+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Социальная поддержка многодетных семей в России 2019 год

Согласно Указу № 431 от 05.05.1992, социальная защита и поддержка многодетных семей в РФ выражается в виде льгот и различных мер. Способы поддержки утверждены не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Статус многодетного родителя устанавливается в соответствии с законодательством регионов РФ. Во многих субъектах многодетной признается семья с тремя и более детьми. Для использования преференций родители должны направить заявление и документы в службу соцзащиты по месту жительства, получить соответствующее удостоверение.

Меры поддержки многодетных семей

Указом № 431 от 05.05.1992 установлены основные параметры социальной помощи для многодетных семей. На деле данные преференции не всегда доступны, так как могут быть не предусмотрены региональными правовыми актами. Кроме того, для получения поддержки и льгот необходимо предоставлять пакет документов в органы социальной защиты.

Многодетные семьи согласно Указу № 431 имеют право воспользоваться следующими мерами поддержки:

  • скидка до 30% на оплату услуг ЖКХ, в том числе частичная компенсация топлива, приобретаемого для отопления частных домов;
  • внеочередной прием малышей в дошкольные учреждения;
  • бесплатные медикаменты для детей до 6 лет по рецепту (перечень данных лекарств ограничен);
  • бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте для школьников;
  • бесплатное питание (завтрак и обед) для учащихся СОШ и ССУЗов (льгота предоставляется за счет внебюджетных средств, поэтому во многих учебных заведениях нет бесплатного питания);
  • бесплатная школьная форма, одежда для занятий спортом на весь период обучения в СОШ (опять же приобретается только на внебюджетные средства школы, поэтому бесплатной формы практически нигде нет);
  • раз в месяц многодетные родители с детьми имеют право бесплатно посетить музей, выставку, парк культуры;
  • выделение земельных и огородных участков вне очереди;
  • льготные кредиты и ссуды на покупку стройматериалов и строительство.

Указом № 431 предусмотрен ряд мер поддержки многодетных родителей, организующих фермерские хозяйства и коммерческие организации. Это выделение земельных наделов, материальная помощь, ссуды и дотации на развитие, налоговые льготы, освобождение от уплаты сбора с ИП. Региональные власти вправе устанавливать для помощи многодетным родителям и другие преференции.

Все виды льгот для многодетных семей

Льгота Особенности мер поддержки Законодательная основа
Детские пособия Пособия, выделяемые в связи с рождением и воспитанием детей Перечень пособий установлен ФЗ № 81 от 19.05.1995
Ежемесячные выплаты Пособие на третьего и последующего ребенка до 3 лет выплачивается только в некоторых регионах согласно Указу № 606 Указ № 606 от 07.05.2012
Региональный маткапитал РМК выделяется за счет региональных бюджетных средств, назначается при рождении 3-го ребенка Нормативные акты субъектов РФ
Субсидии на ипотеку Льготная ипотека или рефинансирование кредита по ставке 6% доступно семьям, где родился 2-й, 3-й и последующий ребенок в период с 01.01.2018 до 01.03.2023.

Сниженная ставка может действовать 3, 5 или 8 лет ПП РФ № 1711 от 30 декабря 2017. Изменения в ПП № 857 от 21.07.2018 об изменениях 1711 ПП РФ. Бесплатные земельные участки Предельные размеры участков устанавливаются властями субъектов РФ п. 2.1. ст. 33 ЗК РФ Обеспечение жильем или выплата Вместо земельного участка может быть предоставлено жилое помещение или разовая материальная помощь на строительство, покупку дома, погашение ипотеки.

Льготники могут поучаствовать в программе «Молодая семья» или в других региональных проектах ФЗ № 487 от 29.12.2014 Субсидия на оплату детсада Субсидия составляет 70% от общей суммы родительской платы за третьего и последующих детей ст. 65 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» Налоговые льготы К льготам относится стандартный налоговый вычет и частичное освобождение от налогообложения некоторых доходов ст. 217, 218 НК РФ Компенсация трудового стажа Компенсация назначается за периоды ухода за каждым малышом до 1,5 лет ПП № 1015 от 02.10.2014 Право на досрочную пенсию На пенсию раньше установленного срока выходят матери, воспитавшие 5 и более детей ст. 28 ФЗ № 173 от 17.12.2001 Выбор времени для отпуска Многодетные родители вправе раз в год уходить в оплачиваемый отпуск в удобное для них время (если в семье есть трое детей в возрасте до 12 лет) ст. 262.2 ТК РФ

Заключение

Основные направления социальной поддержки многодетных родителей и детей установлены Указом № 431. Но фактически многие льготы доступны, если предусмотрены региональными правовыми актами. Для использования преференций необходимо обратиться в отдел соцзащиты по месту жительства.

Социальная защита многодетных семей в Российской Федерации

Понятие и категории многодетных семей по российскому законодательству. Правовое регулирование социальной защиты многодетных семей в РФ. Меры по социальной поддержке многодетных семей. Деятельность органа социальной защиты этой категории населения.

Рубрика Социология и обществознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 26.05.2016
Размер файла 56,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

социальный защита многодетный семья

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что семья является одним из старейших и важнейших социальных институтов общества, влияющих на формирование и развитие личности. Огромный диапазон и уникальность средств влияния семьи делают ее мощным, незаменимым средством социализации и социального становления личности.

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Новая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил.

В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают проблемы, связанные с многодетной семьей. По данным последней переписи населения, в России насчитывается 1 миллион 500 тысяч многодетных семей. С каждым годом это число увеличивается. Родители трех и более детей должны знать, что государство помогает семьям.

Многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования.

Существующие проблемы таких семей обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны государства. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографической ситуации в нашей стране, поэтому очень важно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так и пути улучшения их положения.

Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры, однако все еще нет четкой системы их социальной поддержки. Для успешного решения возникающих проблем необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При этом, социальные работники должны выступать как посредники между семьей и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений. Создание эффективной системы социальной защиты семьи является неотъемлемым условием развития нашего общества.

Внимание к многодетным семьям в настоящее время объясняется и тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса они занимают одно из первых мест среди других травмированных категорий.

Целью исследования является результаты деятельности специалистов по социальной работе с многодетными семьями.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть понятие и правовое регулирование социальной защиты многодетных семей в РФ;

2. проанализировать меры по социальной поддержке многодетных семей;

3. выявить актуальные проблемы в социальном обеспечении многодетных семей и пути их решения.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения многодетных семей в РФ.

Предметом исследования являются правовые нормы действующего законодательства, в частности Конституция РФ, Федеральный закон от социальной работы с многодетными семьями.

Методологическую основу исследования составляют научные труды в области теории государства и права, права социального обеспечения. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в правотворческой и правоприменительной деятельности, разработке теоретических проблем в сфере права социального обеспечения и совершенствовании отраслевого законодательства.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав: вводной, аналитической и практической, заключения и списка использованной литературы. План работы отражает содержание заявленной темы.

В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы обобщающего характера, выявлены актуальные проблемы и предложены пути их решения.

Работа включает в себя список использованной литературы, определяющий основные источники. При написании выпускной квалификационной работы были изучены труды авторитетных специалистов в области права социального обеспечения К.Н. Гусова, М.Л. Захарова, Е.Е. Мачульской и других.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РУГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РФ

На протяжении последних ста лет в России произошли огромные изменения в уровне рождаемости, отражающие переход от традиционного к новому, современному типу репродуктивного поведения. Сегодня многодетность является скорее исключением из общего правила для подавляющего количества регионов России.

В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Одна из наиболее обобщенных концепций, обосновывающих малодетность, — смена акцентов в системе «общество — семья — человек». Если раньше доминантными были интересы семьи, то теперь отдается предпочтение индивиду, что влечет неизбежное изменение ориентаций личности на внесемейные ценности.

Итак, очень быстро пройдя путь от традиционного типа рождаемости до современного, Россия в 90-х годах ХХ века заняла место в ряду стран с очень низкой рождаемостью. Не исключено, что со временем положение изменится, и рождаемость несколько повысится, но возврат к прежним репродуктивным нормам вряд ли вообще возможен, т.к предпринимаемые сегодня меры социальной защиты семей с детьми не могут остановить резкого падения уровня жизни семей, и как следствие ухудшение условий для содержания детей.

Изменения репродуктивного поведения российских семей — следствие трансформации функции семьи в процессе длительного исторического, экономического и социокультурного развития России. Темпы и масштабы этого перехода не были одинаковыми на разных этапах социально-экономического развития Российской империи, затем — Российской Федерации в составе СССР и, наконец, России как самостоятельного государства.

Семейное законодательство конкретно России не устанавливает, какая семья является многодетной.

Основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус многодетной семьи, является Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» ( в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 №250). Данный Указ устанавливает для многодетных семей льготы в области жилищно-коммунальных, транспортных, медицинских, образовательных услуг, льготы в области трудовых и земельных отношений.

В соответствии с данным указом органы исполнительной власти субъектов России самостоятельно устанавливают, какие семьи являются многодетными. При этом понятие «многодетная семья» определяется ими с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона.

Однако анализ иных отраслей права позволяет утверждать, что многодетной является семья, имеющая трех и более детей (п.8 ст.36 Жилищного кодекса РСФСР). Так, определение данное в Законе г. Москвы от 5.11.2008 №56 гласит, что: «многодетная семья — это семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении всех типов до 23 лет, если они учатся по очной форме». В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. Таким образом, статус многодетной семьи (а, следовательно, и меры социальной поддержки, которые полагаются многодетной семье) сохраняется за ней до совершеннолетия последнего ребенка, а при условии его обучения в образовательном учреждении по очной форме обучения — до 23 лет.

В настоящее время многодетные семьи устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности и т.д.).

Российская семья, жизнедеятельность которой является отражением закономерностей развития общества, претерпевает существенные изменения. Сложившаяся ситуация в области воспроизводства населения проявляется в затянувшемся демографическом кризисе, который приводит к отрицательным экономическим и социальным последствиям.

В современном обществе идет переосмысление понятия, что такое семья. Возникновение, развитие и функционирование семьи и брака изучает специальная социологическая дисциплина — социология семьи. Семья — одна из древнейших форм социальной общности, которая возникла значительно раньше классов, государств и наций в недрах первобытнообщинной формации. Ее несомненная общественная ценность и интерес к ней обусловлены, прежде всего, тем, что она связана с «производством и воспроизводством» непосредственно жизни — человеческого рода, воспитанием детей, удовлетворением в наиболее приемлемой форме самых насущных потребностей человека.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и как важный социальный институт. При этом семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

1. вступление в первый брак — образование семьи;

2. начало деторождения — рождение первого ребенка;

3. окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

4. «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;

5. прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействие с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

1. репродуктивная (детородная) — воспроизводство потомства;

2. воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

3. хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

4. экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

5. функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи:

6. духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи;

7. социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

8. досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

9. эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи.

Многодетные семьи играют значительную роль в улучшении демографических процессов. Снижение среднего числа детей в семье отражает те изменения рождаемости, которые создают неблагоприятную демографическую ситуацию. По данным ВЦИОМ, для нормального воспроизводства населения необходимо, чтобы более 50 % населения имели больше трех детей, 10 % — троих.

Роль и значение воспитательного процесса для человека и общества проявляется в первичной социализации человека. Потенциал, заложенный в многодетной семье, может проявляться как с позитивной, так и с негативной стороны, а процесс социализации детей имеет трудности, проблемы, присущие также и другим типам семей.

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX в. в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

В России многодетной принято считать семью с тремя и более несовершеннолетними детьми в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

1. Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Первые две категории вполне благополучны. Они успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в социальной поддержке, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своих детей и успешно решают задачи их воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы социального педагога.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов.

Типы многодетных семей, причины, по которым они образовались, необходимо знать и учитывать для того, чтобы более подробно и детально изучить истоки сложившихся проблем в каждой конкретной семье.

Многодетные семьи всех типов относятся к категории семей социального риска, что связано с существованием широкого спектра проблем (материально-бытовых, жилищных, трудовых, социально-педагогических, медицинских и т. п.). Поскольку многодетность обеспечивает высокий темп воспроизводства населения, материальная и моральная поддержка многодетных семей, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей крайне необходимы для решения демографических проблем.

Таким образом, можно сказать, что многодетная семья — это в большинстве случаев малообеспеченная семья.

Реальные доходы многодетной семьи резко упали, что привело к увеличению издержек на питание и уменьшению всех других видов расходов. В структуре доходов роль пособия на детей не велика, хотя и дает некоторую прибавку к семейному бюджету.

Данная трудность влияет как на внутрисемейные отношения, так и на отношения семьи с социальным окружением.

Все вышеперечисленные в проблемы многодетной семьи очень сильно влияют на каждого члена семьи, особенно на подрастающих детей, и чтобы более или менее сгладить влияние отрицательных факторов многодетности, необходимо изучать положение многодетной семьи с различных сторон.

1.2 Правовое регулирование социальной защиты многодетных семей в Российской Федерации

Развитие всех сфер жизни общества с необходимостью затрагивает и законодательство, в том числе ту его часть, которая регулирует отношения по социальному обеспечению семей, имеющих детей. Проблемы семей, имеющих детей, выходят за рамки чисто семейных отношений, это в конечном итоге экономические и политические проблемы, решение которых требует самого активного вмешательства государства.

Идея равенства всех людей на Земле как юридическая норма была обоснована еще просветителями XVII в. в концепции естественных прав человека, закреплена в Декларации независимости США 1776 г., в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г.

Настоящим достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере стало принятие Организацией Объединенных Наций (ООН) в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, статья 1 Декларации гласит: »Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства». Здесь важен принцип равноправия всех членов, человеческого сообщества, взрослых и детей, подчеркивается недопустимость дискриминации человека по какой-либо причине.

Декларация прав ребенка, провозглашенная в 1959 г., утверждает: »Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита, предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно, здоровым и нормальным путем, в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка».

Еще один важный международный документ — Конвенция о правах ребенка — был принят Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Согласно Конвенции, дети имеют право на равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства, право на воссоединение со своей семьей, на выражение мнения, на информацию, на свободу объединения, право на личную жизнь, право на доступ к достоверной информации, право на образование. Необходимо упомянуть статью 23 Конвенции о правах ребенка, которая признает право детей с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью в условиях, которые гарантируют их достоинство, благоприятствуют их самостоятельности и облегчают их активное участие в жизни общества. Дети с особенностями развития должны получить возможность участия в общественных мероприятиях. Например, приглашение переводчика на язык жестов позволит глухим посещать спектакли и представления. Слепым детям и детям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата важно помочь добраться в нужное место, обеспечить транспорт.

Социальная защита населения находит свою реализацию в виде государственной социальной политики государства. Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями. В этом смысле положение людей с инвалидностью в ряде стран связано с недостаточно развитым и не всегда эффективным правовым контекстом в части предусмотренных механизмов реализации соответствующего законодательства и ответственности за его исполнение.

Необходимо разграничить понятие »социальная защита и социальная поддержка». Понятия социальная защита и социальная поддержка обеспечение родственны, но не тождественны. При их использовании в качестве научных определений социальная защита включает в себя социальную поддержку как составную часть, а кроме того охватывает гарантии по охране труда, здоровья и природной среды, минимальной оплате труда и др., обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности человека

В законодательстве термин »социальная защита населения» используется в разных значениях. Как такового, легального определения социальной защиты населения, нет до сих пор. Термин социальная защита — это составное понятие из слов социальное и защита. Социальное — это все то, что связано с жизнью общества, все, что опосредует взаимоотношения субъектов общественной жизни (человека и социальной группы, человека и общества в целом). Защитить — это значит не допустить наступления неблагоприятных событий.

Таким образом, социальная защита населения — это система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а также смягчение и ликвидацию их последствий. Под социальным риском следует понимать вероятность наступления неблагоприятной жизненной ситуации, независящей или мало зависящей, от самого гражданина, т.е. обусловленной внешними причинами.

Социальная поддержка — это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не свойственна системе социального обеспечения1.

Кроме социальной поддержки в социальную защиту можно включать другие подсистемы: подсистема защита населения от чрезвычайных ситуаций, подсистема обеспечения занятости, подсистема защиты сбережений и денежных средств.

В России права граждан на участие в жизни общества и защита их интересов закреплена федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Они направлены на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных прав и свобод.

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1]. В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом Российской Федерации, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполной семьи: брачно-семейные отношения между мужчиной и женщиной, установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств, членов семьи [3]. Национальный стандарт Российской Федерации о «Социальном обслуживании населения. Социальные услуги семье», устанавливает состав, объем и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, следующих групп:

-семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в экстремальной ситуации, семьям беженцев и вынужденных переселенцев;

— семьям с неблагоприятным психологическим климатом и т.д.

Для улучшения положения семей в России необходимо усиление государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций. Государственная помощь семьям с детьми, поддержка института семьи и брака, стимулирование рождаемости выступают важнейшими направлениями семейной политики, которая призвана решать следующие задачи:

— обеспечивать социальную безопасность института семьи на основе опытной проверки принимаемых решений на федеральном и региональном уровнях;

— создавать необходимые условия для стабилизации семейно-брачных отношений, успешной реализации семьей репродуктивной, жизнеохранительной, экономической, социально-культурной, воспитательной и других ее функций, формировать в обществе высокий престиж семейных ценностей и семейного образа жизни и др. [4,с.357].

Защита семьи, в том числе и неполной семьи, и прав детей, в нашей стране осуществляется в соответствии с нормами гражданского, семейного, административного, жилищного, уголовного и других отраслей права.

Законодательство предусматривает ряд льгот и пособий для неполной семьи (матерей-одиночек).

Реформа социального обеспечения наряду с пересмотром норм о пенсионном обеспечении, относящимся к семьям, в состав которых входят дети, должна, по нашему мнению, принципиально по-новому подойти и к проблемам помощи семьям, имеющим детей. Разработка нового нормативного акта о семьях, имеющих детей, потребует пересмотра многих теоретических положений, сложившихся в науке права социального обеспечения, выдвижения новых, отражающих реальные жизненные ситуации, учет данных многих наук, изучение опыта законодательства других стран.

В настоящее время подготовлен проект всесторонней Государственной программы по улучшению положения женщин, семьи и охраны материнства и детства. Государство обязано создавать родителям благоприятные условия, позволяющие сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей. Программа исходит из установления единства интересов семьи и общества; признания значимости семьи как одного из основных социальных институтов общества, обеспечивающего жизнедеятельность человека, воспроизводство населения, историческую и культурную преемственность поколений; необходимости усиления защиты прав ребенка; необходимости изменения социального статуса женщины; улучшения здоровья нации; создания равных возможностей для самореализации личности независимо от пола, возраста, национальности, места жительства.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ устанавливаются следующие виды государственных пособий:

1) пособие по беременности и родам;

2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

3) единовременное пособие при рождении ребенка;

4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

5) пособие на ребенка;

6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.

Межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Статья 4. Средства на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

1) средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (от 07.06.2013 N 129-ФЗ);

2) средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, образовательным организациям дополнительного профессионального образования и научным организациям на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, — женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (ФЗ от 02.07.2013 N 129-ФЗ;

3) средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде пособия на ребенка(ФЗ от 29.12.2015 N 388-ФЗ);

4) субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях. Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации( ФЗ от 07.06.2013 N 129-ФЗ);

5) субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ФЗ от 07.06.2013 N 129-ФЗ).

Расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий (ч. 2 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий (ч. 3 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается (ч. 4 ФЗ от 30.05.2001 N 67-ФЗ).

Рассматривая помощь семьям в воспитании детей как важное направление социальной программы развития нашего общества, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают целесообразным осуществить дополнительные меры по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей, с тем чтобы обеспечить рациональное сочетание общественного и семейного воспитания детей, облегчить положение работающих матерей, уменьшить различия в уровне жизни семей в зависимости от наличия детей и создать благоприятные условия для жизни и быта молодых семей. Одновременно с этим необходимо повысить внимание к решению проблем, связанных с улучшением охраны материнства и младенчества, воспитанием детей, упрочением семьи.

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. В целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми:

В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Совершенствование денежных выплат, а также льгот и услуг, оказываемых семьям с детьми, на современном этапе осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей » № 431, где устанавливают для многодетных семей:

1) скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

2) бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

3) бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

4) прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

5) бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

6) бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;

7) один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;

8) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

9) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;

10) содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

11) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

Определение перспектив развития социального обеспечения семей с детьми требует от ученых анализа результатов, оценки социально-экономических задач, и построения на этой основе концепции развития обеспечения семей с детьми и модели системы денежных выплат, услуг и льгот.

Таким образом, многодетным семьям необходимо учитывать, что получение льгот, пособий и субсидий, положенных им по законодательству, не предоставляется автоматически, а носит заявительный характер. Для получения выплат и льгот следует обращаться с заявлением и необходимыми документами как непосредственно в орган социальной защиты населения, так и в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или же через портал государственных и муниципальных услуг. При обращении за пособиями после наступления обстоятельств, с которым закон связывает их выплату, пособия, как правило, назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление.

В соответствии со ст. 7 пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности — восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов — восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей — сто десять) календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей — ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Пособие по беременности и родам устанавливается в размере:

среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», — женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

300 рублей — женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

стипендии — женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;

денежного довольствия — женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах.

Лицам, указанным в абзацах втором — пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, за исключением матерей, уволенных в период отпуска по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Лицам, указанным в абзаце седьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и матерям, уволенным в период беременности, указанным в абзаце шестом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.

Матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам, указанным в абзаце пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка либо со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, до достижения ребенком возраста полутора лет.

Лицам, указанным в абзаце восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти матери и (или) отца либо дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения медицинской организации) до достижения ребенком возраста полутора лет.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом — восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона;

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 процентов размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

В случае ухода за ребенком (детьми), рожденным (рожденными) матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.

Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Определение многодетной семьи в данном нормативном акте не приводится. Дается лишь указание, что в каждом регионе страны этот статус должен устанавливаться самостоятельно в целях оказания адресной социальной поддержки с учетом национальных и культурных особенностей, демографической ситуации и уровня экономического развития. В соответствии с этим на местах разрабатывается и назначается необходимый объем социальных льгот и денежных выплат

Таким образом, в настоящее время вопросы правового регулирования статуса многодетных семей и их социальной поддержки решаются на уровне нормативных актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Зачастую предоставляемых в настоящее время мер на практике оказывается недостаточно, в том числе в связи с несовершенством нормативной базы и недостаточной информированностью населения. Многим многодетным родителям требуется юридическая помощь для получения права на предусматриваемые социальные денежные выплаты (в том числе детские пособия) и льготы.

В большинстве субъектов Российской Федерации многодетной считается семья, на содержании которой находятся три ребенка и более в возрасте до 18 лет. В связи с наличием большого количества проблем, многодетные в России характеризуются высокими социальными рисками, поэтому нуждаются в различных мерах государственной социальной поддержки, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровне.

В связи с этим в настоящее время можно рассматривать сложившуюся систему социальной поддержки семей с детьми (включая многодетных) как завершенную и не предполагающую существенного расширения.

ГЛАВА 2. МЕРЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.).

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения.

Демографическая проблема — одна из самых острых в России. И многодетные семьи, многодетные родители, являясь единственным решением данной проблемы, нуждаются в повышенном внимании федеральной и региональной власти.

Политика государства, заботящегося о будущем России, должна иметь долгосрочный план вывода семьи из кризисного состояния. И этот план должен иметь отчетливо прослеживающийся социальный характер. Семье с детьми необходимо обеспечить достойные условия для жизни и работы. Именно с этой целью создана и функционирует система социальных гарантий. Под системой социальных гарантий понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребности с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно исторических условий каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов. К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения.

Семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.

Положение семьи, уровень её благополучия и стабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенности социально-экономических преобразований последних десятилетий негативно повлияли на уровень жизни населения, наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи. Наряду с падением рождаемости, увеличением числа разводов, ростом детской беспризорности и безнадзорности, растет опасность социальной деградации семьи вообще, являющейся на протяжении многих веков одной из господствующих форм отношений между полами, могучим гармонизирующим регулятором общества.

К вопросу о государственной поддержке многодетных семей в России

Статья просмотрена: 374 раза

Библиографическое описание:

В данной статье авторы исследуют проблемы многодетных семей и роль государства в их решении. Рассматривается и анализируется понятие «многодетная семья»; региональное и федеральное законодательство, в части регулирования права на социальную защиту многодетных семей; такие виды социального обеспечения как пособия на детей и материнский (семейный) капитал как на федеральном уровне, так и на региональном. Предлагается закрепить на законодательном уровне понятие «многодетная семья» в целях предоставления государственной поддержки и в целях пенсионного обеспечения таких семей.

Ключевые слова: социальное обеспечение, многодетная семья, многодетные родители, пособия, материнский (семейный) капитал, законодательство субъектов РФ, государственная поддержка.

Социальная политика РФ в отношении семей с детьми определяется Конституцией РФ, которая в ст. 38 указывает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства [1].

Важным институтом общества является семья, которая влияет на социализацию личности. Большое внимание в последние годы уделяется многодетным семьям, так как в них воспитывается значительная часть детей общества, которым необходимо обеспечить достойные условия развития.

В российском законодательстве нет точного определения многодетной семьи. Единственным федеральным нормативным правовым актом по вопросу социального обеспечения многодетных семей, является Указ Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (далее Указ Президента) [2]. В нем также указано, что определение категории семей, которых необходимо считать многодетными, находятся в ведении субъектов РФ.

Как показала практика, каждый субъект РФ определяет социальный статус такой семьи, исходя не только из реальных масштабов этого явления в регионе, но и учитывая свои бюджетные возможности, поскольку признание семьи многодетной влечет установление ей льготного статуса и предоставление мер государственной поддержки. Для целей государственной поддержки в современной России многодетной, как правило, считается семья, в которой трое и более детей в возрасте до 16 лет, а также до 18 лет, если дети обучаются в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы.

Так, например, в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга, многодетная семья — семья (неполная семья), имеющая в своем составе трёх и более детей (в том числе усыновлённых, находящихся под опекой (попечительством) в возрасте до 18 лет.

Согласно закону г. Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», многодетная семья — семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет (учащимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — 18 лет).

В Краснодарском крае в законе «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» сказано, что многодетной признается семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет (при обучении в государственных образовательных учреждениях по очной форме обучения на бюджетной основе до окончания обучения, но не более чем достижение ребёнком возраста 23 лет).

Согласно Конституции РФ семья — это конституционно-правовая категория, основанная на браке (юридически оформленном, добровольном союзе мужчины и женщины), порождающая взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей (ст.ст. 7, 38, 72).

Учитывая всё вышеизложенное предлагаем сформулировать определение следующим образом: «многодетная семья в целях предоставления государственной поддержки — это совместно проживающие родители, (усыновители) которые воспитывают четырех и более детей (родных, усыновленных) в возрасте до 18 лет (учащихся по очной форме обучения — до окончания ими учебного заведения, но не старше 23 лет). Если указанное количество детей воспитывает одинокий родитель (одинокий усыновитель), то многодетной следует считать семью при наличии трех таких детей.

В целях пенсионного обеспечения многодетным считать одного из родителей, воспитавшего пять и более детей до 8-летнего возраста, если второй родитель не воспользовался правом на досрочное пенсионное обеспечение в отношении этих детей» [3].

Указ Президента выступает основой уровня социальной защиты многодетной семьи, именно этот документ являлся базовым при принятии региональных нормативных правовых актов. Он носит рекомендательный характер. Так, сравнив перечень и виды мер социальной защиты, указанных в законах субъектов, можно заметить, что они существенно различаются и по количеству, и по содержанию. Так, Емельяненко О. С., исследуя эту проблему, выявила, что, если закон Тверской области от 29 декабря 2004 г. № 78-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Тверской области и мерах ее социальной поддержки» предусматривает всего два вида социальной защиты, то закон Калужской области от 5 мая 2000 г. № 8-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки» — 22.

В то же время О. С. Емельяненко отмечает, что региональное законодательство, в отличие от федерального, в части регулирования права на социальную защиту многодетных семей более развито, содержательно и разнообразно. Так, помимо мер, предусмотренных Указом Президента, субъекты РФ установили за счет собственных бюджетных средств дополнительные виды социального обеспечения многодетных семей. Например: субсидии в размере 50 % абонентской платы за телефон (Белгородская область); дополнительное ежемесячное пособие на каждого ребенка из многодетной семьи; бесплатное предоставление физкультурно-спортивных услуг государственными и муниципальными учреждениями физкультуры и спорта (Владимирская и Тамбовская области); бесплатное оказание социально-экономических, социально-медицинских, социально-психологических, социально-бытовых, социально-правовых, социально-педагогических и иных услуг государственными учреждениями (г. Москва); обучение и переобучение членов многодетной семьи в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования с учетом конкретных потребностей экономики области за счет средств областного бюджета (Тамбовская область) и др. [4].

Наиболее массовым видом социальной поддержки многодетных семей является пособие. С 2013 года в субъектах Федерации начался процесс внедрения дополнительных ежемесячных выплат на ребенка в многодетных семьях в рамках реализации Указа Президента РФ Владимира Путина от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» [5]. Это пособие предоставляется многодетным семьям, которые признаны малообеспеченными и только в ряде регионов страны, в которых коэффициент рождаемости ниже среднего значения по стране, пособие обеспечивается на условиях софинансирования из средств федерального бюджета. То есть если в одних субъектах это пособие реализуется, то в прочих регионах принято решение не устанавливать пособие, либо данный вопрос находится в стадии разработки.

Программа материнского (семейного) капитала действует уже с 1 января 2007 г. на основании Федерального закона № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [6]. Его действие было установлено до 31 декабря 2016 г. с последующим продлением до 31 декабря 2018 г., но уже с 1 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон, который продлевает действие программы до 2021 г. и вносит ряд изменений в правила расходования средств материнского капитала.

Указанным законом предусматривается принципиально новое направление использование сертификата — получение ежемесячной выплаты наличными при рождении второго ребенка с 1 января 2018 г. до достижения им возраста 1.5 лет в размере одного прожиточного минимума, установленного в регионе в отношении детей. Указанный Закон расширяет возможность использования материнского капитала и предоставляет право направлять средства, до достижения ребенком возраста 3 лет, на оплату услуг по содержанию его в детском саду или яслях.

Согласно пп. «ж» п. 1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся, в том числе защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Законом о материнском капитале органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления наделены правом устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Этим правом воспользовались большинство регионов, запустив наряду с федеральной, свои программы материальной поддержки семей с детьми.

Важнейшим моментом осуществления государственной поддержки семей, имеющих детей, является территория проживания. Если согласно Закону о материнском капитале поддержка оказывается гражданам, проживающим на всей территории РФ, то на региональном уровне существенное значение имеет факт регистрации по месту жительства на территории конкретного субъекта РФ.

Цель регионального материнского капитала — стимулировать рождаемость в семьях и повысить уровень жизни наименее защищенных, с социальной точки зрения, категорий населения отдельных субъектов РФ, а также поддержка молодых и многодетных семей.

На начало 2017 г. региональные программы материнского капитала действуют в 72 субъектах РФ. В остальных меры поддержки семей с детьми реализуются за счет высоких пособий на уровне субъекта (например, в г. Москва).

Территориальный подход к программе материнского капитала характеризуется вариативностью и разнообразием. Рассмотрим условия предоставления регионального материнского капитала в четырех отдельных субъектах. Их можно классифицировать по следующим основаниям:

1. по сроку возникновения прав на региональную государственную поддержку. Так, в Ненецком автономном округе государственная поддержка осуществляется, если третий ребенок в семье родился (усыновлен) с 1 января 2009 г., в Калининградской области и в Краснодарском крае — 01 января 2011 г., в Республике Адыгея– с 1 января 2012 г.;

3. по направлению использования материнского капитала. В большинстве случаев региональный законодатель установил собственные направления для использования средств регионального материнского (семейного) капитала. Так, в Калининградской области средства могут быть направлены на: ремонт жилого помещения; приобретение предметов длительного пользования (автомобиля, мебели); оплату обследования, лечение ребенка, матери; согласно закону Краснодарского края эти средства можно будет потратить и на газификацию жилища; в Ненецком автономном округе — на покупку снегохода, лодки и (или) мотора к ней, формирование подсобного хозяйства, покупка сельхозтехники, возмещение стоимости товаров длительного пользования. А в Республике Адыгея не предусмотрен официальный перечень направлений.

Анализируя региональное законодательство, были выявлены существенные различия в размере материнского (семейного) капитала, действии его во времени и направлениях распоряжения, но они объясняются обусловленными объективными особенностями социально-экономического развития и финансовыми возможностями субъектов РФ.

Таким образом, перечень мер социальной поддержки многодетной семьи при переезде в другой субъект будет не только улучшаться, но и ухудшаться, так как отсутствует гарантированный минимум мер социальной защиты, а возможности у регионов разные. Возникает ситуация конституционного неравенства прав граждан в зависимости от места их жительства. Каким бы разнообразным и развитым ни было региональное законодательство, это не освобождает государство от обязанности обеспечить единый федеральный стандарт социальной защиты многодетной семьи на всей территории РФ.

Также В. Н. Герасимов выделяет проблему реализации прав многодетных семей. Он считает, что всё, что обещано государством, но записано в виде формулировок «помощь в выделении» и «содействие в предоставлении», на практике не срабатывает, поэтому предоставление беспроцентных ссуд, льготных кредитов и т. п. фактически не происходит. Более половины льгот существует только на бумаге и поставлено в прямую зависимость от состояния платежеспособности бюджетов субъектов РФ. Такое положение вещей не позволяет в надлежащей мере реализовать права детей из многодетных семей на приемлемые условия содержания, воспитания и всестороннего развития [7]. Соглашусь, так как, действительно, нужно не только создать необходимые меры социальной защиты многодетных семей, но и реализовать их права на это.

Сегодня государственная поддержка многодетных семей представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам. Многодетная семья нуждается в особой государственной поддержке. Причем поддержка должна быть гарантированной и адресной. Необходима продуманная и взвешенная социальная политика в каждом регионе России, учитывающая его социально-экономические возможности [8].

Мы поддерживаем мнение, высказанное Е. Г. Азаровой в своем исследовании [9], о необходимости разработки и принятии специального федерального закона о государственной поддержке семьи, материнства и детства, закрепляющего гарантируемые государством меры материальной, социальной и иной поддержки семьи и способствующего кодификации правовых актов, направленных на реализацию государственной семейной политики [10], что является решением проблем многодетных семей в РФ.

По сути, на эту же проблему обратил внимание и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на традиционных «Рождественских парламентских встречах» в Совете Федерации РФ 25 января 2018 г. Он отметил важность поддержки многодетных семей, и призвал принять единый закон, регулирующий их статус [11].

До сих пор действует Указ Президента (заменяющий собой федеральный закон). Конституционный суд неоднократно указывал на то, что издание Президентом указа, восполняющего правовые пробелы, допустимо при условии, что его действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующего федерального закона. Таким образом, данный указ носит рекомендательный, временный характер и не освобождает федерального законодателя от необходимости принятия соответствующего документа.

Мы считаем, что в целях правоприменительной практики важно на федеральном уровне систематизировать и определить понятия «многодетная семья», «многодетные родители», «государственная поддержка», «меры поддержки» и др., которыми оперирует законодательство субъектов РФ. Правовое определение понятия многодетной семьи должно быть закреплено в федеральном законе «О государственной поддержке многодетных семей в Российской Федерации» [3].

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИИ

    Ольга Голощанова 2 лет назад Просмотров:

1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИИ Смирнов П.В. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова Ульяновск, Россия SOCIAL SUPPORT TO LARGE FAMILIES IN RUSSIA Smirnov P.V. Ulyanovsk state pedagogical University. I. N. Ulyanov Ulyanovsk, Russia Существующий в настоящее время в России тип многодетной семьи в советские и, в особенности, дореволюционные годы, не имел значительного распространения. До 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей. В дореволюционной России наличие трёх детей считалось нормой. Современная многодетная семья состоит из трех и более детей. Кризисные явления, сопровождавшие Россию на протяжении всей нити истории, стали причиной серьезных социальных потерь для многодетных семей. Инфляция, отсутствие стабильного места работы, снижение общего уровня жизни основные причины, нарушившие формировавшийся долгое время уклад российской семьи. Можно утверждать, что в прошлом веке наша страна утратила естественную многодетность как образ жизни подавляющего большинства населения. В указе президента РФ от 5 мая 1992 года 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» отмечается, что момент определения категории семей, которые можно считать многодетными, отнесен к ведению субъектов Российской Федерации [1]. Как пример можно привести закон Ульяновской области от 29 декабря 2005 года 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области»: «Для целей настоящего Закона многодетными признаются семьи, имеющие на воспитании и содержании троих и более детей в возрасте до 18 лет и (или) детей старше этого возраста» [2]. Исходя из данных большинства современных опросов, в обществе наблюдается девальвация семейных ценностей и ролей, ослабление мотивов на семейное поведение, снижение потребности в большем количестве детей, замены их на потребности всесторонней самореализации личности и культивированию принципа «бери от жизни всё», использованию различного рода благ и т.п. [3].

2 Положение и роль многодетных семей в России в настоящее время вызывает большую озабоченность среди общества и на государственном уровне. Тревожность связана с демографическими и моральными кризисами, которые активно развиваются в России. С точки зрения повышения демографического уровня только увеличение количества многодетных семей в сложившейся ситуации в РФ позволит преодолеть имеющие место негативные тенденции. Цитируя слова президента России, В.В. Путина [4], «И, несмотря на сомнения некоторых экспертов а я отношусь к ним с уважением, я всё таки убеждён, что нормой в России должна стать семья с тремя детьми». Для достижения этого результата следует изучить положение многодетных семей в настоящее время и сделать соответствующие выводы. Доля многодетных семей в России незначительна и составляет 2,6% от общего числа домохозяйств (включая домохозяйства с одним родителем) и 6,6% от числа семей с детьми (по данным Всероссийской переписи 2002 г.). Преобладают многодетные семьи с тремя детьми 75% от общего количества многодетных семей в Российской Федерации; семьи с пятью и более детьми составляют 7,7% от общего количества многодетных семей [5]. Исходя из результатов анализа всероссийского исследования «Образ жизни многодетной семьи в России и задачи демографической политики» были обнаружены особенности положения многодетных семей в настоящее время [6]. Такие семьи нередко становятся изгоями, вокруг многодетных матерей существует зона социального неодобрения. Семьи часто именуются «социальными иждивенцами», хотя в настоящее время льготы для многодетных семей довольно скромные. Именно многодетные семьи, которые должны являться основой развитого государства, подвержены, в большей степени, оказаться за гранью бедности, так как размеры детских пособий существенно разнятся с уровнем жизни. Большую проблему для многодетных семей, как и прежде, составляет решение жилищного вопроса. Уровень благоустройства помещений для проживания больших семей крайне низкий и во многом не приспособлен для нормального их размещения. Около 60% многодетных семей проживают в жилье, где нет центрального отопления или водопровода, горячего водоснабжения и канализации. В сельской местности доля такого жилья составляет почти 80% [7]. Так же проблемой является дефицит воспитания дети вырастают с заниженной самооценкой и неуверенностью в себе; старшие дети стремятся к лидерству. Малая возможность удовлетворения своих потребностей развивает чувство зависти. В таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, личных любимых

3 игрушек, т.е. автономности каждого, что приводит к длительным конфликтам между детьми [8]. Именно поэтому, в настоящее время государством ведется активная работа по преодолению демографического кризиса в РФ. Основным инструментом является социальная поддержка система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшихся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.) путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, правозащиты и введения иных льгот [9]. Социальная поддержка, предоставляемая многодетным семьям, довольна разнообразна. Меры социальной поддержки и льготы многодетным семьям установлены Указом 431. Другими федеральными и региональными нормативно-правовыми актами предусмотрено: Пособия на детей; Бесплатное предоставление земельного участка многодетным семьям; Социальная поддержка многодетных семей по обеспечению жильем; Единовременное денежное поощрение одному из награжденных орденом «Родительская слава» родителей; Ежемесячные денежные выплаты при рождении третьего ребенка до достижения возраста трех лет; Ежемесячная субсидия родителям на оплату детского сада; Налоговые льготы родителям на детей; Компенсация трудового стажа многодетным матерям; Право на досрочную пенсию многодетным матерям, родившим и воспитавшим 5 детей; Региональный материнский капитал (далее РМК), назначаемый при рождении третьего или последующего ребенка за счет бюджетных средств региона. РМК является важной мерой демографического стимулирования многодетных семей и назначается в большинстве субъектов РФ при рождении третьего ребенка. Такая мера оказывает существенную помощь в решении жилищного вопроса. Отдельные регионы устанавливают для многодетных семей единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения [10]. Как пример можно привести способы использования материнского капитала в Ульяновской области. Порядок предоставления регионального материнского капитала регулируется законом Ульяновской обл. 204-ЗО от г. Субсидия выдается гражданам РФ,

4 ставшим родителями, усыновителями второго и последующих детей с г. Ее могут оформить матери и одинокие отцы, постоянно живущие в области. Целевое назначение средств отличается широким диапазоном. Оно включает в себя следующие способы расходования: Медицинские услуги для детей; Образование детей; Ремонт жилья любой сложности; С 2016 года семьи получат возможность расходовать средства в сумме не более 100 тыс. рублей на приобретение автотранспорта, техники, мебели и прочих предметов длительного пользования [11]. 1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменения в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации», законодательно закрепивший возможность предоставления многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, взамен выделения бесплатного земельного участка, альтернативную государственную поддержку в улучшении жилищных условий многодетной семьи [10]. В настоящее время правительству необходимо проводить политику повышения роли многодетных семей в обществе, повышении их статуса и улучшения жилищного вопроса. Медленно, но верно, Россия движется в направлении преодоления демографического кризиса. Проводимые государством программы и принимаемые законы существенно помогают в решении этой проблемы, но главная задача лежит в преодолении изменившегося менталитета жителей России именно тогда, когда многодетные семьи перестанут заведомо считаться неблагополучными или «социальными иждивенцами», они смогут стать основой здорового и процветающего государства. Библиографический список. 1. Указ Президента РФ от 5 мая 1992 года 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ — 14 мая 1992 г ст Закон Ульяновской области от 29 декабря 2005 года 154-ЗО «О Мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской Области» (редакция от ) // СПС Консультант Плюс. 3. Антонов А. И., Медков В. М., Архангельский В. Н. Демографические процессы в России ХХI века. М.: Издательский дом «Грааль», с.

5 4. Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года. (дата обращения ). 5. Программа государственной поддержки многодетных семей в РФ на годы (проект) // Русская семья [Интернет ресурс] URL: (дата обращения ). 6. Лебедь, О.Л. Образ жизни многодетных семей в России и задачи демографической политики. Фамилистические исследования. Том II. Миллион мнений о семье и себе. / Науч. ред. А.И.Антонов. — М.: КДУ, С Замурий Т.В. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на годы / Т.В. Замурий // Молодая семья в контексте развития региональной семейной политики: материалы V Междунар. Конгр. «Росс.семья». / Научн. ред. Г.И. Климантова, И.Д.Горшкова. М.: С Проблемы многодетных семей / Собрание статей Тематические учебно-методические материалы Социальная работа [Интернет ресурс] URL: (дата обращения ). 9. Электронный словарь [Интернет ресурс] URL: (дата обращения ). 10. Федеральный закон от N 178-ФЗ (ред. от , с изм. от ) «О государственной социальной помощи» // СПС Консультант Плюс. 11. Региональный Материнский капитал в Ульяновске // Пенсионный эксперт [Интернет ресурс] URL: (дата обращения ).

Статья написана по материалам сайтов: revolution.allbest.ru, moluch.ru, docplayer.ru.

»

Это интересно:  Денежная компенсация за земельный участок многодетным семьям 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector