+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Обеспечение жильем военнослужащих ссср 2019 год

от 7 сентября 1989 г. N 734

О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛОЙ

ПЛОЩАДЬЮ ЛИЦ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА, ПРАПОРЩИКОВ,

МИЧМАНОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СВЕРХСРОЧНОЙ СЛУЖБЫ,

УВОЛЕННЫХ В ЗАПАС ИЛИ В ОТСТАВКУ

Совет Министров СССР отмечает, что в последнее время ряд советских органов на местах не выполняют требования Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 января 1960 г. N 74, от 5 марта 1963 г. N 270, от 29 апреля 1975 г. N 354 и Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 г. N 193 по своевременному обеспечению жилой площадью лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных из Вооруженных Сил СССР в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов.

Из-за длительного ожидания жилья указанные лица и их семьи испытывают серьезные трудности, связанные с пропиской для временного проживания, трудоустройством и медицинским обеспечением, обучением детей в школах, утрачивают право на некоторые установленные законодательством льготы (по труду, социальному страхованию и другие).

Многие лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы после увольнения в запас или в отставку вынуждены оставаться проживать в закрытых и обособленных военных городках, обостряя положение с обеспечением жильем военнослужащих, состоящих на действительной военной службе.

Совет Министров СССР постановляет:

Советам Министров союзных республик и Госплану СССР предусмотреть в проекте плана на 1990 год необходимые капитальные вложения для обеспечения жилой площадью лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку в связи с сокращением Вооруженных Сил СССР.

Установить, что начиная с тринадцатой пятилетки обеспечение жилой площадью лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку, осуществляется за счет капитальных вложений, предусматриваемых на эти цели по всем источникам финансирования Госпланом СССР и Советами Министров союзных республик и формируемых на основе стабильных нормативов, включая средства соответствующих бюджетов.

Министерству обороны СССР, Министерству внутренних дел СССР, Комитету государственной безопасности СССР и Начальнику железнодорожных войск ежегодно к 1 апреля сообщать исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов через военные комиссариаты сведения о предполагаемом количестве прибывающих в следующем году указанных лиц и о количестве необходимой для их обеспечения жилой площади.

2. Продлить на 1990 год порядок обеспечения жилой площадью лиц, переселяемых из закрытых и обособленных военных городков, предусмотренный абзацами первым — третьим пункта 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 ноября 1984 г. N 1160.

Установить, что начиная с тринадцатой пятилетки обеспечение жилой площадью указанных лиц осуществляется за счет капитальных вложений, предусматриваемых Госпланом СССР на эти цели (с лимитами подрядных работ) Министерству обороны СССР, Министерству внутренних дел СССР и Комитету государственной безопасности СССР, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов.

Советам Министров союзных республик обеспечивать принятие указанных капитальных вложений в первоочередном порядке.

3. Установить, что лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, уволенные из Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов, принимаются на учет для обеспечения жилой площадью исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов без представления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого жилого помещения . Эти документы представляются указанными лицами непосредственно при получении жилых помещений.

Обязать исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в случае прибытия указанных лиц (с членами семей) к месту жительства, избранному с учетом существующего порядка прописки, принимать неотложные меры к их временному размещению в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на период до получения жилой площади.

4. Предоставить право лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, которые достигли установленных Законом СССР О всеобщей воинской обязанности» предельных возрастов состояния на действительной военной службе или которым до достижения этих предельных возрастов осталось не более трех лет, на первоочередное вступление в жилищно — строительные и жилищные кооперативы и получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах, избранных ими с учетом существующего порядка прописки, независимо от места прохождения указанными лицами действительной военной службы.

Распространить это право на лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, ранее уволенных из Вооруженных Сил СССР в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов и подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков.

Прием указанных лиц в жилищно — строительные и жилищные кооперативы, выделение им земельных участков для индивидуального жилищного строительства производить без наличия прописки по месту расположения кооператива или земельного участка по документам, выдаваемым этим лицам в порядке, устанавливаемом соответственно Министерством обороны СССР, Министерством внутренних дел СССР, Комитетом государственной безопасности СССР и Начальником железнодорожных войск.

5. Распространить действие настоящего Постановления на лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы органов Комитета государственной безопасности СССР.

6. Советам Министров союзных республик ежегодно к 1 марта докладывать Совету Министров СССР о ходе выполнения настоящего Постановления.

7. Министерству обороны СССР и Министерству юстиции СССР совместно с Министерством внутренних дел СССР и Комитетом государственной безопасности СССР представить в Совет Министров СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления.

З.Х. Акчурин. О предоставлении жилых помещений в России военнослужащим, проходившим службу на территории республик бывшего СССР

З.Х. Акчурин. О предоставлении жилых помещений в России военнослужащим, проходившим службу на территории республик бывшего СССР, Право в Вооруженных Силах, 2002 г., № 9

О предоставлении жилых помещений в России военнослужащим, проходившим службу на территории республик бывшего СССРtc «О предоставлении жилых помещений в России военнослужащим, проходившим службу на территории республик бывшего СССР»
З.Х. Акчурин, старший лейтенант юстиции, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета

Вопрос обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сегодня стоит наиболее остро. Разрешение жилищной проблемы данной категории граждан имеет большое значение в свете социальной защиты военнослужащих, реализации государственных гарантий в отношении их на деле, а не на словах.
Следует отметить, что жилищная проблема является не только актуальной, но и одной из самых сложных. Практика же гражданских споров по жилищным вопросам
· одна из самых богатых. Ее анализ, несомненно, важен и необходим, поскольку именно в процессе рассмотрения конкретных ситуаций чаще всего выявляются так называемые пробелы в праве, которые и должен устранять законодатель.
Что касается обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, то в данной сфере правоотношений возникают самые разнообразные вопросы.
Одним из интересных в правоприменительной практике представляется вопрос предоставления жилых помещений военнослужащим, проходившим службу на территории республик бывшего СССР и переведенным для дальнейшего прохождения военной службы на территорию Российской Федерации.
В практике военных судов не раз возникали споры о правомерности действий командования и жилищных органов, которые требовали от таких военнослужащих предоставления справок о сдаче ранее занимаемых жилых помещений.
Позиция Военной коллегии Верховного Суда РФ по данной проблеме была изложена в определении по делу Чурилова, где требование командования о предоставлении военнослужащим такой справки признано правомерным.
Согласно материалам дела Чурилов в 80-х гг. проходил службу в ВВС Черноморского флота, где он и члены его семьи Министерством обороны были обеспечены однокомнатной квартирой в п.г.т. Октябрьское в Крыму.
При переводе для прохождения службы на Северный флот Чурилов эту квартиру забронировал.
По прибытии к новому месту службы Чурилов получил из фонда части двухкомнатную квартиру, а в дальнейшем им был подан рапорт на улучшение жилищных условий.
Когда в ноябре 1997 г. встал вопрос о предоставлении Чурилову трехкомнатной квартиры, в исполком поселкового совета (в Крым) был направлен запрос, откуда поступил ответ, согласно которому жилая площадь Чурилова по прежнему месту службы в 1994 г. приватизирована в равных долях на жену, сына и дочь Чурилова, после чего все члены семьи были выписаны, а квартира продана.
В связи с этим командование отказало Чурилову в улучшении жилищных условий, и он по этому поводу обратился с жалобой в военный суд.
Удовлетворяя требования заявителя о предоставлении ему по новому месту службы жилья по нормам, установленным законодательством, военный суд гарнизона, со ссылкой на п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 22 Закона РФ «О статусе военнослужащих», в своем решении указал, что Чурилов проходил службу в Вооруженных Силах РФ, жилья на территории РФ не имел и потому он имеет право на получение жилого помещения именно в Российской Федерации по нормам и в порядке, установленным жилищным законодательством.

Это интересно:  Аварийное жилье в ленинградской области 2019 год

Обеспечение военнослужащих жильем в СССР

В СCСР обеспечение военных жильём было регулировано Положением, что было утверждено еще в 1981 г. Придерживаясь его, уволенные офицеры по объективным причинам; уволенные в запас военнослужащие; прапорщики, мичманы, сверхсрочники должны были быть обеспечены жильём в срок до 3-х месяцев со дня прибытия. Обеспечение жильем военнослужащих проводилось в аналогичном порядке, но при условии, что срок службы солдата был не меньше 20 лет. Уволенным офицерам или ушедшим в запас предоставлять жильё, несмотря на продолжительность их службы.

Настоящая Политика защиты и обработки персональных данных (далее — «Политика конфиденциальности») подробно объясняет, сайт, размещенный по адресам molodostroy24.ru (в дальнейшем «мы», «наш», «сайт») использует информацию, оставленную Вами или полученную во время любой из Ваших пользовательских сессий (в дальнейшем «Ваша информация»). Политика конфиденциальности составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных), а также иными нормативно-правовыми актами в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных (далее – Данные), которые ООО «ИЛИС Групп» (далее — «Общество») может получить от субъекта персональных данных во время использования сайта. Использование Вами сайта означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности. Вы проинформированы и согласны с тем, что Ваше согласие, данное в электронной форме на сайте, является согласием, полностью отвечающими требованиям действующего законодательства РФ и позволяющим подтвердить факт его получения Обществом. Вы даете своей волей и в своем интересе согласие на обработку, в том числе сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение, использование, передачу администрации сайта, обезличивание, блокирование, уничтожение, передачу третьим лицам персональных данных, включая, но не ограничиваясь следующими персональными данными: ФИО, контактный телефон, адрес email, наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя, ИНН, ОГРН, ОГРНИП, место нахождения юридического лица и индивидуального предпринимателя, банковские реквизиты и иное.

Настоящий документ применяется к сайту. Общество не контролирует и не несет ответственности за сайты третьих лиц, на которые Вы можете перейти по ссылкам, доступным на сайте.

Администратор сайта осуществляет обработку персональных данных, содержащихся в Вашей информации в целях исполнения договора между Администратором сайта и Пользователем на оказание Услуг сайта (см. Правила пользования сайтом).

Общество обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Закона о персональных данных.

Общество имеет право вносить изменения в настоящую Политику.

Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу, юридическому лицу (субъекту персональных данных).

Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с ПД, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение ПД.

Автоматизированная обработка персональных данных – обработка ПД с помощью средств вычислительной техники.

Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных с использованием технологий и технических средств.

Вы имеете право на доступ к своим ПД и следующим сведениям:

– подтверждение факта обработки ПД Оператором;

– правовые основания и цели обработки ПД;

– цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

– наименование и место нахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников)

– сроки обработки ПД, в том числе сроки их хранения;

– порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных Законом о персональных данных;

– наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

– обращение к Оператору и направление ему запросов;

– в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

– при отказе в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

– опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу,

определяющему его политику в отношении обработки ПД, к сведениям о реализуемых

требованиях к защите ПД;

– давать ответы на письменные запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

Вся информация собирается тремя способами.

Во-первых, просмотр нашего сайта приведёт к созданию его программным обеспечением определенного числа «cookies» (небольшие текстовые файлы, загружаемые в папку временных файлов вашего браузера). «Сookies» содержат идентификатор анонимной сессии («session-id»), автоматически присвоенный вам программным обеспечением сайта, а также информацию о прочтенных вами темах форума, повышая таким образом удобство работы.

Во-вторых, к сайту подключен автоматический сервис Яндекс.Метрика и Google Analitics, считывающих параметры вашего посещения сайта. Данные сервисы необходимы нам для анализа проблемных, непонятных и узких мест нашего сайта, выявления сложностей при работе сайта, а также локализации возможных ошибок.

В-третьих, на сайте программно реализована возможность подачи следующих заявок:
заявка на скидку;
заявка на консультацию;
заявка на обратную связь;
другие формы заявок.

Это интересно:  Капитальный ремонт многоквартирных домов свердловская область 2019 год

Указав номер телефона, вы автоматически соглашаетесь на отправку введенных данных организациям-партнерам, получать СМС-сообщения с важной с точки зрения администрации сайта информацией о Накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, в том числе с информацией о текущих скидках и специальных условиях. При возникновении желания отписаться от данной рассылки, Вы должны заполнить заявку в произвольной форме, воспользовавшись формой обратной связи.

Обработка персональных данных осуществляется:

– с согласия субъекта ПД на обработку его персональных данных;

– в случаях, когда обработка ПД необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ функций, полномочий и обязанностей;

– в случаях, когда осуществляется обработка ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом ПД либо по его просьбе (далее – персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных).

Цели обработки ПД:

– осуществление гражданско-правовых отношений.

Категории субъектов персональных данных.

Обрабатываются ПД следующих субъектов:

– любые физические лица и юридические лица.

Общество не несет ответственности за какой-либо причиненный Вам вред или убытки, возникшие в силу наличия неточностей или ошибок в информации, указанной на сайте. Общество не несет ответственности перед Вами за неполучение какой-либо информации по причине проведения профилактических или иных работ технического характера на сайте. Хранящиеся ПД субъектов, которые могут быть получены, могут проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в

запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях,

хранятся в разных папках.

Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых

электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

Данная Политика конфиденциальности размещена на сайте, изменения в Политику конфиденциальности вносятся путем размещения новой Политики конфиденциальности на сайте и вступает в силу с момента ее размещения на сайте, дополнительного уведомления об изменениях не требуется.

Развитие правового института жилищного обеспечения военнослужащих в период с 1825 по 1928 год

Калюжная М.А., аспирант МПИ ФСБ России.

Правовое регулирование жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей было неодинаковым в разные периоды истории и имело свои специфические особенности, являющиеся отражением экономического строя и политики России в определенный период. Словарь Ожегова определяет институт как «совокупность норм права в какой-либо области, общественные отношения» .

См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. 24-е изд. М.: Оникс 21 век, 2003.

В XVII в. происходит формирование военной службы как государственной, что, по мнению автора, связано было с появлением регулярной армии и необходимостью изменений в системе обеспечения и содержания армии. В указанный период формируется всеобщая система защиты государства, впоследствии ставшая основанием для появления развитой сети пограничных городков . В эпоху правления Петра I образуется регулярное войско. В этот период офицеры обеспечиваются квартирами и пастбищами для лошадей. Основным видом обеспечения становится денежное содержание, зависящее от звания и подданства. В связи с увеличением затрат на армию и флот государство могло обеспечивать воинов только служебными квартирами на период службы. Со второй половины XVIII в. осуществлялся переход на казарменное содержание солдат, для этого велось строительство казарм, в связи с чем отпала необходимость расположения основной части войск в домах обывателей. Следует согласиться с мнением Л.М. Пчелинцевой, что проблема предоставления жилья увольняемым с военной службы офицерам не являлась предметом исследования русских военных юристов как неактуальная для того времени . На первое место в указанный период выходила денежная форма обеспечения. В XVIII в. присутствует сочетание различных форм денежного и натурального обеспечения воинов и их семей, в особенности воинов, уволенных со службы: 1) поместная форма обеспечения (от слова «поместье» — поземельное владение, которое давалось служивым людям в собственность). Военнослужащие получали землю задолго до увольнения, в период службы, что позволяет говорить о заблаговременной заботе, хотя и носившей избирательный характер; 2) «денежная» форма обеспечения (на приобретение дома или получение доходов со дворов после ухода в отставку. Офицерам вместо жалованья в период службы давались дворы, на «кормление» могли передаваться целые города); 3) содержание отставных воинов при монастырях (военнослужащие, уволенные с военной службы, ставшие инвалидами и не обеспеченные жильем, пожизненно прикреплялись на содержание к монастырям).

О структуре пограничной стражи см.: Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи России. М.: Граница, 1993. С. 24.
См.: Пчелинцева Л.М. Право военнослужащих на жилище: Теоретический аспект. М.: Норма, 2004. С. 58.

Существовавший в дореволюционной России в XIX — XX вв. порядок обеспечения квартирным довольствием достаточно подробно регламентировался действовавшим в тот период законодательством (Устав о земских повинностях, Свод военных постановлений 1869 г., Положение о воинской квартирной повинности 1874 г.) . Порядок обеспечения жильем военнослужащих условно делился на: обеспечение жильем высших офицеров в период прохождения службы в форме «постоянной повинности» (выделение квартир от земств по месту нахождения воинских частей), размещения на казенных квартирах, а также в форме получения «квартирных денег» для оплаты найма квартир; обеспечение жильем уволенных военнослужащих и членов их семей (поместная форма обеспечения) путем выдачи земельного владения, которое осуществлялось заблаговременно во время прохождения службы, а также иных форм обеспечения (проживание с содержанием отставных военных в монастырях, а также помещение в больницы и инвалидные дома военнослужащих, имеющих тяжелые заболевания). Квартирным обеспечением пользовались и члены семьи офицера, в число которых входили жена, дети и близкие родственники (отец, мать, незамужние сестры), находившиеся на попечении офицера , что нельзя не назвать положительным моментом по сравнению с настоящим временем.

См.: Устав «О земских повинностях», Свод военных постановлений 1869 года, Положение «О воинской квартирной повинности» 1874 года // Сборник узаконений по военному ведомству. Варшава, 1887; Коломацкий С.С. Сборник распоряжений Правительства о квартирном довольствии войск. Херсон, 1885.
См.: Родионов Г.С. Сборник распоряжений и узаконений по военному ведомству. Варшава, 1887. С. 22.

Таким образом, в начале XIX в. чаще всего использовалась постоянная повинность, поскольку государство не имело возможности обеспечить всех военных казенными квартирами. Постепенно она стала заменяться «квартирными деньгами», и условия квартирного довольствия улучшались с ростом должностного положения и с учетом семьи военнослужащего . С 1858 г. увеличивается размер таких денег, включавших денежные средства по оплате квартиры, по оплате содержания конюшни, денежные средства по оплате отопления и освещения. С этого момента «квартирные» деньги стали являться составляющей материального обеспечения военнослужащих. Кроме того, существовал еще один интересный способ обеспечения военнослужащих: в воинских частях мог создаваться «жилищный капитал» (ссуда), который использовался офицерами на строительство собственных жилых домов.

См.: Федотов И.А. Совершенствование системы пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации. М.: URSS, 2006. С. 31.

Свод военных постановлений Российской империи. Херсон, 1869.
См.: Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права). Российский военный сборник. Вып. N 10. М.: Воен. университет, 1996. С. 287; Гаврилова Ю.О. Права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на служебные жилые помещения: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2005. С. 19.

Это интересно:  Как узнать узаконена ли перепланировка квартиры 2019 год

Целесообразно выделить основные черты, свойственные жилищному обеспечению того времени: заблаговременность предоставления жилья или земельных наделов военнослужащим, уволенным с военной службы; реализация прав военнослужащих на жилье; комплексность в обеспечении жильем, т.е. использование различных способов обеспечения. При недостаточности финансирования из бюджета применялись выплаты из местных бюджетных средств или при недостаточности квартир предоставлялся земельный надел.

Поражение в Русско-японской войне в 1905 г. выявило серьезные недостатки в системе комплектования и подготовки офицерских кадров. Появляется необходимость теоретического обоснования установления льгот для военнослужащих, так как их правовое положение отличалось от обычных подданных Российской империи. По мнению юристов, это было связано с развитием военного права и выделением его предмета исследования . Были установлены льготы по квартирному налогу и т.д. В связи с недостаточностью финансирования военнослужащие не могли полностью реализовать право на жилье. Существовали определенные особенности в жилищном обеспечении военнослужащих на период военных действий. При вступлении России в Первую мировую войну Николаем II в 1914 г. было предоставлено право чинам военного ведомства, как действующим, так и из запаса, расторгнуть договоры по найму квартир. В то же время семье офицера продолжалась выплата «квартирных» денег. Обеспечение жильем военнослужащих в России в дореволюционный период (XIX — XX вв.) имеет большое значение, так как дает возможность проследить решение жилищных проблем военнослужащих и применение конкретных мер. Изменения в положении с обеспечением жильем произошли после Октябрьской революции 1917 г. в связи с изменениями состава офицерского корпуса и разрухи после Гражданской войны. Жилищная проблема в армии приобрела большое значение по причине непригодности для проживания имеющихся квартир и дороговизны жилья по найму.

См.: Добровольский А.М. Особенности положения военнослужащих в области публичного права. СПб., 1913. С. 3; Гаврилова Ю.О. Указ. соч. С. 22.

Создание нового государственного строя и новой социально-экономической ситуации в России вызвало необходимость сформировать нормативную базу, которая отвечала бы интересам построения государства. В этой связи Постановлением Совета Обороны СССР от 18 декабря 1918 г. были образованы квартирные комиссии по предоставлению временного жилья в воинских частях для военнослужащих, участвующих в боевых действиях. По окончании военных действий квартирные комиссии были упразднены с передачей их аппарата в распоряжение жилищного отдела Народного комиссариата внутренних дел и местных жилищных подотделов с возложением на них функций предоставления жилья военнослужащим. В условиях достаточно активно осуществляемых реформ в 20-е годы прошлого столетия СНК был издан Циркуляр Главного управления коммунального хозяйства НКВД от 24 декабря 1921 г. N 552 «Об улучшении жилищных условий военнослужащих» . Он определил первоочередность получения жилья военнослужащими по сравнению с другими категориями граждан, нуждающихся в жилье. Значение данного нормативного акта состояло в том, что он впервые в России прямо указал на необходимость удовлетворения жилищной потребности военнослужащих в первоочередном порядке. Следующим этапом развития льготного порядка обеспечения военнослужащих жильем явилось принятие двух нормативных актов: 1) Приказ Революционного военного совета Республики и Народного комиссариата внутренних дел СССР от 21 апреля 1922 г. N 1000 , определивший механизм реализации льготного порядка обеспечения жильем военнослужащих. С этого момента на начальников военных учреждений была возложена обязанность выдавать справки, удостоверяющие жилищные права военнослужащих и членов их семей, а также представительствовать в суде в качестве третьих лиц в случае жилищных споров военнослужащих. Необходимо отметить важность указанного Приказа для исторического развития механизма защиты жилищных прав военнослужащих, состоящую в том, что впервые законодательно закрепляется представительство начальников военных учреждений в суде по жилищным спорам военнослужащих; 2) утверждение Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР от 29 октября 1924 г. Кодекса законов «О льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Красного Флота СССР и их семей» явилось попыткой решить вопросы материального и бытового обеспечения военнослужащих.

Постановление Совета Обороны «Об образовании жилищных комиссий» // Собрание законов и распоряжений СССР. М., 1918. N 16.
См.: Пчелинцев С.В. Квартирное довольствие военнослужащих после гражданской войны // Военно-юридический журнал. 2004. N 7. С. 40.
Приказ Революционного военного совета Республики, Народного комиссариата внутренних дел СССР. N 1000 // Жилищное законодательство РСФСР / Сост. В.Н. Гурский. М., 1924. С. 183, 184, 192.
См.: Собрание узаконений и распоряжений СССР. N 28. М., 1924. С. 190.

Кодекс «О льготах и преимуществах для военнослужащих» стал первым кодифицированным законодательным актом в жилищной сфере. Впервые в нем появляется понятие «льготы» для военнослужащих при увольнении с военной службы. Жилищная площадь для данной категории лиц предоставлялась в первую очередь перед другими категориями граждан и в установленном законом порядке (использовать льготу можно было не позднее 6 месяцев со дня увольнения и по месту жительства до военной службы). Военнослужащим командного состава предоставлялось право пользоваться дополнительной площадью . В Кодексе не получили подтверждения нормы о порядке обеспечения жильем, поэтому требовалось принятие иного нормативного акта. Таким образом, после 1917 г. военнослужащие получают преимущественное право на обеспечение жильем после увольнения с военной службы. Это было связано с процессом демобилизации военнослужащих и требовало осуществления значительных мероприятий со стороны государства. Помимо предоставления льгот государство возложило на местные исполкомы и советы защиту жилищных и иных интересов красноармейцев и членов их семей в случае нарушения их интересов. Таким образом, можно говорить о появлении обеспечения восстановления нарушенных прав военнослужащих.

См.: Пчелинцев С.В. Квартирное довольствие военнослужащих после гражданской войны // Военно-юридический журнал. 2004. N 7. С. 41.

Дальнейшее развитие жилищного обеспечения военнослужащих выразилось в утверждении Инструкции Наркомвоенмора и Народного комиссариата внутренних дел СССР от 1928 г. N 223/ХО/9 «О порядке обеспечения жильем в городах лиц кадрового начальствующего состава армии, переводимых по службе в другой город» . В ней конкретизировался: порядок выделения городскими советами жилой площади по заявкам начальников гарнизонов; половина от оплаты по ставке квартирной платы; сохранение жилья за военнослужащими при нахождении в длительной командировке. Таким образом, система жилищного обеспечения военнослужащих в России в своем развитии была связана с процессом становления военной службы как особого вида государственной службы и отражала экономическое развитие России в определенный период, оказывала влияние на законодательство в области жилья военнослужащих. Законодательство о жилищном обеспечении военнослужащих развивалось активными темпами, что дало правовую основу для развития в будущем.

Статья написана по материалам сайтов: voenprav.ru, www.molodostroy24.ru, wiselawyer.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector