+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Перепланировка жилого помещения представляет собой 2019 год

Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения.

Статья 25. Виды переустройства и перепланировки жилого помещения.
1. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Об условиях и порядке переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых помещений см. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170.

Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Статья 28. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
1. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
2. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения.
1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
3. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
5. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:
1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.
6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.

Переустройство и перепланировка жилого помещения

Понятие переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

В Жилищном кодексе РФ по сравнению со ст. 84 Жилищного кодекса РСФСР содержится целая глава по вопросу перепланировки и (или) переустройства. Вопросы переустройства и перепланировки жилых помещений установлены в ст. 25—29 ЖК РФ. Некоторые случаи переустройства и перепланировки жилого помещения определены в п. 1.7.1 постановления Госстроя России от 27.09.2003 № 70 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда».

Ряд технических вопросов, касающихся перепланировки и переустройства, может быть урегулирован на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В качестве примера можно привести постановление Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах».

Понятие переустройства и перепланировки закреплено в ст. 25 ЖК РФ.

Итак, переустройство жилого помещения — установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство жилых помещений может включать:

  1. установку новых и перестановку существующих газовых приборов с прокладкой дополнительных подводящих сетей;
  2. установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;
  3. замену и (или) установку дополнительного оборудования (инженерного, технологического) с увеличением энерго-, водопотребления и (или) с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей (для нежилых помещений).

Перепланировка жилого помещения — это изменение конфигурации жилого помещения, требующее внесения изменения в его технический паспорт. Перепланировка проводится с сохранением функционального назначения помещений.

Перепланировка жилых помещений может включать в себя мероприятия, при которых производятся незначительные изменения планировки помещения, в том числе не затрагивается целостность несущих стен жилого помещения: перенос, разборку межкомнатных перегородок, устройство проемов в межкомнатных перегородках и новых перегородок без увеличения нагрузок на перекрытия, заделку дверных проемов в перегородках и несущих стенах и др.

Также в перепланировку жилых помещений могут входить мероприятия, при которых производятся существенные изменения конфигурации жилого помещения, в том числе затрагиваются несущие стены жилого помещения: устройство (перенос) уборных и ванных комнат; демонтаж перегородок, устройство проемов в перегородках, ограждающих газифицированные помещения; устройство несущих стен и проемов в перекрытиях (при объединении по вертикали) с устройством внутренних лестниц; устройство или изменение конструкций перекрытий, проводимые в порядке ремонта (замены) существующих; устройство проемов в несущих стенах и межквартирных перегородках; заделка самовольно выполненных проемов в несущих стенах и перекрытиях; строительно-монтажные работы по изготовлению полов и (или) изменению конструкции полов; объединение лоджий с внутренними помещениями; разборка (полная, частичная) ненесущих перегородок, воспринимающих дополнительную сверхнормативную нагрузку перекрытия (разгружающие), и др.

Это интересно:  Как узаконить перепланировку нежилого помещения самостоятельно 2019 год

Возможно осуществление ряда работ без оформления проектной и разрешительной документации:

  • косметический ремонт помещений, в том числе с заменой наружных столярных элементов без изменения рисунка и цвета;
  • устройство (разборка) встроенной мебели: шкафов, антресолей (не образующих самостоятельных помещений, площадь которых подлежит техническому учету);
  • замена (без перестановки) инженерного оборудования аналогичным по параметрам и техническому устройству.

Также относятся к переустройству и (или) перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах работы, производство которых связано с передачей в пользование части общего имущества и (или) затрагивает архитектурный облик многоквартирного дома:

  1. создание входов, изменение входов и тамбуров с устройством крылец (лестниц в цокольные и подвальные помещения), не предусматривающее присоединение дополнительного земельного участка;
  2. создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах);
  3. создание входов (лестниц, крылец и других площадок) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме;
  4. установка наружных технических средств на фасаде, обеспечивающих беспрепятственное передвижение маломобильных групп населения: выжимных телескопических лифтов, двухрядных поручней и т.д., лестниц за границей наружных стен здания;
  5. устройство лоджий и террас на первых этажах и др.

Не допускаются переустройство и перепланировка, при которых:

  • нарушается прочность или разрушаются несущие конструкции здания;
  • нарушается работа инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования;
  • ухудшается сохранность и внешний вид фасадов;
  • нарушаются противопожарные устройства;
  • ухудшаются условия эксплуатации дома и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, и др.

Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Документы, представляемые для согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

Для проведения переустройства и перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке. Форма такого заявления утверждена постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения»1. В заявлении должны быть изложены цели предстоящих работ, конкретные виды переустройства и перепланировки, организационно-правовая форма подрядчика, а также сроки начала и завершения работ;

2) правоустанавливающие документы на жилое помещение в оригиналах либо нотариально удостоверенных копиях. Это договоры передачи помещений в собственность, договоры купли-продажи, дарения, свидетельство о праве наследства на помещение (вместе со свидетельством о государственной регистрации право собственности) и др.;

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Если предусматриваются только мероприятия (работы), для которых достаточно эскизов, то они выполняются на копиях поэтажных планов. Если планируемые мероприятия (работы) требуют разработки и согласования проектов, то они должны разрабатываться проектными организациями, являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций;

4) технический паспорт жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма). В случае если заявителем является собственник жилого помещения, согласия членов семьи не требуется. Если жилое помещение находится в общей собственности, необходимо согласие всех сособственников;

6) когда жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, требуется заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Этот перечень документов является исчерпывающим, и в соответствии с ч. 3 ст. 26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование переустройства и перепланировки, не вправе требовать других документов.

Более того, согласно п. 2.1 ст. 26 ЖК РФ заявитель вправе не представлять технический паспорт жилого помещения и заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры, а также правоустанавливающие документы на жилое помещение, если право собственности на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Орган, осуществляющий согласование, запрашивает указанные документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе, в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях. Органы и организации, в распоряжении которых находятся такие документы, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.

Когда переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или)

перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 40 ЖК РФ).

Изменение размера общего имущества в коммунальной квартире возможно только с согласия всех собственников комнат в данной квартире путем ее переустройства и (или) перепланировки (ст. 41 ЖК РФ).

О принятии документов заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Процедура согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

Решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки или переустройства должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов не позднее чем через 45 дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Если документы представлены через многофункциональный центр, то срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, документ, подтверждающий принятие такого решения (см. постановление Правительства РФ от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения»). Если заявление о переустройстве и (или) перепланировке подавалось через многофункциональный центр, то документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.

Документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Далее производятся работы по переустройству и (или) перепланировке.

Начало разрешенных работ по переустройству помещений в жилом доме подлежит регистрации организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, в журнале по форме, установленной органом, осуществляющим согласование переустройства и (или) перепланировки.

Одновременно устанавливаются дата окончания работ, порядок и условия вывоза строительного мусора. О факте начала производства работ организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, сообщает в орган, осуществляющий согласование переустройства и (или) перепланировки, которому поручен контроль за ходом работ.

На основании ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Такой акт приемочной комиссии направляется органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Таким органом согласно ст. 3 указанного закона является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Это Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

В статье 27 ЖК РФ предусматриваются основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения: непредставление документов и представление документов в ненадлежащий орган.

Это интересно:  Нужно ли узаконивать перепланировку не несущих стен 2019 год

1) непредставление необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

2) поступление в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства, если такой документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании перепланировки и (или) переустройства помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласования перепланировки и (или) переустройства помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для согласования перепланировки и (или) переустройства, и не получил от заявителя такой документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

3) представление документов в ненадлежащий орган.

4) несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установленным требованиям.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 27 ЖК РФ. Решение выдается или направляется заявителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня его принятия и может быть обжаловано заявителем в суд (в соответствии с главой 25 ГПК РФ).

Последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка, проведенные в отсутствие согласования и (или) с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.

Условно последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки можно разделить на гражданско-правовые и административно-правовые.

К гражданско-правовым последствиям представляется возможным отнести следующие последствия. В п. 3 ст. 29 ЖК РФ указывается, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязаны привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

При этом если в установленный срок соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние, орган, осуществляющий согласование, подает иск в суд, который принимает решение:

  • в отношении собственника — о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
  • в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма — о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Если суд в отношении собственника жилища принимает решение о продаже его с публичных торгов, возникает вопрос: обязательно ли выселение этих граждан из жилых помещений до торгов?

В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Следовательно, до момента государственной регистрации прав на жилое помещение нового собственника, в том числе на момент проведения торгов, предыдущий собственник обладает правом собственности на указанное жилое помещение и выселен из него быть не может. Данная позиция подтверждается судебной практикой.

Важно отметить следующее обстоятельство: на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Решение суд выносит на основании искового заявления о сохранении помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии, поданного собственником или нанимателем.

Надо сказать, что в суды поступали исковые заявления, сформулированные по-разному: об установлении юридического факта ненарушения прав и законных интересов соседей, об установлении юридического факта законности перепланировки, об узаконении произведенной перепланировки, об обязании органов технической инвентаризации выдать технический паспорт на квартиру в перепланированном состоянии.

Однако рассмотрение таких дел должно производиться в порядке искового производства, а не в порядке особого производства путем установления юридического факта, поскольку возникает спор о праве заявителя на жилое помещение в существующем состоянии. Заявления, поданные в порядке особого производства, оставляются судом без рассмотрения на основании ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Многие судьи считают, что иск о сохранении помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии нужно подавать только тогда, когда орган, осуществляющий согласование, отказал в удовлетворении заявления об оформлении документации по результатам перепланировки (переоборудования) или оставил без ответа заявление в течение 45 дней (ч. 4 ст. 26 ЖК РФ).

Однако массовая судебная практика идет по пути рассмотрения исков, поданных без предварительного обращения заявителя в орган, осуществляющий согласование, с таким заявлением. С практикой рассмотрения судом подобных исков вряд ли можно согласиться, поскольку в указанных случаях суды, по сути, подменяют органы местного самоуправления, осуществляя их полномочия по согласованию.

Только после отказа в согласовании самовольных переоборудовании можно говорить о нарушенном или оспариваемом праве лица на сохранение жилого помещения в существующем состоянии, что позволяет этому лицу прибегнуть к судебной защите.

Часть 2 ст. 29 ЖК РФ устанавливает, что самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

Привлечение к административной ответственности можно отнести к административно-правовым последствиям самовольного переустройства и(или) перепланировки.

Так, согласно ст. 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)1 порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.

К административной ответственности собственника или нанимателя жилого помещения согласно ст. 23.55 КоАП РФ могут привлекать главные государственные жилищные инспекторы субъектов Российской Федерации, их заместители, а также главные государственные жилищные инспекторы субъектов Российской Федерации по городам, районам, их заместители. Государственная жилищная инспекция уполномочена рассматривать данные факты правонарушений и принимать решение о возможности привлечения виновного к административной ответственности.

Следует отметить, что привлечение лица, осуществившего самовольную перепланировку и (или) переустройство, к административной ответственности не означает, что гражданско-правовые последствия для него не наступят. Обе группы последствий применяются одновременно.

Переустройство и перепланировка жилого помещения

Собственники недвижимого имущества в силу различных причин часто переустраивают, достраивают принадлежащие им помещения, не задумываясь о юридических аспектах такой деятельности. На практике, у собственника такого имущества могут возникнуть разнообразные проблемы, вплоть до невозможности отчуждения (продажи, дарения и т. д.) и регистрации имущества.

Отныне перепланировка и переустройство квартиры возможны только после согласования с органом местного самоуправления и внесения поправок в технический паспорт квартиры.

Выступить с инициативой проведения переустройства и/или перепланировки жилого помещения может только собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо.

Статья 25 Жилищного Кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) определяет:

  • переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения;
  • перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Основания проведения переустройства и/или перепланировки жилья определены в статье 26 ЖК РФ.

1. Переустройство и/или перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения;
2. Для проведения переустройства и/или перепланировки жилого помещения собственник или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и/или перепланируемого жилого помещения представляет:

  • заявление о переустройстве и/или перепланировке по форме №160-ФЗ 23.07.2008;
  • правоустанавливающие документы на переустраиваемое и/или перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и/или перепланировки жилого помещения;
  • технический паспорт переустраиваемого и/или перепланируемого жилого помещения;
  • согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и/или перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма;
  • заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и/или перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме перечисленных. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято не позднее чем через сорок пять дней со дня представления документов. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу заявителя документ, подтверждающий принятие такого решения.

Это интересно:  Куда жаловаться если соседи сделали незаконную перепланировку 2019 год

Работы, выполняемые без оформления разрешительной документации

1. Ремонт (косметический) помещений, в том числе с заменой наружных столярных элементов без изменения рисунка и цвета.
2. Устройство (разборка) встроенной мебели: шкафов, антресолей (не образующих самостоятельных помещений, площадь которых подлежит техническому учету).
3. Замена (без перестановки) инженерного оборудования аналогичным по параметрам и техническому устройству.

Работы, выполняемые по эскизам, с оформлением разрешительной документации

Если предусматриваются работы по переустройству и/или перепланировке жилого и нежилого помещения в жилом доме, для которых достаточно эскизов, то они выполняются на копиях поэтажных планов и с остальными документами представляются заявителями в орган, осуществляющий согласование.

1. Разборка (полная, частичная) ненесущих перегородок.
2. Устройство проемов в ненесущих перегородках.
3. Заделка дверных проемов в несущих стенах.
4. Устройство перегородок без увеличения нагрузок на перекрытия.
5. Замена столярных элементов фасада с изменением рисунка (согласовывается с ГорАрхитектурой).
6. Перестановка сантехнических приборов в существующих габаритах туалетов, ванных комнат, кухонь.
7. Перестановка нагревательных (отопительных) и газовых приборов (исключая перенос радиаторов в застекленные лоджии, балконы) без прокладки дополнительных подводящих сетей.

Работы, выполняемые по проектам, с оформлением разрешительной документации

Если планируемые мероприятия требуют разработки и согласования проектов, то они должны изготавливаться на весь объем работ.

1. Устройство проемов в несущих стенах и перегородках (при объединении помещений по горизонтали).
2. Устройство проемов в перекрытиях (при объединении помещений по вертикали).
3. Устройство внутренних лестниц.
4. Устройство перегородок (с увеличением нагрузок) и несущих стен.
5. Изменение полов (с увеличением нагрузок).
6. Создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях с сохранением конструкций, отделяющих балконы, лоджии от внутренних помещений (т.е. не предусматривающее объединения внутренних помещений с лоджиями и балконами и превращения в эркеры).
7. Остекление лоджий и балконов.
8. Создание, изменение входов (с устройством крылец или лестниц), входов-тамбуров.
9. Ликвидация или изменение тамбуров.
10. Устройство лоджий, балконов.
11. Изменение формы (пластики) существующих лестниц (крылец), в том числе с устройством пандусов.
12. Создание тамбуров и витрин в пределах габаритов существующих элементов зданий.
13. Установка наружных технических средств (кондиционеров, антенн, защитных сеток и т.п.), а также выжимных телескопических лифтов, двухрядных поручней и т.д.
14. Изменение материалов и пластики внешних конструкций, балконов и лоджий.
15. Объединение лоджий с внутренними помещениями.
16. Устройство или изменение конструкций перекрытий, проводимые в порядке ремонта (замены) существующих.
17. Устройство лоджий на первых этажах, террас, устройство (ликвидация) балконов, непредусматривающее при этом возможность объединения внутренних помещений с лоджиями, балконами, террасами.
18. Устройство (перенос) туалетов, ванных комнат, кухонь.
19. Установка электроплит взамен газовых.
20. Замена и (или) установка дополнительного оборудования) с увеличением энерго-, водопотребления и/или с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей (исключая устройство полов с подогревом от общедомовых систем водоснабжения и отопления).

Разработку проектной документации осуществляют организации и лица, имеющие лицензию на данный вид работ. В договорах должны предусматриваться обязательные условия по согласованию проекта с надзорными органами (ГосПожНадзором, Газовой Инспекцией, Управляющей Компанией и т. д.) и ведению авторского надзора. Последнее можно оформить отдельным договором.

Договор об авторском надзоре с проектной организацией нужен для того, чтобы инженер, разработавший проект, оценил выполненные работы и подписал Акт на скрытые работы. В противном случае, получение Акта на скрытые работы невозможно.

Акт на скрытые работы является обязательным документом, предоставляемым при подписании комиссией Акта приемки выполненных ремонтно-строительных работ. Неподписание комиссией Акта приемки выполненных работ делает невозможным внесение изменений в поэтажный план БТИ.

Подписание комиссией Акта приемки — основание для снятия перепланировки с контроля. После завершения работ — внесение изменений в поэтажный план БТИ.

Не допускаются переустройство и перепланировка, при которых:

  • ухудшаются условия эксплуатации дома и проживания граждан, в том числе затрудняется доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам;
  • переустроенное помещение может быть отнесено к категории непригодных для проживания;
  • предусматривается увеличение подсобной площади помещений за счет площади жилых комнат без изменения статуса их функционального назначения;
  • затрагиваются помещения в жилых домах, состоящие на учете штаба по делам гражданской обороны без соответствующего разрешения начальника штаба;
  • нарушается прочность, устойчивость несущих конструкций здания или может произойти их разрушение;
  • устанавливаются отключающие или регулирующие устройства на инженерных сетях, если пользование ими оказывает влияние на потребление ресурсов;
  • предусматривается ликвидация, уменьшение сечения каналов естественной вентиляции;
  • увеличиваются нагрузки на несущие конструкции сверх допустимых по проекту при устройстве стяжек в полах, замене перегородок из легких материалов на перегородки из тяжелых материалов, размещении дополнительного оборудования в помещениях квартир.

Кодексом предусмотрен ряд неблагоприятных правовых последствий для лиц, самовольно осуществивших переустройство и/или перепланировку жилого помещения. Помимо обязанности нести административную ответственность у лиц, виновных в данных нарушениях, возникает дополнительная обязанность имущественного характера — они должны привести соответствующие помещения в прежнее состояние в разумный срок.

Целесообразно обратить внимание на то, что субъектом указанной выше ответственности может быть не только собственник помещения, но и наниматель по договору социального найма.

Статья 25 ЖК РФ. Виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме

1. Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

2. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Комментарии к ст. 25 ЖК РФ

1. Под переустройством понимается изменение технических характеристик различного оборудования, расположенного в жилом помещении. Это может быть замена, установка или перенос инженерных сетей и иного технического оборудования. Все такие изменения должны вноситься в технический паспорт жилого помещения. Это обязательное требование, и в случае, когда внесение в технический паспорт помещения не требуется в результате изменения технических характеристик помещения, такие действия нельзя отнести к переустройству. Например, замена ванны не является переустройством, если новая ванна устанавливается в том же месте, где находилась и старая. Но если потребуется установка ванны в ином месте помещения, то это повлечет и установку новых труб и соответственно внесение изменения в технический паспорт помещения.

К переустройству, требующему внесения изменения в технический паспорт, могут относиться, например, установка бытовых электроплит взамен газовых плит, перенос электрических сетей, нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство новых вентиляционных каналов, прокладка новых или замена существующих подводящих и отводящих трубопроводов и устройств для ванной комнаты (установка душевых кабин, стиральных машин повышенной мощности и т.п.).

2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения такового в технический паспорт помещения. К перепланировке могут относиться:

— перенос, разборка и установка новых межкомнатных перегородок;

— перенос, увеличение, уменьшение, производство новых и перенос дверных и оконных проемов;

— устройство дополнительных помещений в квартире (кухонь, туалетов и ванных, кладовок);

— расширение жилых комнат в квартире за счет вспомогательных помещений.

Это может быть и не исчерпывающий перечень видов переустройства и перепланировки жилого помещения. Но в то же время в результате переустройства и перепланировки жилого помещения требуется внесение изменений в технический паспорт жилого помещения. Отсутствие этого условия при производстве определенных работ означает, что в данном случае нет перепланировки. Если, например, была застеклена лоджия или произведена замена рамы, то этими действиями не была изменена конфигурация жилого помещения и в технический паспорт не требуется внесения изменений. И, как следствие, нельзя назвать эти действия перепланировкой жилого помещения.

3. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, виды которых названы в комментируемой статье, могут производиться в эксплуатируемых жилых помещениях независимо от формы собственности на помещения, а также на нежилые помещения в многоквартирных домах и на помещения, в отношении которых в установленном порядке имеется решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого в жилое. В реконструируемых жилых домах переустройство и перепланировка производятся в соответствии с планом реконструкции.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, ostroykevse.com, rulaws.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector