+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Использование придомовой территории многоквартирного дома 2019 год

Зачастую у собственников помещений в жилом доме возникают конфликты относительно порядка совместного пользования общей территорией. В особенности остро, как правило, такой вопрос стоит для собственников нежилых помещений, а также новоселов. Двор нередко оказывается закрыт шлагбаумом или воротами, а все парковочные места на придомовой территории – распределены между «старожилами».

Каким образом решить проблему и получить доступ к проезду во двор и парковке?

Прежде всего, необходимо понимать механизм правового взаимодействия между жильцами многоквартирного дома, а также порядок пользования территорией, прилегающей к дому. Для этого разберем вопросы:

1. Каким образом формируется земельный участок под домом и как оформляются права на него жильцами дома?

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (п. 1, 2 ст.36 Жилищного кодекса РФ). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в доме.

При этом формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (п.4, 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» разъяснено, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом, если земельный участок под домом не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования (п.67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирный дом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Таким образом, с момента формирования земельного участка под домом он презюмируется в качестве находящегося в общей собственности собственников помещений.

Учитывая всё вышеперечисленное, можно говорить о том, что даже в случае, если земельный участок под домом не сформирован надлежащим образом, это не препятствует собственникам помещений владеть и пользоваться им в установленных пределах, в том числе, устанавливать ограждения (при условии соблюдения соответствующего порядка).

2. Каким образом определяется порядок пользования придомовой территорией, законно ли ограничение доступа к придомовой территории (установка ворот, шлагбаума)?

Полномочия по распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме закон относит к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (как жилых, так и нежилых). К компетенции общего собрания также относится принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им (пп.2 п.2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ).

Правоотношения, связанные с установкой ограждений на придомовых территориях многоквартирных домов в городе Москве и их демонтажем, урегулированы Постановлением Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве» (Порядок), в соответствии с пунктами 4, 7 которого установка ограждающих устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов с последующим согласованием Советом депутатов муниципального округа, на территории которого планируется размещение соответствующего ограждающего устройства.

Таким образом, установку ворот (ограждающего устройства) при въезде на территорию двора жилого дома необходимо осуществлять на основании общих собраний собственников и согласовывать с Советом депутатов муниципального округа.

3. Правомерно ли ограничение прав собственников нежилых помещений, а также новых собственников недвижимости (новоселов) на использование придомовой территории по сравнению с правами собственников жилья; каков порядок определения порядка использования придомовой территории?

Порядок определения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, как для собственников жилых, так и нежилых помещений, устанавливается статьей 37 Жилищного кодекса РФ в пропорциональном размере к общей площади помещения, принадлежащего конкретному собственнику.

Согласно статье 39 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений несут бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме, доля участия каждого собственника в несении таких расходов определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Таким образом, при определении прав пользования общим имуществом в многоквартирном доме закон не делает никакого разделения между правами лиц, владеющих на праве собственности жилыми или нежилыми помещениями, а также не различает права собственников в зависимости от длительности владения ими недвижимостью. Доступ на придомовую территорию также должен осуществляться с учетом обеспечения баланса интересов собственников жилых и нежилых помещений.

В соответствии с пунктами 6, 11 Постановления Правительства Москвы от 02.07.2013 N 428-ПП «О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве», въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Установка и содержание ограждающих устройств осуществляется за счет собственных средств собственников помещений в многоквартирном доме. Соответствующую информацию об утверждении общим собранием собственников соответствующего Порядка использования придомовой территории можно запросить в Управляющей компании и у Председателя Совета дома. Существует возможность оспорить соответствующие решения общего собрания собственников помещений в доме в судебном порядке (перспективы такого обжалования необходимо определять с учетом сроков исковой давности, в зависимости от времени принятия соответствующего решения).

4. Каков порядок получения отчетности об использовании денежных средств на эксплуатацию ворот (содержание охраны)?

Для получения информации по основаниям и порядку использования придомовой территории необходимо обратиться с письмом в товарищество собственников (ТСЖ) либо в Управляющую компанию (в зависимости от того кто является управляющей организацией) за разъяснением вопросов и для получения копий определенных документов. Письмо должно содержать следующие пункты:

  • на каком основании (на праве собственности или праве аренды) собственниками помещений в доме осуществляется использование придомовой территории;
  • предоставить копии документов, подтверждающих права собственников помещений в доме на земельный участок придомовой территории (договор аренды с множественностью лиц, иной документ о предоставлении земельного участка, удостоверяющий права на земельный участок);
  • на каком основании была осуществлена установка ворот(ограждения, шлагбаума), ограничивающих въезд на придомовую территорию дома;
  • предоставить заверенную копию протокола Общего собрания собственников Дома, на котором было принято решение об установке указанных ворот (ограничении доступа на придомовую территорию дома);
  • предоставить заверенные копии протоколов Общего собрания собственников Дома, устанавливающих порядок пользования придомовой территорией со стороны собственников жилых и нежилых помещений в Доме;
  • предоставить заверенные копии протоколов Общего собрания собственников Дома относительно установления размера платы за обслуживание таких ворот и содержание охраны, уплачиваемой собственниками помещений в Доме.

В соответствии с положениями пункта 3 Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», Управляющая организация обязана предоставлять по запросам собственника, в том числе, следующую информацию:

  • информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
  • сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
  • информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
  • информацию об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
  • информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
  • информацию о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
  • информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
  • отчет об исполнении управляющей организацией договора управления.
Это интересно:  Оформление перепланировки квартиры через мфц 2019 год

Таким образом, информация о расходах на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома должна предоставляться Управляющей организацией по запросу собственника.

В случае если расходы по содержанию ворот (охраны, ограждения, шлагбаума) не подлежат сбору через Управляющую организацию, а собираются непосредственно Советом дома, размер таких расходов должен быть установлен решением Общего собрания.

Собрав всю необходимую информацию, собственник нежилого помещения сам либо с дополнительной юридической помощью может решить свои вопросы в зависимости от собранных им данных путем переговоров с представителями жильцов либо, в случае недоговоренности, судебным порядком.

Юридические консультации

Если вы попали в подобную ситуацию, вы можете задать вопрос или обратиться за помощью к специалистам нашей компании

Новости ЖКХ

Только в последние годы требования градостроительного законодательства стали обязывать застройщиков предусматривать необходимое количество парковочных мест и иные элементы инфраструктуры и благоустройства. Но законодательные изменения всё равно не успевают за реалиями нашей жизни, да и градостроительные нормы зачастую занижены.

Вот и возникают в результате «войн за парковочные места» различные решения собственников, принятые на общих собраниях, которые предусматривают установку шлагбаумов при въезде во двор, или запираемые парковки во дворах домов и другие — не менее спорные с точки зрения жилищного законодательства. Насколько правомерны такие решения и действия собственников мы и рассмотрим в данной статье.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) к общему имуществу многоквартирного дома относится, в том числе и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Пунктом 2 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным Кодексом и гражданским законодательством пределах, распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом.

Однако пользоваться своей долей в общем имуществе, в том числе и земельным участком, собственники вправе только сообща, принимая решения об этом на общем собрании собственников помещений МКД, то есть, в порядке, установленном жилищным законодательством.

В пункте 5 ст. 36 ЖК РФ говорится о том, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие Жилищного Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме. Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке.

Правила благоустройства муниципальных образований и нормативно-правовые акты субъектов Федерации также в большинстве своём содержат нормы о порядке содержания и использования придомовой территории, в том числе и по организации парковок и их согласованию.

Очень часто границы земельного участка МКД не определены в соответствии с земельным и градостроительным законодательством. На период строительства участок формируется, а в дальнейшем, по истечении времени, установленного законом, земельный участок снимается с кадастрового учета, так как дальнейшего его оформления не происходит по разным обстоятельствам.

В соответствии со статьей 44 ЖК РФ, в компетенцию общего собрания собственников помещений (ОСС) МКД входит принятие решений:

о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;

о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

Указанные правомочия общего собрания собственники толкуют зачастую очень своеобразно и это отражается в «странных» протоколах общих собраний. А некоторым собственникам и решения собрания не нужны, они просто обустраивают себе парковочные места на придомовой территории, невзирая на мнение иных собственников и нормы закона. Но, толкование норм законов мы получаем в результате сложившейся судебной практики по применению этих норм, которая порой бывает полярно противоположной.

В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018 года, сделан следующий вывод: общее собрание автовладельцев многоквартирного дома не относится к органам, полномочным принимать решения об ограничении прав собственников помещений на пользование придомовой территорией в целях размещения на ней принадлежащих им автомобилей.

Суть дела в следующем: на общем собрании членов ЖСК с участием заявителя (С.) было принято решение о создании парковки транспортных средств с установкой шлагбаума при въезде на дворовую территорию. С. был получен брелок от шлагбаума и впоследствии за ней закреплено парковочное место.

Далее, через какое-то время на собрании автовладельцев по вопросу организации парковочных мест и благоустройства придомовой территории принято решение лишить С. возможности парковать автомобиль, принадлежащий истцу, на огороженной придомовой территории за нарушение правил парковки, утвержденных на общем собрании автовладельцев, и за нарушение положения о порядке въезда и парковки автотранспорта, возвратить ранее внесенные ею денежные средства, ее первоначальный взнос.

Верховный суд РФ отменил все решения судов нижестоящих инстанций, принятые не в пользу собственника, который был лишен права на пользование придомовой территорией (согласно решению общего собрания), посчитав их принятыми в нарушение норм действующего законодательства, при этом разъяснив следующее:

«… Пунктом 67 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» определено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных этим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

В ч. 4 ст. 37 ЖК РФ запрещены выдел в натуре и отчуждение доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершение иных действий, влекущих передачу этой доли отдельно от права собственности на помещение в многоквартирном доме.

Таким образом, собственнику помещения в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома. При этом какие-либо способы ограничения или лишения собственника помещения в многоквартирном доме такого права действующим законодательством не предусмотрены.

… Суд, признав ограничение права С. на использование парковки, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома, регламентированным Положением о порядке въезда и парковки автотранспорта на придомовой территории, утвержденным общим собранием членов ЖСК 14 июня 2013 г., и соответствующим требованию Постановления Правительства г.Москва № 428-ПП, не учел, что данным постановлением не регулируются вопросы создания и порядка использования парковочных мест на огороженной придомовой территории, а следовательно, и наложения каких-либо ограничений права С., как собственника помещения в многоквартирном доме на пользование придомовой территорией, в том числе и на размещение на ней принадлежащего ей автомобиля.

Пунктом 13 ППМ № 428-ПП запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территорию общего пользования.

Право С. на беспрепятственный въезд на огороженную территорию части двора многоквартирного дома в течение суток, как собственницы жилого помещения в данном доме, закреплено и Положением о порядке въезда и парковки автотранспорта на придомовой территории, утвержденным общим собранием членов ЖСК.

При таких обстоятельствах ссылка суда на то, что решение общего собрания автовладельцев послужило правомерным основанием для ограничения права истца на пользование парковочным местом, находящимся в общем пользовании собственников помещений многоквартирного дома, противоречит приведенным выше нормам материального права».

В другом деле одни собственники обустроили парковочные места прямо под окнами квартир, чем возмутились другие собственники помещений МКД. Суд встал на сторону возмущенных жителей и признал их правоту в нежелании мириться с желаниями отдельных собственников, решивших самовольно обустроить себе парковку.

Это интересно:  Аварийное и ветхое жилье снос домов 2019 год

«…Согласно пп. «е» и «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества входят земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома.

Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом п. 1 ст. 247 ГК РФ).

Принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Данные решения являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Согласно п. 67 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона, собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

… Из акта обследования придомовой территории . от 18.12.2013 года, утвержденной постановлением главы администрации МО Алексинский район . от 18.12.2013 года, следует, что вышеуказанный дом входит в список ветхих жилых домов, земельный участок не отмежеван. Данный дом располагается на части земельного участка площадью 4743 кв.м с кадастровым № . с разрешенным использованием: для многоэтажной (жилой) застройки.

Решением Собрания депутатов муниципального образования . от 29.06.2006 года № . были утверждены «Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования …».

В силу ст. 4 Правил — проведение работ по благоустройству территории городского поселения разрешается только по проектам, согласованным с органами архитектуры в установленном порядке.

самовольно строить разного рода хозяйственные и вспомогательные постройки, сараи, гаражи, голубятни, теплицы и прочее во дворах домов без разрешения администрации . (ст. 10.19. Правил);

осуществлять проезд, стоянку и парковку транспортных средств в неустановленных местах (на газонах, в скверах, на тротуарах, детских и спортивных площадках);

осуществлять проезд, стоянку, парковку легкового и грузового автотранспорта по обработанным и засеянным полям и грунтовым дорогам, не санкционированным для проезда (ст. ст.10.29.,10.30. Правил).

Судом по делу установлено, что ответчиками произведено самовольное обустройство стояночных мест для автотранспорта (с повреждением верхнего слоя почвы и засыпкой щебнем, бордюрным камнем) на придомовой территории с торцевой стороны . на расстоянии 50 см от фасада жилого дома. Отвод земельного участка под создание автостоянки администрацией муниципального образования . не произведен. Данные обстоятельства подтверждают также представленные в материалы дела истцом и ответчиками фотографии (л. д. 49-59).

Согласно п. 1 и 2 ст. 222 ГК РФ подлежит сносу самовольная постройка, то есть жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Представленными в деле доказательствами подтверждено нарушение прав истца в части самовольного обустройства стояночных мест для автотранспорта и требования в части ее ликвидации путем приведения в первоначальное состояние, убрав бордюрный камень и щебень, подлежат удовлетворению».

В еще одном судебном споре управляющая организация, в данном случае ТСЖ, ограничило собственнику пользование придомовой территорией МКД, заблокировав брелок от шлагбаума, установленного на въезде. Справедливости собственнику пришлось искать вплоть до Верховного суда, который отменил решения судов первой и второй инстанции.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 78-КГ17-80:

«Таким образом, решение ТСЖ «Невский Меридиан» по вопросу о запрете истцу въезжать на придомовую территорию противоречит действующему законодательству, поскольку нарушает права и законные интересы П.А.Н. как собственника помещения в многоквартирном доме на беспрепятственный доступ к общему имуществу, а также возможности парковки своего транспортного средства в любое время суток на любом свободном месте на придомовой территории.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придомовую территорию на основании решения общего собрания собственников помещений жилого дома как санкция за нарушение установленного собранием порядка пользования земельным участком.

Тот факт, что «Порядок пользования земельным участком», утвержденный решением общего собрания собственников многоквартирного дома от 9 июня 2013 г. не признан недействительным, не является безусловным основанием для его применения.

Суды при рассмотрении спора должны были руководствоваться частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

При этом, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что приведенная правовая норма подлежит применению не только к нормативным правовым актам, принятым органами публичной власти, но и к локальным нормативным актам, к каковым относится «Порядок пользования земельным участком», утвержденный решением общего собрания собственников многоквартирного дома от 9 июня 2013 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов П.А.Н., в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 января 2017 г. подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции».

Таким образом, ограничение прав собственников помещений МКД в виде непредоставления доступа на придомовую территорию (даже если решение ОСС, принявшее локальный акт для МКД, не оспорено и шлагбаум установлен законно), а также действия по самовольному размещению парковок, признаются Верховным судом и иными судами неправомерным.

Законодательные нормативы 2019 года о придомовой территории многоквартирного дома

Под общим определением придомовой территории подразумевается земельный участок, на использование которого имеют право все собственники квартир в многоквартирном доме, а также расположенные на нем вспомогательные постройки и насаждения. Детские площадки, гаражи, деревья, кусты, парковые зоны, расположенные на земельном участке также как и сама земля входят в понятие придомовой территории.

Площадь и границы придомовой территории

Определить, что является придомовой территорией многоквартирного дома, можно, просмотрев строительные акты, которые составлялись при возведении здания. В документах будет обозначена точная площадь и границы придомовой территории для конкретной многоэтажки. Нормативы придомовой территории многоквартирного дома в 2019 году обозначают, что придомовой участок, а также расположенные на нем объекты недвижимости и насаждения являются общей собственностью всех владельцев квартир. Если же придомовой участок не был изначально выкуплен (как в долевом строительстве) или впоследствии приватизирован жильцами дома, право собственности на имущество закреплено за органами муниципалитета.

Нормативов и формул, из расчета которых можно определить обязательную установленную площадь придомовой территории, нет. Размер участка, выделенного для нужд жителей дома, может зависеть от таких факторов, как общая площадь здания, нагроможденность жилых строений в обозначенном микрорайоне и близость их расположения, развитость инфраструктуры. Минимальные и максимальные стандарты выделения придомовой территории определяются на городском уровне, и поэтому могут разниться даже в пределах одного региона.

Использование придомовой территории в коммерческих целях

  1. Сдача общего имущества в аренду с взысканием актуальной арендной платы.
  2. Размещение рекламных плакатов и баннеров на придомовой территории, если есть возможность найти рекламодателя.
  3. Организация платной стоянки.
  4. Создание скверов и зеленых зон для привлечения коммерческих предложений.

Если у жильцов дома есть возможность и желание для проведения других видов коммерческой деятельности с использованием придомовой территории, такие идеи также могут быть воплощены, если они не противоречат ЖК РФ и воле собственников квартир в многоквартирном доме.

Что такое придомовая территория, и как жильцы многоквартирного дома имеют право ее использовать, смотрите в видео

Решение об использовании участка в коммерческих целях принимается на общем собрании всех членов ТСЖ либо по инициативе управляющей компании в зависимости от выбранного способа управления домом. Что лучше, ТСЖ или управляющая компания, читайте тут. Законодательно разрешается официальная сдача в аренду нежилых помещений дома, которые не используются жильцами (подвала, чердака и т. п.), и использование всего, что относится к придомовой территории дома в коммерческих целях, если такие действия не будут способствовать ухудшению жилищных условий для жильцов дома и их соседей.

Это интересно:  Коми региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов 2019 год

Уборка придомовой территории

Закон о придомовой территории многоквартирного дома определяет, что уборку двора должны оплачивать либо производить сами жильцы. Работа коммунальных работников оплачивается собственниками квартир ежемесячно. Плата за уборку территории всегда включена в членские взносы участников ТЖС либо в стоимость коммунальных платежей.

Каждый собственник квартиры обязан выплатить определенную долю от общих затрат на уборку и ремонт помещения. Размер доли, которую выплачивает отдельный собственник, прямо пропорционален размеру доли от общей собственности жилья, которой он владеет. Чем больше площадь квартиры, которой владеет собственник, тем большую часть платежа за уборку придомовой территории он оплачивает. Собственники нескольких квартир в одном многоквартирном доме оплачивают коммунальные и ремонтные взносы за каждую единицу недвижимости в отдельности.

Уборка придомовой территории многоквартирного дома, являющейся собственностью государства, осуществляется на бюджетные средства. В таком случае собственники квартир не несут ответственности за общее и санитарно-гигиеническое состояние дома, а могут рассчитывать на помощь от государства.

Правила использования придомовой территории многоквартирных домов

Все чаще и чаще покупатели жилья стали задаваться вопросами о том, кто собственник земли под зданием, чей двор со скамейками и спортивными площадками, где проходит граница территории проживания, кто решается вопрос об ее использовании, кто вообще за нее отвечает и оплачивает содержание.

Законодательное регулирование вопроса

Мало кто знает, но ни в одном законодательном акте нет юридического понятия «придомовая территория», есть термины – «общее имущество в многоквартирном доме», «места общего пользования», «земельный участок в кондоминиуме».

Все вопросы по определению и использованию общего земельного участка раскрыты в таких положениях:

  • Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения» (с изменениями на 9 сентября 2017 года).
  • Приказ от 26 августа 1998 N 59 «Об утверждении методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах».

На сегодняшний день максимально упростили схему разграничения: почти каждая многоэтажка имеет кадастровый номер, с помощью которого можно узнать размеры территории. Это делается на основе техпаспорта, в котором указаны не только технические параметры постройки, но и детально прописаны места общего пользования.

Что входит в данное понятие

В «Правилах содержания общего имущества» (постановление N 491) четко определен список общего имущества:

    1. Все дома, построенные до 2005 года, а также земля «при доме», были приватизированы и занесены в Росреестр автоматически и бесплатно. Следовательно, хозяевами мест общего пользования являются собственники квартир.
    2. В новостройке с 2013 года общее имущество уже включено в кадастровый реестр (иначе объект просто не примут). И с собственностью вопрос решен заранее.
    3. Остальные дома либо приватизируют, либо выкупают землю, либо оформляют договор аренды. Подобные решения принимаются на муниципальном уровне.

    Что касается ответа на вопрос «кто несет ответственность», то все логично: тот (те), кому это принадлежит. В том же постановлении N 491 сказано, что жильцы имеет право сами решать, кто и как будет содержать и ремонтировать их дом. Это касается всех необходимых услуг (сбор мусора, уборка двора, пожарная безопасность, озеленение и прочее).

    Но с другой стороны, здание находится в городе, области (республике), стране, а значит, часть ответственности ложится на региональные и федеральные власти. Например, вывоз опасных веществ (содержащих ртуть), подача электричества, тепла и воды, канализация, капремонт при изношенности постройки.

    Правила использования и содержания

    А если у придомовой территории есть «хозяин», то управлять общим имуществом и содержать его в порядке могут:

    • управляющая компания (УК), с которой жильцы заключили договор;
    • Товарищество собственников жилья (ТСЖ). В данном случае, жители многоквартирного дома коллегиально решают, как будут использовать и содержать придомовой участок.

    Следует понимать, что право всегда предполагает и обязанность. Недобросовестное содержание может «закончится» ответственностью перед законом. Например, если на человека во дворе упадет сосулька или на машину глыба снега, то отвечать придется тому, за кем закреплено управление придомовой территорией.

    Можно выделить следующие виды услуг и видов работ.

    Ремонт

    Бывает двух видов:

    • Капитальный. В этом случае ремонтируют в отдельных подъездах лифты, подвалы, чердаки, канализацию и другие коммуникации (газ, тепло, свет, вода). Как правило, производят его вместе с капремонтом всего дома, согласно с утвержденным графиком. Такие ремонтные мероприятия оплачиваются отдельно.
    • Косметический: побелка стен, покраска перил, смена разбитых стекол на лестничных площадках, частичный ремонт пола, дверей, почтовых ящиков и прочее. Этот комплекс мероприятий должен выполнятся раз в 3-5 лет, при этом его стоимость уже включена в те взносы, которые оплачивают жильцы каждый месяц.

    Освещение

    Понятие «освещение», применяемое к общему имуществу, включает в себя свет на таких участках, как:

    • вход в подъезд и близлежащие тротуары;
    • шлагбаум, парковка и все подъездные пути;
    • детские, спортивные и все прогулочные площадки;
    • другие места, предусмотренные планом, где могут находиться люди в вечернее время.

    Благоустройство

    Заниматься благоустройством могут только те лица, с которыми собственники заключили договор (через УК или ТСЖ).

    Что имеется ввиду:

    • убирать бытовые отходы (круглый год) и листья (осенью);
    • убирать мусор во дворе и на площадках;
    • ухаживать за деревьями (побелить, вырубить или обрезать);
    • посадить и ухаживать за цветниками и клумбами (весна, лето);
    • ремонтировать лавочки, ограждения, детские площадки;
    • вывозить снег зимой;
    • чистить пешеходные дорожки ото льда;
    • посыпать их песком зимой и весной.

    Установка ограждения и шлагбаума

    Возможно несколько вариантов:

    • Полное ограждение. Это возможно только в случае, если через территорию двора не проходит муниципальная дорога. Тут важно, во-первых, получить разрешение местной власти (архитектурного отдела), во-вторых, продумать организацию быстрого и доступного проезда для специальных служб.
    • Частичное ограждение со шлагбаумом. Для того, чтобы поставить шлагбаум не требуется особого разрешения. Решение об этом выносится на общем собрании: делается расчет по стоимости, которая делится на всех. Важно заранее продумать о пространстве для пешеходов и о том, чтобы у каждого жильца были «ключи».
    • Ограждение отдельных участков, например, детской или спортивной площадки, клумб или цветников. Для такого ограждения разрешения властей также не потребуется.

    Парковка

    В современных постройках многоэтажных домов вопрос с парковкой решается еще на стадии проектировки и, как правило, решается это с помощью подземных сооружений.

    Но, какого года постройки не был бы дом, необходимо соблюдать следующие правила:

    • Количество разрешенных парковочных мест ограничено: открытая парковка – 50, закрытая – 100 мест.
    • Расстояние до фасада дома: от открытой стоянки – более 10м, от закрытого места – 7,5м (если направление движения не в сторону дома).
    • Нормы и правила ПДД.

    Оформление в частную собственность

    Вопрос о частной собственности для покупателей новостройки не возникает, поскольку в цену квартиры уже включена стоимость земли, то есть, приобретая жилье, человек становится хозяином и общего имущества.

    Остальные жители должны приватизировать участок (перевести в частную собственность). Сложность этого процесса будет зависеть от того, стоит ли на кадастровом учете земельный участок с домом.

    Если стоит, то процедура относительно не хлопотная: нужно написать в регистрирующий орган заявление о желании приватизировать территорию вокруг дома; а далее в кадастре меняется собственник участка.

    Самый сложный способ, если для земли вокруг дома не составлен кадастровый план. В этом случае, сначала нужно добиться согласия всех жильцов, написать заявление в местную администрацию, после этого проводится межевание и составление технического паспорта, потом участок ставится на учет в Росреестре. И только после этого проводится процедура перевода собственности.

    Преимущества и недостатки приватизации

    Главные минусы связаны с денежными тратами:

    • оплата земельного налога;
    • организация благоустройства на средства жителей дома.

    Плюсы разнообразнее и их гораздо больше:

    • законность всех построек (ограждения или шлагбаума), если они согласованы со всеми жителями многоэтажки;
    • запрет на постройки, с которыми люди не согласны;
    • благоустройство двора на усмотрение собственников;
    • прозрачность денежных трат;
    • возможность получения прибыли (например, за счет платной парковки).

    Строительство гаражей

    Строительство личного гаража предполагает некое «отделение от всех», или юридически – отчуждение.

    Жилищный кодекс (ст.36,ч.3) четко прописывает, что это возможно, если:

    • земельный участок приватизирован;
    • все жильцы согласны.

    Соответственно, если эти правила соблюдены, можно выносить этот вопрос на всеобщее собрание, а далее, получив стопроцентное разрешение и соблюдая все строительные нормы, ставить постройку.

    Об оформлении в собственность и правилах использования земельного участка вокруг многоквартирного дома смотрите в следующем видеосюжете:

    Статья написана по материалам сайтов: xn—-ctbinhejpbubkeiwf.xn--p1ai, realtyinfo.online, terrafaq.ru.

    »

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector