+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Индивидуальное отопление в многоквартирном доме судебная практика 2019 год

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 7 мая 2015 г. N АКПИ15-198

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлениям В. и М. о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила). Постановление опубликовано 30 мая 2011 г. в Собрании законодательства Российской Федерации и 1 июня 2011 г. в Российской газете».

Абзацем вторым пункта 40 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

М. в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения которого извещена надлежащим образом, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В. в судебном заседании поддержал заявленное требование.

Выслушав и обсудив доводы заявителей, возражения представителя Правительства Российской Федерации К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявления не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), которой предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).

Частью 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.

Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.

Следовательно, предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями ЖК РФ и не противоречит части 1 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ, части 1 статьи 37 Закона о защите прав потребителей.

Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.

Поскольку оспариваемая норма Правил не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы заявителей, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

в удовлетворении заявлений В. и М. о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 24.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2606/2013

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Судья Парамонов С.П.
Докладчик Ганченкова В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи — председательствующего Тамарова Ю.П.
судей Ганченковой В.А.
Середы Л.И.
при секретаре судебного заседания Щ.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 декабря 2013 года в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Ю. на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 18 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия

Решение Верховного Суда РФ по иску об оспаривании Правил № 354 в части расчёта платы за отопление

ВС РФ рассмотрел иск об оспаривании Правил № 354 в части платы за отопление в МКД, где установлен ОПУ и не во всех помещениях установлены ИПУ

Верховный Суд РФ в качестве суда первой инстанции отказал в удовлетворении иска об оспаривании установленных Правительством РФ правил расчёта размера платы за отопление в многоквартирных домах, где имеется общедомовой прибор учёта тепловой энергии, но не во всех помещениях установлены индивидуальные приборы учёта.

Я представлял административного истца. На решение подана апелляционная жалоба. Ниже — текст решения. Пока оно на сайте Верховного Суда РФ отсутствует.

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ17-201

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва

31 мая 2017 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе председательствующего

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

судей Верховного Суда Иваненко Ю.Г.

Российской Федерации Назаровой А.М.

при секретаре Поляковой К.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению *** о признании недействующими абзаца третьего пункта 42(1), частично абзаца четверюго пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, пунктов 3, 3(1), 3(2) приложения № 2 к данным Правилам,

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила). Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232 в Правила внесены изменения, в частности пункт 42(1) изложен в новой редакции.

Гражданин **** обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца третьего пункта 42(1), частично абзаца четвёртого пункта 42(1) Правил, пунктов 3, 3(1), 3(2) приложения № 2 к данным Правилам, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 1, части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и нарушают его права

Как указывает административный истец, он проживает в многоквартирном доме, который при вводе его в эксплуатацию был оснащен всеми необходимыми приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии. В процессе эксплуатации дома некоторые индивидуальные приборы учета были демонтированы и на начало отопительного периода 2016 г. дом не полностью был оборудован индивидуальными приборами учета тепловой энергии. В результате произведенного перерасчета расходы административного истца на оплату тепловой энергии возросли.

В судебное заседание явились административный истец ***** и его представитель Тимофеев А.В., который поддержал заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 22 марта 2017 г. № СП-П9-1648).

Представители Правительства Российской Федерации Цимбалов В Ю., Тер-Аракелян Я.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца Тимофеева А.В., Правительства Российской Федерации Цимбалова В.Ю., Тер-Аракеян Я.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление № 354, которым утверждены оспариваемые Правила, котррые действуют с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232.

Первоначально нормативный правовой акт опубликован в собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., № 22, «Российской газете» 1 июня 2011 г.

Правила регулируют отношения по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

Это интересно:  Дизайн дворовой территории многоквартирного дома 2019 год

Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

Согласно абзацу третьему пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета

(распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и З(-) приложения № 2 к названным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Абзац третий пункта 42(1) Правил детализирует определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, отсылая к формулам 3, 3(1), 3(2).

Формула 3 приведена в пункте 3 приложения № 2 к Правилам. В соответствии с ней исчисляется размер платы за коммунальную услугу по отоплению при осуществлении оплаты в течение отопительного периода. Данная формула учитывает такие показатели, как объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, соотношение общей площади i-го помещения (жилого или не жилого) в многоквартирном доме, а также установленный тариф на тепловую энергию.

Формула 3(1) содержится в пункте 3(1) приложения № 2 к Правилам и применяется для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года. Эта формула учитывает: общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; среднемесячный объем потребления тепловой энергии за предыдущий ГОД, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; установленный тариф на тепловую энергию.

Формула 3(2) приведена в пункте 3(2) приложения № 2 к Правилам. Применением ее корректирует размер платы, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом. Эта формула учитывает: размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год; общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.

Согласно абзацу четвертому пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальною услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Предусмотренный в абзацах третьем и четвертом пункта 42(1) Правил порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению соответствует положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за данную коммунальную услугу совокупно, без разделения на плату за потребление ее в жилом или нежилом помещении и плату за потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Предусмотренный абзацем третьим пункта 42(1) Правил порядок определения размера платы за коммунальную услугу обусловлен общим принципом распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема тепловой энергии, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади занимаемого помещения в многоквартирном доме.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» являются несостоятельными. Указанный Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядок ее расчета, и не запрещает Правительству Российской Федерации осуществлять дифференцированное правовое регулирование по установлению порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом оборудования многоквартирного дома индивидуальными и общими приборами учета.

Оспаривая в части абзац четвертый пункта 42(1) Правил, административный истец фактически предлагает иной способ расчетов за поставленную в многоквартирный жилой дом тепловую энергию.

Между тем установленное правовое регулирование осуществлено в рамках полномочий Правительства Российской Федерации в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам, с учетом характера данного регулирования, направленного на конкретизацию норм Жилищного кодекса Российской Федерации на основе экономической и учетно-организационной целесообразности. Если часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, то определение порядка расчета размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета, а также при их отсутствии законодателем возложено на Правительство Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления *** о признании недействующими абзаца третьего пункта 42(1), частично абзаца четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, пунктов 3, 3(1), 3(2) приложения № 2 к данным Правилам отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после судом решения в окончательной форме.

председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенков

судьи Верховного Суда Российской Федерации Ю.Г. Иваненко

О признании отказа в согласовании на установку индивидуального отопления незаконным, обязании выдачи разрешения на установку индивидуального отопления, взыскании компенсации морального вреда. Решение от 07 октября 2011 года № 2-106/2011. Нижегородская область.

Княгининский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьяМиронова *.*. ,

при секретаре Родионовой MB.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тареевой *.*. к Администрации Княгининского района Нижегородской области о признании отказа в согласовании на установку индивидуального отопления незаконным, обязании выдачи разрешения на установку индивидуального отопления, взыскании компенсации морального вреда,

Истец Тареева *.*. в обоснование заявленных требований указала, что на основании договора купли — продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ ею была приобретена квартира, расположенная по адресу: , о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности серия № от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление в Администрацию Княгининского района Нижегородской области о выдаче разрешения на установку индивидуального газового котла в квартире по вышеуказанному адресу. Необходимость установки индивидуального газового котла в её квартире вызвана следующими причинами: высокой стоимостью услуг по отоплению квартиры; квартира находится на первом этаже панельного дома, и в зимний период в квартире холодно и сыро, поэтому в углах появляются промерзание стен и плесень.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Княгининского района Нижегородской области дала ей ответ за №, согласно которому перевод на индивидуальное отопление возможен при переходе на индивидуальное отопление всех квартир многоквартирного дома одновременно. Дважды было проведено общее собрание собственников квартир жилого , на котором стоял вопрос о переводе её квартиры № на индивидуальное газовое отопление. В ходе данных собраний собственникам квартир было разъяснено, что при переводе её квартиры на индивидуальное газовое отопление состав общего имущества может быть уменьшен на две отопительные батареи. По окончании собрания все участники выразили согласие на установку индивидуального газового котла в её квартире.

ДД.ММ.ГГГГ она получила технические условия на газоснабжение, в выводе которых было указано, что монтажные работы могут быть выполнены после получения разрешения органов местного самоуправления на переустройство инженерных сетей. Ранее, а именно в апреле 2009 года, был сделан гидравлическийрасчет потерь давления газа от точки врезки газопровода — ввода до самого удаленного прибора в квартире ФИО15, расположенной по адресу: , где в п. 19 указано, что гидравлический расчет позволяет перевести все квартиры жилого дома на автономное теплоснабжение.

Пунктом 1.7.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 установлено, что переустройство и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

В соответствии с п.п.5.5.5.6 СП 7.13130.2009г., в качестве источников теплоты систем поквартирного теплоснабжения для жилых многоквартирных зданий высотой не более 9 этажей и встроенных в них помещений общественного значения могут применяться теплогенераторы на газообразном топливе с закрытой камерой сгорания. Теплогенераторы общей теплопроизводительностью 35 кВт и менее можно устанавливать в квартирах- кухнях, коридорах, в нежилых помещениях. Дымоходы следует предусматривать вертикальными и не имеющими сужений. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора через наружные стены для жилых многоквартирных зданий не допускается. Забор воздуха для теплогенераторов с закрытой камерой сгорания должен осуществляться воздуховодами непосредственно снаружи здания. Действующий в настоящее время п. 15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении» №190 -ФЗ от 27 декабря 2010 года не запрещает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, а связывает указанный запрет лишь с определенным перечнем источников тепловой энергии. Действующими в настоящее время Правилами подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ №83 от 13 февраля 2006 года, данный перечень не установлен.

Истец Тареева *.*. в судебном заседании настаивает на заявленных требованиях и приводит те же доводы. Вместе с этим показала, что собрала все необходимые документы и представила в Администрацию Княгининского района Нижегородской области. Считает, что письмом заместителя главы администрации района ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ за №, ей было в этом отказано, со ссылкой на необходимость 100% перехода всех собственников квартир на индивидуальное отопление.

Это интересно:  Сколько стоит перепланировка квартиры в Екатеринбурге 2019 год

Считает, что указанным отказом нарушаются её права собственника жилого помещения на его переустройство. В настоящее время переход всех квартир на индивидуальное отопление одновременно невозможен. Вместе с тем каких-либо прав или законных интересов жильцов установкой индивидуального отопления у нее в квартире нарушено не будет. Отказ Администрации Княгининского района Нижегородской области в согласовании установки индивидуального отопления в её квартире считает надуманным, не соответствующим закону. Собранием собственников жилых помещений в их доме было дано разРешение на установку индивидуального отопления (протоколы общих собраний от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). У неё имеется гидравлический расчет, который позволяет провести в её квартиру индивидуальное отопление, при этом общее имущество собственников жилья в многоквартирном доме уменьшится всего на две отопительные батареи. В её квартире нет никакой регулирующей и запорной арматуры, нет специальных кранов, нет коллективных приборов учета, которые могли быть демонтированы при поведении индивидуального отопления в её квартире.

С учетом дополнительных возражений Администрации Княгининского района Нижегородской области о том, что на общих собраниях не участвовали все собственники квартир, по её инициативе ДД.ММ.ГГГГ было проведено дополнительное общее собрание собственников квартир с участием представителя администрации района. На собрании присутствовало 22 человека, что составило 81% от общего числа собственников квартир. По итогам голосования проголосовало 17 собственников — «за», 4 — «против», 1 — «воздержался».

Она (истец) считает, что в случае, если ей разрешат установить индивидуальное отопление, вопрос отключения системы отопления будет с её стороны согласован со всеми собственниками квартир, в том числе и с управляющей компанией МУП «Княгининское ЖКХ». То есть без согласования она ничего делать не будет. Таким образом, другие собственники квартир в её доме не пострадают, а также не будут нарушены их права и законные интересы. Ей известны случаи перехода на индивидуальное отопление в зимнее время. Когда она жила на , соседи снизу в декабре месяце устанавливали индивидуальный газовый котел. Об этом никто никого не извещал. Перекрыли отопление до обеда, и к вечеру было у всех в квартирах тепло, при этом никто не пострадал.

По её мнению, действиями администрации ей причинен моральный вред, который заключается в её нравственных переживаниях. В связи с Решением данного вопроса, по вине администрации ей неоднократно пришлось ходить по разным инстанциям, в том числе и в администрацию района, где её практически не слушали. В настоящее время в связи с тем, что ей не разрешают установить индивидуальное отопление, она вынуждена проживать с родителями. Она не может сделать в квартире ремонт, у неё нет определенности в вопросе, когда же будет индивидуальное отопление. Ей приходится спать на одном диване со своим ребенком 6-ти лет. У ребенка нет своего места для игр. Поскольку она работает преподавателем в институте, она не может готовиться к занятиям, в том числе с использованием интернета, поскольку у родителей его нет. Из-за постоянного хождения по инстанциям у неё разболелись ноги, но в больницу она не обращалась. Практически весь период согласования по установке индивидуального отопления, проходил с нервным перенапряжением. Это все отразилось на её здоровье.

Представители ответчика Администрации Княгининского района Нижегородской области по доверенности ФИО1, ФИО7 ФИО7ФИО7., ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признали и представили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Довод истца о том, что указанная норма закона не может быть применена ввиду отсутствия в настоящее время перечня источников тепловой энергии, определенных Правительством РФ, по их мнению, является несостоятельным.

В случае отсутствия решения общего собрания и проектно-сметной документации на реконструкцию системы отопления всего многоквартирного дома, перевод отдельной квартиры на индивидуальное отопление является нарушением действующего законодательства.

Также, администрация Княгининского района учитывает то, что при увеличении индивидуального отопления увеличивается давление в газопроводах и есть вероятность, что размер газопроводов не соответствует данному увеличению, вследствие чего в жилых помещениях прекращается подача газа, то есть газа не хватает. В холодное время при температуре наружного воздуха ниже -27°С в декабре 2008года — январе 2009 года из-за спада давления в уличных газопроводах отключалась автоматика индивидуальных газовых котлов в г. Княгинино. По указанию главы администрации Княгининского района ФИО3 было проведено оперативное совещание ДД.ММ.ГГГГ, по итогам которого было решено временно приостановить выдачу разрешений на установку индивидуальных газовых котлов в многоквартирных домах до выполнения работ по гидравлическому расчету газовой сети на территории г.Княгинино. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Княгининского района было получено письмо директора филиала № ОАО «Нижегородоблгаз» ФИО6 № с предложениями по улучшению работы по установке индивидуального отопления в многоквартирных домах.

Учитывая многочисленные обращения граждан о разрешении на установку индивидуальных газовых котлов в многоквартирных домах, администрация Княгининского района направила письмо в адрес Министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области с просьбой дать разъяснения по вопросу перехода на индивидуальное отопление помещений в многоквартирных домаx. ДД.ММ.ГГГГ из министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области пришло письмо №, в котором дается разъяснение, что установка индивидуального отопления в многоквартирном доме должна осуществляться на основании проектной документации и с учетом требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Администрация Княгининского района не давала отказ истцу в согласовании на установку индивидуального отопления в её квартире. Истцу был дан ответ на заявление, в котором был разъяснен порядок осуществления реконструкции системы отопления всего многоквартирного дома, с учетом выполнения гидравлического расчета газопровода на весь многоквартирный дом.

Требования истца о компенсации морального вреда в связи с отказом в согласовании на установку индивидуального отопления в её квартире считают необоснованными.

Кроме того, согласно п. 6 ч. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Так как при переводе отдельных квартир в многоквартирном доме на индивидуальное отопление производится отключение элементов от системы отопления многоквартирногодома, что приводит к уменьшению состава общего имущества многоквартирного дома, которое допустимо только при реконструкции многоквартирного дома. В соответствии с п.3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Поскольку Администрация Княгининского района является собственником 4 квартир, при проведении общих собраний собственников дома ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ они как собственники, участие не принимали, поэтому протоколы общих собраний считают недействительными.

ДД.ММ.ГГГГ по инициативе Тареевой *.*. было проведено общее собрание собственников жилья дома по вопросу установки в её квартире индивидуального отопления. Собрание постановило разрешить Тареевой *.*. установку индивидуального отопления с последующим отсоединением двух отопительных батарей. Администрация Княгининского района не согласна с Решением общего собрания, поскольку на основании законодательства собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо за свой счет заказать проектно-сметную документацию на реконструкцию системы отопления всего многоквартирного дома, выполнить расчет тепловых нагрузок, определить порядок и суммy оплаты за отопление мест общего пользования в многоквартирном доме для собственников помещений. Для разрешения сложившейся ситуации администрация Княгининского района предлагает Тареевой *.*. установить индивидуальный газовый котел, не нарушая целостности центральной системы отопления.

Представитель ответчика Администрации Княгининского района Нижегородской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании показал, что накануне судебного заседания они консультировались по данному вопросу в Министерстве ЖКХ и ТЭК Нижегородской области. Им пояснили, что с принятием закона «О теплоснабжении» они не имеют права давать разРешение на установку индивидуального отопления в многоквартирном доме. Раньше это было не запрещено. В настоящее время нет практики рассмотрения таких споров.

По его мнению, при установке гражданином индивидуального отопления в квартире будет нарушаться качество теплоснабжения во всем доме, то есть произойдет изменение установленных характеристик.

Кроме того, установка индивидуального газового отопления может привести к нарушению законных прав и интересов лиц, проживающих в соседних квартирах. При этом при отрицательных температурах, возможны сбои подачи газа, образование воздушных пробок, отключение индивидуальных газовых котлов. Ввиду нарушения гидравлического режима теплоснабжения может быть ухудшено теплоснабжение в других квартирах. Все вопросы индивидуального отопления должны решаться в комплексе, чтобы не страдали другие собственники квартир. Для установки газового котла в отдельно взятой квартире многоквартирного дома необходимо разработать проект реконструкции системы отопления всего дома, с учетом перевода конкретной квартиры на индивидуальное отопление.

Третье лицо МУП«Княгининское ЖКХ» в лице директора ФИО4 в судебном заседании исковые требования не поддержал и показал, что в настоящее время начался отопительный сезон. Чтобы провести реконструкцию системы отопления в квартире истца, необходимо отключить отопление во всем доме. Е связи с этим пострадают жители дома.

Третье лицо представитель ОАО «Нижегородоблгаз» по доверенности ФИО5 в судебном заседании поддержала исковые требования истца и показала, что истец обратился к ним с заявлением о выдаче технических условий на установку индивидуального газового котла в её квартире, расположенной по адресу: Они подготовили истцу технические условия на газоснабжение и гидравлический расчет. На основании технических условий истец сделала рабочий проект по газификации своей квартиры. Согласно гидравлическому расчету имеется возможность перевести все квартиры жилого дома на автономное теплоснабжение. С их точки зрения никаких препятствий для установки индивидуального отопления в квартире истца не имеется. Ответчик ссылается на Федеральный Закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 года, который, по их мнению, запрещает установку индивидуального отопления жилых помещений в многоквартирных домах. Данный закон ответчиком трактуется неправильно, так как закон напрямую не запрещает переход на индивидуальные источники тепловой энергии, а связывает указанный запрет лишь с определенным перечнем источников тепловой энергии. Данный перечень источников тепловой энергии до настоящего времени не утвержден. Кроме того, ответчик ссылается на рекомендации Министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области по вопросу перехода на индивидуальное отопление, которые носят рекомендательный характер для органов исполнительной власти и не являются законом. В квартире истца имеется техническая возможность установки индивидуального отопления с использованием двухтрубной системы от завода изготовителя.

Кроме того, с установлением индивидуального отопления в квартире истца теплоснабжение остальных квартир улучшится. Считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Это интересно:  Кредит на ремонт квартиры в втб 2019 год

Суд, изучив материалы дела, выслушав мнение сторон, приходит к следующему.

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:

заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 1. правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 1. подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилoго помещения; 1. технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 1. согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных ч. 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющимсогласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия peшения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

непредставления определенных ч.2 ст. 26 настоящего Кодекса документов; 1. представления документов в ненадлежащий орган; 1. несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что истцу Тареевой *.*. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит квартира, расположенная по адресу: (л.д.5).

ДД.ММ.ГГГГ Тареева *.*. обратилась в администрацию Княгининского района Нижегородской области с заявлением с приложенными документами, в котором просила разрешить установить в принадлежащей ей квартире, расположенной по адресу: , индивидуальное газовое отопление.

Администрация Княгининского района Нижегородской области ответом № от 14.06.2011 года сообщила истцу, что перевод на индивидуальное отопление возможен при переходе 100% всех квартир многоквартирного дома одновременно, тем самым фактически отказала Тареевой *.*. в выдаче разрешения на установку индивидуального газового отопления в её квартире (л. д.6).

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 5 ЖК РФ в соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1.7.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170, не допускаются переустройство и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств.

В соответствии с п.п.5.5,5.6 СП 7.13130.2009, в качестве источников теплоты систем поквартирного теплоснабжения для жилых многоквартирных зданий высотой не более 9 этажей и встроенных в них помещений общественного значения могут применяться теплогенераторы на газообразном топливе с закрытой камерой сгорания. Теплогенераторы общей теплопроизводительностью 35 кВт и менее можно устанавливать в квартирах- кухнях, коридорах, в нежилых помещениях. Дымоходы следует предусматривать вертикальными и не имеющими сужений. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора через наружные стены для жилых многоквартирных зданий не допускается. Забор воздуха для теплогенераторов с закрытой камерой сгорания должен осуществляться воздуховодами непосредственно снаружи здания. МЧС России не принимает участия в процессе согласований установки индивидуальных газовых котлов в многоквартирном доме.

Истцу Тареевой *.*. выданы технические условия для разработки проектной документации на газовое отопление в указанной квартире (л.д.11).

Наличие технической возможности установки индивидуального отопления в квартире истца подтвердил в судебном заседании представитель ОАО «Нижегородоблгаз» ФИО5

На общих собраниях собственников жилья многоквартирного приняты решения большинством голосов о разрешении на установку индивидуального отопления (газового котла) в квартире истца Тареевой *.*. с отсоединением 2-х отопительных батарей (л.д.7,8,83).

Суду представлен гидравлический расчет потерь газа со схемой гидравлического расчета от точки врезки газопровода — ввода до самого отдаленного прибора по адресу: . В соответствии с п. 19 «Общих указаний» гидравлического расчета, установлено, что потери напора газа составят 28,003 мм.в.ст. от места врезки газопровода — ввода до самого удаленного прибора при установке во всех квартирах подъезда отопительных приборов. Гидравлический расчет позволяет перевести все квартиры жилого дома на автономное теплоснабжение (л.д.9,10)

В соответствии с п. 15 ст. 14 ФЗ от 27.12.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», вступившим в силу с 01.01.2011 года, запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Действующими в настоящее время Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 83 от 13.02.2006 г.

в редакции Постановления № 940 от 27.11.2010 года, данный перечень не установлен.

Как следует из материалов дела, заключения ОАО «Нижегородоблгаз», имеется техническая возможность перехода на индивидуальное отопление, определенная схемой теплоснабжения.

Таким образом, суд пришел к убеждению, что принятый Федеральный закон « О теплоснабжении» (п.15 ст.14 ) не запрещает переход на отопление жилых помещений и многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, а связывает указанный запрет лишь с определенным перечнем источников тепловой энергии, который до настоящего времени законодательно не утвержден.

Судом установлено, что истцом Тареевой *.*. в администрацию Княгининского района Нижегородской области были представлены необходимые документы на согласование по установке индивидуального отопления, а отказ администрации в согласовании не основан на законе.

Доводы представителей администрации Княгининского района Нижегородской области о том, что установкой индивидуального отопления в квартире Тареевой *.*. нарушаются права и интересы остальных жителей дома, нарушается гидравлический режим функционирования системы теплоснабжения, опровергается представленными суду доказательствами, а именно, техническими условиями на газификацию, утвержденными ОАО «Нижегородоблгаз» о ДД.ММ.ГГГГ, рабочим проектом переустройства квартиры с центрального отопления на автономное с установкой 2-х контурного газового котла, выполненный ООО «Росновтех», а так же протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу:

Доводы представителя ответчика о том, что после установки индивидуального газового отопления могут произойти, в том числе при отрицательных температурах воздуха, сбои подачи газа, образование воздушных пробок, отключение индивидуал Ф.И.О. и не подтверждены доказательствами.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона судебного процесса должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих доводов.

Кроме того, ответчиком не представлено доказательств того, что в случае установки индивидуального отопления в квартире истца Тареевой *.*. будут нарушены права и интересы других жильцов многоквартирного дома, будет создана угроза их жизни и безопасности, а так же ответчиком не представлено обоснованных доводов того, почему переход на индивидуальное отопление квартиры Тареевой *.*. возможен только при условии перехода 100% квартир дома на автономное отопление.

Имеются основания для удовлетворения исковых требований истца в этой части.

В соответствии с п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 ГК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Ст. 151 ГК РФ предусматривает что, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренные законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В судебном заседании истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих причинение морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями ответчика, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие истцу другие нематериальные блага.

При таких обстоятельствах в данной части иска должно быть отказано.

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать отказ Администрации Княгининского района Нижегородской области в согласовании на установку индивидуального отопления в квартире, расположенной по адресу: , принадлежащей Тареевой *.*. , незаконным.

Обязать Администрацию Княгининского района Нижегородской области выдать Тареева *.*. разРешение на установку индивидуального отопления в квартире, расположенной по адресу:

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10-ти дней с момента изготовления решения в окончательной форме, через районный суд.

Статья написана по материалам сайтов: domovodstvo.ru, law4free.ru, resheniya-sudov9.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector