+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Перепланировка нежилых помещений в нежилом здании 2019 год

Согласно Градостроительному Кодексу РФ, проведение перепланировки недвижимого объекта важно осуществлять с соблюдением целого перечня обязательных условий. Подобный порядок видоизменения помещений относится не только к жилым зданиям, но и к нежилым.

Проведение перепланировки в разрез с законодательством нашей страны – его полноценное нарушение, которое наказывается соответствующим образом. Дабы не допустить такого стечения обстоятельств, как минимум, необходимо ознакомиться с базовыми принципами видоизменения объектов недвижимости.

Более детально о проведении перепланировки в нежилых помещениях поговорим в представленном ниже материале.

Основы перепланировки нежилого объекта

Что подразумевает под собой перепланировка помещения? Фото № 1

С точки зрения Градостроительного Кодекса РФ, перепланировкой объекта недвижимости является процедура, в процессе которой проводится его существенное видоизменение. При этом важно, чтобы изменялись структурные или пространственные свойства помещения, иначе проводимое мероприятие считаться за перепланировку не будет.

Говоря проще, перестановка мебели в комнате – это не перепланировка, а снос стены и объединения нескольких помещений в одно – перепланировка.

В качестве типовых изменений подобного рода также можно выделить:

  • увеличение или уменьшение площади объекта недвижимости;
  • монтаж или демонтаж оконных и дверных проемов;
  • снос стен или отдельных помещений;
  • увеличение высоты потолков;
  • перестройка каркаса крыши и подобные процедуры.

На первый взгляд может показаться, что относительно нежилых помещений в нежилых зданиях проведение перепланировок не применимо. Но на деле ситуация в корне иная. Как правило, изменение нежилых объектов недвижимости проводится с целью их адаптации под новое целевое назначение. Например, предприниматель арендовал некоторый ангар на длительной основе и получил разрешение проводить его перепланировку.

Дело в том, что данный объект имеет подразделения на 10 отдельных помещений, а арендатор хотел бы использовать его в качестве большого, просторного склада. Дабы добиться своей цели он и прибегает к проведению перепланировки нежилого здания, а точнее – к сносу лишних перегородок.

Данную процедуру и мероприятия аналогичного вида нельзя проводить без получения специального разрешения и оформления соответствующей документации. Проигнорировав подобное правило, между прочем установленное законом, проводящее видоизменение объекта лицо рискует понести некоторую ответственность за проведение незаконной перепланировки, при этом совершенно не важно – имеется ли у перепланировщика право собственности на изменяемое имущество или нет.

Порядок проведения процедуры

Что нужно для проведения перепланировки нежилого помещения? Фото № 2

Как было выяснено в предыдущем пункте статьи, перепланировка – непростая процедура, требующая грамотного подхода к проведению и даже официального узаконивания.

Подобный порядок переустройства знаний регламентируется Градостроительным Кодексом РФ и введен исключительно на благо людей. В чем же заключается «благо»? А заключается оно в том, что неправильно организованная перепланировка способна просто-напросто разрушить здание. Хорошо, если это случится в отдельно стоящем объекте, а вдруг пострадает целый многоквартирный дом?

Исходя из этого, можно констатировать, что узаконивание перепланировки – это достаточно важная процедура. Регистрация проведения переустройства является лишь неотъемлемой частью полноценного мероприятия, которое состоит из трех базовых этапов:

  1. Создание проектной документации.
  2. Проведение ее проверки и узаконивания.
  3. Организации перепланировки.

Если обратить внимание на весь процесс переустройства более детально, то процедура проходит следующим образом:

  1. В первую очередь, потенциальный перепланировщик должен посетить Жилинспекцию или отделение БТИ по своему месту жительства. В данных госорганах крайне важно проконсультироваться по всем «перепланировочным» вопросам с полномочными лицами, а также пояснить им особенности конкретно вашей ситуации с переустройством объекта и получить некоторые рекомендации по его проведению.
  2. После осуществления первого этапа, как правило, суть процедуры перепланировки становится ясна абсолютно каждому гражданину и он уже начинает действовать более грамотно. Сначала проводится формирование проекта, который также может быть составлен в ранее упомянутых Жилинспекции и БТИ. Нередко в данных госорганизациях предоставляются эскизы, по которым может проводиться конкретное переустройство. В том случае, когда среди образцов нужного для вас варианта не нашлось, формировать проектную документацию придется с привлечением профессионала. Главное по итогу создания проекта – его полное соответствие строительным нормам переоборудования нежилого объекта. В ином случае документация одобрена не будет и узаконена, соответственно, тоже.
  3. Итак, допустим – проект готов и одобрен, согласование на перепланировку получено: что делать дальше? Ответ крайне просто – начать проводить переустройство нежилого помещения. По окончанию всех работ сотрудник БТИ вызывается для проверки соответствия проведенной перепланировки ранее составленному проекту и выписывает акт «приемки», после чего на измененный объект оформляется новая техническая документация, и процедура его видоизменения официально завершается.

В процессе проведения описанных выше процедур зачастую необходим следующий перечень документов:

  • техническая документация на изменяемый объект до внесения изменений;
  • паспорт перепланировщика и нотариально заверенное согласие на проведение перепланировки от лица всех собственников изменяемого объекта;
  • правоустанавливающие документы на изменяемый объект, принадлежащие перепланировщику;
  • проектная документация (оформляется по указанным ранее бумагам);
  • проект уже проведенной перепланировки и акт приемки (необходимы для оформления техдокументации на измененное помещение);
  • по требованию госорганов — иные бумаги.

Предоставление неполного перечня документов или иное нарушение законного порядка проведения перепланировки способны в разы затянуть проведение данной процедуры или существенно усложнить, поэтому к ее осуществлению важно подходить с должной долей ответственности.

Нюансы процесса видоизменения нежилых помещений

Особенности перепланировки нежилых помещений. Фото № 3

В завершение сегодняшнего материала не лишним будет обратить внимание на наиболее важные нюансы в процессе видоизменения нежилых объектов недвижимости. Для лучшего восприятия информации организуем рассмотрение особенностей процедуры посредством рубрики «Вопрос – Ответ». Ну что ж, давайте приступим.

Это интересно:  Надо ли узаконивать перепланировку не несущих стен 2019 год

Вопрос № 1: Где получить согласование на переустройство нежилого помещения в нежилом здании? – В соответствующих госорганизациях. Зачастую обращаться необходимо в БТИ, но если речь идет о перепланировке достаточно крупных объектов, но посетить придется городскую или районную Жилинспекцию. Отметим, что при проведении переустройства первых нежилых этажей многоквартирного дома получать одобрение на данную процедуру потребуется и у его жильцов, в ином случае ни один госорган не узаконить проект перепланировки.

Вопрос № 2: В каких случаях согласование не требуется? – В любых, когда переустройство нежилого объекта существенно не меняет его свойств. Определением этой «существенности» видоизменения свойств помещения занимаются полномочные лица из БТИ или Жилинспекции. Естественно, не потребуется узаконивать перепланировку, если она заключается в снятии антенны с фасада здания или сноса внутренней полуперегородки высотой в 1 метр.

Нюансы получения разрешения для проведения перепланировки помещения. Фото № 4

Вопрос № 3: В каких случаях требуется проект перепланировки? – Опять же в любых, когда переустройство нежилого помещения проходит сразу в нескольких его участках и довольно-таки существенно. Определением этой «существенности», повторимся, занимаются полномочные лица из БТИ или Жилинспекции. Отметим, что зачастую при сносе одной стены или закладывании кирпичами одной из внутренних перегородок проектная документация не требуется, все изменения оформляются сразу в техпаспорте, однако при более глобальных перепланировках без составления соответствующего проекта обойтись не получится.

Вопрос № 4: Как ввести нежилой объект в эксплуатацию после проведения его перепланировки? – Здесь все крайне просто. Достаточно вызвать сотрудника БТИ, получить от него акт «приемки» изменного помещения и с помощью данной бумаги, а также – иных документов оформить новую техдокументацию на объект. С того момента как изменения в соответствующие бумаги внесены здание можно начать эксплуатировать.

Вопрос № 5: Что будет, если провести планировку без ее узаконивания? – В будущем, при необходимости совершить какую-либо сделку над незаконно переустроенным объектом, придется оформлять техдокументацию. А в случае наличия факта незаконной перепланировки, оформить техдокументацию можно только через суд. Вот такие вот правовые последствия несет незаконное видоизменение нежилых объектов. Более того, если суд признает проведенную перепланировку опасной для здания или иных лиц, перепланировщик должен будет ее устранять, возмещать возможные убытки и проводить иные действия для нейтрализации своих деяний.

На этом наиболее важная информация по перепланировке нежилых помещений в нежилом здании подошла к концу. Надеемся, сегодняшний материал был для вас полезен. Удачи во всех начинаниях!

О нюансах согласования перепланировки нежилого помещения вы сможете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Перепланировка в нежилом помещении

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

В нежилом офисном помещении собственник установил перегородку, тем самым разделив офис на два самостоятельных кабинета с одним тамбуром на двоих. Является ли указанное, перепланировкой? Обязан ли собственник ее согласовать, какие документы при этом нужны и куда предоставлять? Предусмотрена ли ответственность за вышеуказанную перепланировку в нежилом помещении, или какие последствия возможны?

Ответ

По общему правилу, собственнику перегородки согласовывать ее установку не требуется. Однако в ряде случаев (например, установка перегородки затронула конструктивные характеристики объекта), придется получать разрешение – см.более подробно «Как оспорить штраф за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ)».

Собственнику недвижимости при перепланировке/переустройстве здания необходимо внести изменения в ГКН, заказав у кадастрового инженера новый технический план помещения и обратиться в Росреестр для регистрации изменений в ЕГРП.

Дело в том, что в настоящее время понятия «перепланировка» и связанные с ней процедуры (работы) отнесены к сфере регулирования жилищного законодательства и не применяются по отношению к нежилым помещениям, в отношении которых могут проводиться реконструкция и капитальный ремонт. При этом определения понятий «реконструкция» и «капитальный ремонт» имеют более широкий смысл, нежели понятия «перепланировка» и включают в себя специальные процедуры (работы). Государственный кадастровый учет изменений и (или) постановка на учет помещений в нежилых зданиях (сооружениях) в связи с их «перепланировкой» осуществляется в соответствии с техническим планом, подготовленным на основании документов о реконструкции здания (сооружения) или его части. Данные разъяснения содержатся в Письме Минэкономразвития России от 14.04.2015 № Д23И-1578.

При этом, в целях Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (ч. 14 ст. 1 ГрК РФ). Разрешение на реконструкцию выдается в порядке ст.51 ГрК РФ.

По общему правилу, собственнику (владельцу) при перепланировке нежилого помещения/здания нужно внести изменения в кадастровый паспорт (п. 3 ст. 20 ФЗ от 24.07.07 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). После этого возможно обратиться в регистрирующий орган и воспользоваться упрощенной процедурой регистрации (ст. 25.3 ФЗ от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Однако Росреестр зачастую в такой регистрации отказывает, особенно когда параметры объекта изменились. В таком случае собственнику остается оспорить отказ в судебном порядке, ссылаясь на то, что разрешение на перепланировку не требовалось (п.п. 4 п. 17 ст.51 ГрК, п. 2 ст. 3 ФЗ от 17.11.95 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

Это интересно:  Как узаконить уже сделанную перепланировку нежилого помещения 2019 год

Однако следует отметить, что вопросы перепланировки/переустройства нежилых помещений регулируются и местным (региональным) законодательством. Например, ст. 9.8 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 предусматривает ответственность за переустройство (перепланировка, переоборудование) объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, без оформления разрешительных документов. Ст.9.12 данного закона предусматривает ответственность за проведение работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого помещения в многоквартирном доме, не являющегося общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, без согласования уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Реконструкция объектов недвижимости, как и строительство, в большинстве случаев требует специального разрешения (ч. 2 ст. 51 ГрК РФ). На практике очень часто здания и строения реконструируются без получения каких-либо документов. Как правило, это связано с тем, что разработка проектной документации, которая необходима для получения разрешения, отнимает немало времени и средств. При этом владельцы недвижимости редко задумываются, что такая самовольная реконструкция может повлечь для них серьезные негативные последствия.

Казалось бы, после самовольной реконструкции собственник может, как и прежде, свободно пользоваться принадлежащей ему недвижимостью. Но как только собственник захочет продать реконструированную недвижимость или сдать ее в долгосрочную аренду, требующую регистрации, возникнут проблемы. Поскольку в результате реконструкции изменяются технические характеристики объекта (площадь, количество помещений), то такие данные будут отличаться от тех, которые содержатся в органах Росреестра. По сути, у собственника будет уже не та недвижимость, что указана в ЕГРП. А значит, подтвердить свой титул собственника на реконструированную недвижимость выпиской из ЕГРП владелец уже не сможет. Как минимум это вызовет вопросы у будущего покупателя, а то и вовсе сорвет сделку. Не исключено, что самовольно реконструированным объектом заинтересуются органы власти. Они могут не только наложить на собственника административный штраф, но и обратиться в суд, требуя привести такой объект в первоначальное состояние, а в случае невозможности даже снести его. В таком случае суды применяют статью 222 Гражданского кодекса о самовольной постройке по аналогии к реконструированному объекту.

Закон предусматривает административную ответственность как за сам процесс самовольной реконструкции (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ), так и за эксплуатацию самовольно реконструированного объекта (ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ). В первом случае компании может грозить и солидный штраф (от 500 тыс. до 1 млн рублей), и приостановление деятельности до 90 суток. К ответственности по этой статье можно привлечь застройщика и подрядчика (п. 6 постановления Пленума ВАС РФот17.02.11 №11). За эксплуатацию самовольно реконструированного объекта штраф для компаний составляет от 10 до 20 тыс. рублей. А к ответственности привлекают того, кто непосредственно использует здание.

Чтобы предотвратить негативные последствия от самовольной реконструкции, необходимо принять меры по ее легализации. Как и в ситуации с самовольным строительством, сделать это можно через суд. В таком случае основанием для внесения изменений в запись ЕГРП о реконструированном объекте будет решение суда. Однако анализ существующей практики говорит о том, что получить такое решение почти так же трудно, как легализовать самовольную постройку. Но в то же время бывают ситуации, когда иск о легализации самовольной реконструкции вообще не срабатывает и нужно заявлять совершенно другое требование.

В каких случаях не применяется иск о легализации

Для начала собственнику необходимо разобраться, требовалось ли разрешение на реконструкцию и какие именно работы были проведены. Судебная практика показывает, что правила статьи 222 Гражданского кодекса о самовольной постройке применяются далеко не во всех случаях реконструкции без разрешения.

Правила статьи 222 ГК РФ применяются, если в результате реконструкции создан новый объект. Что же является реконструкцией? Довольно подробное определение этого понятия дает Градостроительный кодекс (далее — ГрК РФ).

Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ).

Как видно из определения, реконструкция может приводить как минимум к двум самостоятельным последствиям — к появлению нового объекта (в тех случаях, когда параметры объекта, например площадь, изменяются) или к сохранению прежнего, но с улучшенным содержанием (например, новыми несущими конструкциями). Получается, что различные по своей цели действия Градостроительный кодекс охватывает одним термином. В итоге возникает вопрос: любая ли самовольная реконструкция требует судебной легализации? Ответ есть в совместном постановлении пленумов ВС РФ и ВАС РФ от29.04.10 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее — постановление №10/22). Правила о самовольной постройке (ст. 222 ГКРФ) распространяются только на такую самовольную реконструкцию, которая привела к появлению нового объекта (п. 28 постановления №10/22). Иными словами, легализовать самовольно реконструированный объект путем подачи иска о признании права собственности на него (п. 3 ст. 222 ГКРФ) можно, только если появился новый объект недвижимости.

В каких случаях появился новый объект, суды решают по-разному. Казалось бы, из определения реконструкции следует, что новый объект появляется, если изменяются пространственные характеристики объекта — увеличиваются этажность, площадь. Но такой подход работает не всегда.

Это интересно:  Как узаконить перепланировку нежилого помещения самостоятельно 2019 год

Такой подход судов, когда они не расценивают итог реконструкции в качестве нового объекта, в ситуации, когда компания подала иск о легализации реконструкции, повлечет отказ в иске. Но это не безнадежная ситуация: тогда можно попытаться обжаловать в суде сам отказ органа Росреестра в регистрации тех или иных прав на объект. А вот в случаях, когда контролирующие органы предъявляют компании — владельцу объекта иск о признании реконструкции самовольной постройкой и ее сносе, такой подход судов оказывается на руку ответчику. Если он может доказать, что новый объект не возник, хотя пространственные характеристики изменились, в иске будет отказано. Подвести суд к выводу о том, что никакого нового объекта не возникло, обычно помогает строительно-техническая экспертиза.

Разрешение на строительство обязательно не для каждой реконструкции. Случаи, когда получение разрешения на строительство (этот же документ выдается и для реконструкции) не требуется, указаны в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса. Перечень случаев не является исчерпывающим — сам кодекс либо иные законы могут установить другие исключения. Так, разрешение не понадобится при проведении капитального ремонта, реконструкции сооружений, не являющихся объектами капитального строительства (например, киосков, навесов).

Условия легализации самовольно реконструированной недвижимости

Если в результате реконструкции, проведенной без обязательного разрешения, появился новый объект, то собственнику необходимо позаботиться о легализации недвижимости. Лучше это сделать до того, как в суд обратятся органы власти. Они вправе потребовать снести такую постройку. Правда, при условии, что недвижимость нельзя вернуть в первоначальное состояние (абз. 2 п. 28 постановления №10/22).

Чтобы легализовать самовольно реконструированный объект, собственнику необходимо обратиться в суд с требованием о признании права собственности на новую недвижимость. И в данном случае процедура ничем не будет отличаться от легализации самовольной постройки. Суд вправе это требование удовлетворить, но лишь при соблюдении нескольких условий.

Второе условие: постройка не угрожает жизни и здоровью, а также не нарушает права третьих лиц. Еще одно обязательное условие для легализации — недвижимость после самовольной реконструкции не угрожает жизни и здоровью, а также не нарушает права третьих лиц (абз. 3 п. 3 ст. 222 ГКРФ). Причем суды также исследуют, не нарушены ли при реконструкции градостроительные, а также строительные нормы и правила (п. 26 постановления №10/22). Соблюдение этого условия может подтвердить только строительно-техническая экспертиза.

Нужно учитывать, что Верховный суд считает иначе. По его мнению, суд не может отказать в легализации лишь потому, что собственник нарушил процедуру получения разрешения, иначе судебное решение будет основано на формальном подходе (определение Верховного суда от08.07.14 №19-КГ14-6). Правда, эту позицию ВС РФ высказывал пока только в отношении граждан. Примеров, когда такой подход продемонстрировала бы коллегия ВС РФ по экономическим спорам, пока нет.

Третье условие: истец предпринял меры по внесудебной легализации реконструированной постройки. С одной стороны, отсутствие документов на реконструкцию не служит непреодолимым препятствием для легализации постройки. С другой — истцу необходимо доказать, что он предпринимал меры, чтобы эти документы получить. Иными словами, сделал все, чтобы легализовать постройку без суда. Именно такая позиция закреплена в пункте 26 постановления № 10/22. При этом Президиум ВАС РФ уточнил, что легализация невозможна, если лицо имело возможность получить разрешение, но ничего для этого не сделало. Например, не представило необходимые для этого документы (п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФот09.12.10 №143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации»). Судебная практика относится к соблюдению такого условия по-разному. Однако, несмотря на различные подходы, арбитражные суды в любом случае отказывают в легализации, если истец не предпринял вообще никаких мер для легализации.

Если объект возведен и реконструирован до 1 января 1995 года, он не может считаться самовольной постройкой. Такую позицию занял Президиум ВАС РФ в постановлении от24.01.12 №12048/11. Причем это касается только зданий, строений и сооружений нежилого назначения.

Самовольную реконструкцию можно легализовать и в административном порядке

Собственнику для начала лучше воспользоваться административной процедурой легализации реконструкции. В первую очередь ему нужно внести изменения в кадастровый паспорт (п. 3 ст. 20 Федерального закона от24.07.07 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). После этого следует обратиться в регистрирующий орган и воспользоваться упрощенной процедурой регистрации (ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Однако Росреестр зачастую в такой регистрации отказывает, особенно когда параметры объекта изменились. В таком случае собственнику остается оспорить отказ в судебном порядке, ссылаясь на то, что разрешение на реконструкцию не требовалось (п. 4 ст. 17 ГрК, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.11.95 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»). Другой вариант — обратиться в суд с требованием о признании права собственности на такой объект недвижимости в порядке статьи 222 Гражданского кодекса*».

Статья написана по материалам сайтов: www.law.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector