+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Жилищный вопрос в России 2019 год

Жилищный вопрос — самый важный для человека. И дело даже не российском климате (у нас не тропики, где можно жить в шалаше под пальмой), а в наличии места, где, извините за тавтологию, находится твой дом.

В каком же состоянии находится жилищный вопрос в настоящее время?

Надо учесть, что в советское время непрерывно росла численность горожан. Это явление прекратилось в результате катастрофы 1990-х. Более того, многие граждане «не вписалось в рынок» … Поэтому-то и можно встретить у некоторых публицистов бравурные уверения в улучшении ситуации с жилищным вопросом. А кто спорит? Дедушки и бабушки оставляют, умирая, пару квартир внукам, которых сейчас редко больше двух – вот и «решение» вопроса…

При этом правительство всё обещает и обещает решить проблему. Но народу, как не обещай, всё равно мало, хотелось бы не обещаний, а жилья. При этом положительное, хоть и не столь заметно, но делается.

Например, буквально на днях правительство продлило возможность бесплатной приватизации жилья ещё на год, до марта 2017 года. Причина вполне уважительная: многие из граждан, вынужденно проживающие в аварийном и ветхом жилье, ожидают расселения и, соответственно, надеются приватизировать уже новое жилье.

Конечно, это всё хорошо. Вот только никак не влияет на ускорение сроков получения этого самого жилья. Более того, премьер-министр Дмитрий Медведев уже заявлял , что-де «продлевать бесплатную приватизацию жилья бесконечно нельзя». Так что ещё год, а что дальше — неизвестно.

И в самом деле, это когда раздавали народную собственность олигархам через залоговые аукционы, то обычных граждан отвлекали передачей квартир в собственность. Мол, радуйтесь! А сейчас-то уже давно капитализм, пора прекращать нерыночное обеспечение жильём, не так ли?

Пусть все берут ипотеку!

Давайте посмотрим, что у нас делается в этом плане. Вот свежее мнение от профессионала-риэлтора, сопредседателя общественной организации «Деловая Россия» Андрея Назарова:

«Я предлагаю не просто оставить программу (программу льготного ипотечного кредитования – прим. редакции), но снизить размер процентной ставки до 7% и первоначально взноса до 10% по ипотечным кредитам. Эта мера позволит увеличить число ипотечных покупателей в три раза. Сегодня только через строительную отрасль мы можем удержать экономику от дальнейшего падения, а возможно, и улучшить показатели. Мировой опыт, в частности опыт Китая, подтверждает эффективность такого курса».

Мудрые слова, подтверждаемые численными данными: средний ежемесячный платеж ипотеки – 22 тысячи рублей, а средняя зарплата – 35 тысяч рублей, причём смотреть-то надо не среднюю, а медианную (или даже модальную). Но пока ипотека не помогает решать государственные проблемы:

«Сумма, выделенная государством на поддержку ипотеки в 2016 году, не была выбрана. Это говорит о том, что люди за последний год исчерпали все свои финансовые возможности…».

В феврале было принято решение продлить до 2020 года программу «Жилье для российской семьи». И это, конечно, хорошо, но проблему все же не решает: выделяемый льготный ипотечный кредит под 12% годовых — не такой уж и льготный.

Почему же не получается решить проблему? В космос летаем, а дома строить не можем? Поясню на известном высказывании 2013-го года заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина :

«Тезис о доступном жилье для Москвы, к сожалению, не работает. Строительство доступного жилья в городе нельзя допускать стратегически. И это невозможно даже физически, если мы этого захотим».

Но почему же невозможно-то? Ещё в 2011 году Собянин не делал секрета из стоимости жилья:

Вот оно как, оказывается! При этом Хуснуллин был очень заботлив:

«Думаю, 12 млн москвичей не готовы потерять в стоимости своей недвижимости, свою капитализацию».

Возможно, он уже давно забыл времена, когда работал простым лаборантом, и помнит своё прошлое лишь с того, времени, когда в 1987 году сменил работу сразу на должность главного бухгалтера и председателя строительного кооператива «Темп» в Казани. Но, вообще-то, подавляющему большинству населения даже в Москве требуется не «капитализация», а жильё. Жилищные спекуляции, надувание стоимостных пузырей и многое другое – удел процента-другого населения.

И пока чиновники и бизнесмены будут заботиться об увеличении доходов, любые попытки улучшить ситуацию с жилищным вопросом – и, следовательно, с демографией – будут работать по принципу «мёртвому припарки». Как было верно сказано : «лучший контрацептив – это ипотека». И в этом плане ничего с 2013 года не изменилось. Пока не изменилось.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Современное состояние «жилищного вопроса» в России и способы его решения

Котусова Ю.Г., Национальный институт бизнеса.

Решение жилищного вопроса в России на данный момент, как и прежде, остается одним из приоритетных направлений политики. Для большинства граждан нашей страны приобретение квартиры или даже комнаты остается практически несбыточной мечтой, которая неосуществима даже в отдаленном будущем. Несомненно, данная проблема заслуживает большого внимания и в итоге должна найти свое единственно правильное решение.

В мировой практике состояние жилищной проблемы характеризуется коэффициентом доступности жилья. Он измеряется как соотношение средней стоимости стандартной квартиры к среднему годовому доходу семьи и показывает, сколько лет потребуется семье для приобретения жилья при данном уровне дохода. Обычно для расчета данного коэффициента берется средняя стоимость стандартной двухкомнатной квартиры (общей площадью 54 кв. м) в конкретном регионе и средний годовой доход семьи из трех человек.

Поскольку доходы и накопления населения России крайне неравномерно распределены, в каждом регионе и для каждой отдельной семьи коэффициенты будут разными. Так как жилье является дорогостоящим товаром длительного пользования, то без дополнительной помощи государства невозможно решить эту проблему ни в одной стране мира. Однако в России данная помощь настолько малозначительна, что не может привести к какому-либо улучшению в данной сфере, что в итоге приведет к обострению социальной ситуации в стране.

Начиная с 20-х гг. прошлого века в нашем государстве ведется активная деятельность, направленная на совершенствование жилищного законодательства. А в последнее время мы все чаще слышим о том, что в высших органах власти идут обсуждения тех или иных вопросов, направленных на регулирование правоотношений в жилищной сфере. В результате активной деятельности законодателей 29 декабря был принят и 1 марта 2005 г. вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации , принят большой массив других законодательных актов в данной сфере. Это и Закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях», и Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», и Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, а также внесен ряд поправок в Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты. Но, несмотря на это, так же часто мы слышим, что жилья в России катастрофически не хватает, что цены на недвижимость стремительно растут и во много раз обгоняют рост благосостояния населения, что интересы обманутых недобросовестными застройщиками людей не защищены.

Жилищный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2005. 12 января.

Что касается цен на жилье, то на 9 ноября, по данным на arn.ru, стоимость метра составила в среднем $ 2542 по Москве. Что же будет дальше, нетрудно посчитать с учетом прогноза специалистов об удорожании жилой недвижимости на 2 — 3% в месяц. При этом следует учитывать, что рост цен на квартиры различных категорий в зависимости от того, в каком округе она расположена, как далеко от метро, сколько в ней комнат и так далее, происходит неодинаковыми темпами.

Сегодня новых жилых домов строится значительно меньше, чем даже во времена заката СССР. По данным Госстроя РФ, общий объем жилищного строительства в 2004 г. составил 41 млн. кв. м, что в 1,86 раза меньше по сравнению с 1987 г., когда было построено 76,4 млн. кв. м. К тому же из всего строящегося сегодня жилья около 50% — элитное, не решающее социальных проблем.

Цифры приведены по материалам Федерального агентства по строительству и ЖКХ России (2005 г.).

Таким образом, состояние жилищного фонда, как видно из приведенных выше данных, оставляет желать лучшего. Но это не является поводом для того, чтобы совсем перестать думать о возможности приобретения жилья и не искать какого-либо способа для этого. Как правило, именно в критических ситуациях и появляются варианты выхода из них. Какие же на сегодняшний день существуют способы приобретения жилья для российских граждан и какие из них действительно реальны, и предстоит выяснить.

Это интересно:  Можно ли через мфц выписать человека 2019 год

На самом деле схем приобретения недвижимости существует множество, и для того, чтобы определить, какой из них лучше воспользоваться, необходимо четко представлять, какими средствами вы располагаете, сколько готовы ждать, а также не относитесь ли к одной из категорий, которым предоставляются какие-либо льготы для приобретения жилья.

Итак, для начала определим, что из перечня способов решения жилищной проблемы ввиду отсутствия таковой исключается приобретение жилья в собственность путем: приватизации (при наличии квартиры в пользовании по договору социального найма); купли-продажи (при наличии 100% стоимости желаемой квартиры); получения в наследство или в дар.

Также не стоит останавливаться подробно на таких схемах приобретения жилья, которые могут подойти лишь для ограниченного круга лиц. Смысл этих способов в том, что государство в лице федеральных и местных органов власти может предложить свои варианты помощи в приобретении квартиры определенным группам граждан. К ним относятся: государственные жилищные сертификаты для военных, жилье для молодежи, субсидии, а также выпуск жилищных сертификатов и облигаций.

К сожалению, в настоящее время получение жилья без использования собственных средств и рыночных механизмов для большинства граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, стало практически невозможным.

Зачастую люди становятся участниками тех или иных программ, не проанализировав законодательное регулирование данных правоотношений, и в итоге остаются не то что без квартиры, но и без средств, накопленных с большим трудом. Прежде чем обратиться в ту или иную организацию, необходимо изучить необходимую нормативно-правовую базу, проконсультироваться с грамотными юристами и только потом принимать решение. В настоящее время в России существует множество организаций, работающих по различным схемам, как исторически сложившимся, так и имеющим совсем небольшой период существования.

Долевое строительство и продажа жилья в рассрочку. Идея использования этих вариантов привлечения средств населения принадлежит застройщикам. Как правило, на начальных этапах строительства застройщики не имеют собственных средств для возведения дома. В условиях снижения платежеспособного спроса на жилье и ограниченности банковского кредитования застройщики, решая проблемы обеспечения ликвидности построенного жилья и собственного выживания, стали самостоятельно напрямую привлекать денежные ресурсы населения на условиях долевого участия в строительстве или путем продажи в рассрочку уже готового жилья. Рассрочка предоставляется в среднем на 1-2 года на сумму от 30 до 50% стоимости жилья. Очевидно, что далеко не все граждане имеют достаточный объем средств для оплаты приобретаемого жилья в течение периода строительства.

В настоящее время данные правоотношения регулируются вступившим 31 марта 2005 г. в силу Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» , который потребовал пересмотра многих существовавших ранее правил применения данной схемы.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 дек.

Желая заинтересовать все большую часть населения в приобретении жилья посредством данной схемы, строительные компании стремятся к предоставлению населению более выгодных условий рассрочки. Для этого по договорам застройщиков держателями крупного капитала задействуются финансовые ресурсы коммерческих банков и инвестиционных компаний, благодаря чему удлиняются сроки, на которые предоставляется рассрочка. Достаточно часто долевое участие в инвестировании строительства жилья принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также создаваемые ими фонды.

К достоинствам данной схемы можно отнести следующее. Во-первых, схема достаточно проста и понятна, а также обеспечивает отсутствие существенного удорожания жилья. Во-вторых, стоимость жилья значительно ниже, чем при покупке готового жилья на вторичном рынке. Не стоит забывать, что данная схема имеет немало и недостатков. К ним относится в первую очередь большой риск потери своих средств дольщиками. Конечно, с вступлением указанного выше Закона в силу ситуация должна измениться, но все же сотни рассмотренных судами дел обманутых дольщиков являются весьма показательными. Также к недостаткам можно отнести и то, что в собственность квартира оформляется после полной оплаты всей стоимости квартиры, по окончании строительства и рассрочки. К тому же сроки рассрочки совсем небольшие, что не позволяет эффективно решить жилищную проблему большому кругу лиц.

Сберегательные программы. Учитывая уже имеющийся зарубежный банковский опыт, ряд банков предпринял попытки разработать и внедрить проекты долгосрочных целевых жилищных накопительных схем, предполагающих сочетание накопительной и ипотечной программ.

Смысл программы банковских жилищных сбережений заключается в следующем: гражданин заключает с банком договор, в соответствии с которым он берет на себя обязательства за определенный срок (свыше одного года) накопить определенную сумму денег, которая будет являться первоначальным взносом при получении ипотечного кредита, а банк обязуется предоставить клиенту ипотечный кредит в случае выполнения всех необходимых условий.

Отмечая положительную роль накопительных счетов как источника привлечения банками долгосрочных ресурсов, надо заметить, что в существующей ситуации граждане опасаются вносить значительные денежные средства на долгосрочные накопительные депозиты. Также следует отметить и то, что данную услугу предлагает совсем небольшое количество банков.

Потребительские кооперативы. В настоящее время в России существует несколько разновидностей потребительских кооперативов, деятельность которых регулируется различными нормативно-правовыми актами. К потребительским кооперативам относятся: жилищные и жилищно-строительные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы граждан, потребительские ипотечные кооперативы и другие. Все они действуют на первый взгляд по схожим схемам, но в то же время каждый из них имеет свои принципиально важные особенности. Рассмотрение специфики каждого из них заслуживает отдельного внимания и требует отдельного рассмотрения.

Банковская ипотека. Несмотря на то что Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» был принят в 1998 г., положительных сдвигов в сфере ипотечного кредитования немного.

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ // Российская газета. 1998. 24 июля.

За время существования банковской ипотеки в России усилиями ученых и практиков была проделана огромная работа по популяризации ипотечного жилищного кредитования у населения, было подготовлено и принято множество разных по уровню юридической силы нормативных актов. Более того, при Правительстве РФ создан специальный государственный орган по поддержке банков, осуществляющих операции по ипотечному кредитованию, выстроена целая система региональных полугосударственных фондов и центров ипотечного кредитования. Однако банковская ипотека слабо воспринимается населением постольку, поскольку ставки по данному кредиту высоки, сроки кредитования небольшие, а также отсутствует возможность официального подтверждения платежеспособности.

Механизм функционирования системы ипотечного кредитования может быть представлен следующим образом.

Граждане, обладающие определенными накоплениями и стабильными доходами, принимают решение приобрести жилую недвижимость (квартиры или индивидуальные дома) посредством ипотечных кредитов.

В случае положительного решения заемщики заключают кредитный договор с кредитором на покупку выбранной жилой недвижимости. В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и сроки исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. Предмет ипотеки определяется в договоре с указанием его наименования, места нахождения и достаточным для целей идентификации описанием.

После заключения договора об ипотеке банк, как правило, требует, чтобы заемщик внес определенный первоначальный взнос, размер которого в разных странах может колебаться в зависимости от существующего законодательства и экономический ситуации. Банк-кредитор заинтересован в том, чтобы этот взнос был как можно больше, т.к. чем больше первый взнос, тем менее рискованны сделка и сам кредит.

Погашение ипотечного кредита осуществляется безналично на основании разовых или долгосрочных поручений, в соответствии с которыми по предусмотренному кредитным договором графику платежей производится перечисление средств со счета заемщика на счет кредитора.

Таким образом, выбор той или иной схемы приобретения жилья зависит от конкретных возможностей и потребностей человека. Также следует заметить, что существующие в России способы приобретения жилья имеют свои недостатки и идеальной схемы не существует, что в полной мере соответствует нынешнему положению нашего государства.

Мировой опыт развития стран с так называемой переходной экономикой убедительно показывает, что существуют и иные способы решения жилищной проблемы, наиболее хорошо работающие в условиях неразвитой банковской и страховой системы, а также слабого фондового рынка.

Страна муравейников. Почему ипотека в России не решает квартирный вопрос

В СМИ в последнее время особенно активно обсуждается проблема ипотечного кредитования. Снижение средней ставки до 9,75% годовых по итогам февраля (вслед за последовательным снижением ставки рефинансирования Центробанка) подтолкнула экспертов к самым разным выводам и гипотезам.

Кто-то говорит о неминуемом и скором крахе «ипотечного пузыря», кто-то, напротив, о расширении доступа к ипотеке и увеличении числа людей, которые улучшат свои жилищные условия. Одни видят в удешевлении ипотеки угрозу для макроэкономической стабильности, другие — драйвер экономического роста и увеличения ВВП. Но, как представляется, разговор о процентах и пузырях уводит от главного — от содержательного обсуждения настоящего и будущего жилищной политики в России.

Это интересно:  Программа молодая семья в смоленске 2019 2019 год

Чтобы было понятно, о чем идет речь, обратимся к мартовскому посланию президента Владимира Путина, в котором проблеме ипотеки было уделено немалое внимание. Вот несколько цитат из него: «За пять лет свыше полумиллиона семей с детьми смогут улучшить свои жилищные условия с помощью льготной ипотеки… Вижу три ключевых фактора повышения доступности жилья. Первый — это рост доходов граждан. Об этом я говорил, мы должны это обеспечить. Снижение ставок ипотечного кредитования и, конечно, увеличение предложения на жилищном рынке».

Путин напомнил, что в 2001 году по всей России было выдано 4000 ипотечных кредитов. «Ставка доходила до 30%, в том числе в валюте. Более половины кредитов, кстати, и выдано было в валюте. Воспользоваться ипотекой могли единицы. В прошлом году выдано около миллиона ипотечных кредитов. В декабре средняя ставка в рублях впервые опустилась ниже 10%. Но стремиться нужно, безусловно, к 7%, это уж точно. За предстоящие шесть лет ипотека должна стать доступной для большинства российских семей, для большинства работающих граждан, для молодых специалистов».

Вроде бы все звучит очень убедительно, по крайней мере не вызывает особенных вопросов. Тезисы президента вполне укладываются в привычную идеологему: решение проблем с жильем — дело рук самих граждан, нужна квартира — обращайся к банку за ипотекой. А дело государства — вести дело к снижению процента по ней через макроэкономическую политику. Ну и о чем президент также сказал: снижать налог на имущество физических лиц и кадастровую стоимость. И все. Ни о каких других вариантах получения крыши над головой в послании упомянуто не было. А они, как показывает мировой опыт, есть.

Опыт других стран

В России после 1991 года произошла ловкая подмена понятий. В области жилищной политики все свелось к перекладыванию на плечи самих граждан заботы об обеспечении себя жильем, государство самоустранилось из этой сферы. Мол, таковы, рыночные реалии.

Однако на самом деле разговоры об ипотеке затуманивают суть обязанностей государства в лице и федерального правительства, и региональной власти, и местного самоуправления о предоставлении в пользование (не в собственность!) жилья своим гражданам. Во всем развитом мире государственные органы активно выступают в том числе в качестве застройщика и арендодателя. Строительство и эксплуатация так называемого «социального жилья» (Public housing) является там важнейшей функцией власти на всех уровнях.

Возьмем, к примеру, Францию, дома-HLM («жилье с умеренной арендной платой» в дословном переводе) составляют там 16% всего жилья, в четырех миллионах квартир проживает, по разным оценкам, от 10 млн до 13 млн человек. При этом HLM имеются как частные, так и государственные. Главное в них не форма собственности, а принцип предоставления недвижимости: квартирами пользуются семьи с недостаточными доходами либо те, кто не желает тратиться на покупку жилья в собственность. С 1998 года закон обязывает каждый город с населением больше 3500 человек иметь не меньше 20% домов-HLM. Помимо HLM во Франции имеются и другие виды социального жилья, а также несубсидированных домов, предназначенных для аренды.

И только в России у правительства не болит об этом голова, оно умыло руки и наблюдает как бы со стороны за происходящим, отводя себе роль опосредованного контролера и установителя правил игры на рынке недвижимости. Сразу обозначу свой тезис: ипотека должна быть всего лишь одним из вариантов получения жилья (не в собственность, это важно).

История вопроса

Проблема была заложена в начале девяностых, когда была принята программа приватизации жилья («Закон о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). Из всех видов приватизации того времени жилищная была, возможно, хуже всего продумана и организована. Главным ее итогом стало создание, как их называет эксперт по жилищной политике Владимир Самошин, «домов-конгломератов» — уникальной формы владения, которой больше нет нигде в мире.

Дома приватизировались не как единое целое, а поквартирно. Кто-то становился владельцем собственного жилья, кто-то продолжал жить в неприватизированной квартире — и все это в одном здании! Более того, чердаки, подвалы, прочие общие помещения, лифты, земля под домом и т. д. так и оставались «ничьими». Это можно сравнить с тем, как если бы при приватизации завода рабочим раздали по станку и сказали, что они теперь их владельцы. Управлять имуществом такого дома невозможно, нельзя даже провести полноценное собрание жильцов: кто-то владелец, кто-то не владелец квартиры; но даже те, кто имеет собственность, могут там не жить, а если и живут, то невозможно их заставить принять участие в общем собрании и управлении.

В итоге при всей формальной смене собственности все равно следят за состоянием домов власти — теперь уже через управляющие компании.

В мире же есть три основных вида многоквартирного жилья: кондоминиум, доходный дом и социальное жилье. В кондоминиуме все являются совладельцами не только квартиры, но и остальных помещений и собственности, невладельцев там быть не может юридически, и все принимают участие в управлении. В доходных домах один владелец — частный собственник или компания, а жильцы арендуют квартиры. Цель понятна — извлечение прибыли. В социальном жилье собственник — государство либо частное лицо, которому бюджет доплачивает, чтобы оно не поднимало арендную плату выше определенных пределов. Тут цель — предоставление людям недорого жилья. Конгломератов по-российски нет больше нигде в мире. Именно они — мина замедленного действия.

Проблемы ипотеки

Что самое опасное в современных ипотечных программах? Они консервируют и ухудшают ситуацию с конгломератами. Ибо то жилье, которое предлагается по ним, включает в себя, как правило, так называемых муниципалов, то есть людей, которым государство предоставляет квартиры (по разным программам, в том числе по социальному найму). Конгломераты воспроизводятся и воспроизводятся — уже в зданиях, построенных спустя почти 30 лет после кончины советской власти. И никакая московская реновация ничего не меняет, ибо по ней те люди, которые лишаются неприватизированных квартир в сносимых домах, неизбежно получат их во вновь построенных. То же самое касается собственности на землю под домом, общих площадей и так далее.

Я живу в доме-ТСЖ 1999 года постройки. Тем не менее в нем немало квартир до сих пор не приватизированных (люди получили их как работники соответствующего ведомства), а купив квартиру в нем, я с удивлением узнал, что не стал автоматически членом ТСЖ. Надо было писать для этого заявление. Вот вам и кондоминиум (ТСЖ же стремится к этому варианту) по-российски — два абсурда сразу.

Вторая проблема, которую ипотека никоим образом не решает и решить не может, — качество жилья. В той же Франции 72% домов-HLM (а из построенных после 2000 года — 95%) представляют собой малоквартирные дома, не выше 3-4 этажей. В Великобритании и Нидерландах 60% жилья — так называемые двухквартирные дома (semi-detached houses) плюс отдельно стоящие и «дома в линию» (terrace houses). На долю многоквартирных домов приходится сравнительно небольшой процент. Напомним, что эти страны в 31 и 48 раз по плотности населения превосходят Россию, соответственно.

В России же, самой большой по территории стране мира (даже с учетом Сибири и Крайнего Севера), при ее низкой плотности населения практически вся ипотека — это многоэтажки (остроумно называемые архитекторами «крольчатниками» или «муравейниками»), как при СССР, только еще выше и плотнее друг к другу прижатые. Парадокс: в рыночное время продолжаются худшие традиции советского строительства.

Ипотека в постсоветском исполнении не повлекла за собой серьезных изменений в градостроительстве, не породила спрос на действительно качественное жилье и комфортную среду обитания.

Достаточно взглянуть на новостройки Подмосковья — прежние дачные районы застраиваются уродливыми домами-гигантами. И подобное происходит по всей стране.

Путь к цивилизации

Если в области торговли челночно-рыночные времена остались, в целом, позади и она перешла к цивилизованным форматам, то по части аренды жилья царит такое же варварство, как и 30 лет назад. Подавляющее большинство арендодателей не профессионалы рынка, для которых это основное занятие, а люди, имеющие лишнюю квартиру и желающие подзаработать на ней, а то и сдающую комнату в своей единственной. Нет ни частных доходных домов, которые были основной застройкой Санкт-Петербурга и Москвы последние 50 лет перед революцией и до сих пор радуют глаз своей архитектурой, ни соответствующего муниципального жилья. И нет желания государства хоть как-то изменить ситуацию на рынке аренды жилой недвижимости.

Это интересно:  Программа молодая семья ульяновск 2019 2019 год

Многое в этой ситуации упирается в законодательство и менталитет населения. Непродуманная приватизация жилья помимо прочего закрепила стереотип в сознании россиян: «У человека обязательно должно быть жилье в собственности». Под это же «заточено» и действующее право, в частности, ежегодное продление возможности приватизации жилплощади, которое, как отмечает тот же Самошин, развращает население — не столько самим фактом даровой его раздачи, сколько закреплением конгломератов. «Обеспечить человека жильем» в постсоветской реальности почти всегда означает дать его в собственность. Но нуждающимся социальным категориям передавать квартиры в частное владение категорически недопустимо. Это препятствует созданию класса ответственных владельцев недвижимости и приводит к постоянному вымыванию и без того скудного фонда государственного жилья.

В Москве в собственных квартирах проживает 85% населения, в Берлине — только 14%. Но можно ли сказать, что ситуация в Германии, где в целом процент владельцев жилья колеблется в районе 50%, более печальна, чем в России? Ориентация на покупку жилья любой ценой (а в российских условиях это в подавляющем большинстве случаев означает — ценой ипотеки) разрушает жизнь многих семей, деформирует их систему ценностей, лишает их удовольствия от жизни здесь и сейчас. В то время как многие их европейские сверстники наслаждаются жизнью, путешествуют, тратят деньги на что-то еще, проживая в арендном жилье (государственном и частном) и вовсе не считают себя неудачниками, наши семьи вынуждены отказывать себе порой в самом необходимом ради выплат процентов по ипотеке.

Что делать

Необходимо пересмотреть как отношение населения к аренде жилья, так и государственную политику и законодательство. В первую очередь это касается защиты прав арендатора, которые так и будут оставаться пустым звуком, пока большая часть аренды у нас будет предлагаться собственниками 1-2 квартир, которые в любой момент могут сослаться на то, что им самим жить негде. В идеале речь должна идти о практически гарантированной пожизненной аренде жилья — по европейскому образцу.

Слова героя булгаковского романа о том, что людей испортил квартирный вопрос, остаются в силе. В СССР строилось мало жилья. Несколько поколений выросло в коммуналках и бараках, мечтая о приватном угле. В начале 1990-х казалось, что их мечта сбылась в результате жилищной приватизации — вызывавшей меньше всего споров и нареканий по сравнению с ваучерной или земельной. Но дьявол крылся в деталях, которые сегодня проступают все нагляднее. Во-первых, новые поколения лишились иных возможностей улучшить свои жилищные условия кроме как с помощью ипотеки; во-вторых, Россия все больше напоминает Гонконг с его безликими и уродливыми многоэтажками. Но Гонконг — одно из самых маленьких государств мира, а Россия — самое большое. Московская реновация обещает нам очередное повышение этажности столицы вместо выведения населения в Новую Москву, неизвестно для чего присоединенную.

Пример с реновацией показывает, что у власти нет долгосрочного плана действий, преобладает ментальность временщика — заработать здесь и сейчас. Но этот же пример показывает, что и население пока еще мало обожглось на приватизации жилья в 1990-е и готово сыграть с государством еще раз в схожую игру.

Как можно решить жилищный вопрос?

Доступность жилья является актуальной проблемой для многих семей, по статистике только 10-15% населения имеют возможность приобрести недвижимость на собственные средства. Для подавляющего числа граждан собственные накопления представляют малую часть от цены жилья, поэтому приходится решать проблему иными способами. Существуют государственные программы субсидирования на безвозмездной и возмездной основе, направленные на улучшение условий проживания, предоставление льгот на покупку жилых помещений или земельных участков.

Согласно действующим постановлениям и разработанным системам помощи нуждающимся, граждане могут рассчитывать на помощь государства. В первую очередь следует упомянуть материнский сертификат, программу для молодых семей, обеспечение жильем по социальному найму — все это доступные варианты решения жилищного вопроса. С помощью муниципалитета можно оформить договор коммерческого найма, когда часть оплаты арендуемого жилья вносится за счет региона. Кроме безвозмездных субсидий существует вариант возвратных дотаций, рассрочка платежей на беспроцентной основе, льготное кредитование и социальная ипотека.

Предоставление жилья по социальному найму

Для того, чтобы семья или гражданин могли участвовать в любой государственной программе по решению жилищного вопроса, следует определиться с имеющимися льготами и возможностью встать на очередь нуждающихся в улучшении условий. Ст. 51 ЖК РФ устанавливает перечень льготных категорий граждан, которые могут получить безвозмездную дотацию или встать на очередь на социальное жилье.

В первых рядах могут рассчитывать на муниципальное жилье люди, страдающие определенными хроническими заболеваниями, которые не должны жить в одной комнате с другими членами семьи. Например, граждане, страдающие открытой формой туберкулеза. Люди, проживающие в ветхом и аварийном фонде, не имеющие водопровода, центрального отопления, канализации также имеют приоритет на предоставление жилья.

Очередниками не могут стать граждане, имеющие недвижимость в собственности или по договору социального найма, если площадь выше или равна общепринятым нормам. Но если в одном помещении проживают семьи, не имеющие родственных отношений, то они имеют право встать на очередь на социальное жилье.

Встать на учет можно, предоставив пакет документов, содержащих подтверждение права на социальный найм. После приема документов представители отдела социальной защиты проводят проверку жилищных условий и составляют акт, подтверждающий заявленное требование. Постановление муниципалитета выносится после рассмотрения комиссией вопроса о постановке на учет или отказе, который должен быть аргументирован письменно.

Государственный жилищный сертификат

Вторым способом получения государственной помощи является жилищный сертификат. Этот документ подтверждает право на безвозмездную субсидию, которую можно использовать на покупку недвижимости или погашение ипотеки. Следует обратиться в районную администрацию, чтобы узнать о возможности получения субсидии, потому что перечень льготных категорий достаточно широк.

На жилищный сертификат могут рассчитывать многодетные семьи, малоимущие граждане, работники бюджетных и государственных организаций, молодые специалисты. Каждый регион устанавливает ряд дополнительных, отличных от федеральных, условий получения дотации. После сдачи требуемого пакета документов соискателю будет объявлено о назначенной сумме, поскольку она всегда индивидуальна и зависит от вычисленного коэффициента.

Коэффициент зависит от количества детей, местности проживания, имеющихся жилищных условий. Например, максимальный коэффициент для города составляет 30-40% от стоимости приобретаемой недвижимости, а в сельской местности он равен 70%. Обязательным условием получения субсидии является наличие собственного жилья, которое может быть улучшено, банковских средств на приобретение недвижимости, уже оформленной ипотеки или кредитного договора.

Доказать свою платежеспособность можно, предоставив справку о доходах с постоянного места работы или ипотечный договор с отметкой о своевременном внесении платежей. Жилищный сертификат выдается на девять месяцев и всего один раз. Подтвердив свое право на участие в программе, соискатель получает сертификат, который он передает в один из указанных банков в течение месяца.

После покупки недвижимости, банк переводит сумму сертификата продавцу, или, в случае погашения ипотеки, кредитующему сделку банку. На операцию отводится 14 дней, при этом владелец сертификата на руки деньги не получает.

Доступное жилье для молодой семьи

Эта программа работает с 2005 года и помогла многим семьям. Главное условие получения бесплатной субсидии заключается в возрасте обратившихся: супруги не должны быть старше 35 лет. Отсутствие детей не является причиной для отказа, но влияет на коэффициент вычисления величины материальной помощи. В программе могут участвовать одинокие женщины, имеющие детей, и опекуны несовершеннолетних.

Полученную дотацию можно использовать в различных направлениях: на социальную ипотеку, приобретение жилья с рассрочкой из городского фонда, на аренду социального жилья и приобретение земельного участка. Жилищный вопрос в большом городе можно разрешить многими способами для молодой семьи, если супруги будут участвовать в программе “Доступное жилье для молодых”.

Молодая семья может воспользоваться арендой коммерческой недвижимости, принадлежащей городу, на льготных условиях. Перечень требуемых документов для вступления в программу и условия субсидирования можно узнать в отделе социальной защиты или администрации района. Не стоит забывать и про материнский сертификат, который помог многим семьям изменить условия жизни.

Если вы хотите улучшить жилищные условия для себя и своих близких, следует воспользоваться программами государственной поддержки, доступным многим нуждающимся гражданам.

Статья написана по материалам сайтов: wiselawyer.ru, www.forbes.ru, alljus.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector