+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Неблагополучные многодетные семьи проблемы 2019 год

Уважаемые наши читатели, наверняка, многие из вас согласятся, что отношение к многодетным семьям в России чаще всего положительное, если, конечно, семья благополучная и счастливая. Но, при этом, люди, в большинстве случаев отрицательно относятся к возможности самим стать многодетными родителями, т.к. социальных проблем у такой семьи достаточно много.

Хотя есть и такие люди, которые при виде семьи c большим количеством детей, начинают резко осуждать родителей и крутить пальцем у виска, мол, делать им нечего, только нищету плодят. Итак, уважаемые посетители, обсудим, какие бывают многодетные семьи, а после поговорим какие основные проблемы у многодетных семей чаще всего бывают.

Какие бывают многодетные семьи?

Вообще, многодетной считается семья, если детей в ней трое или более. Эти семьи можно условно разделить на несколько категорий:

1. Многодетной семья стала из-за повторных браков одного или обоих супругов. Т.е в семье у одного или обоих супругов уже были дети от первого брака и ещё родились общие дети.

2. «Случайные» многодетные семьи, если так можно выразится. Что это значит? Ну, к примеру, в семье уже есть один ребёнок. И супруги хотят родить второго, но третьего заводить не планируют. А мать природа возьми, да подкинь им двойню или даже тройню. Вот и стала семья многодетной. Конечно, таковых семей не так уж и много, но они есть.

3. Неблагополучные многодетные семьи. К сожалению, мифы не рождаются из пустого места. Неблагополучными такие семьи вполне могут быть. И супруги в них относятся спустя рукава ко всему. В том числе и к рождению детей. Как правило, в таких семьях за детьми плохо смотрят, с ними не играют, очень часто это нелюбимые дети и их воспитанием не занимаются. Кроме того, зачастую дети у таких родителей получаются в результате пьяного зачатия, что негативно сказывается на развитии ребёнка. И очень часто дети в таких семьях отстают в развитии и тяжело проходят социальную адаптацию.

4. В семье много детей из-за устоявшихся семейных традиций, религиозного или национального мировоззрения или же просто супруги просто любят детей и получают удовольствие и счастье оттого, что их окружают множество ребятишек различного возраста.

В подтверждении этих слов достаточно вспомнить, что все мировые религи уделяют семье главное значение, после Бога и одобряют рождение нескольких детей в семье, и воспитание детей в традициях христианства, ислама, буддизма, или другого религозного мировоззрения, к которому принадлежит сам глава семьи и его супруга.

Основные проблемы и социальные трудности многодетных семей

1. Первая проблема многодетных семей — это, конечно, материальная обеспеченность. Когда рождается первый ребёнок в семье, женщина уходит в декретный отпуск. Сразу, вместо двух зарплат (у мужа и у жены) становится одна, у мужа. И вместо двух людей становится три. Денег из расчёта на одного человека становится в 2-3 раза меньше. А если ребёнок не один, а уже три или четыре? Отсюда и появляются финансовые проблемы в семье.

2. Вторая проблема, присущая многодетным семьям — это жилищная обеспеченность. Если в семье один-два ребёнка, то двух-трёх комнатной квартиры вполне достаточно. А если детей несколько? И у каждого из них должен быть свой уголок. У маленьких — для игр, а у школьников — для занятий. Если нет своих мест, дети могут ссориться по поводу того, кому и где играть и семейные конфликты между ними могут вспыхивать достаточно часто. Если же за каждым ребёнком «закреплено» определённое место, то, в такой ситуации, сориентироваться уже проще.

3. Ещё одна трудность для семьи с большим количеством детей — это сложность общения со всеми из них. У родителей может просто не хватать времени для того, чтобы общаться, играть или заниматься с каждым ребёнком в отдельности. В таком случае, и отец и мать могут выделить определённые часы в неделю для того, чтобы общаться с каждым ребёнком. И в эти часы необходимо уделять время только одному конкретному ребёнку.

Т.е., к примеру, в понедельник отец занимается со старшим сыном, во вторник — с младшим. В среду он играет со старшей дочерью, а в четверг — с младшей. В пятницу и выходные можно объединять игры и заниматься общими делами всей семьёй. Точно также можно и распределить своё время и матери. Но, главное, сделать это отцу. Ведь роль отца в воспитании детей гораздо больше, чем роль матери в воспитании ребёнка.

Такой подход — занятие с каждым ребёнком отдельно, самый эффективный, в условиях семьи с несколькими детьми. Это гораздо эффективнее, чем пытаться заниматься и играть с ними одновременно. При таком распределении проявлений детской ревности будет гораздо меньше, или их не будет вовсе. Потому что родитель уделяет внимание каждому персонально. Т.е. ребёнку не приходится делить отца или мать ни с кем. В определённый день внимание родителя посвящено только ему.

4. Ещё одна проблема в семье, где много детей, может возникнуть, если один из детей заболеет. В этом случае, нередко от первого заболевшего ребёнка заражаются и все остальные. А потом, на фоне этой маленькой «семейной эпидемии» могут заболеть и сами родители.

Многодетная семья и предвзятое отношение к ней

Многие люди относятся к многодетным семьям отрицательно и ассоциируют эти семьи неблагополучными, а родителей безответственными. Часто можно услышать выражения типа: «Зачем плодить нищету» или «Родители в многодетных семьях — это безответственные или неблагополучные люди». Это в корне неверные суждения и такое отношение к семьям с большим количеством детей является предвзятым.

Конечно, есть среди больших семей неблагополучные, но таковые есть и среди малодетных детей. И даже бездетные семьи могут быть неблагополучными. Вообще, странно, что благополучие семьи измеряется количеством детей. И почему-то, чем больше детей, тем неблагополучнее считается семья.

Но кто скажет, с каких пор дети стали признаком семейного неблагополучия? На наш взгляд, наоборот, чем больше детей, тем благополучнее семья и тем она более развита духовно. Ведь не зря все религиозные деятели и служители (т.е. высокодуховные люди) заводят большое количество детей.

Дети — это всегда большая ответственность. И люди (не алкоголики и безработные лентяи, а нормальные, простые люди), которые заводят 3, 4, 5 детей, не боятся брать на себя эту ответственность. А те люди, которые заводят, максимум, одного ребёнка, хотя обеспечены и финансово и жилищно, как раз, безответственные люди. Нет детей — нет ответственности. А если детей много — то и ответственности много. Или же, супруги в таких семьях слишком ленивые. Мы подробнее говорили об этом на странице: «Почему мужчина не хочет ребёнка», а также на странице: «Почему женщина не хочет рожать детей».

О так называемых семьях «чайлдфри», которые, вообще, не желают заводить детей, мы, вообще, ничего хорошего сказать не можем. Ведь наши отцы и деды — это наше прошлое. Мы сами — это настоящее. А наши дети — это наше будущее. И если мы лишаем себя детей, то мы лишаем себя и своего будущего. Далее, на следующих страницах, мы поговорим о плюсах и минусах многодетной семьи, касающихся воспитания детей в них.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Проблемы детей из многодетных семей

Работа посвящена проблемам многодетных семей. Рассматриваются вопросы:

1. Положение многодетных семей в современном мире

2. Основные проблемы многодетных семей

3. Многодетные семьи и государство

Прилагаются статистические данные по Барвихинской школе

Скачать:

Вложение Размер
problemy_detey_iz_mnogodetnykh_semey._issledovanie.docx 76.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАРВИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА

(Московская область, Одинцовский район, пос. Барвиха)

«ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ»

Авдеева Татьяна Владимировна, 10 «Б» класс

Ерошин Владимир Максимович,

учитель истории и обществознания

I Введение…………………………………………………………………

II Положение многодетных семей в современном мире………………

1)Многодетная семья: хорошо или плохо? ………………………….

2)Основные проблемы многодетных семей………………………….

III Ключевые проблемы многодетных семей………………….

2) Финансово-материальная проблема………………………..

3) Проблема трудоустройства родителей…………………….

4) Психолого-педагогическая проблема…………………….

5) Проблемы в области образования………………………….

6) Медицинские проблемы……………………………………..

V Многодетные семьи и государство………………………….

1) Государственные меры по поддержке многодетных семей

Во время демографического кризиса проблема многодетных семей становится наиболее острой. Казалось бы, государство и общество должны делать всё для увеличения количества таких семей в стране, но стоит нам открыть поиск Интернета, как появляются сотни и тысячи отчаянных криков о помощи. Полноценное развитие такого типа семей играет большую роль не только с точки зрения демографии, но и сточки зрения социальной и экономической сферы. Количество и положение многодетных семей напрямую влияет на демографическое положение страны.

По результатам одного из российских исследований у нас в стране около 41 миллиона семей [1] (приложение 1). Из них:

34%-в семье один ребёнок.
15%-два ребёнка.
3%-многодетные семьи.

По данным научной литературы [2] , все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

1.Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

2.Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

3.Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития.
В научной литературе многодетная семья – семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

Для Московской области данная тема особенно актуальна, так как по сообщениям пресс-службы министерства социальной защиты населения [3] , количество многодетных семей на протяжении нескольких лет возрастает на 7-9%, что создаёт возможность улучшения демографической ситуации и увеличения объёма рабочей силы в ближайшем будущем.

Лично для меня данная тема актуальна, в связи с большим количеством детей из многодетных семей в моём классе.

У многодетных семей существует множество проблем, основные из которых: жилищная, финансово-материальная, трудоустройства родителей, психолого- педагогическая, в области образования и медицинская.

При исследовании этих проблем я обращалась к социологической литературе по данной теме и к материалам сети Интернет.

Действительно ли возможно решить хотя бы некоторые острые проблемы многодетных семей в России в ближайшее время?

Итак, прежде чем проводить работу, я определила следующие задачи: сформулировать основные проблемы многодетных семей в современной России; исследовать и выяснить причины проблем детей из многодетных семей; провести практическое исследование по данным проблемам посредством опроса учащихся Барвихинской СОШ разной возрастной категории.

Методы выполнения задач: изучение разнообразных источников информации (научная литература, Интернет), проведение опроса учащих школы, живущих в многодетных семьях, о проблемах такого типа семей.

Проведя исследовательскую работу, были получены следующие результаты:

  1. Выявлены и сформулированы главные проблемы детей из многодетных семей в современном обществе;
  2. Выяснены причины возникших проблем и меры, предпринимаемые государством в решении данных проблем;
  3. Проведён опрос учащихся разной возрастной категории и представлены его результаты.
Положение и категории многодетных семей в современном обществе.

Многодетная семья: хорошо или плохо?

По статистике в нашей стране лишь 6,6% [4] (некоторые статисты называют 2%) семей являются многодетными. Отношение общества к многодетным семьям всегда было противоречивым. Одни люди восхищаются ими, другие твердят: «Много детей бывает только у безответственных родителей!» Что ж, и так бывает. Порой, и в семье, где один или два ребенка, вырастают хорошие дети, а в среде многодетных семей — неблагополучные.

Сторонники многодетных семей считают, что ребенок, воспитываясь в большом коллективе, получает ценный опыт социальной адаптации, волей-неволей учится налаживать контакт с каждым членом семьи. Такие дети более приспособлены к жизни. Для ребенка, выросшего в небольшой семье, привыкание к детскому саду, школе идет куда медленнее. С этими доводами трудно не согласиться. Все оно так. Хотя и тут без исключений не обойтись. Разные семьи — разное воспитание. И не только…

Многие родители, которые не решились иметь трех или более детей, говорят, что воспитание – тяжелый труд. Заниматься одним-двумя еще возможно, на других детей не останется ни времени, ни сил. Сторонники же многодетности считают, что чем больше детей, тем легче их воспитывать. Старшие дети помогают младшим, они передают им навыки, полученные от родителей. В итоге дети из многодетных семей легче справляются с бытовыми проблемами.

Я учусь в одном классе с множеством детей из различных многодетных семей. Могу с уверенностью сказать, что они отличаются повышенной ответственностью и серьёзным отношением к жизни. Преодолевая жизненные невзгоды вместе, они приобретают важнейшие положительные качества личности: доброту, милосердие, отзывчивость к чужому горю…

Основные проблемы многодетных семей.

У многодетных семей множество проблем. Но наиболее остро стоят следующие:

Они всегда остро стоят в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретения жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.

Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях.

3.Проблемы трудоустройства родителей

Необходимость проведения большей части времени с детьми подчас лишает родителей возможности самореализации в профессиональной сфере и хорошего заработка.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Малая возможность удовлетворить свои потребности развивает чувство зависти, требование невозможного.

6.Проблемы в области образования

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны общеобразовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

7.Медицинские проблемы
Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей.

Рассмотрим подробнее каждую из этих проблем.

1. Жилищная проблема.

Такая проблема как улучшение условий проживания является в настоящее время достаточно острой. Особую актуальность эта проблема приобретает по отношению к многодетным семьям, которым наличие дополнительных квадратных метров абсолютно необходимо. Кроме того, зачастую у данной категории семей имеются весьма ограниченные ресурсы финансового характера.

Многодетные семьи, согласно госпрограмме, обеспечиваются специальными сертификатами на приобретение подходящего жилья в первую очередь. В том случае если такого рода семьей был взят кредит на приобретение жилого дома и одновременно с этим она участвует в программе, предусматривающей улучшение жилищных условий многодетным семьям, то данная семья становится получателем льгот по ипотеке.

Вот выдержка из Федерального закона о предоставлении льгот многодетным семьям: « Родители имеют право на ипотечный кредит с сроком кредитования до 30 лет (без первоначального взноса) на покупку жилья по социальной норме с отсрочкой первого платежа на три года. Государство компенсирует 75% ежемесячных платежей. После рождения следующего ребенка (или уже имеющих 4х и более детей) семье погашается весь кредит. В качестве альтернативы многодетные родители имеют право на получение жилищного сертификата для приобретения жилья или индивидуального строительства в размере 90% от стоимости жилья. (обязательное условие — время проживания одного из родителей на территории субъекта России должно быть не менее 12 лет, суммарный трудовой стаж родителей 10 лет, армия и дневные формы обучения засчитываются)»

На субсидию в стопроцентном размере могут рассчитывать исключительно те семьи, которые были признаны нуждающимися в существенном улучшении имеющихся у них жилищных условий. Субсидия рассчитывается, исходя из непосредственной стоимости одного квадратного метра, который ранее был, занимаем данной семьёй.

Но стоит нам открыть поиск Интернета, как открываются многие и многие сайты с мольбами о помощи. Вот лишь некоторые выдержки: «… семья сироты Елены Горбуновой с пятью детьми скиталась по съемным квартирам, а сейчас ютится в комнате у матери гражданского мужа, итого проживает [5] 8 человек. Семья Божковых выписана по суду на улицу и проживает третий год в гараже. Семья Довгань вырвались из «плена» конфликтной ситуации Преднестровья и стала заложником «крепостного права», те без жилья, а значит без прописки. »

Глобальность жилищной проблемы даже не в существующем дефиците площадей, основная часть которого приходится на беднейшие слои населения, но и в том, что исправление этой ситуации требует огромных затрат и воли государства, которых у него похоже нет. При текущих темпах строительства жилья в стране в 60 млн кв. м в год потребуется 50 лет, чтобы достичь «шведского» уровня обеспеченности жильем и это без учета старения и выбывания ранее построенного жилого фонда. С учетом же необходимости расселения устаревающего жилищного фонда может не хватить и века, чтобы начать жить как в Швеции.

Сегодня в очереди на жилье в стране стоит около 2,5 млн семей, и сокращается эта очередь крайне медленно – на 5% в год. Даже если в очередь не будут вставать новые семьи, для решения жилищной проблемы бедных семей государству потребуется 20 лет.

Однако, по результатам проведённого мной опроса среди участников 7-11 классов на вопрос « Есть ли у Вас своя комната» отрицательно ответили лишь 20% опрошенных. (приложение 2)

Чтобы разобраться в сущности данной проблемы, обратимся к статистике:

Основными источниками доходов многодетных семей являются заработная плата (83,2%) и социальные выплаты (47,7%).

Большинство многодетных семей (62,3%) тратят на еду 50% и более семейного бюджета, 15,8% тратит больше 75% семейного бюджета. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

То, что семья вынуждена тратить 50% и более семейного бюджета, уже само по себе говорит о недостаточном достатке. Прокормить и одеть троих детей намного сложнее, чем одного ребёнка. Мужчинам приходится работать на двух-трёх работах, что плохо сказывается на их здоровье. Женщины не имеют возможности работать из-за необходимости посвящать большую часть времени детям. Исключение составляют лишь те из них, кто работает на дому. Материальные трудности отрицательно сказываются на здоровье и поведении ребёнка. Появляются отрицательные качества: зависть, злоба, недовольство, агрессивность.

По данным опроса, на вопрос «Мечтаете ли Вы о дорогом гаджете» отрицательно ответили 20% опрошенных.

  1. Проблема трудоустройства родителей.

Обратимся к статистике.

Вот как распределились ответы на вопрос о занятости многодетных родителей: 63,1 % родителей, участвовавших в опросе, в настоящее время работают, 36,9% по разным причинам на момент опроса не работали. В 30% полных многодетных семьях работают оба родителя. 58,5% работающих респондентов составляют мужчины. Необходимо отметить высокий процент неработающих женщин –82,6%, из них по причине ухода за ребенком не работают 56%. Из общего количества работающих респондентов работают в пределах 8 часов в день 58,1%, два выходных дня в неделю имеют 55% работающих многодетных родителей. 16% работающих многодетных родителей имеет 1 выходной день в неделю, 9% работает без выходных. Это, естественно, ограничивает время для общения данной группы родителей с детьми.

Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью.

Я задала учащимся школы вопрос «В твоей семье работают оба родителя?»

Ответы распределились следующим образом: только мать работает у 22.2 % опрошенных; только отец работает в семье 44.4% опрошенных; оба родителя работают у 33.3% опрошенных. Таким образом, подтверждается гипотеза о проблемах трудоустройства родителей , так как матери часто не хватает времени и на работу, и на детей.

Во многих многодетных неблагополучных семьях дети с раннего возраста растут без необходимого им внимания и опеки. Детские потребности удовлетворяются частично. Часто дети остаются без присмотра и не накормленные, любое заболевание диагностируется и лечится с опозданием. Отсюда вытекают и проблемы детей со здоровьем в дальнейшей жизни.

Дети в таких семьях ощущают нехватку эмоционального тепла и внимания. Воспитание происходит в форме наказания и во многих случаях используется рукоприкладство взрослых, что порождает в ребёнке злобу и ненависть. Ребёнок ощущает себя нелюбимым, слабым и плохим. Эти чувства не покидают его длительное время. Неуверенный в себе ребёнок, склонный к обидам, вырастает агрессивным и конфликтным человеком.Нередко встречаются многодетные семьи, где один из родителей или оба злоупотребляют спиртными напитками. Дети, которые растут в такой атмосфере, часто страдают от физического и эмоционального насилия или становятся свидетелями таких ситуаций. Они легко обижаются и обижают других, не способны сочувствовать чужому горю и неприятностям. Чтобы избежать проблем в воспитании детей, родителям не следует строить свои отношения с ребёнком с позиции силы – это разрушает доверие к взрослым и не содействует стабильным отношениям в семье. Чтобы избежать проблем с детьми из многодетных семей, родителям следует проявлять уважение, терпение к детским чувствам и поступкам, большую часть свободного времени проводить в кругу детей и семьи. Главной задачей родителей является воспитывать детей и создавать семейные отношения таким образом, чтобы обеспечить полноценное развитие личности. Это путь к стабильности ребёнка и стабильности семьи.

У учащихся нашей школы проблем в отношениях со сверстниками практически не возникает, веди отрицательно на вопрос «Много ли у Вас друзей среди сверстников?» отрицательно ответили лишь 11.1% опрошенных.

  1. Проблемы в области образования.

Из-за недостаточного материального достатка дети из многодетных семей подчас лишены возможности получения качественного образования. По этой же причине они могут испытывать чувство неполноценности в общении со сверстниками. Только индивидуальный подход учителя к формированию личности ребёнка способен изменить положение.

Если верить результатам опроса, двоечников из опрошенных нет, чаще всего оценку «3» получают 44% опрошенных, «4» получают также 44%, а вот отличников только 22%. (приложение 3). Из этого следует, что проблема в области образования у детей из многодетных семей существует и в нашей школе. Однако все опрошенные хотят и считают возможным получить высшее образование.

А) Проблемы, связанные со здоровьем детей

Многодетная семья — это большой коллектив, поэтому актуальной проблемой является проблема инфекционных заболеваний, особенно которыми легко заразиться. Ведь помимо того, что все члены семьи общаются дома, как правило, каждый ребенок посещает еще и детский коллектив — будь то группа детского сада, школьный класс или группа развития. И в первую очередь к таким заболеваниям, безусловно, относятся острые респираторные заболевания (ОРЗ). То есть, если у одного малыша в коллективе кто-то заболел банальной простудой, то велика вероятность того, что все члены многочисленной семьи в течение недели будут чихать и кашлять, лежать в кровати с высокой температурой. Поскольку не все детишки заболевают сразу, то период, когда кто-то из членов семьи нездоров, может растянуться на несколько недель. Решить проблему ОРЗ в многодетной семье сложно, но можно попытаться. И краеугольным камнем в ее решении является профилактика. Для предотвращения острых респираторных заболеваний важны закаливание, прием поливитаминных препаратов, вакцинация. Следует отметить, что вакцинация важна не только для детей, но и для взрослых членов семьи, в том числе для мамы в преддверии планируемой следующей беременности.

Помимо респираторных заболеваний, велика вероятность распространения детских инфекций. Эта проблема имеет особое значение для мамы, так как, во-первых, детские инфекции переносятся взрослыми достаточно тяжело, а во-вторых, к моменту эпидемии в семье той или иной детской инфекции мама может находиться в состоянии ожидания следующего малыша. Тогда инфекционное заболевание отразится не только на здоровье мамы, но и на здоровье будущего ребенка; вероятны даже ситуации, при которых придется прервать беременность (например, при заболевании мамы краснухой). В связи с этим все дети в многодетной семье должны быть своевременно вакцинированы. Б) Проблемы, связанные со здоровьем матери

  1. Государственные меры по поддержке многодетных семей. Многодетным семьям и их членам (совместно проживающие бабушки и дедушки перечисленными ниже льготами не пользуются) в качестве мер социальной поддержки предоставляются следующие права и льготы:
    1) скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для многодетных семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — не ниже 30% от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
    2) бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет;
    3) бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для детей из многодетных семей — учащихся общеобразовательных учреждений (до 18 лет);
    4) 50%-ная скидка в оплате проезда один раз в год на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации детям до 18 лет из многодетных семей, нуждающимся в санаторно-курортном лечении по заключению государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, имеющим путевки (курсовки) в санаторно-курортные организации соответствующего профиля независимо от форм собственности, а также многодетным родителям (одному из них), сопровождающим детей к месту лечения и обратно;
    5) право на прием детей из многодетных семей в дошкольные учреждения в первую очередь;
    6)бесплатное питание (завтраки и обеды) для детей из многодетных семей — учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального и общего профессионального образования за счет средств всеобуча, отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
    7) бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей из многодетных семей в общеобразовательном учреждении за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
    8) при наличии медицинских показаний — первоочередное обеспечение детей до 18 лет из многодетных семей местами в специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа, оздоровительных лагерях и других оздоровительных учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности;
    9) бесплатное пользование детьми до 18 лет из многодетных семей всеми видами медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебных и лечебно-профилактических учреждениях, а также обеспечение протезно-ортопедическими изделиями при наличии медицинских показаний;
    10) один день в месяц для бесплатного посещения детьми из многодетных семей музеев, парков культуры и отдыха, выставок;
    11) одноразовое предоставление многодетной семье льготного кредита или беспроцентного займа на приобретение строительных материалов, строительство или приобретение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    12) первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
    13) первоочередное предоставление многодетным семьям садовых или огородных земельных участков в размере не менее 0,15 гектара на семью;
    14) одноразовое выделение многодетным родителям для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, малых и других предприятий земельных участков с предоставлением льгот по налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    15) выделение в первоочередном порядке многодетным родителям, создающим крестьянское (фермерское) хозяйство, долгосрочных кредитов или беспроцентных займов для развития производственной базы этих хозяйств, приобретения техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производства, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    16) трудоустройство многодетных родителей с учетом возможности их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому и т.д.) с закреплением данных положений в региональных программах занятости;
    17) первоочередное обучение и переобучение многодетных родителей специальностям, востребованным экономикой региона.

Моя исследовательская работа может использоваться как дополнительное пособие на уроках обществознания, в области психологии, на факультативных занятиях по обществознанию. Исследование возможно продолжить путём более тщательного изучения поставленных проблем и проведения новых опросов по теме.

В процессе проведения исследования я определила и выяснила основные проблемы детей из многодетных семей и их причины, провела социологический опрос среди 20 учащихся 6-11 классов и выявила наличие определённых проблем детей из многодетных семей нашей школы. Результаты показали, что проблемы действительно существуют, но в нашей школе они стоят не так остро. В заключение хотелось бы сказать, что на вопрос «Хотели бы Вы быть единственным ребёнком?» положительно не ответил никто. Выходит, плюсов всё таки больше.

Неблагополучные многодетные семьи

3. Неблагополучные многодетные семьи.

Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих аморальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.

В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус [10, с. 45].

В многодетных семьях существуют свои специфические проблемы. Одной из них является материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д.

В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразна. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, рыбы, молока и т.д. Недостаточное получение продуктов отражается на развитии и здоровье детей, и вызывают большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает [10, с. 65].

Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

Еще одной проблемой многодетной семьи является проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ — многодетные родители. Семья с тремя несовершеннолетними детьми при обоих работающих родителях, получающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бедности [12, с. 44].

Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а так же социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

Выживание многодетной семьи в современных условиях возможна путем собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50% таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушениями трудового законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью.

Жилищная проблема, так остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно. Увеличивается плата за коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе [12, с. 52].

В традиционной семье многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие, как чуткость, человечность, уважение к старшим. В таких семьях существует внутренняя иерархия отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи — отец. Мать – хранительница очага, организатор домашних дел. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в многодетных семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности, старшие дети стремятся к лидерству [12, с. 56].

Малая возможность удовлетворить свои потребности развивает чувство зависти, требование невозможного. Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны с родителями. Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т.е. автономии каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Конфликты нередко возникают даже из-за плохой успеваемости в школе, отсюда – частые пропуски занятий; подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу.

Многодетные дети, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети проводят большую часть времени на улице. Возникает проблема коммуникации, как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни. Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые не одобряют факта многодетности, особенно в современных условиях. Негативное отношение сверстников ощущают дети из многодетных семей — трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д. [12, с. 59].

Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения, мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга.

В многодетной семье существуют и медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Как показывает статистика, проблемных детей в таких семьях – 10-15%. Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества.

Социальная незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8% семей относятся к группе риска. В таких семьях отмечается частое заболевание, как детей, так и родителей. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в два раза чаще, чем в других семьях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков [10, с. 49].

Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здоровья родителей. Отмечается низкий показатель систематического наблюдения за детьми, позднее обращение в больницу в случае заболеваемости, самолечение, неудовлетворительная диспансерия и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-курортное лечение.

Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от порядкового номера рождения ребенка – вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей заболеваемости становится выше. Дети первых 30х порядков рождения более длительный срок находятся на грудном вскармливании, но страдают режим, качество питания. В структуре заболеваемости детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте – нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте – заболевания нервной системы, органов зрения.

Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы, неврозы, различные патологии: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, неврозы. Подростки имеют ниже средних показателей [12, с. 87].

Таким образом, многодетная семья в современном обществе имеет множество проблем, которые должны решаться на уровне правительства.

Отношение окружающих к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно – в них видят конкурентов при распределении социальной помощи. Большое или среднее число детей в семье стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования.

Социально-экономическое положение и самочувствие многодетных семей отягощены многими проблемами, которые не были разрешены в эпоху государственного патернализма и превращаются в практически неразрешимые проблемы в эпоху либерализма. При существующих формах социальной поддержки многодетные семьи обречены на социальную деградацию в условиях углубления социально-экономических трудностей.

Внешний взгляд на многодетную семью. Пособие для социальных работников

Семья — это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.

Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг ко другу.

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

1. Многодетные семьи

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Новая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил.

Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обуславливалось традициями русского народа и православной морали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распространены аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.

В настоящее время многодетной семьей считается семья, имеющая 3-х и более детей.

2. Категории многодетности

Различают три категории многодетных семей:

1. Сознательная многодетность.

В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или матери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.

Эти две категории вполне благополучны.

Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.

Психологическая атмосфера семьи — взаимопонимание, одинаковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

3. Неблагополучные многодетные семьи.

Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.

В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.

3. Проблемы многодетных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные се-мьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесяч-ным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не-достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью.

Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.

Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе.

Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но загружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи — отец; домашние дела — на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.

Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одежде, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного.

Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.

Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемости детей в школе, отсюда — частые пропуски занятий; подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу.

В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке.

Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.

Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые не одобряют факта многодетности, особенно в современных условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодетных семей — трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д.

Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения. Мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга.

Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества .

Итак, повсеместно распостранена «внешняя» оценка многодетной семьи, как семьи проблемной, фактически социально неблагополучной.

Согласны ли сами многодетные с этой оценкой?

Статья написана по материалам сайтов: nsportal.ru, www.kazedu.kz, www.semya-rastet.ru.

»

Это интересно:  Налоговый вычет для многодетных семей 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector