которым относится заявитель, и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства, а согласно п. 5 ст. 15 названного Федерального закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Между тем в материалах дела отсутствуют данные о том, что мать заявителя, как наниматель жилого помещения, и администрация ЗАТО г. Заозерска Мурманской области, как собственник этого помещения, обязались передать освобожденную квартиру Министерству обороны Российской Федерации в случае предоставления ей другого жилого помещения в качестве члена семьи заявителя. Не выяснялись судом и обязательства других лиц, проживающих в данном жилом помещении, и их согласие о его сдаче.

Военнослужащий, причинивший ущерб при дорожно-транспортном происшествии, несет ответственность в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих»

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Миклауша Николая Ивановича на нарушение его конституционных прав положением пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьями 323 и 324 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Коваленко Веры Васильевны на нарушение ее конституционных прав абзацем первым пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Орличенко Ларисы Константиновны на нарушение ее конституционных прав статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

Задать вопрос военному юристу E-mail:sud-mo@yandex.ru

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, выплаты денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерана военной службы, ветерана боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Майкопе, г. Армавире

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)

Судебная практика по жилищным вопросам военнослужащих

По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданки Г.В.Журавель

    Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017г. № 2794-О

    По жалобе гражданина Аланова Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 4 части 1 статьи 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», а также подпунктами 3 и 4 пункта 3 и пунктами 12 и 24 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба

    Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2013 г. № 25-П

    “По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О статусе военнослужащих”и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан”в связи с жалобой гражданина Н.П. Терентьева”

    Постановление Конституционного суда РФ от 5.06.2013 г. № 12-П

    «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобами граждан А.С.Зорина, А.Г. Кожушного и других»

    Постановление Конституционного Суда РФ от 15.10.2012 г. № 21-П

    «По делу о проверке конституционности положений пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданина К.»

    Постановление Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2012 г. N 3-П

    «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобами граждан А.Н. Хмары и В.Н. Шума»

    Определение Верховного Суда РФ от 8.04.2010 г. N 211-В10-2

    Об оспаривании действий командующего Тихоокеанским флотом, связанных с увольнением заявителя с военной службы без предоставления жилого помещения

    Решение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 25.02.2010 г. N ВКГПИ10-7

    О признании недействующим с 1 марта 2005 г. п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, в части слов «К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района»

    Определение Верховного Суда РФ от 30.07.2009 г. № КАС09-324

    По заявлению гр. Ильменейкиной А.П.о признании недействующими (частично) пунктов 25 и 41 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, в связи с тем, что они противоречат федеральному законодательству

    Определение Конституционного Суда РФ от 2.04.2009 г. № 436-О-О

    «Об отказе в приянятии к рассмотрению жалобы гражданина Лучкина Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца первого пункта 14 статьи 15, абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

    Решение Верховного Суда РФ от 13.03.2008 г. № ГКПИ07-1650

    Дело по заявлению К. о признании частично недействующим пункта 3 Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 313

    Решение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 6.02.2008 г. № ВКПИ08-5

    Дело по заявлению М. о признании противоречащим закону и недействующим п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в части слов «указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди»

    Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2008 г. № 187-О-О

    Об отказе в принятии к рассмотрению запроса 235 гарнизонного военного суда о проверке конституционности части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации

    Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2008г. № 51-В08-2

    Дело по иску Г. к войсковой части 41659, 63 квартирно-эксплуатационной части, квартирно-эксплуатационному управлению Сибирского военного округа о признании права на включение в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и включение в список получателей государственного жилищного сертификата его и членов семьи

    Решение Верховного Суда РФ от 14.01.2008 г. № ГКПИ07-659

    Дело по заявлению Д. о признании частично недействующими абзаца 3 пункта 4 раздела II подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, абзаца 3 подпункта «е» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153

    Определение Конституционного Суда РФ от 1.11.2007г. № 721-О-О

    «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Президиума Московского окружного военного суда о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

    Постановление Конституционного Суда РФ от 5.04.2007г. N 5-П

    «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан»

    Решение Верховного Суда РФ от 26.07.2006г. N ВКПИ06-49

    По заявлению гражданина Т. о признании пп. «в» пункта 26 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», не действующим с момента его утверждения.

    Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2006г. № КАС06-344

    По заявлению гр. Т. о признании не действующим с момента издания подпункта «в» пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054.

    Определение кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 03.08.2006г. № КАС06-321

    По заявлению гр. Г. об оспаривании постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» в части, касающейся выплаты денежной компенсации гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, только на основании договора найма (поднайма) жилого помещения.

    Решение Верховного Суда РФ от 9.06.2006г. N ВКПИ06-33/06

    По заявлению Г. о признании противоречащим закону Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» в части, касающейся выплаты денежной компенсации гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, только на основании договора найма (поднайма) жилого помещения.

    Решение Верховного Суда РФ от 6.10.2004г. № ВКПИ04-100

    О признании недействующим второго абзаца пункта 1 раздела I Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 534 от 12 ноября 1999 года «О дополнительных мерах по обеспечению реализации президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» в Министерстве обороны Российской Федерации», и абзаца 1 пункта 16 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом МО РФ от 15 февраля 2000 года N 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».

    Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 12.09.1996г. N 3н-84/96

    Распределять квартиры между воинскими частями гарнизона единоличным решением начальник гарнизона не имеет права.

    Определение военного суда Московского военного округа от 29.11.1996г. № К-244/Г

    О предоставлении жилой площади военнослужащему, имеющему квартиру за пределами Российской Федерации, при отсутствии справки о сдаче жилья.

    Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 19.02.1998г.

    Военнослужащий, прослуживший в Вооруженных Силах более 10 лет и увольняемый в запас по состоянию здоровья, не может быть уволен с военной службы без предоставления жилья.

    Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 2.04.1998г.

    Военнослужащие в соответствии с законом обеспечиваются жилыми помещениями по месту службы, и командование обязано реализовать это право всякий раз при изменении места жительства военнослужащими и членами его семьи при переездах к новому месту службы.

    Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 18.06.1998г. № 2н-174/98

    Безвозмездная финансовая помощь на сторительство жилья может быть предоставлена не только военнослужащим, вступившим в ЖСК, но и тем, кто будет использовать такую помощь при приобретении квартиры при участии в достройке многоквартирного дома.

    Определение военного суда Московского военного округа от 16.06.1998г. К- 237Г

    Жилая площадь, находящаяся в введении Министерства обороны, распределяется между воинскими частями, дислоцирующимися на территории конкретного гарнизона.

    Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 18.06.1998г. N 2н-174/98(Извлечение)

    Безвозмездная финансовая помощь на строительство жилья может быть представлена не только военнослужащим в ЖСК, но и тем, кто будет использовать такую помощь при приобретении квартиры при участии в достройке многоквартирного дома.

    Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ № 1н-8/98 от 7.04.1998г.

    Военнослужащий в период военной службы обеспечивается жильем лишь по месту прохождения службы.

    Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 27.08.1998 г. № 2н-289/98

    Военнослужащие, проходящие службу по контракту, принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий только после пяти лет военной службы с зачетом в срок этого времени.

    Решение Верховного Суда РФ от 16.04.1998 г. по делу № ГКПИ 98-94

    О заявлении об отмене п.35 приказа Министра обороны СССР N 75 от 1977г., п.2 приказа Министра обороны СССР N 363 от 1980г. и п.34 приказа Министра обороны СССР N 285 от 1975г. в части, касающейся условий и порядка создания «закрытых военных городков» и ограничений обмена жилыми помещениями в таких городках.

    Решение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 21.10.1998 г.

    О признании незаконными приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30 апреля 1998 г. № 277 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями в МЧС России».

    Решение Верховного Суда РФ от 24.07.2000 г. Дело № ВКПИ 00-34

    По жалобе председателя Общероссийского политического движения «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» Илюхина В.И. о признании недействительными (незаконными) Постановление Правительства РФ № 65 от 27 января 1993 г., пунктов 5, 11 и 12 “Положения о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство покупку жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам уволенным с военной службы”, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 604 и Приказа Министра обороны РФ от 21 апреля 1997 г. № 150 “О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащими Вооруженных Сил РФ”.

    Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 25.03.1999г. № 1н-455/98

    Военнослужащего, увольняемого с военной службы, никто не вправе ограничивать в правах, гарантированных Конституцией РФ, в т.ч. и в праве на выбор места жительства.

    Решение Верховного Суда РФ от 26.12.2000г. Дело ВКПИ00-74

    По жалобам Маскальца В.В. и Миронова В.В. на постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №604 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года №700), утвердившего «Положение о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы».

    Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 27.04.2000 г. № 5н-485/99

    Факт приобретения военнослужащим на собственные средства квартиры, которой он впоследствии до увольнения с военной службы лишился на законных основаниях, не признан основанием для отказа впредоставлении при увольнении безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья.

    Решение Верховного Суда РФ от 7.02.2000г. Дело ВКПИ01-01

    По жалобе подполковника запаса Хайрутдинова И.М. на подпункт «а» пункта 10 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

    Решение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 18.04.2001г. Дело ВКПИ01-8

    По жалобе гражданина Лопуховского О.А. о признании незаконным Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года №315 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты».

    Определение Ленинградского окружного военного суда от 15.06.2000г. № Г-383

    По кассационной жалобе заявителя Кузько В.Э. на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2000 года по жалобе подполковника запаса Кузько В.Э. на действия начальника финансово-экономического управления ( ФЭУ) ЛенВО и начальника 682 финансового отдела военных представительств (ФО ВП) МО РФ, связанные с выплатой безвозмездной финансовой помощи и начальника 4360 военного представительства МО РФ, связанные с порядком увольнения заявителя с военной службы.

    Определение Ленинградского окружного военного суда от 19.06.2000г. № Г-331

    По кассационной жалобе заявителя Малыхина С.И. на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 6 апреля 2000 года по жалобе майора Малыхина С.И. на решение жилищной комиссии войсковой части 95109 от 17 марта 2000 года, связанное с распределением трехкомнатной квартиры.

    Определение Ленинградского окружного военного суда от 19.08.2000г. № № Г-396

    По кассационной жалобе заявителя Чистякова Н.И. на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2000 года по жалобе подполковника Чистякова Н.И. на действия начальника Военного университета связи(ВУС) и жилищной комиссии ВУС, связанные с распределением жилых помещений, и о компенсации морального вреда.

    Определение Ленинградского окружного военного суда от 22.06.2000г. № Г-404

    По кассационной жалобе командира войсковой части 2436 на решение Петрозаводского гарнизонного военного суда от 18 мая 2000 года по жалобе подполковника Абрамова С.Н. на действия командира войсковой части 2436, связанные с признанием заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий.

    Определение Ленинградского окружного военного суда от 29.06.2000г. № Г-413

    По кассационной жалобе заявителя Гайжутиса А.Р. на решение Архангельского гарнизонного военного суда от 31 мая 2000 года по жалобе майора Гайжутиса А.Р. на действия командира вч 21514, связанные с исключением заявителя из списков личного состава части без предоставления государственного жилищного сертификата(ГЖС).

    Определение Ленинградского окружного военного суда от 5.06.2000г. № Г-362

    По кассационной жалобе представителя начальника Военной академии тыла и транспорта (ВАТТ) Бухарова С.В. на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2000 года по жалобе полковника Голубкова Ю.М. на решение начальника ВАТТ о снятии заявителя с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Определение Ленинградского окружного военного суда от 1.06.2000г. № Г-346

    По кассационной жалобе командира вч 2397 на решение Петрозаводского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2000 года по жалобе капитана Милевского Н.В. на действия жилищной комиссии вч 2397, связанные с очередностью обеспечения жилым помещением.

    Определение Ленинградского окружного военного суда от 8.06.2000г. № Г-375

    По кассационной жалобе заявителя Емцова В.Н. на решение Петрозаводского гарнизонного военного суда от 4 мая 2000 года по иску капитана запаса Емцова В.Н. к жилищной комиссии Петрозаводского гарнизона о восстановлении его в очереди на жилое помещение.

    Определение Ленинградского окружного военного суда от 8.06.2000г. № Г-374

    По кассационной жалобе заявителя Севастьянова А.Н. на решение Петрозаводского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2000 года по жалобе майора Севастьянова А.Н. на действия жилищной комиссии вч 42396, связанные с очередностью обеспечения жилым помещением.

    Решение Верховного Суда РФ по делу № ВКПИ01-9

    По жалобам Пчелинцевой З.А., Каминской К.А. и Ульяновой Т.С. о признании недействительным распоряжение Правительства Российсской Федерации № 752-р от 1 июня 2000 г. в части отнесения военного городка гор. Сергиев-Пасад — 7 к числу закрытых военных городков.

    Определение Ленинградского окружного военного суда от 15.02.2001г. № Г-108

    По кассационной жалобе командира войсковой части 90450 на решение Пушкинского гарнизонного военного суда от 17 января 2001 года по иску Гаенко С.А. на действия командира войсковой части 90450, связанные с увольнением с военной службы без предоставления государственного жилищного сертификата.

    Решение Верховного Суда РФ от 10.04.2001г. Дело ВКПИ01-10

    По жалобам Хлебуховой С.В.. Кукурузы С.П. и Шапуровой А.С. а признании незаконным и не подлежащим применению Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и Органов ФСБ России, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р, в части отнесения к таковым поселка Красные Сосны гор. Тейково Ивановской области.

    Решение Военнной коллегии Верховного Суда РФ от 11.05.2001г. Дело ВКПИ 01-22

    По жалобе Зубачева О.А. на постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее Госстрой) от 18 мая 2000 года № 48 и от 30 августа 2000 года № 85.

    Решение Верховного Суда РФ от 4.06.2001г. № ВКПИ 01-40

    По жалобе подполковника Баранова А.А. на пункт 12 и 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее «Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000года № 80.

    Решение Верховного Суда РФ от 12.03.2002г. № ВКПИ 02-5

    По жалобам Сафиной Г.А., Акимовой Л.А. и Акимова И.С. о признании несоответветствующим закону Распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года № 1035-Р «Изменения и дополнения, которые вносятся в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России» в части касающейся исключения из перечня закрытого военного городка Сергиев Посад-15 (141) из состава Московской области и включения этого закрытого военного городка в состав Владимирской области.

    Решение Верховного Суда РФ от 20.05.2002г. № ВКПИ 02-48

    По жалобе Нагорного Б.В. о признании несоответствующими закону абзацев 3, 4 раздела 2, абзаца 1 раздела 4 Федеральной целевой программы “Государственные жилищные сертификаты”.

    Решение Верховного Суда РФ от 13.06.2002г. № ВКПИ-02-53

    По жалобам заявителей Луканина В.М. и Сафаргалеева Ф.Г. о признании не действующим с момента издания распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. № 1035-р в части исключения из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России военного городка № 201 в пос. Хвойный Гатчинского района Ленинградской области.

    Определение Верховного Суда РФ от 22.08.2002 г. N КАС 02-380

    По жалобе Нагорного Б.В. о признании не соответствующими закону абзацев 3, 4 раздела 2, абзаца 1 раздела 4 Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» от 20 января 1998 года N 71, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты» от 8 апреля 2000 года N 315, в части ограничения граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья, указанием на то, что право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья имеют граждане: «не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий», по кассационной жалобе Правительства Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2002 года, которым удовлетворена жалоба заявителя.

    Определение Ленинградского окружного военного суда № Г- 8/842

    По кассационной жалобе К. на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 3 декабря 2002 года отказавшего в удовлетворении требований к командиру войсковой части 09436, отказавшего заявителю в предоставлении жилья в г. Санкт-Петербурге.

    Определение Верховного Суда РФ от 18.11.2003г. № КАС 03-549

    По по кассационной жалобе Шабалина В.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2003 года, которым в удовлетворении заявления отказано. О признании недействующим подпункта «а» пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, в части слов: «с особыми условиями хозяйственной деятельности»

    Решение Верховного Суда РФ от 16.09.2003г. № ВКПИ 03-47

    Порядок и судебная практика по вопросам обеспечения жилья военнослужащих

    Здравствуйте! Очень нужна помощь квалифицированного юриста, который хорошо знает порядок и судебную практику по вопросам обеспечения жилья военнослужащих.

    Я военнослужащий. Перевелся в город где проживают родители. При управлении где прохожу службу не прописывают (было сказано устно, официально не обращался, по поводу служебного жилья то же официально не обращался, на руках ещё не было справки о сдаче служебного жилья по прежнему месту службы). Пришлось вместе с семьей (жена и ребенок (3 года) прописаться в квартире родителей (договоров о порядке проживания не заключали). Жена с ребёнком сейчас в другом городе, временно прописаны у тещи. Жена там работает в ФПС (прапорщик внутренней службы). В собственности у меня жилья нет. Квартира 48 кв.м., принадлежит на правах собственности в равных долях отцу, матери, племяннику (16 лет). В квартире прописаны отец, мать, я, жена и моя дочь. У отца в другом городе (30 км) есть в собственности дом, фактически в нем проживают. Племянник зарегистрирован в доме своего отца—моего брата. Жилищная комиссия отказала мне в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору соц. найма, т.к. я являюсь членом семьи собственников жилья и уровень обеспеченности с учетом дома отца больше установленной нормы.

    Сам уже понял, что совершил большую ошибку прописавшись у родителей. Начитался судебных решений по таким делам и понял, что получается это мои родители обеспечили мою семью жильем, а не государство, как этого гласят наши законы. Но надо, что то делать.

    Если выписаться, то автоматически ждать 5 лет.

    Можно в этом случае поступить так:

    — заключить заднем числом договор безвозмездного пользования жилым помещением, где прописать, что обязуюсь выписаться при первом их требовании. Договор же не требует обязательной регистрации.

    Если нет, то сделать дальше так:

    —родители продадут свои доли племяннику (без выселения проживающих), пропишутся в доме, попаду ли я под пункт 1.1 ст. 51 ЖК РФ, как проживающий не у члена своей семьи, и расчёт обеспеченности делать не надо будет. (Или суд будет ссылаться на то, что племянник давал своё согласие на нашу регистрацию как члена семьи).

    Если снова нет, то:

    — племянник (так как несовершеннолетний, в лице моего брата), через суд, без моего согласия, пытается меня с моей семьей выселить (я уже понимаю, что обязательно мне надо будет оспаривать решение суда), но может ли суд выселить несовершеннолетнего ребенка?

    Если получится, то я становлюсь без прописки, у жены с ребёнком есть временная. Но нам с женой все равно надо будет где то прописаться вместе, как правильно это надо будет сделать?

    Ну и самый крайний вариант: родители выпишутся и с племянником продадут свои доли отцу жены брата (не выписывая нас), нужно ли тогда ему будет ему выселять нас по суду?

    Могу ли я после этого претендовать на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Найму. Ведь я сам свои жилищных условий не нарушал.

    Как законно поступить в этой ситуации? Чтоб признаться нуждающимся в жилом помещении? Какие есть пути решения данной ситуации, чтобы не ждать пять лет?

    С наступающим Новым Годом и Рождеством!

    Очень нужна Ваша помощь!

    Могу предложить вариант. Возможно, сработает. Племяннику, как собственнику, прописаться (если у него больше нет собственности), Вас станет больше, уровень обеспеченности меньше. Возможно, собственники могут прописать родственников без жилья . Под ст. 53 ЖК Вы не попадете.

    По поводу продажи родителями своей доли тоже может сработать. Здесь играет роль не только согласие на прописку, но и определенные неимущественные и имущественные права членов семьи. Необходимо вести общее хозяйство.

    Так же Вы можете обратиться в суд и доказать, что Вы не член семьи родителей, а у Вас есть своя семья. С родителями Вы не ведете общее хозяйство, у Вас нет общих финансов и т.д.

    Вам надо обратиться к юристу, который ведет такие дела и просчитать все варианты., чтобы минимизировать финансовые затраты и все риски.

    Здравствуйте! Вы как военнослужащий, выполняете свой долг по приказу командования, которое обязано обеспечить своего подчиненного жильем(учитывая членов семьи). Согласно порядка прохождения службы Вы обязаны подать письменное заявление командованию о предоставлении Вам временного жилья на время прохождения службы на конкретной территории. Предоставить документ, подтверждающий отсутствия жилья в данном регионе. Во первых речь идет о временном проживании, где Вам обязаны предоставить хотя бы комнату в общежитии. То, что Вы прописались у родственников, является основанием полагать, что ВЫ обеспечены жильем и Вам могут отказать во временном (в зависимости от места нахождения части и жилого помещения). Сейчас Вы можете просить временное жилье (комнату в общежитии). прописка у родственников не является основанием отказа Вам в удовлетворении вашей просьбы. Если снова откажут, обратитесь в военную прокуратуру с жалобой о нарушении прав военнослужащего, не имеющего своего постоянного жилья, в предоставлении жилого помещения для временного проживания. Данная причина отвлекает Вас от выполнения поставленной перед Вами задачи по выполнению своего служебного долга по защите безопасности государства и интересов общества. Просите оказать воздействие на командование о предоставлении временного жилого помещения(пока конкретно Вам).

    Мой электронный адрес nas6868@mail.ru обращайтесь, постараюсь подсказать как действовать дальше. В вашем вопросе необходимо пройти очередность решения проблемы и добиться положительного результата. Буду признателен за отличный отзыв за мой ответ.

    Доброго времени суток, уважаемый автор! Спасибо за поздравления!

    Для квалифицированных ответов на заданные Вами вопросы мне не хватает Вашей информации. Так, Вы ничего не говорите о том, состоите (или состояли) в очереди на улучшение жилищных условий, являетесь (или являлись) участником НИС (Конституционный Суд РФ запретил снимать с очереди на жилье военнослужащих, члены семьи которых являются участниками программы военной ипотеки); как военный стаж имеете. В целом, по предложенным Вами вариантам: я бы не советовала не торопиться и применять какой-либо из них, пока не определитесь с правовой позицией защиты права на получение жилья. И есть к Вам вопрос: когда планируете сдать служебное жилье по прежнему месту службы?
    И, конечно, как специалисту, мне бы хотелось ознакомиться с содержанием отказа жилищной комиссии.

    Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 утверждены:
    — Инструкция о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (приложение N 1 к настоящему Приказу);

    — Инструкция о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (приложение N 2 к настоящему Приказу).

    Согласно п. 9. Инструкции – Приложение 1: Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязаны в течение тридцати дней сообщать в структурные подразделения уполномоченного органа об изменении сведений в ранее представленных ими документах, подтверждающих право быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, с предоставлением соответствующих документов.

    Согласно п. 10. указанной Инструкции: Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае:
    а) подачи ими заявления о снятии с учета;
    б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;
    в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
    г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением военнослужащих, имеющих трех и более детей;
    д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

    Согласно п. 1 Инструкции (Приложение 2): военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются — военнослужащие), и совместно проживающим с ними членам их семей (далее именуются — члены их семей) предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.

    Согласно ст. 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

    Позиция Конституционного Суда РФ (Постановление от 5 июня 2013 г. N 12-П):
    «постановка военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, равно как и постановка на такой учет граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства, означает признание факта нуждаемости этих лиц в жилых помещениях, т.е. констатацию уполномоченным на то органом наличия основания для возникновения права на предоставление им жилых помещений. С этой точки зрения всем указанным гражданам на период до фактического обеспечения их жилыми помещениями независимо от места постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях должно быть предоставлено равное право на получение мер социальной поддержки, установленных законом в рамках системы жилищного обеспечения военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, включая ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений».

    Что касается судебной практики: необходимо смотреть постановления (определения) Конституционного Суда и Верховного Суда РФ, сложившуюся практику военных судов в совокупности с военным законодательством и ЖК РФ.

    Всего доброго и с Новым годом! Если требуется более детальная консультация, можете обратиться ко мне индивидуально, в том числе на адрес эл. почты.

    Решение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 14.09.2016 N ВКАПИ16-44

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Именем Российской Федерации

    от 14 сентября 2016 г. N ВКАПИ16-44

    Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего Крупнова И.В., судей Воронова А.В., Сокерина С.Г.,

    при секретаре Ж.,

    с участием административного истца С.Е., ее представителя С.А., представителей Президента Российской Федерации Чарыева М.Р. и Потапова С.Е., военного прокурора отдела 4 управления Главной военной прокуратуры Дворцова С.В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца С.Е. — С.А. о признании недействующим абзаца первого пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. N 2), в части, позволяющей увольнять военнослужащих, обеспеченных по месту службы служебным жилым помещением, нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, изъявивших желание реализовать свои жилищные права путем получения жилищной субсидии, с военной службы до реализации их жилищных прав в зависимости от избранного ими постоянного места жительства,

    Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» утверждено Положение о порядке прохождения военной службы (далее — Положение).

    Первоначальный текст данного нормативного правового акта опубликован в изданиях «Собрание законодательства Российской Федерации» 20 сентября 1999 г., N 38, ст. 4534, и «Российская газета» 28 сентября 1999 г., N 191 (до ст. 18 включительно), 29 сентября 1999 г., N 192 (до конца).

    Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. N 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237» в абзац первый пункта 17 статьи 34 Положения внесены изменения.

    Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 2 января 2016 г. и в издании «Собрание законодательства Российской Федерации» 4 января 2016 г., N 1 (часть II), ст. 216.

    В абзаце первом пункта 17 статьи 34 Положения в действующей редакции установлено, что военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Представитель административного истца С.Е. — С.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 17 статьи 34 Положения (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. N 2) в части, позволяющей увольнять военнослужащих, обеспеченных по месту службы служебным жилым помещением, нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, изъявивших желание реализовать свои жилищные права путем получения жилищной субсидии, с военной службы до реализации их жилищных прав в зависимости от избранного ими постоянного места жительства. В обоснование своего требования представитель административного истца указывает, что оспариваемая им норма Положения в интерпретации, которая дана ей в судебных актах в отношении С.Е., нарушает право административного истца проходить военную службу до реализации ее жилищного права, что предусмотрено абзацем вторым пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Это право не может быть ограничено в отношении той категории военнослужащих, которые обеспечены служебным жильем и выразили желание получить жилищную субсидию, в зависимости от избранного ими места жительства, так как перемена места жительства в данном случае не несет дополнительной финансовой нагрузки для государства. Представитель при этом ссылается на Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, согласно которым размер жилищной субсидии не зависит от избранного военнослужащим после увольнения места жительства.

    Кроме того, представитель полагает, что в абзаце третьем пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», введенном Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ, установлен исчерпывающий перечень случаев, когда закон допускает увольнение военнослужащих без их согласия по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. Увольнение указанных военнослужащих, к категории которых относится административный истец, в случаях, не подпадающих под данный перечень, в том числе изъявивших желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, как предусмотрено оспариваемой нормой Положения, не соответствует закону.

    В подтверждение того, что административный истец С.Е. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, к административному исковому заявлению приложены копии решения 35 гарнизонного военного суда от 4 июня 2015 г., апелляционного определения Тихоокеанского флотского военного суда от 25 августа 2015 г., иных судебных актов по делу об оспаривании С.Е. действий должностных лиц, связанных с увольнением административного истца с военной службы. Согласно указанным судебным актам С.Е. отказано в удовлетворении ее требований, в том числе на основании абзаца первого пункта 17 статьи 34 Положения.

    Административный истец С.Е. и ее представитель С.А. в судебном заседании поддержали свои требования.

    Представители Президента Российской Федерации Чарыев М.Р. и Потапова С.Е. требования представителя административного истца не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Президентом Российской Федерации в пределах его полномочий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав истца.

    Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора Дворцова С.В., полагавшего необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление представителя административного истца С.Е. — С.А. не подлежащим удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующей, не имеется. К такому выводу суд приходит, руководствуясь следующими нормами права.

    В соответствии с частями 1 и 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

    Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 4 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения военной службы.

    Во исполнение закона Президентом Российской Федерации издан Указ от 16 сентября 1999 года N 1237 «Вопросы прохождения военной службы», которым утверждено Положение о порядке прохождения военной службы.

    Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. N 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237» в абзац первый пункта 17 статьи 34 Положения внесены изменения.

    Данные нормативные правовые акты официально опубликованы в установленном действующим законодательством порядке. Таким образом, Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 в действующей редакции издан должностным лицом — Президентом Российской Федерации в соответствии с его полномочиями. Согласно требованиям части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации он официально опубликован для всеобщего сведения.

    Вопреки доводам, изложенным в административном исковом заявлении, оснований для вывода о противоречии абзаца первого пункта 17 статьи 34 Положения в современной редакции действующему законодательству и о нарушении вследствие этого прав военнослужащих, в том числе административного истца, не имеется.

    Законодательством предусмотрены различные формы и порядок предоставления военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений с установлением дифференцированных гарантий в зависимости от категорий военнослужащих и выбора ими конкретного способа реализации жилищных прав. Такое правовое регулирование не является нарушением их конституционных прав при условии соблюдения права на жилище, гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации. Указанная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 1046-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки С.Е. на нарушение ее конституционных прав абзацем первым пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы» и в ряде других определений (от 25 сентября 2014 г. N 2271-О, от 27 октября 2015 г. N 2527-О и других).

    Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим названного пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 этого федерального закона.

    Таким образом, законодатель, выделяя в данной норме военнослужащих, пожелавших получить жилые помещения не по месту увольнения, фактически установил, что гарантия в виде запрета на увольнение соответствующих категорий военнослужащих, нуждающихся в особой защите, без их согласия до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем по месту службы. Вместе с тем в целях обеспечения конституционного права на жилище данная гарантия может быть распространена на указанных военнослужащих, не обеспеченных к моменту увольнения никаким жильем и возражающих против увольнения без предоставления жилья тем способом, который они избрали.

    Такое толкование закона согласуется с позицией Европейского Суда по правам человека, высказанной в постановлении по делу «Сладков против России» от 18 декабря 2008 г. (жалоба N 13979/03), который констатировал, что данная норма защищает военнослужащих от бездомности тем самым, что связывает возможность их увольнения с предоставлением жилья. Закон не запрещает военнослужащим покинуть службу, если они согласны выйти в отставку, не получив жилого помещения.

    Что касается военнослужащих, пожелавших реализовать свое право на получение жилых помещений по избранному после увольнения месту жительства, не совпадающему с последним местом службы, то в пункте 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для них установлен особый порядок предоставления жилых помещений, который направлен, в первую очередь, на реализацию конституционного права на выбор места жительства, гарантированного статьей 27 Конституции Российской Федерации.

    При этом в пункте 3 статье 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указано, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

    В целях обеспечения возможности осуществления данного права законодатель, как указано выше, в пункте 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установил, что обеспечение жилым помещением военнослужащих — граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

    В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства.

    Согласно абзацам третьему и двенадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» выплата жилищной субсидии является одной из форм реализации прав военнослужащих на жилище, в том числе в порядке, установленном в пункте 14 статьи 15 названного закона, равнозначной по правовым последствиям иным способам предоставления жилых помещений — в виде жилых помещений в натуре в собственность или по договору социального найма.

    Анализируя приведенные выше нормы во взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что военнослужащие, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пожелавшие воспользоваться правом на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением их жилыми помещениями, вне зависимости от формы такого обеспечения при перемене места жительства не могут претендовать на социальную гарантию в виде запрета на увольнение без их согласия до получения жилых помещений при условии, что они до этого обеспечены жилым помещением, в том числе служебным, из которого не подлежат выселению до предоставления жилья для постоянного проживания.

    Таким образом, военнослужащие, имеющие по последнему перед увольнением месту службы место жительства, в том числе в виде специализированного жилого помещения, не признанные согласно собственному волеизъявлению нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы, а пожелавшие изменить место жительства в порядке, установленном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не входят в перечень лиц, указанных в первом предложении абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение до получения жилого помещения, поскольку данная группа, по смыслу закона, выделена в отдельную категорию граждан в целях реализации их права на свободу выбора места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением возможности реализовать это право путем предоставления жилых помещений в избранном месте жительства взамен сдаваемых по последнему месту службы.

    Таким военнослужащим предоставлены иные гарантии реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации — запрет на выселение из служебного жилья до получения жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства в соответствии с пунктом 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487, или выплата ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» (в редакции от 18 сентября 2015 г.), в том числе в случаях, когда уволенные военнослужащие пожелают выехать в населенный пункт, в котором ими избрано место жительства, до получения там жилого помещения.

    На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемая административным истцом норма Положения не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, — Федеральному закону «О статусе военнослужащих», не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, указанный нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Президента Российской Федерации, в силу чего административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

    Довод представителя административного истца о том, что размер жилищной субсидии не зависит от избранного военнослужащим после увольнения места жительства, не влияет на оценку законности оспариваемой им нормы Положения, поскольку законом установлено различие в предоставляемых гарантиях реализации военнослужащими права на жилище в зависимости не от формы предоставления жилого помещения, а от избранного ими порядка его получения.

    Мнение административного истца о том, что в абзаце третьем пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», введенном Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ, установлен исчерпывающий перечень случаев, когда закон допускает увольнение военнослужащих без их согласия по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, является ошибочным. В данной норме приведены случаи злоупотребления лицами, указанными в первом предложении абзаца второго пункта 1 названной статьи закона своим правом на жилище, когда законодатель признал допустимым лишение их социальной гарантии в виде запрета на увольнения без предоставления жилого помещения. Однако это положение закона не означает распространение данной гарантии на военнослужащих, выразивших желание получить жилые помещения по избранному месту жительства, которое отличается от последнего места службы.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 180, 227 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

    в удовлетворении административного искового заявления представителя административного истца С.Е. — С.А. о признании недействующим абзаца первого пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. N 2), в части, позволяющей увольнять военнослужащих, обеспеченных по месту службы служебным жилым помещением, нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, изъявивших желание реализовать свои жилищные права путем получения жилищной субсидии, с военной службы до реализации их жилищных прав в зависимости от избранного ими постоянного места жительства, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Статья написана по материалам сайтов: www.voennoepravo.ru, www.yurist-online.net, legalacts.ru.

    »

    Это интересно:  Расторжение договора найма жилого помещения образец 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector