+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Проблемы многодетных семей в России 2019 год

Многодетная семья имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье (с одним-двумя детьми, неполной). Она переносит все болезни» стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. В этом и заключается одна из самых важных особенностей.

Необходимо отметить несколько принципиальных моментов, касающихся непосредственно многодетной семьи.

Во-первых, говоря об указанной семье, надо подразумевать не только проблемы, возникающие в ней самой, но и проблемы детей, проживающих в подобных семьях.

Во-вторых, проблемы многодетной семьи различаются в зависимости от места ее проживания: разных регионов страны, города или деревни. Имеются существенные расхождения между регионами с высокой рождаемостью, где, следовательно, таких семей много, и регионами с низкой рождаемостью, где их мало. Поэтому действенная помощь многодетной семье должна оказываться с учетом местных условий, возможностей, пожеланий и мнений населения.

В-третьих, многодетные семьи не представляют собой однородную массу. Все они, несмотря на наличие общих проблем, резко отличаются друг от друга.

Главная проблема многодетных семей — материальная. В настоящее время с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается. Многочисленные исследования показывают самую тесную взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами, приходящими на каждого члена семьи, а в более общем плане — степенью ее обеднения. У многодетных семей заработная плата является основным источником денежных поступлений, и ее доля в общих доходах сопоставима с аналогичным показателем для всех домохозяйств. Однако, она существенно ниже, чем у семей с 1-2 детьми, следовательно, многодетные родители имеют более слабую позицию на рынке труда.

Второй важный вывод связан с денежными пособиями, доля которых в доходах многодетных в 6,8 раз превышает среднероссийский уровень, и в 3,4 раза выше, чем у семей с 1 или 2 детьми. Можно сказать, что рождение в семье третьего ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к малообеспеченности [19, с.13].

Для многодетных семей стратегия самообеспечения в значительной степени связана с личным подсобным хозяйством. Частично это обусловлено тем, что половина семей с 3 и более детьми проживает в сельской местности, но в большинстве случаев это обусловлено наличием непреодолимых для них барьеров на рынке труда [27, с.54].

Многодетные семьи и прежде были материально уязвимой категорией населения, а современные инфляционные процессы бьют по ним больше, чем по обществу в целом и вынуждают экономить на самом необходимом — на многих продовольственных и почти на всех промышленных товарах. Чаще всего такие семьи имеют и плохие жилищные условия.

Многодетность часто пагубно отражается и на детях. Вопрос о состоянии здоровья детей поднимается эпизодически и оценивается неоднозначно. Сегодня подростки из многодетной семьи говорят о хроническом заболевании и о частых простудах чаще, чем подростки из небольших семей. Среди подростков из многодетных семей много курящих как мальчиков, так и девочек. Начиная с пятого ребенка, резко возрастает вероятность увеличения детской смертности и рождения неполноценного, то есть с пороками развития ребенка. Не менее половины детей, рожденных в многодетных семьях, попадают в группу повышенного риска по медико-биологическим показателям.

У всех детей из многодетных семей имеется и общая социальная проблема, специфически связанная с многодетностью. У них чаще наблюдается заниженная самооценка, неадекватные представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на всех их последующей судьбе. В многодетных семьях «проблемных» детей и подростков около 10-15%. Именно они должны быть первоочередным объектом деятельности социального работника, но не потому, что они «плохие», а потому, что им плохо [22, с.33].

По мнению экспертов, в десяти из ста семей с несколькими детьми нравственно-психологический климат не всегда удовлетворителен. Еще в 1988 году С.И. Голод в своей статье «Многодетная семья в зеркале статистики» в журнале «Огонек» писал, что слишком много детей в одной семье не так уж и хорошо, как кажется на первый взгляд [4, с.6]. По исследованиям медиков и юристов видно, что в городских многодетных семьях выше процент правонарушений, совершенных малолетними; здесь больше всего проявляется педагогическая запущенность.

Из сказанного выше становится ясно, что именно развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества.

Многодетную семью все специалисты единодушно относят к семье «группы риска». Как правило, эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат.

Вывод: таким образом, можно сказать, что многодетная семья — это в большинстве случаев малообеспеченная семья. Реальные доходы многодетной семьи резко упали, что привело к увеличению издержек на питание и уменьшению всех других видов расходов. В структуре доходов роль пособия на детей не велика, хотя и дает некоторую прибавку к семейному бюджету. Проблемы многодетных семей влияют как на внутрисемейные отношения, так и на отношения семьи с социальным окружением. Знать негативные последствия многодетности необходимо для проведения своевременной профилактической и коррекционной работы, как на уровне общегосударственных федеральных программ, так и деятельности социального работника с каждой конкретной семьей.

ПРОБЛЕМЫ МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

магистрант направления подготовки «Социальная работа» ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»,

канд. филос. наук, доцент, и.о. заведующей базовой кафедрой региональных исследований социальной работы ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»,

Проблемы многодетных семей являются весьма актуальными в современной России. Семья – это важнейший социальный институт общества. Данная малая группа является необходимым условием для развития каждого человека, играет важную роль в развитиии жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса каждого государства[3]. Но именно благодаря многодетным семьям в значительной степени улучшается демографическое положение в стране. Из статистических данных известно, что в многодетных семьях воспитывается около 20% всех детей в стране, поэтому очень важно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так и пути улучшения их положения [5].

Многодетные семьи постоянно сталкиваются с различного рода проблемами, среди которых следует назвать материальные, жилищные проблемы, проблемы трудоустройства, состояния здоровья родителей и детей и многие другие. Многодетные семьи испытывают те же проблемы, что и другие семьи, имеющие детей̆. В то же время к общим проблемам добавляются и специфические, которые связанны с наличием большего числа детей̆, которые усугубляются, если многодетная семья неполная либо в ней̆ имеются дети-инвалиды. Необходимость дополнительной помощи многодетным семьям обусловлена не только тем, что многодетные родители несут повышенную нагрузку по содержанию и воспитанию детей̆. Можно сказать, что она переносит все «болезни» семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее.

Это интересно:  Жилищный сертификат для многодетной семьи 2019 год

В социальной практике существует типология социального риска семей:

  1. Семьи, актуально нуэжающиеся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации, препятствующей их функционированию и развитию [3].
  2. Семьи, превентивно нуждающиеся в социальной защите и поддержке в связи с опасностью возникновения трудноразрешимых проблем [3].

Многодетные семьи относятся к первой категории семей социального риска, этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей: [4]:

1. Материальные проблемы. Многочисленные исследования выявляют самую тесную взаимосвязь между числом проживающих в семье детей с доходами, приходящимися на каждого члена семьи.

Так данные исследования федеральной службы государственной статистики свидетельствуют о следуещем — чем большее количество детей имеет семья, тем меньшими ресурсами она располагает (табл.1) [5].

Таблица 1

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств

РАСПОЛАГАЕМЫЕ РЕСУРСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ 1 )

(в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, рублей)

(по итогам Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств)

Проблемы многодетных семей в России

Материнство, детство, семья находятся под защитой государства. Одним из приоритетов Программы демографического развития России до 2015 г. является повышение уровня рождаемости, снижение детской смертности и защита прав семьи. Однако многодетные семьи пока остаются одной из самых уязвимых категорий населения.

Рассуждая на тему условий жизни семьи, сторонники многодетности чаще всего приводят в пример патриархальную русскую семью. В России крепкая и многодетная семья, высокий уровень рождаемости и прироста населения были залогом благосостояния страны.

Сторонники иной точки зрения считают, что современные условия жизни и тот этап экономического развития России, который совпал с детородным возрастом современной женщины, экономическая непредсказуемость уровня доходов семьи заставляют более ответственно подойти к вопросу планирования количества детей. При этом о реально начавшемся демографическом кризисе следует обращать к правительству, а не к рядовым гражданам, для которых установка на материальную стабильность жизни пока не совпадает с установкой на многодетность.

Существующая нормативно-правовая база позволяет осуществить правовую поддержку многодетных семей. В настоящее время действует комплекс документов, направленных на поддержку семей, имеющих трех и более детей, в который входят:

? Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

? Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»;

? Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»;

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.).

4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи и т. п.).

Так же установлен ряд льгот для многодетных семей, в их числе: бесплатное обеспечение лекарствами детей в возрасте до 6 лет по рецептам врача; бесплатное питание в школе (завтраки и обеды); предоставление школьной формы или одежды, ее заменяющей; проезд на внутригородском транс порте учащихся школ и профессиональных училищ; льготы семье по оплате жилья и коммунальных услуг.

Вместе с тем в условиях дефицита бюджета всех уровней федеральные нормы и гарантии государственной поддержки семей с детьми на практике реализуются не полностью.

Особая проблема многодетных семей — жилье. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большим количеством детей. Почти половина многодетных семей испытывает значительные проблемы с жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо аварийное, требующее срочного ремонта). Около 60 % многодетных семей проживают в жилье «без удобств», в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод, канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жилья достигает 80 %.

Выделение земельных участков многодетным семьям началось в России в 2011 г. Целесообразно сделать повсеместной практику предоставления бесплатных земельных участков при рождении третьего ребенка. Поддержка молодых и многодетных семей должна выйти в России на новый уровень. Стоит заметить, что в разных регионах к решению задачи по выделению земельных участков многодетным семьям могут быть найдены разные подходы. Пока однозначно можно утверждать лишь о двух основополагающих моментах новой программы:

? выделение земельных участков многодетным семьям будет производиться бесплатно;

? на предоставление земельных участков семьи смогут рассчитывать при рождении третьего либо последующих детей.

Основными причинами бедности многодетных семей являются относительно низкая конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателей принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существенными семейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи, оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты. Поэтому государственная политика направлена на улучшение качества жизни многодетных семей, о чем свидетельствует ряд новых законопроектов, которые были введены и которые предстоит реализовать в ближайшем будущем.

Основными направлениями работы органов и учреждений системы социальной защиты населения по социальной поддержке семьи и детей являются:

? организация социальной защиты семей и детей, в том числе детей, лишенных родительского попечения;

? организация работы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

? обеспечение государственными пособиями граждан, имеющих детей, в том числе граждан, принявших детей, лишенных попечения родителей, на воспитание в свою семью;

? предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям.

Действующая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в совокупности с другими социальными гарантиями формирует социальную поддержку семьи, материнства и детства, в том числе обеспечивает прямую материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей. Каждое из направлений работы основывается на действующей законодательной базе, развитие и совершенствование которой носит постоянный характер.

Это интересно:  Льготы для многодетных семей в калужской области 2019 год

Организация работы по социальной защите семей и детей осуществляется в соответствии с действующими федеральными и региональными нормативными правовыми актами. Современное быстроразвивающееся общество условием эффективной работы ставит и постоянно совершенствование законодательной основы деятельности.

Принятый нормативный акт, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22.12.2006), предоставляет право на материнский капитал в размере, ежегодно устанавливающимся государством, семьям, в которых, начиная с 1 января 2007 г., родились или были усыновлены вторые или последующие дети. Причем такое право ограниченно временными рамками с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г.

Но средства могут быть потрачены гораздо позже. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Пересмотр размера материнского (семейного) капитала осуществляется до перечисления средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ. Материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют:

? женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) второго или последующих детей, начиная с 1 января 2007 г.;

? мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.;

? отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления;

? несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем).

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

Можно сказать, что у материнского капитала есть свои плюсы и минусы. Главный «плюс» материнского капитала состоит в том, что государство решилось, пусть и под давлением обстоятельств (тяжелой демографической и социально-экономической ситуации в стране), на оказание дополнительной помощи семьям с детьми, «минус» в том, что распространенность, охват населения достаточно мал — он распространяется только на семьи, которые рожают второго и последующего детей, в то время как в поддержки нуждаются семьи, которые имеют и одного ребенка, так как в нашей стране уровень доходов молодых граждан, особенно женщин репродуктивного возраста не высок.

Следует отметить, что последствия закона о материнском капитале чувствуются, т. е. сама идея материнского капитала имеет позитивные последствия, способствуя развитию и внедрению инноваций в систему социальной защиты семьи. Инновационность материнского капитала как формы социальной поддержки семьи заключается в том, что государство нашло пути создания новой формы социальной помощи, которая должна стимулировать рождаемость.

Так же большинство молодых пар не могут преодолеть свою экономическую зависимость от родителей. С появлением детей в семье, при условии, когда существует проблема с дошкольными образовательными учреждениями для детей, молодые супруги вынуждены прибегать к помощи своих родителей. Все это мешает становлению молодой семьи, самостоятельности молодых супругов. Именно поэтому сейчас усилия государства направлены на улучшение экономического благополучия молодых семей. Помощь должна быть комплексной и включать в себя как средства материальной поддержки, закрепленные законодательно, так и помощь в воспитании детей, развитии сети дошкольных образовательных учреждений, как государственных, так и частных.

Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС

Герасимов В.Н., кандидат юридических наук, заведующий кафедрой правоведения и методики преподавания Шуйского государственного педагогического университета.

В статье содержится анализ современной многодетности в России, проблемы социальной поддержки многодетных семей на федеральном и региональном уровнях в сравнении с правопорядком стран ЕС. Высказаны предложения по защите прав детей из многодетных семей.

Ключевые слова: современная многодетность, социальная поддержка многодетных семей, стратегические задачи демографической политики, монетарные и немонетарные льготы.

This article focuses on Russian families having many children: it contains the analysis of the social support given by the federal and local authorities, compared to the situation in the EC countries. The author speaks on a number of reasons for such families’ ill-being and suggests a few measures to protect the rights of the children from the so-called «long families».

Представляется, что подобная ситуация не только не способствует решению стратегической задачи демографической политики, связанной с повышением рождаемости в стране, указывает на грубейшие нарушения права на семью в отношении детей, воспитывающихся в многодетных семьях, поскольку многодетная семья, как видно, не в состоянии предоставить своим детям надлежащего уровня содержания и обеспечения интересов, а следовательно, не может создать условия для всестороннего развития детей.

Основные причины подобного кризиса кроются в неадекватных мерах государственной помощи многодетным семьям и недостаточном стимулировании многодетности. Так, на фоне общей картины материального неблагополучия многодетных семей крайне неэффективной выглядит система государственных пособий на детей, которые, кстати сказать, составляют 57% от совокупного дохода многодетных семей . Нет необходимости еще раз возвращаться к оценке общей эффективности данных выплат, поскольку об этой проблеме уже говорилось выше применительно к другим типам семей. Проблема несоответствия размеров пособий их целевому назначению характерна для всех семей с детьми. Несмотря на периодическую индексацию, размер пособий все еще остается неоправданно низким и потому не выполняет функцию замещения утраченного заработка в случае отпуска по беременности и родам, уходу за ребенком, равно как и не может рассматриваться в качестве реального подспорья в расходах на его содержание, обучение, лечение, развитие.

См.: Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты Всероссийского исследования многодетных матерей) // Демографические исследования. 2009. N 8 — 9.

Это интересно:  Ипотека для многодетных семей под 6 процентов 2019 год

Относительно реализации немонетарных льгот рекомендательного характера вообще говорить не приходится. Все, что обещано государством, но записано в виде формулировок «помощь в выделении» и «содействие в предоставлении», на практике не срабатывает, поэтому выделение многодетным семьям земельных участков, предоставление беспроцентных ссуд, льготных кредитов и т.п. фактически не происходит.

Таким образом, более половины льгот из соцпакета многодетных семей существует только на бумаге и поставлено в прямую зависимость от состояния платежеспособности бюджетов субъектов РФ. Подобное положение вещей не позволяет в надлежащей мере реализовать права детей из многодетных семей на приемлемые условия содержания, воспитания, обеспечения интересов и всестороннего развития.

В этой связи представляется небезынтересным сопоставить систему государственного правового регулирования социальной поддержки многодетных семей в России и в зарубежных странах с тем, чтобы на основе положительного опыта выработать соответствующие реальные предложения по улучшению ситуации.

В целом система социальной поддержки института многодетности за рубежом, как и в российской практике, включает в себя перечень монетарных и немонетарных льгот. Различие заключается в их количестве и в императивном характере предоставления, что выгодно отличает данные системы от отечественного варианта. Например, в Германии приняты Закон «О подоходном налоге» и Федеральный закон «О детских пособиях», закрепляющие право на получение дополнительного налогового бонуса многодетными семьями за рождение каждого ребенка, право на получение детского пособия. На каждого ребенка в возрасте до двух лет мать получает по 300 евро в месяц. Помимо этого, установлены пособия в размере 179 евро на каждого ребенка, если их в семье три или более. Это пособие выплачивается до 27 лет, если «ребенок» живет с родителями и не трудоустроен. Социальная поддержка детей из многодетных семей в германском законодательстве также дифференцирована по возрастам. Детям дошкольного возраста оплачиваются книги с картинками, небольшой набор игрушек, трехколесный велосипед. При поступлении ребенка в школу выделяются средства на покупку портфеля, школьно-письменных принадлежностей, ежегодно бесплатно выдаются учебники, оплачивается спортивная форма. Кроме того, многодетные (с тремя и более детьми) семьи имеют право на ежегодную бесплатную путевку для всех в санаторий или дом отдыха . Аналогично федеральным законодательством Швеции на каждого ребенка из многодетной семьи назначается прогрессивное пособие, размер которого возрастает с рождением очередного ребенка. Если заработная плата родителей ниже величины прожиточного минимума, то многодетной семье также назначается дополнительное пособие для оплаты жилья, детских дошкольных учреждений или специальных продуктов питания . Это государство относится к группе стран — мировых лидеров по благосостоянию семей с детьми. При этом особым преимуществом пользуются неполные семьи, возглавляемые женщинами .

Социальная помощь в Германии. URL: www.germanyhelp.pisem.net.
Социальное страхование в Швеции и других северных странах. URL: www.rurik.se/.
Осколкова О.Б. Государственная семейная политика в странах ЕС. М., 1995. С. 209.

В Финляндии вместо предоставления льгот многодетным семьям предусмотрены различные денежные пособия. При этом финансово поощряется не только рождение каждого ребенка, но и его дальнейшее обеспечение до достижения совершеннолетия. Так, для новорожденных предоставляется большой пакет необходимых предметов для первого года жизни, стоимость которого составляет около 100 евро. В дальнейшем государством оказывается финансовая помощь на приобретение школьных принадлежностей, организацию летнего отдыха, дополнительные образовательные услуги .

Как видно, действующая в современных западноевропейских странах система государственной поддержки многодетных семей сопоставима по масштабности, проработке конечных целей и финансовому обеспечению с полноценной целевой государственной программой. На фоне этой мощной государственной программы наш современный российский вариант поддержки детей из многодетных семей выглядит неавторитетно.

В этой связи важно найти иной путь поддержки института многодетности, который мог бы быть реализован в сложившихся непростых социально-экономических условиях. Представляется, что наиболее реальным является движение в сторону развития системы немонетарных видов поддержки. Так, альтернативой денежным выплатам могли бы служить помощь в натуральном выражении, например, в форме «социального детского пакета», представляющего собой персонифицированное предоставление необходимых социальных услуг для детей (набор необходимой одежды и обуви в зависимости от возраста, талоны на продукты питания, наборы школьно-письменных принадлежностей и учебников, путевки на летний отдых и оздоровление для всей семьи, первоочередное устройство и бесплатное посещение дошкольного и школьного образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования и т.п.). Предоставление подобного «социального детского пакета» может осуществляться за счет соответствующих предприятий-производителей товаров и услуг, которые должны иметь от государства преференции, выражающиеся в налоговых льготах и в праве на первоочередное предоставление государственных заказов. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в налоговое законодательство и в законодательство, регулирующее отношения по предоставлению государственных контрактов.

Еще одной прогрессивной мерой в защите прав детей из многодетных семей на обеспечение надлежащего уровня жизни должно стать реформирование налоговых льгот. В настоящее время на основании п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ в случае, если предельный доход семьи не превышает 40 тысяч рублей, на каждого ребенка предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 600 рублей. Однако эта мера неэффективна в силу следующих причин: малого размера налогового вычета и привязке к величине предельного дохода семьи. Для сравнения: во Франции в отношении многодетных семей действует программа налоговых льгот. Каждый следующий ребенок уменьшает налогооблагаемую базу семьи, так что семьи с четырьмя детьми практически не платят налогов. Распространяется эта льгота на все многодетные семьи, невзирая на достаток. Представляется, что для реанимирования института российской многодетности целесообразно также разработать систему налогового льготирования многодетных семей в зависимости от количества детей, чтобы каждая семья, воспитывающая более четырех детей, была освобождена от уплаты налогов.

Антюшина Н.М. Шведская система местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 10; СПС «КонсультантПлюс».

Представляется, что в совокупности предложенные меры по реформированию системы государственной поддержки социально ответственных, неполных и многодетных семей могут реально повлиять на изменение политики государства относительно поощрения института многодетности и обеспечить реализацию прав детей из многодетных семей на достойные условия содержания, воспитания и всестороннего развития.

Статья написана по материалам сайтов: sibac.info, studbooks.net, wiselawyer.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector