+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Особенности поддержки многодетных семей 2019 год

1. Совершенствование системы учета многодетных семей и правового регулирования их государственной поддержки.

1.1 Установление и обеспечение федерального стандарта минимального объема социальной поддержки многодетным семьям, нуждающимся в социальной помощи и поддержке.

1.2 Разработка и принятие в каждом субъекте Российской Федерации нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, объединяющего правовые нормы, определяющие размеры, условия и порядок предоставления всех форм поддержки многодетных семей на региональном уровне.

1.3 Создание банка данных о многодетных семьях в каждом субъекте Российской Федерации. Совершенствование порядка регистрации многодетных семей.

1.4 Установление единой для всех субъектов Российской Федерации формы документа, подтверждающего статус члена многодетной семьи.

1.5 Разработка единой методики мониторинга качества жизни многодетных семей в субъектах Российской Федерации, учитывающей региональные особенности, и осуществление такого мониторинга.

Государственная помощь многодетным семьям в решении жилищных проблем и оплате коммунальных услуг.

1. Государственная помощь многодетным семьям в приобретении, строительстве или получении в социальный найм жилья.

1.1 Введение правовых и финансовых механизмов предоставления банками целевых кредитов или уполномоченными организациями целевых субсидий на улучшение жилищных условий семьям при рождении четвертого и каждого последующего ребенка, с прогрессивной шкалой погашения процентов по банковским кредитам или размера подлежащих возврату предоставленных сумм за счет государства в зависимости от числа детей в возрасте до 18 лет.

1.2 Нормативно-правовое закрепление правовых и финансовых механизмов, обеспечивающих в случае рождения четвертого или последующего ребенка семьям (молодым семьям — в случае рождения третьего ребенка) с ежемесячным среднедушевым доходом менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, разовое погашение за счет государства части долга по ипотечному кредиту или части долга по договору купли-продажи жилых помещений в рассрочку. Компенсация государством процентной ставки по основному кредиту в размере половины средней по субъекту Российской Федерации ставки по ипотечному кредиту.

1.3 Установление для многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы первоначального взноса по ипотечному кредиту или по договору купли-продажи жилых помещений в рассрочку: для семей с 3-4 детьми — 40 %, для семей с 5 и более детьми — 20 % от суммы (процента) первоначального взноса, установленной для других категорий граждан.

1.4 Введение правовых и финансовых механизмов предоставления семьям с 4 и более детьми, имеющим ежемесячный среднедушевой доход менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в течение полугода со дня рождения четвертого и каждого последующего ребенка жилых помещений (предоставление жилых помещений большей площади) из государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма, с сохранением права на получение безвозмездной субсидии или займа, выделяемых за счет государственного или муниципального бюджета на строительство или приобретение жилья.

2. Реализация мер по стимулированию индивидуального жилищного строительства многодетных семей с ежемесячным среднедушевым доходом менее 4 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации.

2.1 Предоставление организованным группам застройщиков — многодетным семьям земельных участков (не менее 0,15 га в пригороде; не менее 0,50 га — в сельской местности) в собственность под индивидуальное жилищное строительство бесплатно либо по льготной (через субвенции) цене (в зависимости от величины среднедушевого дохода семьи, в соответствии с утвержденной сметой расходов в органах социальной защиты населения).

2.2 Выделение из местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации финансовой помощи на организацию инженерного обустройства (газ, вода, электроэнергия) застраиваемых согласно п. 2.3.1 участков.

2.3 Введение правовых и финансовых механизмов компенсации многодетным семьям части затрат на приобретение или строительство жилья, выделение строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в сельской местности) в случае рождения (усыновления) ребенка. Компенсация от 20 % до 100 % стоимости стройматериалов (в зависимости от среднедушевого дохода семьи в соответствии с утвержденной сметой расходов в органах социальной защиты населения, в пределах норм, установленных в субъекте Российской Федерации) многодетным семьям при осуществлении ими индивидуального жилищного строительства.

2.4 По согласованию с собственниками (нанимателями) жилого помещения, содействие в проведении ремонта жилья (не реже чем 1 раз в 6 лет), занимаемого многодетными семьями с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимума.

Совершенствование системы государственных семейных пособий и компенсаций для многодетных семей.

2. Установление минимального размера ежемесячного пособия на детей в многодетных семьях с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, в размере 3000 руб. на третьего и каждого последующего ребенка.

3. Установление ежегодного президентского рождественского (для лиц, исповедующих другие религии, — новогоднего) пособия в размере 2 прожиточных минимумов каждой многодетной семье с 4 и более детьми.

4. Компенсации многодетным семьям с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги телефонной связи.

4.1 Снижение максимального уровня доли оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в совокупном доходе семьи для получения жилищной субсидии до 10 % для многодетных семей.

4.2 Компенсация для семей с 3 и более детьми в размере 50 % абонентской платы за телефон и платы за электроэнергию.

Обеспечение доступности медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения.

1. Установление первоочередного права приема детей из многодетных семей в оздоровительные и специализированные детские учреждения лечебного и санаторного типа.

2. Бесплатное лекарственное обеспечение детей из многодетных семей до достижения ими возраста 7 лет.

3. Льготы по отдельным видам медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения для женщин, родивших (усыновивших) и воспитывающих (воспитавших) 5 и более детей.

3.1 Бесплатное обеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении по рецептам врачей государственных учреждений здравоохранения.

3.2 Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов и отдельных видов металлокерамики) в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения субъекта Российской Федерации.

Меры морального поощрения родителей, ответственно и добросовестно воспитывающих (воспитавших) детей в многодетных семьях.

1. Награждение родителей, имеющих 5 и более детей, почетными грамотами, знаками, наградами органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Введение специальной государственной награды (орден и медаль) родителям (усыновителям, опекунам и приемным родителям), имеющим 5 и более детей, обеспечивших воспитание достойных граждан Российской Федерации и являющихся образцом поведения.

3. Ежегодные новогодние встречи Президента Российской Федерации с многодетными семьями с 7 и более детьми во время проведения Кремлевской Ёлки».

4. Ежегодная встреча в день защиты детей Президента Российской Федерации с представителями общероссийских общественных объединений членов многодетных семей по обсуждению практических вопросов и поддержке их инициатив. Ежегодные аналогичные встречи представителей Президента РФ в федеральных округах с представителями многодетных семей, предваряющие встречу с Президентом РФ.

Теоретические основы социальной поддержки многодетных семей

Многодетная семья. Понятия, виды, проблемы

Семья представляет собой одну из систем социальной жизнедеятельности человека, наиболее значимый социальный институт общества, который изменяется под воздействием внутренних и социально-экономических процессов.

Она представляет собой небольшую социальную группу, связанную определенными (брачными или родственными) взаимоотношениями, общим бытом (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), взаимными обязанностью и правами по отношению друг к другу, моральной близостью.

Семья достаточно остро и оперативно реагирует на все происходящие изменения (как положительные, так и отрицательные), которые происходят в обществе, проявляя антигуманную и гуманную сущность происходящего в обществе движения, давая оценку негативным и благоприятным для семьи процессам. В качестве общества семья формировалась, терпела изменения и росла одновременно с ним и как следствие оказывала воздействие непосредственно на процесс его развития.

Многодетные семьи как правило подразделяют на три группы (категории) :

  • — семьи, в которых многодетность является запланированной (в связи с особенностями религии, национальными или семейными традициями, и прочее). Данные семьи сталкиваются с рядом трудностей, которые вызваны такими факторами как — недостаточная обеспеченность, теснота жилья, занятость родителей (в первую очередь матери), положение их здоровья, но у родителей существует мотивация к воспитанию детей;
  • — семьи, которые сформировались в результате второго и последующих браков матери (в некоторых случаях — отца), в которых вновь рождаются дети. Исходя из проведенных исследований видно, что данные семьи являются достаточно благополучными, но их членам свойственно чувство неполноценной семьи;
  • — неблагополучные многодетные семьи, сформировавшиеся в следствии неразумного поведения родителей, порой в результате алкоголизма, низкого интеллектуального уровня, асоциального образа жизни. Детям в указанных многодетных семьях достаточно часто требуется помощь, реабилитация, они страдают от недоразвития и болезней. При потере родительского контроля достаточно трудно организовать достойную их судьбу, так как семейное законодательство запрещает разделение детей из одной семьи, а усыновить 3 — 7 детей разной возрастной группы и разного уровня социальной дезадаптации не всегда представляется возможным.
Это интересно:  Компенсация вместо земельного участка многодетным семьям 2019 2019 год

Сокращение рождаемости, уменьшение численности населения повлекут за собой потерю суверенитета страны, исходя из этого тревожные признаки демографии признаются проблемами государственной безопасности. Решать данный вопрос может лишь семья [7, c. 52].

Многодетные семьи каждого вида имеют общую социальную проблему, непосредственно связанную с многодетностью: дети в указанных семьях по сравнению с детьми из той же возрастной группы из преобладающих малодетных семей в большинстве случаев проявляют низкую самооценку, им свойственны необоснованное, ненормальное и неправильное представления о своей значимости, что как правило негативно отражается на их дальнейшей судьбе. Помимо этого, небольшая разница в возрасте детей, свойственная для многодетных семей, влечет за собой постоянное наличие значительного числа малолетних братьев и сестер, что приводит к сокращению социального возраста старших братьев и сестер (другими словами сиблингов). Данная закономерность, имеющаяся во всех видах многодетных семей, не зависит от имущественного и образовательного статуса родителей.

Семейная политика в Российской Федерации всегда строго контролировалась государством и была вплотную связана непосредственно с социальной жизнью [12, c. 623].

Семейная политика представляет собой деятельность политических партий, государства, общественных компаний, которая нацелена на возвращение семье свойственных ей социальных функций, формирование экономических механизмов усиления и сохранения семьи как социального института, усиление семейного образа жизни [13, с. 8].

Государственная семейная политика должна содействовать личному развитию семьи на базе социального сотрудничества и партнерства с государством, какими-либо компаниями. Важное значение при этом имеет обеспечение целенаправленности и направленности социальной поддержки на базе предоставления семьям определенных услуг социального характера, увеличение числа возможностей для гарантии семьи с опорой на развитие семейного бизнеса, личные трудовые усилия, информационного обеспечения семей, исследования и прогнозирования социальных потребностей [14, с. 6].

На сегодняшний день демографическая ситуация в России подобна экстремальной: каждый год численность населения России с начала 1990-х годов уменьшается на немалые цифры. Часть населения умирают, а другие не успевают даже родиться. Демографы считают данную ситуацию достаточно тревожной, так как сокращение численности населения нашей страны может привести к серьезным последствиям. Суть проблемы заключается не только в сокращении количества трудовых ресурсов, которые обеспечивают развитие национальной экономики. Россия является страной которая имеет огромные территории и земли, которые привлекают граждан многих государств, население которых продолжает активно расти.

Учитывая все вышесказанное, решать данную проблему само население не торопится, несмотря на появляющуюся государственную поддержку. Рожать и воспитывать больше трех детей значительная часть граждан нашей страны считают невыгодным и нерациональным. Основным примером этого может являться общественное отношение к многодетным семьям. Наличие пятерых детей вызывает непонимание и сочувствие, десятеро — некоторого рода шок. На протяжении тысячелетий женщины рожали в период всего репродуктивного возраста, не один два раза, а. как правило, тринадцать, семнадцать раз, при этом около пятидесяти лет было достаточно для того, чтобы многодетная семья прекратила являться нормальным общепринятым явлением. Необходимо отметить такой факт, что в многодетных семьях были воспитаны великие нации, которые завладевали территориями, землями и основавшие города. Чтобы численность нации увеличивалась, требуется наличие больше трех детей в каждой из семей, так как трое только заменяют своих родителей (учитывая пар, не имеющих детей и одиноких людей) и не дают необходимого прироста числа населения.

В число основных причин демографического кризиса входят следующие — потеря нравственных целей, духовное опустошение. Общество через чур нацелено на материальные ценности, люди хотят жить в собственное удовольствие, а дети считаются верой в бессмертие, в что-то большее и ценное, в отличие от собственной жизни. Также отметим что, у людей отсутствует уверенность в завтрашнем дне. Даже такие учреждения как — школы, детские сады, больницы теперь классифицируются на те, которые для каждого, и те, которые для особенных членов общества. Исходя из этого перспектива рожать не очень привлекает некоторых жителей России — так как каждый желает, чтобы у его ребенок был обеспечен всем необходимым и достойным. Достаточно острой является проблема с жильем. Некоторые семьи хотят родить еще одного ребенка, но отсутствие жилья или нехватка квадратных метров лишает их такой возможности, улучшить которые порой бывает достаточно сложно, по причине постоянно растущих цен на недвижимость [15, c. 63].

Социальный статус женщины-матери непосредственно зависит от того, в какой степени выбранная ее семьей модель репродуктивного поведения отвечает нормам, принятым большинством в обществе. А что она представляет из себя на сегодняшний день? Один — два, в редких случаях три ребенка. Следовательно, до тех пор, пока общепринятая норма не изменится, многодетные семьи будут считаться скорее как исключение из правил, и к ним будет формироваться соответствующее отношение.

В отношении многодетных матерей и их детей существовало и существует некоторое социальное неодобрение и непонимание, а порой и отторжение. Семьи, которые являются многодетными порой принимаются как «социальные иждивенцы», несмотря на то, что на практике льготы у них достаточно скромные, как правило многодетные семьи имеют более высокий риск, в отличие от семей с одним-двумя детьми, оказаться в числе малоимущих и необеспеченных, поскольку величина существующих детских пособий не соответствует уровню жизни.

Часто о многодетной семье и детях говорится в отрицательном контексте: это только лишь трудности, проблемы и неприятности. Сомнительно, что такой категоричный взгляд является справедливым: нет смысла идеализировать многодетные семьи, также не стоит видеть в них только отрицательные черты. Многодетная семья по умолчанию представляет собой особый мир — ни положительный и не отрицательный, с свойственными ему плюсами и минусами, собственными невзгодами и радостями. Исходя из проведенных психологами и социологами исследований, взгляд на многодетную семью начал меняться только лишь несколько лет назад.

Многодетность приобретает модный характер в материально благополучной и состоятельной среде. Исходя из этого можно сделать вывод, что у многодетных семей есть перспективы [16, c. 97].

Несмотря на распространенное мнение, деньги — не являются основной проблемой в многодетной семье. Другими словами, те, кто осознанно рожает большое число детей или реально представляют себе, как они будут данных детей содержать (обычно, состоявшиеся профессионалы, успешные представители «среднего класса») или, когда это люди являются верующими, надеются на то, что Бог, давая ребенка, даст ему и средства и возможности для содержания. Обычно, так оно и получается. Но, необходимо отметить, что у всех разный уровень представлений о материальном благополучии: для одних норма — личный дом с евроремонтом и две машины, другие же чувствуют себя абсолютно комфортно и в маленькой, незамысловато обставленной квартирке.

Одна из наиболее существенных проблем — это отсутствие возможности выделить отдельное время для личного общения с каждым отдельным ребенком с тет-а-тет, а детям для соответствующего развития требуется постоянное внимание родителей. У детей из многодетной семьи как правило встречается низкая самооценка, так как они чувствуют себя как часть большого общества и практически не задумываются о значимости личного «я». В юном возрасте это может повлечь за собой гиперкомпенсациею: ребенок будет самоутверждаться с помощью возможных и невозможных методов, подтверждая собственную неповторимость, особенность и уникальность. Даже когда семья обладает очень большой жилплощадью, детям и взрослым не хватает личного пространства, возможности тихо посидеть, уединиться и остаться наедине с собственными мыслями и делами. Подростки достаточно часто страдают, в отсутствии личной комнаты, в которую можно было бы пригласить любимого человека или знакомых, друзей.

Проблемы справедливого распределения материальных благ. Дает возможность открытости в согласовании семейного бюджета и конкретные приоритеты: в первую очередь приобретаем самое необходимое, затем полезное, далее приятное. Когда данный принцип относится на всех, дети не видят в нем справедливость.

Проблема справедливого распределения обязанностей по домашнему хозяйству между каждым из членов семьи. Данная проблема решается при помощи применения системы дежурств (график мытья посуды, приобретения продовольствия, уборка) с поручением полной ответственности за вверенное дело. Особое значение также имеет внимательное отношение мужа и жены друг к другу, умение в нужный момент сказать: «А давайте-ка поможем маме с уборкой», «Кто пойдет с папой за картошкой?». Таким образом получается не требование помощи, а проявление заботы.

Это интересно:  Налоговые льготы для многодетных семей в СПБ 2019 год

Проблема личного пространства. У каждого должно быть собственное спальное место, а в идеальном случае — рабочее место. Также человеку требуется хотя бы маленький уголок для хранения собственных вещей. Порой интересы соприкасаются, каждый на протяжении своей жизни успевает побывать и в роли обидчика, и в роли обиженного и учится решать вопрос компромиссом.

Основная и наиболее существенная проблема — это достойное жилье. Именно отсутствие достойных и соответствующих жилищных условий является основным основанием нарушения прав детей на здоровую жизнь, становление личности и бездефектное развитие.

Существующая в современных условиях установка на малодетность сокращает общественную ценность материнства, а неустойчивое положение экономической жизни лишь усложняет данный процесс, вопреки возрождению и существованию традиции.

Подводя итоги, необходимо отметить, что под многодетной семьей подразумевается семья, в которой три и более детей (среди которых усыновленные, а также пасынки падчерицы) в возрасте до 16 лет, а до достижения 18 лет, когда они учатся в образовательных учреждениях. Были изучены наиболее важные и значимые проблемы, возникающие в некоторых многодетных семьях, поскольку: невысокая заработная плата, недоступность образовательных и медицинских услуг, нехватка рабочих мест. Исходя из этого, необходимо отметить, что многодетная семья — это как правило семья с невысоким достатком. Многодетная семья как социальная группа представляет собой объект социальной поддержки. Организация достойных и соответствующих условий для социальной поддержки многодетных семей является основной и наиболее значимой из задач государственных органов и общественности.

Особенности поддержки многодетных семей

Многодетные семьи это особая социально-демографическая группа, так как они объединены границами возраста, наличием малолетнего ребенка (детей), а также наличием типичных социально-психологических, духовно-нравственных характеристик, сходным социальным опытом и образом жизни. При этом многодетные семьи, особенно неполные семьи с тремя и более детьми, отличаются максимальными риском и степенью бедности. Всилу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются по среди других категорий семей по всем социально-экономическим показателям уровня жизни.

С методологической точки зрения возможно выделение многодетных семей в отдельную социальную группу. Основываясь на определении Г.С.Антипиной, социальной группой считают совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности [1].

Серьезные демографические проблемы России и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей с детьми.

Разработка и проведение эффективной демографической и социальной политики, направленной на поддержку семьи, затрудняется отсутствием законодательно утвержденного определения «многодетная семья».

Так, Указ Президента РФ от 05.05.1992г. №431 возлагает на региональные органы власти полномочие определить, сколько детей многодетную семью образуют. При решении этого вопроса учитываются национальные и культурные особенности региона.

Тенденция последних лет такова, что в подавляющем большинстве субъектов федерации многодетными считаются родители, воспитывающие трех и более детей.

Согласно программе государственной поддержки многодетных семей в РФ на 2008–2015годы (проект) под многодетной семьей понимается:

–для субъектов Российской Федерации с отрицательным естественным приростом населения – семья с тремя и более детьми (в том числе усыновленными), включая: детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18лет; детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования дневной формы обучения любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22лет;

–для субъектов Российской Федерации с положительным естественным приростом населения – семья с четырьмя и более детьми (включая вышеуказанные категории лиц).

В соответствии с Законом «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам» многодетными признаются семьи, имеющие трех и более детей.

В настоящий момент в Тюменской области многодетной семьей, которая может обратиться за помощью в государственные органы, является семья, имеющая троих и более детей до 18лет, при условии, что на каждого из членов семьи приходится доход ниже прожиточного минимума, установленного на данной территории.

Это устанавливает Закон Тюменской области от 28декабря 2004г. №331 «Осоциальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области». При этом только в случае признания малообеспеченности семья с тремя и более детьми признается многодетной и имеет право на получение социальной поддержки со стороны государства.

Доля многодетных семей низка, однако наблюдается слабый ее рост. В2002г. среди семейных ячеек с детьми до 18лет доля семей с тремя и более детьми составляла 5,4 %. В2010г. она дошла до 5,8 %.

В России многодетные семьи – это преимущественно семьи с тремя детьми, их 75 %. Счетырьмя детьми – всего 17,3 % семей. Спятью и более – 7,7 %. При этом многодетность, как правило, носит «региональный характер». Здесь выделяются, к примеру, северокавказские республики – в основном их сельское население. Как отмечает старший научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Лидия Прокофьева, в остальных субъектах федерации многодетность – редкое явление [5].

Точный подсчет многодетных семей усложняется, потому что с 1998года органы ЗАГС перестали считать очередность появления ребенка в семье. Аорганы соцзащиты считают только тех, кто обратился к ним за помощью.

В настоящее время появление ребенка в семье, как правило, существенно снижает уровень ее жизни, а наличие трех и более детей делает семью в подавляющем числе случаев бедной [4]. Вданном ключе актуальным является поддержка многодетных семей со стороны государства. Особенности взаимодействия многодетных семей с государством и социальная поддержка отражены в результатах исследования проведенного среди представителей многодетных семей г.Тюмени Тюменской области.

Многодетные семьи часто расцениваются как «социальные иждивенцы» [2]. Данное общественное мнение опровергают результаты опроса. Более 75 % респондентов принимали решение о рождении очередного ребенка безотносительно роли и программ поддержки государства. Вместе с тем они отмечают значительную роль социальной поддержки государства.

Наиболее важными причинами для рождения ребенка с помощью «государственной стимуляции» могут быть причины духовно-нравственного характера и причины, связанные с улучшением жилищных условий [3].

Одновременно был задан вопрос позволивший выявить наиболее популярные меры государственной поддержки. Из видов государственной поддержки, получаемой многодетными семьями, были отмечены адресные социальные пособия.

Особенно отметим, что некоторые виды помощи положены «комплексно», так, например, оформляя пособие как малоимущая, семья имеет право оформить тут же и транспортную карточку, и компенсацию на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства. Однако некоторые респонденты отметили эти пункты выборочно. Что скорее всего говорит о низкой информированности населения о сопутствующих мерах поддержки.

На вопрос «Достаточно ли вам государственной помощи?» лишь 4 % ответили утвердительно, более половины опрошенных (59 %) недовольны размером получаемых пособий, 36 % ответили, что никакой помощи им не полагается.

Таблица 1

Меры социальной поддержки многодетных семей,способствующие рождению третьего и последующих детей

Выплаты на ребенка, соответствующие прожиточному минимуму

Особенности поддержки многодетных семей

Актуальность темы исследования. Исследование особенностей социальной работы с многодетными семьями в Российской Федерации является актуальным как в общетеоретическом, так и в практическом плане. Представление о многодетной семье в последние годы претерпели значительные изменения. В законодательстве Российской Федерации статус многодетной семьи не определен ни на федеральном уровне, ни на уровне субъектов. Отношения не урегулированы. Рассматривавшийся почти пять лет в Государственной Думе проект федерального закона о поддержке многодетных семей так и не был принят, он был снят с рассмотрения. Федеральные законодатели решили, что в субъектах должны сами заботиться о своих многодетных семьях. Рост количества обращений в органы социальной помощи от многодетных семей, анализ их содержания свидетельствуют, что они в настоящий момент являются наиболее уязвимыми. В такой ситуации, приоритетной задачей, которая стоит перед органами социальной поддержки и защиты семьи, является совершенствование социального обслуживания многодетным семей, что непременно приведет к улучшению демографической ситуации в Российской Федерации. Следует отметить, что это вполне соответствует современной международной практике социальной защиты человека в высокоразвитых странах. Россия, которая провозгласила приоритетным направлением внешней политики на защиту прав и свобод человека и гражданина, взяла тем самым соответствующие обязательства по обеспечению реализации прав человека. Среди них – право на социальное обслуживание, которое приобретает особое значение в условиях рыночных преобразований. Сегодня можно утверждать, что спад экономического развития, недостаточная социально-правовая защищенность широких слоев населения, их обнищание и неуверенность в будущем, увеличивает зависимость человека от социальной политики государства и побуждает последнюю уделять пристальное внимание разработке системы социальной защиты различных категорий населения. Русское государство на законодательном уровне выделило социально уязвимую категорию из числа нетрудоспособного населения – несовершеннолетних детей, а с ними – и семью, в которой они содержатся и воспитываются. Этим определены приоритеты социальной политики России, признано преимущество общечеловеческих (в частности – семейных) ценностей перед другими. Именно с семьей связаны такие факторы жизнеспособности общества, как генетический, интеллектуальный, этнический фонды, а также качество физического и духовного здоровья, связь поколений, сохранения нравственных и культурных ценностей, обеспечение необходимого уровня общественного порядка. Русское государство признает семью главной структурной единицей общества, а одним из ее главных функций, в свою очередь, — функцию рождения и воспитания детей. Наконец, нужно учесть и недостаточную исследованность проблемы социального обеспечения многодетных семьей в Российской Федерации. Эта проблема в определенной мере исследовалась учеными в работах, посвященных анализу правовог обеспечения в целом (М.Г. Александров, В.С. Венедиктов, Д.М. Генкин, Л.Я Гинцбург, М.В. Молодцов, А.С.. Пашков, В.И. Прокопенко, В.Г. Ротань), в работах по проблемам оплаты компенсаций семьям с детьми (С.С. Каринский, Р.З. Лившиц, А.Ю. Пашерстник, А.И. Процевский). Авторы учебников и учебных пособий также внесли вклад в изучение проблемы социального обеспечения семей с детьми (Н.Б. Болотина, Г. И. Гуляев, А.Д. Зайкин, Г.И. Чанышев). Издание научно-популярной литературы также способствовало повышению уровня осмысления социально-правового явления, рассматривается (В.С. Андреев, М.И. Кучма, А.Н. Медведев, К. Молодцов, Н.А. Столяр Е.Л. Хлыстова). Однако исследования особенностей поддержки многодетных семьей в Российской Федерации с учетом современного законодательства и возможностей его развития на уровне комплексного научного исследования не осуществлялось. Это не может быть признано удовлетворительным. Объем нормативного материала, его сложность требуют комплексного исследования. Изложенное выше, обусловило выбор темы курсовой работы «Особенности поддержки многодетных семей в Российской Федерации». Целью исследования является определение современного состояния социально-правового регулирования поддержки многодетных семей в Российской Федерации. Для достижения названной цели в процессе работы над дипломной работой решались следующие задачи: 1. Раскрыть понятия многодетной семьи в РФ. 2. Исследовать государственную политику в контексте поддержки многодетных семей как основу социального обслуживания. 3. Исследовать меры социальной поддержки многодетных семей в России. 4. Проанализировать перспективы развития поддержки многодетных семей в РФ. Объектом исследования являются общественные отношения, находящиеся в сфере регулирования законодательства о социальном обеспечении семьи с детьми в России. Предметом исследования – особенности поддержки многодетных семей в Российской Федерации. Вследствие наличия функциональных связей между отраслями права, в исследовании использовались различные методы исследования. Главным среди них был общенаучный диалектико-материалистический метод, который позволил исследовать проблемы, возникающие при регулировании отношений в сфере социального обеспечения семей с детьми, в единстве их социального содержания и правовой формы.

Это интересно:  Какие льготы положены многодетным семьям в 2019 2019 год

В данной работе рассмотрена и проанализирована актуальная на сегодняшний день проблема поддержки многодетных семей в РФ. В заключении стоит отметить, что семейное законодательство РФ не дает общего определения многодетной семьи. Каждый субъект РФ устанавливает этот статус самостоятельно с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития региона. Конституция России закрепила курс на построение социального правового государства. Воплотить такое намерение невозможно без создания действенной национальной системы социальной защиты, которая одновременно призвана гарантировать реализацию одного из важнейших конституционных прав граждан – права на социальное обеспечение и защиту. Основные направления поддержки многодетных семей реализуются с помощью соответствующих социальных программ, в которых должны быть отражены конкретные пути и сроки решения назревших в этой области проблем. Решение проблем многодетных семей в основном сводятся к выплате пособий и разовой экономической помощи, хотя они востребуют все более психолого-педагогические, социальные виды услуг. Основные льготы для многодетных семей во всех субъектах РФ определены Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». На основании него субъекты РФ устанавливают льготы в своем регионе. Для совершенствования помощи многодетным семьям необходима перестройка системы социальной и психологической поддержки многодетной семьи. Главные средства содействия этому процессу должны включать: разработку и апробацию принципиально новой модели сотрудничества с многодетной семьей, которая соответствовала бы рыночным критериям и учитывала актуальность потребностей семей и общества по решению проблем в брачно-семейной сфере. Механизмы предоставления услуг требуют усиления проблемно-целевого ориентирования, адресности и приоритетности. Особенно актуальной является адресная поддержка многодетных семей. Требует распространение работа с информационно-консультативной помощи многодетным семьям и в этой важной сфере решающая роль принадлежит представителям социальных служб. Проблемы многодетной семьи можно решить только путем совершенствования и оптимизации деятельности всех органов центральной и местной исполнительной власти, в компетенцию которых входит обеспечение достаточного уровня жизнедеятельности функционально состоятельных семей и социальной защите уязвимых категорий семей. Решение актуальных проблем многодетной семьи должно происходить на принципах социального партнерства семьи, государства и местной власти, когда органы власти оказывает всестороннюю поддержку семьи, а семья несет ответственность за воспитание детей перед государством. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ). Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть первая (с изм. и доп. от 7 февраля 2017 г. № 12-ФЗ ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2015 г. № 457-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1 ст. 16. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 28 декабря 2016 г. № 505-ФЗ) // Российская газета, № 298, 2011. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 19 декабря 2016 г. № 444-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. № 21, ст. 1929. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., № 31, ст. 3802. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изм. и доп. от 28 декабря 2016 г. № 470-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. № 1 (часть I) ст. 19. Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (с изменениями и дополнениями от 25 февраля 2003 г. № 250) // Российские вести, № 11, май 1992. Анализ социально-экономического положения многодетных семей: Коллективная монография. – М.: Минздравсоцразвития РФ, 2013. Аседова Э.М. Особенности социально-педагогической работы с многодетной семьей // Сб. научн. трудов «Современные проблемы культуры и воспитания». Вып. 2. Махачкала: ДГПУ, 2015. – С. 35-36. Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. 2012. – № 1. – С. 12-19. Баландина, Л.Л. Особенности взаимоотношений с сиблингами и сверстниками у детей из многодетных и однодетных семей / Л.Л. Баландина, Е.А. Силина // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. — № 4 (12).

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, fundamental-research.ru, www.work5.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector